Фост Юрий Николаевич : другие произведения.

Памяти Зигфрида Вильгельма Дена

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

 []
  
   12 апреля 2008 года исполняется 150 лет со дня кончины в Берлине крупнейшего теоретика музыки первой половины XIX века, члена Академии искусств, издателя и педагога Зигфрида Вильгельма Дена (Siegfried Wilhelm Dehn) (родился 25 февраля 1799 г., Альтона/Гамбург)
   Его заслуги перед двумя ярчайшими культурами Европы - немецкой и русской - настолько значительны, что они вправе быть увековечены после стольких лет забвения хотя бы на первых порах как минимум памятной доской на доме по Мариенштрассе,28, где Ден провел последние годы своей подвижнической жизни.
  
   Многие талантливые европейские музыканты еще при жизни Зигфрида Вильгельма Дена с гордостью называли себя его учениками. Но наибольшую радость доставляло ему, выдающемуся музыкальному теоретику и педагогу, слышать это признание от создателя первой русской национальной оперы Михаила Ивановича Глинки.
   Если бы нужно было привести пример необычайно прочных и столь же длительных творческих и чисто человеческих отношений между представителями двух таких высоких культур, как русская и немецкая, а именно такие отношения создают твердую основу уважения и понимания между великими народами, - то в их числе можно было бы на одном из первых мест поставить плодотворное сотрудничество и сердечное доверие, которые почти четверть века согревали дружбу Зигфрида Вильгельма Дена и Михаила Ивановича Глинки. Ее прервала лишь безвременная смерть М.И. Глинки 15 февраля 1857 года, случившаяся в Берлине практически на руках Дена.
  
   Признавая заслуги Дена и масштаб его личности, его роль в становлении гения русской музыки - М.И.Глинки, Общество друзей памяти Глинки (ныне Берлинское Общество им. Глинки) с первых же дней своего существования поставило своей целью увековечение памяти этих двух людей в городе, где они много и с энтузиаз-мом работали вместе, наслаждались музыкой и где преданный Ден проводил своего великого русского друга в последний путь, отдав ему первые почести после кончины - в городе Берлине. Памятная доска Михаилу Глинке на доме по Францзишештрассе,8 была установлена 18 февраля 2000 года. Теперь пришло время совершить этот акт в пользу памяти Зигфрида Вильгельма Дена.
  

* *

*

   Берлин по праву гордится своими богатейшими культурными сокровищами.
   Среди них одно из ведущих мест занимают фонды Государственной библиотеки прусского культурного наследия (Staatsbibliothek zu Berlin - Preussischer Kulturbesitz). Весьма серьезную долю этих фондов составляет крупнейшее в Германии и одно из наиболее значительных в мире Музыкальное собрание библиотеки.
   На высокую должность Хранителя коллекции 2 мая 1842 года специальным указом короля Фридриха-Вильгельма IV был назначен Зигфрид Вильгельм Ден(1799 - 1858), известный и признанный к этому времени музыкальный теоретик. Об этом ходатайствовали Александр фон Гумбольдт и Джакомо Мейербер. Они верили, что только такой высоко эрудированный и преданный делу специалист, сможет посвятить себя целиком не только поддержанию и систематизации собрания, но и его постоянному профессиональному пополнению за счет музыкального наследия всех времен и народов.
   .
   Под руководством Дена началось подлинное становление и расцвет Музыкального отделения Королевской библиотеки. Он произвел систематизацию и каталогизацию фондов, обеспечил систематическое их пополнение за счет новых приобретений или обменов с другими музыкальными собраниями по всей Европе. Ден совершал многочисленные поездки за границу с целью обнаружения исчезающих редкостей и сохранения их в берлинской коллекции.
   Приобретенные Деном сокровища музыкальной литературы до сего дня образуют основу и главное богатство Государственной библиотеки прусского культурного наследия.
  
   Благодаря превосходному чутью и эрудиции Дену удалось обнаружить знаменитые теперь "Бранденбургские концерты" И.С.Баха. Его первая их публикация в 1850 году пополнила сокровищницу наследия мировой музыкальной культуры. В качестве одного из примеров теоретической разработки Деном творчества Баха является его "Анализ трех фуг из "Хорошо темперированного клавира"".
   Усилиями Дена были сбережены для потомков творческий архив композитора Отто Николаи, а также первоначальная партитура единственной оперы Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Ундина",
  
   Вторая половина сороковых годов XIX века - расцвет всеобщего признания Дена его современниками в качестве крупнейшего музыкального теоретика и педагога. Собственные оригинальные работы Дена, публикации им ранее не издававшихся классических произведений, редактирование "Собрания старой музыки 16 и 17-го столетий"(Sammlung Alterer Musik aus dem 16ten und 17ten Jahrhunderten. Berlin,1837) в 12 выпусках принесли ему не только европейскую, но и мировую известность. Г
   В 1842 - 1848 годах он являлся редактором научно-музыкального журнала "Цецилия" (CДcilia), издававшегося в Майнце с 1824 года. Здесь также печатались и его работы.
  
   Труды Дена в качестве преподавателя теории музыки стали неоценимым вкладом в развитие практической музыкальной культуры. Опубликованное им еще в 1840 году "Теоретико - практическое учение о гармонии" ("Theoretisch - praktische Harmonie-lehre") стало широко известным далеко за пределами немецких земель.
   Начало работы над этой монографией может быть отнесено к 1833/34 годам, когда у Дена появился первый выдающийся ученик - русский композитор Михаил Глинка.
  
   Впервые специально для Глинки Ден собственноручно изложил на бумаге в нескольких тетрадях "науку гармонии, или генерал-бас, науку мелодии, или контрапункт, и инструментовку". "Ден не только привел в порядок мои познания, но и идеи об искусстве вообще, вспоминал далее Глинка, и с его лекций я начал работать не ощупью, а с сознанием". Нелишне сказать, что к этому времени великий мелодист Глинка уже успел сочинить немало глубоко оригинальных произведений, пользовавшихся большим успехом среди любителей музыки.
   С первой же встречи осенью 1833 года между Деном и Глинкой возникла глубокая взаимная симпатия. Установившиеся уже тогда прочные и уважительно-дружеские отношения Ден и Глинка пронесли через всю свою последующую жизнь. Они переписывались. Глинка посылал Дену по его просьбе свои сочинения и при любой своей поездке за границу и при возвращении в Россию он стремился встретиться с Деном, чтобы насладиться личным общением и вместе с ним - музыкой любимых композиторов. Наконец, в 1856 году, будучи уже маститым автором двух фундаментальных опер и множества других произведений, Глинка специально направился в Берлин к Дену, чтобы с его помощью овладеть западными "церковными тонами и канонами разного рода" и использовать углубленные знания при работе над православными песнопениями. Глинка, по его словам, был "почти убежден, что можно связать Фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака". Он называл Дена "гениальным maestro" и в своих биографических "Записках" отмечал, что тот "бесспорно первый музыкальный знахарь в Европе". "...Дену обязан я более всех других моих maestro".
   Ден отвечал Глинке важным для композитора профессиональным признанием, что его произведения как "по счастливейшему выбору и изобретательной оригинальности тем, прозрачной и эффективной манере изложения и, наконец, как по гениальной бережливости в средствах, так и законченной округленности отдельных частей при ясности целого, они стоят на высокой ступени в искусстве. ... Вы проложили совершенно своеобразное и в своем роде совсем новое направление в искусстве" (Письмо З. Дена М.И.Глинке от 2 сентября 1854 г.).
   /По оригиналу письма Дена: "...Sie haben sich durch die glЭcklichste Wahl
   und Erfindung origineller Themas, durch saubere und effektvolle AusfЭhrung
   des ganzen und endlich auch durch geniale Oekonomie in Anwendung der Mittel
   zur AusfЭhrung wie auch durch die vollendete Abrundung der Form der
   einzelnen Teile und durch Klarheit des ganzen auf eine hohe Kunststufe gestellt.
   ...Sie haben eine ganz eigentЭmliche und in ihrer Art ganz neue Kunstrichtung
   eingeschlagen."/
   В числе других знаменитых русских учеников Дена были братья Антон и Николай Рубинштейны. Личность Дена, его историзм и взгляды на музыкальное развитие без сомнения оказали на них серьезное влияние. Воплощая в жизнь идеи Дена о необходимости систематического музыкального образования даже для прирожден-ных талантов, Антон Рубинштейн основал консерваторию в Петербурге (в 1862 г.), а брат - в Москве (1866).
   В числе других учеников Дена из России были рекомендованные ему уже самим Глинкой Василий Энгельгардт, ученый и музыковед, и Владимир Кашперов, композитор и будущий профессор Московской консерватории.
   Среди известных немецких музыкальных педагогов и музыкантов, учившихся у Дена, блещут такие имена, как Мартин Блюммер, Петер Корнелиус, Фридрих Киль, Теодор Куллак, Фридрих Август Райсигер и многие другие.
   Вдохновенный портрет Зигфрида Дена, написанный Адольфом Менцелем в 1854 г., можно видеть в Берлинском городском музее.
  
  
   Председатель правления
   Берлинского Общества им. Глинки
   (Glinka-Gesellschaft Berlin e.V.)
  
  
   Ю.Фост
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"