Фост Юрий Николаевич : другие произведения.

Василий Николаевич Масютин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    1. Обращение к Послу Российской Федерации в Федеративной республике Германии В.М. Гринину.
    2. Тезисы к докладу о В. Н. Масютине и экскурсии к его работам в здании посольства РФ 10 марта 2015 г.
    3. Переписка с Ильдаром Галеевым, галеристом, историком искусства, экспертом в области исследования отечественного искусства периода 1920-30-х годов, коллекционером, издателем.
    4. Библиография.


  
  1. Обращение к Послу Российской Федерации в Федеративной республике Германии В.М. Гринину
  
  
   Берлин, 27 октября 2014 г.
  
Обращение к Послу Российской Федерации в Федеративной Республике Германии

Владимиру Михайловичу Гринину

Многоуважаемый Владимир Михайлович!

    От имени Берлинского общества  имени Глинки просим принять искреннюю благодарность за организацию в стенах Посольства великолепной выставки, ярко  свидетельствующей о высоких проявлениях  русской культурной жизни в Берлине 20-х годов прошлого века. Место её проведения ещё раз подчеркивает важность, придаваемую современной Россией поддержанию традиций культурных связей и сохранению памяти о выдающихся русских людях, которые служили установлению и развитию этих связей, щедро делясь своим опытом и достижениями  с широкой зарубежной аудиторией и деятелями искусства во всех его сферах. Большое спасибо всем, кто внёс свой вклад в содержательное наполнение выставки и её оригинальное художественное исполнение! Прекрасно изданный альбом позволит надолго сохранить память об этом событии.
    Берлинское общество  имени Глинки считает своим долгом не ограничивать свою деятельность только лишь заботой о памяти и трудах великого русского композитора, много раз бывавшего в Берлине и окончившего  здесь свои дни. Проведение мероприятий, связанных с именем Глинки, позволяет поднимать вопросы культурных связей и продвижения русской культуры в весьма широком диапазоне. Самый наглядный пример - теснейшее единство литературы, музыки, театрального и изобразительного искусства в неразрывной связи  творчества  двух  наших  гениев - Пушкина  и Глинки. И юбилеи их, кстати, совпадают,  различаясь только окончанием, кратным цифре 5. К сожалению, об этом нередко забывают и тем  невольно снижают возможности воздействия на культурную  аудиторию.
   Исходя из целей и задач, столь рельефно проявившихся в организации нынешней выставки, мы хотели бы привлечь Ваше внимание к творчеству видного представителя русского изобразительного искусства, мастера гравюры, плодотворно работавшего  в Берлине с начала 20-х годов прошлого века вплоть до кончины в 1955 году и совершенно незаслуженно забытого - Василия Николаевича Масютина. Его имя в текстах при экспонируемых материалах упоминается лишь в связи с выпущенным в 1922 г. "Медным всадником" А.С.Пушкина (N473) в издательстве Нева и работой И. Билибина среди произведений, представленных на обозрение  участниками Художественной выставки "Русская живопись и графика" в 1930 г. (N168). А между тем, в 1922-25 годах В.Н. Масютиным  иллюстрировано было более 45 изданий русских классиков - А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева,  А.П.Чехова, А.А. Блока - на русском и в переводах на немецкий язык. Он был также живописцем, художником сцены и скульптором.
   Имя В.Н.Масютина  привлекло нас впервые при техническом описании мемориала М.И.Глинки на православном кладбище при храме Константина и Елены в Альт-Тегеле. Это - единственный сейчас в Германии (и в Европе!) мемориальный ансамбль, посвященный великому композитору, состоящий  из  его бюста и обвивающей колонну с ним декоративной ленты с барельефными изображениями персонажей из опер "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила" (по одноименной поэме А.С.Пушкина).Оба указанных объекта мемориала (бюст и лента) несут на себе сигнатуры В.Н.Масютина (1947).
   Это, конечно, очень важно, особенно для задач Общества имени Глинки, но главным в обращении к Вам в настоящий момент служит  иное:  
  Василий Николаевич Масютин является автором архитектурно-художественного оформления  современного здания Посольства Российской Федерации.
   Им созданы:
   1.Барельеф на фронтоне над парадным входом в Посольство с гербом СССР, а также фигурами рабочего и колхозницы со знаменами по сторонам герба
   2.Четыре фигуры - рабочего, шахтера, молодой работницы и колхозницы - на  башне  над  парадным  входом
   3.Трехфигурная скульптурная композиция "Материнство" - молодая женщина  с  двумя  детьми - находится  сейчас на заднике сцены  Концертного зала Посольства
   4.Предположительно - барельефы гербов союзных республик в Гербовом  зале.
  
   Этот факт подтверждается опубликованными в литературе документальными свидетельствами:
   а) направлением, выданным В.Н.Масютину Магистратом Берлина 24 сентября 1946 г. на получение усиленного продуктового снабжения ввиду производства им  тяжелых  скульптурных  работ, что было тогда возможно только по решению Советской военной администрации в Германии (СВАГ)
   б) фотографиями В.Н.Масютина завершенных им работ, созданных в его рабочей мастерской, развернутой в 1946-47 гг. в сохранившихся еще к тому времен частях  помещений  довоенного здания  Советского посольства, после сноса руин которого  на  этом  месте  был  построен  новый  комплекс.
   Отсутствие указаний в советских источниках об участии  В.Н.Масютина в строительстве и оформлении нового здания Советского посольства в Берлине,  при том что имя его  никогда не находилось под  общим запретом  и упоминания о нем  время от времени встречались в публикациях о послереволюционном развитии  искусства  гравюры в Советском Союзе,  автор   основательного труда о художнике, изданного в Берлине в 2003 году (Waltraud Werner), относит к ряду обстоятельств, связанных с деятельностью советской контрразведки непосредственно после капитуляции столицы Германии и полного разгрома немецкого фашизма. В числе лиц, подвергнутых длительной проверке, оказался В.Н.Масютин. Все подозрения в отношении него были сняты, что позволило Советской военной администрации поручить ему выполнение столь ответственного скульптурного заказа. Видимо, как считает автор упомянутого труда, по правилам того времени В.Н.Масютин дал расписку о неразглашении и соблюдал это обязательство до конца жизни. По прошествии лет никто уже и не мог предполагал иного, что всё скульптурно-художественное оформление здания Посольства принадлежало группе архитектора А.Я.Стрижевского, имя которого указано на двух табличках - на стене снаружи, к улице Унтер ден Линден, и к выходу в сад.
   Просим рассмотреть предложение расширить эту информацию, добавив сведения о В.Н.Масютине. 10 февраля 2014 года исполнилось 130 лет со дня его рождения, а в будущем году-25 ноября 2015 г. - 60 лет со дня его смерти в Берлине, где он и был похоронен.
   К этому времен можно было бы продумать возможность устройства широкой выставки его работ.
   С глубоким уважением
   Ю.Н.Фост
  
  Иллюстративный материал к Обращению содержится в Иллюстрациях под номерами 0a_1 - 0a_5: http://samlib.ru/img/f/fost_j_n/m_a/index.shtml
  
  
* * * * *
  
  2. Тезисы к докладу о В. Н. Масютине и экскурсии к его работам в здании посольства РФ 10 марта 2015 г
  
   Василий Николаевич Масютин (1884-1955) - один из выдающихся представителей русской культуры первой половины 20-го века, человек многогранных талантов, особенно проявивший себя в области живописи, графики и офорта. Будучи уже признанным специалистом в этой области, он стал ярким мастером книжной иллюстрации. Работая в Германии с 1922 года в период т. наз. "Русского Берлина" и позднее, он в большой мере способствовал развитию в этой стране интереса и любви к русской классической и современной прозе и поэзии, проиллюстрировав большое число произведений Пушкина, Толстого, Достоевского, Гоголя, Блока и др., переиздававшихся разными издательствами на русском и немецком языках. Публиковался как художественный критик и теоретик изобразительного искусства. Участвовал в многочисленных художественных выставках по всему миру, чем способствовал расширению знаний о высоком уровне русского изобразительного искусства. Был оригинальным художником театральных и кинематографических декораций, сотрудничал с Театром Михаила Чехова. Выступал с собственной прозой. Работал в области скульптуры. В 1946-1947 гг. внес большой вклад в архитектурно-художественное оформление нового здания Советского (ныне Российского) Посольства в Берлине, а также в сооружение мемориала великому русскому композитору М.И.Глинке на русском православном кладбище в районе Берлина Альт-Тегель.
   Доклад посвящен памяти большого русского мастера и патриота России, имя которого оказалось незаслуженно забытым. В 2014 г исполнилось 130 лет со дня его рождения, а в текущем, 2015 году, будет отмечаться 60 лет со дня его кончины в Берлине.
   Берлинским обществом имени М.И.Глинки заявлена инициатива о размещении памятной доски на доме, где В.Н.Масютин жил с семьей с 1932 по 1955 г., а также таблички на стене здания Посольства РФ о нём, как авторе скульптурного оформления, наряду с уже имеющейся аналогичной информацией об архитекторе этого сооружения А.Я.Стрижевском.
  
   Ю.Н.Фост
   Председатель Берлинского
   общества им М.И.Глинки
  
   10 марта 2015 г.
   Российский дом науки и культуры
   Берлин
  
   О встрече в РДНК 10.03.2015 имеется информация на сайте Россотрудничества:
  http://deu.rs.gov.ru/ru/node/3178
  
  
  
* * * * *
  
  3. Переписка с Ильдаром Галеевым, галеристом, историком искусства, экспертом в области исследования отечественного искусства периода 1920-30-х годов, коллекционером, издателем
  
   ПИСЬМО ИЛЬДАРУ ГАЛЕЕВУ:
  
   Понедельник, 16 марта 2015, 14:01 +03:00
   От: Юрий Фост :
  
   gallery@ggallery.ru
   Вниманию г-на Ильдара Галеева
   Многоуважаемый господин Галеев!
  
   Пишу Вам, чтобы с некоторым запозданием сердечно поблагодарить Вас за прекрасный дар памяти замечательного человека и художника Василия Николаевича Масютина - организацию и проведение в Галеев-Галерее весной 2012 года выставки его работ и за Ваш труд по изданию великолепной сопроводительной книги к этому событию (см. Библиография, п. 1).
   Крайне тронуты мы были подарком нам этой книги. Жена моя, с которой мы основали Берлинское общество имени М.И.Глинки, посетила Вас по моей просьбе летом 2014 года. Встретившая исключительное Ваше расположение, она сообщила Вам тогда, что имя Масютина мы узнали ещё в 1996 году при составлении описания памятных мест в Берлине, связанных с великим композитором. Я увидел и запомнил его, когда подробно осматривал мемориал Глинки на православном кладбище в районе Берлина Альт-Тегель. Оно обозначено в двух местах - на левом обрезе плеча бюста Глинки, установленного
   на колонне, и на декоративной барельефной ленте, обвивающей колонну.
   Многие попытки получить в архивах какие бы то ни было сведения об авторе мемориала оказывались в течение многих лет безуспешными. А ларчик открылся вдруг весной 2014 года, когда в каталоге Берлинской государственной библиотеки прусского культурного наследия вдруг мелькнуло знакомое мне имя! В названии изданного Вами труда среди новых поступлений!
   Не знал бы этого имени, прошёл бы, наверное, мимо: забытое, ничего никому не говорящее. Потом нашлись и книги Вальтрауд Вернер и Ксении Вернер и других авторов....
   Я загорелся мыслью о необходимости возродить память о В.Н.Масютине в Берлине, т.е. поставить хотя бы памятную доску на доме, где он жил до самого своего конца, и добиться публичного признания его авторства в отношении мемориала Глинки в Альт-Тегеле и архитектурно-художественного оформления здания посольства России, включая скульптуру "Материнство", которая находится сейчас там внутри, на сцене концертного зала.
   Провёл экскурсии к мемориалу в Альт-Тегеле, организовал посещения Посольства, чтобы воочию ознакомить участников встреч Клуба "Русское слово" при Российском доме науки и культуры с работами В.Н.Масютина. Тезисы моего выступления в Клубе 10 марта с.г. и некоторые фотографии прикрепляю здесь ниже.
   На фото кладбища Friedhof-Grunewald представлены "почетные" могилы на фоне дома Масютина. Его же захоронение не сохранилось, не будучи оплачиваемым после отъезда дочери. Может быть, и там поставим какой-нибудь знак...
   Вот так поведал я Вам вкратце о том, как на сегодняшний день мы пытаемся в Берлине в меру наших сил и возможностей хотя бы в какой-то степени ответить делом на Ваш поистине великий труд. Исключительна и долженствующая быть отмеченной заслуга замечательной славистки Вальтрауд Вернер.
   Прямо-таки из пепла возвращается к жизни в истории русского изобразительного искусства имя такого выдающегося человека и мастера, каким был Василий Николаевич Масютин. Честь Вам!
  
   С наилучшими пожеланиями здоровья и всех возможных успехов
   Ю. Фост
  
  
  
   ОТВЕТ ИЛЬДАРА ГАЛЕЕВА:
  
   Дата: 18.03.2015
   От: Галеев-галерея
   Кому: Юрий Фост
  
   Re: дар памяти В.Н.Масютина
  
   Дорогой Юрий Николаевич!
   Мне бесконечно приятно было получить от Вас это письмо.
   Всё же - не зря, не попусту - все усилия, люди узнают имя замечательного
   художника.
   Отношусь с величайшим уважением к Вашей миссии.
   Желаю Вам добра и процветания.
   В планах - издание книги Масютина в 2016 году. Его рукопись с текстом о
   живописи и культуре ХХ века - сейчас расшифровывается.
   Даст бог, и все мы увидим эту книгу.
  
   Всегда буду рад Вам помочь в Ваших делах и начинаниях
   с уважением
   Ильдар Галеев
   www.ggallery.ru
  
  
  
* * * * *
  
  4. Библиография
  
   1. Василий Николаевич Масютин. 1884-1955. Графика, рисунок, живопись. Сост. и ред. И.И.Галеев. Сопроводительное издание к одноименной выставке, апрель-июнь 2012. - М.: Галеев-Галерея, 2012. - 280 с.,ил. 350, библиография 143 поз.
  
  2. Раздел библиографии на немецком языке из издания "Галеев-Галерея", (позиции 129-143):
  
   Библиография о В.Н. Масютине на немецком языке []

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"