Я жалею. В защиту Дмитрия Виноградова (Русский Брейвик?).
О жизни и школе.
Я написала эту статью не потому, что одобряю поступок Дмитрия, не потому, что мне не жаль убитых. Нет. Я представила этого человека в вакууме изолированности, в отчаянии от увиденного в жизни, вызвавшем отвращение к ней, один на один с чёрной депрессией и ненавистью к людям, не нашедшего в себе духовных сил противостоять мраку своей души. Духовный калека. Мы жалеем слепых, глухих, хромых и других с физическими уродствами, не тем ли более достоин жалости и сострадания искалеченный духовно. Искалеченный чем? Или кем? Ведь не по своей доброй воле он впал в депрессию, и весь мир окрасился в чёрный цвет. Откуда пришла депрессия и ненависть? Это следствие чего-то. А в чём причина? Где корень зла? А также извечные русские вопросы: что делать и кто виноват? Вот поэтому пишу и призываю всех хорошо подумать. А это мои мысли.
Произошло тяжёлое преступление - убийство людей. Не сгоряча, а по убеждению, по обдуманному холодному расчёту. Меня это потрясло, однако моя знакомая, умудрённая жизненным опытом, сказала: "А что особенного, таковых сейчас полно". И действительно: на 12 декабря уже 24257 человек как бы разделяют эти убеждения. А может их ещё больше, только у них нет интернета или по каким-то иным причинам они боятся или не желают высказать своё мнение?
Предполагаю, что это очень молодые люди, которые в силу своего возраста мало видели, плохо анализировали, но уже озлоблены и не любят жизнь. Почему?
Частично я солидарна с Дмитрием. Действительно, только слепой или начисто лишённый чувства справедливости и равнодушный как баобаб, не заметит как много в нашей жизни мерзости, лицемерия, лжи, коллективного безумия и беспредельного конформизма, как средства приспособления и процветания в этой среде. Вот и у меня как то возникало желание стрелять, хотя не пропадала любовь к людям и жизни. Мысленно я вообразила такую фантастическую ситуацию: собрать всех мерзавцев вместе, а мне вооружиться поясом шахида или чем-нибудь другим пострашнее, чтобы уж наверняка, и взорвать их вместе с собой, не смотря на то, что я очень хочу жить не только долго, но даже и вечно. Но это ошибочный путь, подтверждённый опытом тысячелетий, и я этого никогда не сделаю.
Никакое пролитие крови, никакие войны, насильственные режимы, самые справедливые революции не решали проблемы людей и не построили рая для всех на земле. Наступало только временное улучшение, но с какими великими жертвами! И вновь всё возвращалось на круги своя, бессмысленный бег по кругу, вернее по спирали, каждый виток которой страшнее предыдущего. Всё, построенное на силе, на насилии (однокоренное слово), синоним которому - принуждение, то есть несвобода, - гибнет, распадается не зависимо от того, что это: Иудейское царство или великая империя Александра Македонского или человек, выдрессированный как скотина кнутом (наказанием) или пряником (наградой).
В животном мире, где сильный пожирает слабого, целесообразны орудия убийства и защиты: клыки, когти, рога. В борьбе за существование в животном мире целесообразна и конкуренция, чтобы произошёл естественный отбор особей и видов, более приспособленных к выживанию в среде постоянной опасности и непрекращающейся борьбы за жизнь. Мы также дети природы, возникшие в результате эволюции, но уже не звери, хотя и несём в себе в качестве ненужного рудимента унаследованную от зверей агрессию и решаем свои проблемы с позиции силы. Уже не звери потому, что у нас есть разум, речь, литература, искусство, наука, религии. Уже не звери потому, что имея всё это, мы стали хуже зверей: убиваем в себе жизнь курением, алкоголем, наркотиками, извращаем инстинкты, данные для жизни. Абортами и контрацептивами убиваем жизнь в самом зачатке, содержим огромные армии, чтобы нападать или из страха, чтобы не напали, создаём всё новые эффективные виды оружия вместо того, чтобы жить в мире. Неужели война и смерть лучше, чем мир и жизнь? Почему обладающий разумом всё ещё продолжает убивать себе подобных? Почему владеющие речью не могут договориться друг с другом? Кому и чего не хватает в столь технически развитом обществе?
Любви, доброты и понимания не хватает, зато насилия в избытке. Насилие человека начинается в самого раннего возраста. Нет, не сексуальное, а гораздо худшее - постоянное.
Не считая однояйцовых близнецов, все люди рождаются генетически разными. У каждого свой обмен веществ, приспособительные механизмы, иммунная система, тип нервной деятельности, темперамент, вкусовые пристрастия, способности и таланты и т.д., но всё это гибнет, и личность, загнанная в прокрустово ложе всеобщих заблуждений, не расцветает.
Начинается со смирительной рубашки для младенца в виде пелёнок; затем детский сад: спать, когда не хочется, есть, когда не хочется, и не то, что хочется, а что положено; надо рисовать, когда хочется бегать и кувыркаться; надо петь и плясать, когда не весело; надо в определённое время сесть на горшки - всё по режиму. "Привыкайте детки к неволе, то ли ещё будет, впереди школа".
Самый большой ущерб для физического и духовного здоровья приносит всеобщее принудительное среднее образование, о чём красноречиво свидетельствует статистика: после 11-летнего обучения большинство школьников приобретают болезни. Природные задатки детей в школе не развиваются, а подавляются, здесь уродуется личность. У каждого свои способности и влечения, но каждого заставляют учить 9-11 лет то, что ему не интересно и никогда не потребуется в жизни, а учить надо, чтобы получить документ об образовании. Так со школьной скамьи человек, испытывая давление среды, приучается соглашаться делать бессмысленную работу ради документа. Более сообразительные получают этот документ, даже не выучив таблицы умножения, с детства привыкая лгать, привыкая за 9-11 лет к компромиссам: тройку то поставят, куда денутся. Так рождается халтура и видимость работы в дальнейшем или совсем нежелание работать. За такой длительный срок пребывания в стенах школы вырабатывается стойкая привычка бездельничать. Самые старательные идут в вузы, но большинство из них не из любви к науке, а опять же для получения корочек диплома - видимости образования, отчётливо осознавая, что многое, над чем они теряют здоровье, никогда не пригодится в работе.
Наконец, многолетнее принуждение себя к нелюбимой работе, которая часто не приносит морального удовлетворения и душевного комфорта, в которой нет ничего хорошего кроме зарабатывания денег, которых почему то всегда мало.
У нас, как у собак, появились хозяева, и, хорошо выдрессированные в школе и привыкшие к ошейнику, благополучно служат им, ходя на задних лапках и помахивая хвостиком, другие сами становятся хозяевами и принуждают к хождению на задних лапках, и кажется, что всё в порядке и все согласны. Но ведь человек - не скотина а человек, и хотя рабство существовало с самого начала возникновения людей, а иерархия подчинения всегда была в животном мире, для человека это противоестественно. Он, ощущая свою человеческую личность, сознательно или подсознательно чувствует, что имеет право на свободу и желает освободиться от угнетения, восстановить душевный комфорт, ищет и находит ложные пути, чтобы почувствовать себя свободным. Подростки начинают курить, принимать алкоголь и наркотики, прекрасно зная о вреде их для здоровья. Им не нужно долголетие, так как утрачена ценность такой (угнетённой) жизни. В качестве сильнодействующего средства пропагандируется секс, отвлекающий от внутренних проблем и размышления. Если он так, как говорят, прекрасен и полезен, то и проституция необходима, как лечебный пластырь на раны смятённой души. Вот и начинают дети чуть ли не с 12 лет безудержно "лечиться". "И стар и млад, расходуйте как можно больше и как можно чаще ваши силы и энергию, пораньше умрёте, но зато вкусите этого дешёвого и общедоступного наслаждения, так делают все животные, следуя животным инстинктам, и у них не бывает депрессии, а человеком быть трудно, скотом легче". Когда скапливается в небе много электричества, происходит разрядка, и небо проливается дождём. Действие рождает противодействие. А если разрядка не в виде секса, то на давление среды есть ещё один ответ: "Меня нельзя задавить, я сильный, я сам давлю". В качестве самоутверждения - преступность. Подростки собираются в группы и избивают других: "Мне плохо, пусть будет плохо и вам". И, наконец, крайний случай - Дмитрий Виноградов: "Я не хочу больше жить и вам незачем, животных на земле достаточно". Да, им плохо. Разве будет выходить на улицы и избивать прохожих человек, у которого в душе поют соловьи? Нет, такой готов целый мир обнять, и ему ничего не надо.
А если в душе пустота, то человек, если сможет, то компенсирует это приобретением массы ненужных для жизни и здоровья вещей. Стремление к богатству или потребительство всевозможных товаров - зло большее, чем уличная преступность, так как стимулирует выпуск этих товаров. Это истощает энергетические ресурсы земли, природные запасы топлива, загрязняет окружающую среду. Постройка новых атомных станций для удовлетворения постоянно растущих потребностей всё большего количества людей (богатым быть престижно) увеличивает возможность второго Чернобыля: метеорит с неба упадёт на станцию или спутник, плохо запущенный, свалится, или банальный террористический акт произойдёт - и прямой путь в ад приготовлен. Стремление к обогащению порождает и коррупцию, социальное неравенство, зависть, вражду, конфликты. Стремление быть не хуже других в материальном плане уродует человека. Таковой изнуряет себя непосильным трудом, заботами, тревогами, недосыпанием, принося непоправимый вред здоровью или, что ещё хуже, сумев подняться по социальной лестнице на ступеньку повыше, эксплуатируя других, присваивая львиную долю чужого труда. Известно, что трудом праведным не наживёшь палат каменных. Арифметика здесь простая: если кто-то получает сотни тысяч, то другому едва хватает на хлеб, если один имеет несколько особняков, то другой мёрзнет в убогой комнатушке.
Мы боремся с негативными явлениями в обществе: с курением, алкоголизмом, наркоманией, проституцией, ранними браками, коррупцией, преступностью. Мы просвещаем, запрещаем, заменяем милицию полицией, увеличиваем процент раскрываемости преступлений, увеличиваем штрафы, количество тюрем и камер наблюдения, полиции, ужесточаем наказания, закручиваем гайки, вновь вводим школьную форму, чтобы сделать детей дисциплинированными и послушными винтиками, беспрекословными подчинёнными безумной системе насилия. А она вновь порождает те же явления.
Мы боремся, боремся, боремся..., а толку никакого, потому, что мы боремся со следствием, а не с причиной этих явлений. Лев Николаевич Толстой сравнил такую борьбу с борьбой с сорняками. Вместо того, чтобы вырвать их с корнем, траву косят, и она вырастает ещё гуще.
Человек, используя мощь интеллекта, совершил невероятные открытия, проник вглубь атома, вырвался в космос, но не достиг такого самого простого и самого необходимого для жизни: быть счастливым без ущерба для здоровья, и, не заедая жизни другого; сохранить внутренний душевный комфорт, быть довольным, не суетиться; с радостью встречать и с радостью проживать каждый день такой быстротекущей жизни. Мы, как платье, примерили на себе разные "измы", но даже такой справедливый строй как социализм (от каждого по способностям, каждому по труду) не прижился, так как он был установлен насильственным путём. Были изменены внешние условия жизни, но не преобразован сам человек - строитель новой жизни, а без строителя никакая постройка, разумеется, не состоится.
Человек всегда воспитывался в основном страхом наказания (насилием): отрубали головы, сжигали на кострах, существуют пытки, тюрьмы, лагеря. В дореволюционной школе детей в качестве наказания ставили на горох, а учителя избивали их линейкой. Родители не жалели розги для детей (М.Горький "Детство"). Также и религии воспитывали человека страхом наказания. В иудаизме наказание следовало сразу же: "возмездие за грех - смерть" - и убивали, в христианстве с отсрочкой до "загробной жизни", в мусульманстве до судного дня, у кришнаитов после реинкарнации и т.д...
Однако, мы видим, что ни псевдообразование, ни страх наказания не сотворили нового человека, свободного от греха, разумного и счастливого, победившего в себе зверя, то есть совершенного, как Отец наш небесный (образ совершенства). И сейчас - только полузверь получеловек, или зверь, оснащённый человеческим интеллектом, или человек, остановившийся в своём эволюционном развитии на распутье: ни то, ни сё, как сидящий на двух стульях. Это страшно, противоестественно и на этом основании не должно существовать. Поэтому разумен и гениально прост призыв Дмитрия Виноградова к людям: "Эволюционируйте! Осознайте, наконец, свое истинное значение и место в этом мире!". Однако, его "единственный способ сделать мир лучше" (метод Гитлера), глубоко ошибочен! Это всё то же прежнее древнее звериное насилие, которое не построило человека, но как верно то, что надо осознать и эволюционировать; эволюционировать не стихийно через море трупов, как было до появления на земле человека, а через разум.
Человек, построивший свою жизнь на фундаменте заблуждений, не размышляя, своими безрассудными желаниями вовлекается в круг смерти. Медленно и верно идёт разложение общества, утрачиваются духовные вечные ценности - основы человеческой жизни, и здание жизни обречено. Вместо того чтобы строить на твёрдом основании, мы предпочитаем компромиссный выход - косметический ремонт - замазать трещины в стенах, чтобы не видеть разрушения, жить спокойно, усыпляя себя видимостью порядка. Как заметил Дмитрий Виноградов: "Вся наша жизнь теперь основывается на компромиссах: с самими собой, с другими людьми". А может пора отказаться от них, перестать лгать, проснуться, протереть глаза и посмотреть правде в лицо и честно сказать: "Мы живём не правильно и не праведно. Нам нужно произвести переоценку ценностей и измениться, тогда изменится и жизнь".
А как правильно? Как праведно? Что хорошо и что плохо? Один скажет: "Быть богатым престижно и хорошо", другой скажет: "Быть богатым стыдно и плохо". Один скажет: "Надо увеличить рождаемость, чтобы своих было больше, чем чужих", другой: "Надо остановиться, чужих нет, все - братья, и нас уже 7 миллиардов". Сколько голов - столько умов, но кто арбитр и где истина?
Истина всегда была, есть и будет, она нетленна и неизменна, это Христос-Слово. Только Он наш Учитель, только Он наш Наставник, только в нём вся полнота Божества, только Он - образ Бога невидимого, все другие учителя (Кришна, Будда, Лао-дзы, Конфуций, Моисей, Мухаммед) несут того же Бога частично, то есть не в полной мере, и не претендуют на роль Бога. Однако почти никто Христа не слушает, разве что лицемерно чтут устами, почитая внешне, не изменяясь внутренне, не эволюционируя духовно по Его Слову. Но ведь Он говорил не об обрядах и внешней праведности, а о сотворении нового человека: "Будьте совершенны, как Отец ваш небесный", "Царство Божие внутри вас есть, это мир, радость и праведность". Неужели для того, чтобы поверить Христу, необходима всемирная катастрофа, судный день для цивилизации, сбившейся с пути, идущей по пути самоуничтожения, как итога её развития? Нет. У нас есть альтернатива - путь Христа, непротивление злу насилием: "Не противься злому, но побеждай зло добром". Это вовсе не означает пассивно терпеть и мириться со злом, ключевое слово здесь - "побеждай". Побеждай зло, но не теми методами, что были до Христа - око за око и зуб за зуб и насилием над личностью. Зло не истребишь злом, как огонь не потушишь огнём и воду не уничтожишь водой, а только противоположным. Не те времена сейчас, не тот уровень развития военной техники, чтобы жить по Ветхому Завету - "зуб за зуб". Одна сторона бросит атомную бомбу, другая ответит тем же, можно изобрести смертоносные вирусы, генетические уродства - беспредельны возможности человеческого интеллекта по истреблению жизни на земле, и поэтому главное сейчас стремление к миру, добрым отношениям между людьми и построение нового человека на твёрдом основании.
Ничего нового для этого изобретать не надо. Почти две тысячи лет назад прозвучала Нагорная проповедь Христа и дан Новый Завет. Как в сложном алгебраическом выражении мы убираем лишнее, сокращаем, чтобы увидеть простой и ясный результат, так, не загромождая своего ума второстепенным, отодвигаем второстепенное на задний план, и тогда высвечивается главное. Каким должен быть человек, чтобы быть счастливым, не порождать вражду и войны, сохранить природу и жизнь на земле?
Главное - любить друг друга, как самого себя, понимать и прощать, не делать другому того, чего не желаешь себе. Не только бить, убивать, мстить, но даже гневаться недопустимо. Никакой агрессии, никакого насилия над человеком - только любить. Это вовсе не означает, что опасный преступник должен быть на свободе. Он должен быть изолирован с целью перевоспитания, чтобы не причинять зло другим. Второе главное - не быть паразитом, не наживаться за счёт другого, присваивая результаты его труда, уподобляясь комару, пьющему чужую кровь, а для этого должно быть твёрдо усвоено с детства новозаветное: "А кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест". В третьих человек должен быть счастлив, что невозможно без здоровья. "Всегда радуйтесь!" - звучит со страниц Нового Завета.
Вот на этих трёх китах и должно быть построено без насилия, как воспитание, так и образование ребёнка. Для этого достаточно четырёх лет обязательного образования для всех с акцентом на трёх главных предметах: уроки доброты, где ребёнку прививаются высокие моральные качества, уроки труда и физкультуры; остальные предметы прежние, но также в игровой форме, без оценок. Отстающий ученик не "награждается" двойкой, а только дополнительным вниманием учителя и сверстников. Возможно у такого ученика золотые руки и подвижный характер или музыкальные способности, а математика таким часто не даётся, тогда двойка унизит его в глазах сверстников, может вызвать комплекс неполноценности. Двойка - это наказание, форма насилия, то есть зло.
В пятый класс идут учиться только те, кто желает, и посещают только те предметы, которые интересны или изучение которых потребуется в дальнейшей трудовой деятельности. Остальные продолжают или начинают заниматься в различных и всем доступных кружках, следуя своим наклонностям и способностям, подготавливаясь, как к трудовой деятельности, так и выбирая себе развлечения по душе, чтобы их жизнь была наполненной, интересной и счастливой. Они занимаются танцами, поют, рисуют, мастерят что-то, получают музыкальное образование, шьют, вяжут, сажают деревья, копают грядки, ухаживают за цветами и животными, строгают, пилят, конструируют, занимаются в спортивных секциях, доступных для всех и т.д.. Можно заниматься в одном кружке, можно в нескольких, можно разочаровавшись в одном, переходить в другой, то есть искать и находить себя в этой жизни не по принуждению, а в соответствии с своими наклонностями и способностями. В возрасте одиннадцати лет ученик уже осознаёт, что его влечёт и к чему он способен. Один - подвижный, как ртуть, ему место у станка или на конвейере, и там он достигнет наивысших результатов и удовлетворения в работе; другому скучно гонять мяч, и он любит математику и головоломки - пусть изучает математику; кому интересно увидеть инфузорию под микроскопом - изучает биологию; кого интересует история России - читает Кончаловского; кого интересует всё - изучает всё по мере своих сил без принуждения. Так без принуждения рождаются Ломоносовы и Перельманы - истинные учёные. Моцарт никогда бы не стал Моцартом, если бы его принудили 11 лет изучать физику, химию, высшую математику. Если же вдруг окажется, что и голова не светлая, и руки не золотые, и талантов особых нет, то и это не беда. Личность не разрушится. На главных уроках доброты в её фундамент уже заложен прочный краеугольный камень - Христос: не возвышаться над другими, не искать своей славы, а иметь доброе сердце и любить людей. Для этого открыты широкие возможности, у нас много работ, не требующих особой квалификации: уход за больными, инвалидами и престарелыми людьми. Нам нужны дворники, уборщицы, охранники, подсобные рабочие, грузчики, почтальоны.... Никакого образования не нужно, чтобы собрать в лесу такой ценный продукт как черника; и многое другое можно сказать по этому поводу. Разве ценность человека в количестве имеющихся у него дипломов? Может нужнее помочь инвалиду, чем запустить очередной спутник? Или убрать мусор на улице, чтобы все дышали чистым воздухом? - Нужно и то и другое и потому каждый не должен чувствовать свою ущербность, униженность и ненужность.
Захочется ли такому счастливому человеку, выращенному в доброжелательной среде без насилия, напиться, принять наркотики или набить кому то морду? Будет ли он бояться "непрестижного труда", и может ли труд быть непрестижным? Возненавидит ли таковой жизнь? Если это и случится, то это будет единичным явлением и не приобретёт массового характера, ведь и "собака бывает кусачей только от жизни собачей".
Почему нужно работать спекулянтами, проститутками и почему существует безработица, тогда как наши бескрайние поля уже зарастают лесами и томятся, ожидая рабочих рук, но не документов о бессмысленном среднем образовании и дипломов об убогом высшем? Пустыми глазницами окон печально смотрят брошенные деревни, а человек нервничает в вонючих пробках больших городов. Разве обездвиженность в собственном автомобиле полезнее, чем езда на велосипеде и свежий ветер лесов и полей, напоённый ароматом трав? Босиком по росе или ковылять на шпильках по асфальту? Простая здоровая пища только для утоления голода или изощрённое чревоугодие, возбуждающее аппетит? Загорать под палящими лучами Турции или в ромашках под ласковым солнцем средней полосы у тихой речки? В самолёте на Лазурный берег или на велосипеде на чистое лесное озеро, которое рядом? Любоваться пальмами и пирамидами, тогда как наша природа, воспетая Пушкиным, Есениным, Пришвиным, в тысячу раз прекраснее? Обвешивать себя бижутерией, как новогоднюю ёлку, приукрашивать косметикой, приобретать множество модной одежды, вещей или собирать небесные сокровища: доброжелательность, милосердие, правдивость, честность, целомудрие? Христос просил своих учеников не иметь двух одежд потому, что достаточно и одной, чтобы согреть тело, а лилии и в голом виде прекраснее всех одежд Соломона. Не только заботиться о том, что есть, что пить, во что одеться, но даже говорить об этом неприлично, потому что в суете и заботе о второстепенном мы забываем о главном: "Ищите Царства Божьего и правды его". (Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея, главы 5-7).
Вот я сочинила утопию о счастливом детстве путём преобразования школы. А кто против, и почему утопия? Разве родители перестали любить своих детей и не желают им счастья? Или счастье невозможно без знания синусов и косинусов? Описанные изменения в образовании не требуют дополнительных капиталовложений, а наоборот экономят средства. Для подавляющего большинства - не 11-летнее обучение, а четырёхлетнее. На освободившихся площадях в тех же школах работают всевозможные кружки и секции, где за ту же зарплату работает такое же количество учителей. Но на подготовку их достаточно не высшего, а среднего педагогического образования и даже педагогических курсов для специалистов разных профессий (шофёры, трактористы, автослесари). Это значительная экономия средств. Кроме того школьники старших классов имеют возможность получать знания по истории, математике, литературе, иностранным языкам дистанционно по единой программе из рук самых лучших преподавателей. Это улучшает качество обучения и экономит средства, так как сокращается количество школ и педагогов. Например, на всю Россию имеется один преподаватель математики. Все его уроки записаны и имеются в интернете. Они доступны для всех и в любое время. Количество проверяющих задания и отвечающих на вопросы учеников разное, в зависимости от количества учеников, пожелавших изучать математику. Также и с другими предметами. Я не вижу, как не ищу, изъянов в таком образовании, разве только то, что не у всех пока есть интернет, но в таком случае малообеспеченным семьям можно дать субсидии из того же кармана. Нет никакой необходимости содержать бесполезные вузы, где учатся студенты с низкими показателями ЕГЭ (111 баллов в сумме по трём предметам), обучающиеся без интереса, только для получения корочек диплома. Нет смысла в содержании огромного преподавательского состава, охранников, уборщиц, юристов, бухгалтеров, секретарей, огромных площадей общежитий, затрат на отопление, электричество. Зачем нам такое большое количество экономистов, юристов, математиков низкого качества, если остановились фабрики и заводы, нет колхозов и совхозов? Интересующие знания можно получить бесплатно дистанционно в университете Интуит, а корочки дипломов можно купить в переходах в Москве, или порождая коррупцию.
Жить красиво, с комфортом именно в душе, быть довольными и счастливыми нам мешает наше, поражённое вирусом заблуждения сознание, тьма разума, в котором нет Бога, который по библейскому определению есть Свет, Любовь, Дух и Истина, и Он же Слово. Без Царя в голове, скованные цепями стереотипов и догм, задавленные всемогущим "надо", мы разучились задавать детские вопросы: зачем, почему надо. Мы игнорируем интересы ребёнка; недооцениваем его, не засорённое догмами сознание; наказываем, ставя в рабское положение, и выращиваем из него послушного пассивного раба, который не творец своей судьбы, или наглого приспособленца, легко идущего на компромиссы со своей совестью или совсем без совести, или насильника и преступника. Так портится прекрасный, добросердечный, талантливый народ. Но ведь сам Христос поставил ребёнка в пример взрослым. Евангелие от Матфея, глава 18 "1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". И ещё давно известное: "Устами младенца глаголет истина", поэтому стоит прислушаться к мнению детей, дать им больше свободы, не навязывая им наше, не осмысленное ещё и самими, "надо".
Жизнь - это постоянное движение. В застойном болоте стереотипов и догм нет жизни, а только смерть и гниение. Можно двигаться вправо и влево, но нельзя в обе стороны одновременно. Можно жить с Христом и иметь жизнь, можно с Его противником и стремиться к самоуничтожению. Добровольный выбор за нами. Мы всё сможем, если каждый перестанет чувствовать себя рабом, ничего не стоящим, а станет свободным и сознательным гражданином мира.
12.12.2012. Светлана Фомина.
На главную страницу