Форш Татьяна : другие произведения.

Несколько слов о тетралогии "Аланар"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Несколько слов о недавно вышедшей тетралогии "Аланар" любезно сказал критик и литературовед Кирилл Савельев.


Несколько слов о тетралогии "Аланар"

ПРЕДСКАЗАННЫЙ СВЕТОЧ

(о тетралогии "Аланар" Татьяны Форш)

   Когда речь заходит о российской юмористической фэнтези, со многими моими собеседниками из числа "серьезных писателей" и литературных критиков происходит удивительная трансформация: одни строят кислые физиономии и начинают сыпать нехорошими словами, а другие вытягивают губы, словно собираясь завыть, или скалятся, как вампиры. Добиться от них чего-либо содержательного практически невозможно: в лучшем случае, они переходят на доверительный тон и говорят что-нибудь вроде "ну, старина, ты же сам понимаешь..." Я-то как раз немного понимаю, и хотя это не мой любимый жанр, стараюсь знакомиться хотя бы с некоторыми новинками. Поэтому придется полагаться на собственный опыт, без оглядки на мнение маститых литераторов.
   В широком смысле, произведения отечественных авторов в жанре фэнтези с заметным юмористическим уклоном можно разделить на две категории. Одни берут за основу переработанный сценарий какой-нибудь ролевой игры и пытаются дополнить его юмором "в духе Терри Пратчетта", хотя на самом деле пользуются подростковым жаргоном и школьными анекдотами, или, в лучшем случае, вечными байками из студенческих общежитий. При этом все герои, хорошие и плохие, молодые и пожилые, говорят абсолютно одинаково и похожи друг на друга как две капли воды, за исключением вторичных признаков. Другие авторы работают с оригинальной идеей и стараются наделить своих персонажей характерными качествами, делающими их более похожими на реальных людей. К числу последних, несомненно, принадлежит Л. Астахова, Н. Первухина, М. Быкова и Н. Телятникова, а также другие авторы, чьи произведения публиковались в издательстве "Альфа-книга". Мужчинам, очевидно, юмор дается труднее, если не считать известных и знаменитых.
   Признаться, знакомство с первой книгой тетралогии Татьяны Форш вызвало у меня определенное сомнение, особенно из-за обилия словосочетаний вроде "пьянь ушастая" или "козел безрогий" и назидательных эпиграфов типа "бесплатный сыр бывает только в мышеловке". Но, если продолжать изъясняться в том же духе, аппетит приходит во время еды, и по мере употребления следующих томов впечатление становилось все более благоприятным. Здесь существует простое эмпирическое правило: если автору нечего сказать, то его герои продолжают повторять избитые афоризмы и в конце остаются такими же скучными и предсказуемыми, как в начале, а если автор пользуется определенным языком, чтобы подчеркнуть молодость и жизнерадостность своих персонажей, развивая их характеры по мере взросления (а здесь оно нешуточное по человеческим меркам), тогда дело другое. Кроме того, разные книги тетралогии построены по разному принципу, от квеста со множеством коротких эпизодов до "героической" фэнтези и reality-fiction (непереводимый английский фольклор, нечто вроде приключений магических героев в реальном мире), так что читателю есть, из чего выбирать. Кому-то больше понравится начало, кому-то продолжение. Напоследок скажу, что на заре эпохи свободного книгоиздания в России мы с моим другом-переводчиком много спорили о будущем популярной литературы. Я наивно полагал, что важна эстетическая, культурная и просветительская составляющая, а он уверял, что все это гроша ломаного не стоит, если "читать неинтересно". Отдавая должное его памяти, признаю, что он был совершенно прав. Конечно, кому-то интересно читать Дюма или Дэна Брауна, а кому-то Умберто Эко и Кортасара, но процентное отношение несопоставимо. Впрочем, это совсем другая история.
   Итак, почему интересно читать книги Татьяны Форш? Потому что они не требуют от читателя напрягать извилины в попытке проследить культурное происхождение терминов и традиций и гармонично сочетают мировоззрение молодого, полного сил человека с магической реальностью жизни. Нет, это не оговорка: мир вокруг нас полон магии, что многие интуитивно чувствуют, и для соприкосновения с нею не обязательно переноситься за тридевять земель, пусть даже в чудесный Аланар, бледным отражением которого является наша милая сердцу действительность. Подтверждение этому можно найти и у автора ("Сердце Светоча"), когда уроженцы разных миров собираются на Алтай, чтобы найти спасение от угрозы для того места, где находится средоточие бытия. Хорошая фэнтези рано или поздно перестает быть "семейным делом" и выходит на более высокий уровень, хотя для спасения семьи все средства хороши, что у людей, что у эльфийских правителей.
   Компания, надо сказать, подобралась впечатляющая. Помимо трех Великих с Земли (я как мужчина сочувствую непутевому Степану из-за его профессии археолога и некромантических способностей доброго доктора из фильма "Реаниматор"), это блистательный Велия (надеюсь, списанный с натуры), добродушный Лендин, раздолбай Ларинтен (я насчитал не более трех эпизодов, когда он был бы трезвый и не под кайфом). Видовое разнообразие дополняют симпатичный азиатский бес Ферес и змееподобный заураск Глисс -- правда, потом они куда-то пропадают, и их место занимают драконы Шарз и Ниаза, а также безнадежно влюбленный в свою мечту гном Крендин, в миру Кирилл. Героям нужны подобающие противники, коих находится в избытке, хотя поначалу они не ставят перед собой великих целей и всего лишь хотят сохранить душевное равновесие... ну и может быть, немножко спасти мир от нечисти. Все это служит отличным фоном для бурного развития отношений между Тайной и Велией, где коса девического самолюбия находит на камень эльфийской премудрости. Эта история стара как мир, но возрождается ежедневно и ежечасно. Что с того, что итог предопределен, и "милые бранятся -- только тешатся"? Оригинальность в данном случае ограничивается лишь трагическим итогом событий, а это было бы жестоко и несправедливо.
   Интересные и неожиданные повороты поджидают читателей во второй части тетралогии. Ведущие и ведомые меняются местами, и вот уже Тайна спасает потерявшего память Велию и отогревает его своим теплом и драконьей магией. Эта часть наиболее "героична" тому что в ней происходит столкновение двух главных рас (что ни говори, а основная интрига закручивается вокруг эльфов и людей), а старый друг, невольно ставший участником заговора, приносит себя в жертву во искупление вины. Правда, высшая жертва уже была принесена, когда Велия исполнил ритуал "разделения жизни" во имя любви. И эта любовь дает более чем ощутимый результат в виде близнецов Дариана и Саниэль, которым предстоит сыграть важную роль в следующих книгах.
   В третьей книге ("Предсказанный враг"), где действие происходит примерно через 60 лет по магическому времени, появляется очередной злодей, претендующий на роль всемирного узурпатора. Честно говоря, эльф Люминель в качестве претендента на трон выглядит бледно не только по сравнению с изрядно повзрослевшими героями, но и по сравнению со своим сообщником-полукровкой Бервулем, чья сестра Мейана впоследствии отзовется о нем как о "глупом мальчишке, решившем в одиночку сунуться в логово змей". Его единственная "заслуга" состоит в том, что он похищает детей Тайны и переносит их на Землю, тем самым открывая путь для короткой одиссеи по разным мирам, которая заканчивается в нашем отечестве на манер хорошего современного боевика со спецслужбами, секретными больницами и штурмом "нехорошей квартиры" (да, без Булгакова здесь все-таки не обошлось).
   Пожалуй, наиболее интересной в плане стилистического разнообразия, да и просто увлекательности повествования, выглядит четвертая книга ("Сердце Светоча"), где большая часть действия происходит на хорошо знакомых российских просторах. Здесь можно было бы пуститься в пространные рассуждения об особой миссии нашего народа для Истинного мира, но я почему-то уверен, что автор не ставил перед собой такую задачу. Скорее, здесь снова происходит противоборство мужского и женского начала; и те, и другие параллельно движутся к цели, которая может быть достигнута только совместно. Казалось бы, все давным-давно доказано, дети подросли, но герои не утратили вкус к соперничеству. Также важен урок, что будущее, пусть даже предсказанное и увиденное, можно изменить непреклонностью своего намерения. У не слишком любимого мною Стивена Кинга есть экранизированная новелла "Мгла", где главный герой, пройдя через все испытания, в конце концов впадает в отчаяние и убивает своего сына и всех спутников, чтобы избавить их от худшей участи. Но девиз "мы хотя бы попытались что-то сделать" теряет смысл, когда он узнает, что спасение было рядом, стоило лишь подождать еще несколько минут. Смысл в том, что пытаться надо до самого конца, и нельзя жертвовать близкими, даже если это обещает отвести угрозу от остальных. Именно так и поступают персонажи Татьяны Форш, хотя и не разглагольствуют об этом, предпочитая обычные подначки. Даже когда сила Светоча переносит их в иллюзорную реальность, где все кажется потерянным, они продолжают сражаться, переходя от одного видения к другому, и наконец рассеивают кошмар уже в своей действительности. Такое упорство заслуживает похвалы... и еще тысячу лет беспечальной жизни в кругу родных и близких друзей в Аланаре. Не знаю, как там устроено у эльфов, но я заскучал бы гораздо раньше и отправился бы если не в Италию и дельту Ориноко, то на Алтай или Полярный Урал. Но это так, к слову, а вообще-то все проявили себя с лучшей стороны.
   Напоследок хотелось бы посетовать, что наш собственный мир у автора выглядит каким-то убогим и беспросветным, хотя она наверняка часто посещает его. Я уже говорил, что мир вокруг нас полон магии, для восприятия которой не нужны эльфы, гномы и прочие гоблюки. Вообще разговоры о "реальном мире" выглядят нереально смешно для того, кто дает себе труд немного подумать об этом. Для одних реальность -- это свалки и подворотни с распитием одеколона и вдыханием паров ацетона, для других -- накаты и откаты партийного строительства, для третьих -- перемещения по миру на яхтах и бизнес-джетах. А для некоторых -- способность видеть волшебство в намеке на улыбку или в игре теней на закате солнечного дня. Мир бесконечно сложнее наших самых смелых фантазий, и за признание этого можно поблагодарить мастеров фэнтези, которые так или иначе дарят людям ощущение волшебства -- а уж как им пользоваться, зависит только от читателей. Поэтому скажем спасибо Татьяне Форш и пожелаем ей и дальше расширять свою читательскую аудиторию.
  
   Пусть Мечта живет свободно,
   Странствуя, где ей угодно,
   Лишь на пользу не глядит, --
   Польза радости вредит...
   Разорви ж скорее эти
   Здравого рассудка сети,
   Отпусти Мечту в полет, --
   Радость дома не живет.
  
   Кирилл Савельев.
  
  
   Вы хотели бы когда-нибудь оказаться в сказке? Увидеть эльфов и гномов, подружиться с драконом, прикоснуться к магии? Спасти мир, влюбиться в принца-полукровку и стать княгиней Людского Княжества? Нет? Вот и я не хотела! Да только пришлось по вине одного мага вместе с подругой и случайным знакомым попасть в отраженный мир. Вот только никто не предупредил, что вернуться будет не просто. И понеслось!
  
   Измененное пророчество.
  
   Я даже представить себе не могла, что обычная запланированная встреча с лучшей подругой в пятницу вечером, закончится для нас грандиозной миссией по спасению другого мира, находящегося под игом магии Оракулов. И вот в компании эльфа-хиппи, его друга гнома, беса, заураска, целителя и замороченного мага приходится чесать по горам по долам в поисках "стража мира". А куда деваться? Условия более чем ясны: если выполним миссию - вернемся домой! Вот только выполним ли? И почему меня никто не предупредил, что влюбляться в принца-полукровку опасно для жизни?
  
   Возвращение в Аланар.
  
   Что делать если не хочется жить прежней жизнью? Если твой мир тебя отвергает, а лучшая подруга не хочет видеть? Выход один - искать путь в отраженный мир, туда, где сможешь обрести себя, и если повезет, стать княгиней великой расы. Путь в Аланар!
  
   Предсказанный враг.
  
   Вот так всегда, только наладится жизнь, подрастут дети, как вдруг нарисуется охочий до власти родственничек.... И придется нам снова смазывать лыжи и отправляться в круиз по таким мирам... что не в сказке сказать, только в книжке прочитать. А что делать? Против пророчества не попрешь, нужно найти и обезвредить предсказанного врага!
  
   Сердце Светоча.
  
   Нет, ну надо же было такому случиться, не успели мы вернуться из похода по мирам, как снова пришлось отправляться за таинственным амулетом, способным предотвратить величайшую войну рас. Да не куда-нибудь, а в древние горы заселенные духами. И кто сможет помочь, как не верная подруга и пара случайных попутчиков?

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"