|
|
||
Гипотеза о всемогущем одиноком существе, которое ограничило свое всемогущество и написало для себя сценарий своей собственной жизни. |
Представь, что до твоего рождения на этот свет от начала своего существования в виде всемогущего Бога ты видел такой сон, в котором любое твоё желание мгновенно исполнялось. Это означает то, что ты мог увидеть любой предмет, какой захочешь увидеть, обладал телекинезом, то есть мог силой своей мысли сдвинуть любой предмет в ту сторону, в какую захочешь его сдвинуть, мог заставить любой предмет исчезнуть или возникнуть из ничего, мог услышать любую мелодию, какую захочешь, мог ощущать такие запахи, какие захочешь, мог ощущать такой вкус, какой ни пожелаешь, мог из ничего сделать любой предмет, какой ни пожелаешь, чтобы увидеть его или ощупать. У тебя не было ни глаз, ни ушей, ни носа, ни осязательных, ни вкусовых рецепторов, не было никакого материального тела, но ты мог видеть, слышать, чувствовать запахи, осязать, чувствовать вкус. Таким образом, у тебя были зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые ощущения, но не было никакого материального тела, которое порождало бы эти ощущения, так как всё вокруг тебя было только твоим сном, и весь окружающий тебя мир был комплексом твоих ощущений.
Ты знал о том, что твои ощущения являются единственными, что кроме тебя никого больше во Вселенной не существует, кто мог бы видеть, слышать, осязать, чувствовать запахи и вкус. Ты знал, что только ты один можешь видеть, слышать, осязать, чувствовать запахи и вкус.
Но ты был лишён не только возможности радовать кого-то другого, но был лишён также возможности познавать законы окружающего тебя сна, так как никаких законов в этом твоём сне не существовало кроме одного единственного закона: ты видишь, слышишь и чувствуешь только то, что хочешь видеть, слышать и чувствовать, и все твои желания мгновенно исполняются. Окружающая тебя действительность была мёртвой, застывшей и неподвижной, так как ни один предмет не мог сдвинуться с места, пока ты не прикажешь ему мысленно сдвинуться с места в определённом направлении. Мало того, ни один предмет не мог даже появиться, пока ты не пожелаешь того, чтобы этот предмет появился. Вокруг тебя была полная пустота, в которой любой предмет мог появиться только тогда, когда ты пожелаешь, чтобы этот предмет появился, когда точно определишь, какой цвет и форма должны быть у этого предмета, в каком именно месте пространства он должен появиться, и по какой траектории, с какой скоростью и с каким ускорением этот предмет должен двигаться.
Конечно, ты мог создать человеческое тело для самого себя, и мог создать тела других людей, но это всё равно не смогло бы избавить тебя от одиночества. Ведь задав какой-то вопрос другому человеку, ты ничего не услышал бы в ответ, пока сам не приказал бы этому другому человеку ответить определённым образом на твой вопрос. Ты был всемогущ, но не мог получить ответа на свой вопрос от другого человека, которого ты создал, так как этот человек молчал до тех пор, пока ты не прикажешь ему мысленно сказать определённые слова в ответ на твой вопрос. Ведь этот другой созданный тобой человек, полностью покорный твоей воле, может дать на твой вопрос только такой ответ, какой ты хочешь получить от него. Он ничего не может делать сам, пока ты не прикажешь ему мысленно что-либо делать. О чём бы ты его ни спросил, он будет молчать до тех пор, пока ты не прикажешь ему мысленно сказать 'да' или 'нет' или какие-то другие слова.
Ты не только не мог верить в существование чужих ощущений, но для тебя было невозможно никакое эмпирическое познание окружающей действительности. Для тебя невозможно было изучение закономерностей поведения даже неодушевлённых объектов, невозможны были занятия физикой, химией и другими естественными науками. Например, если бы ты захотел экспериментально выяснить, как будет двигаться заряженная частица под действием электрического и магнитного поля, то обнаружил бы, что эта частица вообще не сдвигается с места до тех пор, пока ты ей не прикажешь мысленно сдвинуться и не задашь ей мысленно определённую траекторию, скорость и ускорение. Причём, эта частица продолжает двигаться в этом твоём волшебном сне только до тех пор, пока ты за ней следишь и мысленно направляешь её движение. Сразу же, как только тебе она надоест, она исчезнет, и на её месте появится другой предмет, который ты пожелаешь видеть. Ставить какие-либо опыты было бессмысленно, так как всякий раз получался другой результат опыта в зависимости от того, какой результат опыта ты хотел получить. Результат любого эксперимента всегда был тебе заранее известен, так как ты знал, что увидишь именно то, что захочешь увидеть, получишь всегда тот результат эксперимента, какой захочешь получить. Твои желания изменялись, так как тебе всегда хотелось чего-то нового. Поэтому, когда ты бросал камень в первый раз - он висел в воздухе; когда ты бросал его второй раз - он взлетал вверх; когда бросал его в третий раз - он падал вниз; в чётвёртый раз он менял свой цвет при броске; и каждый раз всё было по-новому при одних и тех же начальных условиях опыта, никаких повторяющихся закономерностей не наблюдалось, так как всё зависело только от тех желаний, которые у тебя возникали, а эти твои желания постоянно менялись. Будучи всемогущим, ты не мог увидеть то, что не захочешь увидеть. Для тебя, как для всемогущего существа, были невозможны неудачи и страдания.
Твоё всемогущество означало то, что ты видишь всегда только то, что хочешь видеть. Своими желаниями ты управлять не мог. Ты не мог вызвать в себе хотение чего-то, если тебе этого не хотелось, и ты не мог запретить себе хотеть чего-то, если тебе этого хотелось. Несмотря на то, что у тебя не было материального мозга, порождающего желания, у тебя была память, и информация, записанная в твоей памяти, однозначно определяла твои желания. Например, если ты долгое время видел предметы синего цвета, то тебе надоедало видеть предметы синего цвета, и тогда у тебя возникало желание изменить цвет этих предметов, перекрасить их в жёлтый цвет, и тогда эти предметы меняли свой цвет с синего на жёлтый по первому твоему желанию. Если долгое время ты слышал минорное трезвучие, то оно тебе надоедало, и у тебя возникало желание слышать мажорное трезвучие, и минорное трезвучие сразу же превращалось в мажорное, как только ты пожелаешь этого. Если ты долгое время ощущал сладкий вкус, то тебе надоедал сладкий вкус, и у тебя появлялось желание ощущать солёный вкус, и ты сразу же ощущал солёный вкус, как только пожелаешь этого. Вот в чём заключалось твоё всемогущество - ты видел, слышал и ощущал только то, что хочешь видеть, слышать и ощущать; ты не мог видеть слышать и ощущать то, что не хочешь видеть, слышать и ощущать. Вокруг тебя была только абсолютная пустота, которая заполнялась так, как ты хочешь её заполнять. Всякий созданный тобой предмет покоился до тех пор, пока ты не прикажешь ему двигаться в заданном тобой направлении с заданной тобой скоростью и с заданным тобой ускорением, или пока ты не прикажешь этому предмету изменить свои размеры, форму, цвет и другие свойства, или пока ты не прикажешь мысленно этому предмету исчезнуть. Желания же твои были жёстко детерминированы той информацией, которая находилась в твоей памяти. Таким образом, несмотря на всё своё всемогущество, до тех пор, пока ты не стирал из своей памяти определённую информацию, ты был 'рабом своих собственных желаний', не мог заставить себя хотеть того, что тебе не хочется, и не мог запретить себя хотеть того, что тебе хочется, а поскольку все твои желания мгновенно исполнялись, то всё происходящее вокруг тебя было подобно прокручивающейся киноплёнке, на которой заранее предопределено расположение каждого предмета в любой момент времени, которое было тебе неизвестно, а потом становилось известно.
Ты не мог знать того, что тебе захочется в будущем. Ты не мог предсказать, какие желания у тебя возникнут. Твои желания, которые возникнут в будущем, были непредсказуемы для тебя, хотя любое твоё желание, возникающее в настоящий момент времени, было жёстко детерминировано той информацией, которая находилась у тебя в памяти в этот настоящий момент времени. Таким образом, у тебя и тогда была судьба, которую ты не знал наперёд, и которую ты не мог изменить, так как, несмотря на то, что все твои желания всегда удовлетворялись немедленно, ты не мог управлять своими собственными желаниями, не мог вызывать в себе желание чего-то, если это желание не возникало, и не мог освободиться от желания чего-то, если это желание возникало. Приход или неприход какого-то желания не зависел от твоей воли, а зависел только от того, что ты помнишь. Кроме того, возникновение каждого твоего желания было неожиданностью для тебя, сюрпризом. Сюрпризом для тебя была и твоя дальнейшая судьба, которая представлялась тебе фильмом об абсолютно счастливой жизни без страданий и неудач, зрителем которого ты был. Только у этого фильма не было автора сценария до тех пор, пока не возникли страдания.
Несмотря на то, что в окружающем тебя счастливом сновидении, где все твои желания мгновенно исполнялись, не существовало никаких законов физики, и из ничего возникал любой предмет по первому твоему желанию, существовала некоторая закономерность возникновения желаний у тебя, заключающаяся в том, что тебе надоедало старое, и ты хотел всегда чего-то нового. Однако, ты не мог познать эту закономерность и не мог научиться предсказывать свои собственные желания, которые возникнут у тебя в будущем и сразу же будут удовлетворены, как только возникнут. Таким образом, несмотря на то, что не было смысла ставить эксперименты, так как ты всегда получишь такой результат эксперимента, какой захочешь получить, существовал смысл наблюдать за возникновением в своей душе новых желаний, приход которых всегда был приятным сюрпризом и неожиданностью для тебя. Кроме того, у тебя существовал смысл в выводе логическим путём новых математических формул и теорем из определённой системы аксиом, и все новые выведенные тобой математические формулы и теоремы тоже были для тебя приятной неожиданностью.
От начала своего существования в виде всемогущего Бога ты обладал способностью никогда ничего не забывать из того, что однажды запомнил. Твоя память, имея начало во времени, не была реальной бесконечностью, но была потенциальной бесконечностью, то есть объём информации твоей памяти в битах с течением времени возрастал от нуля до бесконечности, оставаясь всегда конечной величиной. Пока объём твоей памяти в битах, как функция времени, оставался строго возрастающей функцией времени, то есть пока ты ничего не стирал из своей памяти, твоя судьба была фатально предопределена закономерностью возникновения твоих желаний, так как в каждый момент времени у тебя возникало именно такое желание, которое необходимо должно было возникнуть в этот момент времени по причине всего того, что было познано тобой за промежуток времени от начала до этого момента.
Будучи всемогущим Богом, ты был абсолютно счастлив и понятия не имел о том, что такое неудачи и страдания. Все краски, звуки, запахи, вкусные блюда были сотворены тобой для своего собственного наслаждения. Ты рисовал всё новые и новые картины, сочинял всё новые и новые музыкальные мелодии, создавал всё новые и новые запахи, всё новые и новые вкусные блюда, наслаждался сексом, выводил всё новые и новые математические формулы и теоремы. Творцом всех этих картин, мелодий, запахов, вкусных блюд, осязательных ощущений был ты. Но ты знал о том, что только один ты можешь наслаждаться этими красивыми картинами, прекрасными музыкальными мелодиями, прекрасными запахами и изысканными блюдами, сексом, и только ты один способен понимать своим разумом математические истины. Пока ты оставался всемогущим Богом, пока ты не ограничил своё всемогущество на определённый длительный промежуток времени, ты не мог поверить в то, что кроме тебя существует ещё кто-то другой, кто способен видеть, слышать, ощущать запахи, вкус, получать сексуальное наслаждение, понимать своим разумом смысл математических формул и теорем. Как я уже говорил, любой созданный тобой человек даже продолжал молчать и не мог ответить на твой вопрос до тех пор, пока ты сам мысленно не прикажешь ему ответить на этот твой вопрос определённым образом, то есть он оставался куклой, полностью послушной твоей воле, и уверовать в то, что у этой полностью послушной твоей воле куклы есть разум, сознание, воля, желания, ощущения - это было для тебя никак невозможно.
Тот прекрасный, счастливый, волшебный сон, который ты видел до своего рождения на этот свет, сон, в котором не было никаких страданий и неудач, сон, в котором любое твоё желание мгновенно исполнялось, настолько сильно отличался от всего того, что существует в твоей жизни сейчас, что тогда ты точно не мог верить в реальность всего происходящего вокруг и был убеждённым солипсистом, считал свои ощущения единственными и свой разум также единственным.
Почему же ты мог захотеть лишиться этого своего сказочного могущества и счастья и родиться в этом мире, полном зла, страданий и неудач? И что ты должен был сделать, чтобы перестать быть всемогущим Богом и узнать о том, что такое страдание?
Может быть, ты захотел уверовать в то, что кроме тебя существуют и другие живые души, способные испытывать чувство радости, и захотел испытать чувство радости, вызванное представлением о чужой радости, вызванное твоей верой в то, что ты своими добрыми делами способен приносить радость другим? (О добром богаче, который подарил половину своего состояния нищему).
Критика первой гипотезы. Не факт, что это ты сделал для того, чтобы узнать о том, что такое вера в существование чужих ощущений и эмоций, что означает не быть солипсистом. Уверен ли ты в том, что не являешься солипсистом сейчас, созерцая вокруг себя столь неприятный мир, подчинённый жёстким законам природы, законам физики, которые никогда не нарушаются? Хорошо ли ты разобрался в мотивах своих добрых поступков и в мотивах возникновения у тебя желания делиться с окружающими людьми своими мыслями? Уверен ли ты в том, что испытываешь радость, совершая добрый поступок, именно потому, что представляешь себе мысленно радость другого человека, которого ты обрадовал своим поступком? Уверен ли ты в том, что именно твоя вера в способность других людей испытывать эмоцию радости является причиной твоей радости, когда ты своими добрыми поступками радуешь людей? Может быть, ты испытываешь радость потому, что ожидаешь награды за свой добрый поступок, надеешься на то, что тот человек тебя отблагодарит за этот твой добрый поступок, так как за добро обычно платят добром, благодарят, а за зло обычно платят злом, то есть мстят, как это тебе известно из опыта? Уверен ли ты в том, что ты помогаешь другому человеку в беде и не проходишь равнодушно мимо по той причине, что ты веришь в существование чужой боли и хочешь помочь другому человеку избавиться от этой боли? Может быть, ты просто знаешь из опыта, что равнодушные и жестокие люди вызывают ненависть, и им мстят, и твой страх перед местью заставляет тебя проявлять сочувствие и не оставаться равнодушным, когда другому требуется твоя помощь? Можешь ли ты знать, почему тебе хочется быть добрым, отзывчивым, неравнодушным человеком? Может быть, ты просто веришь в закон бумеранга, в существовании которого убедился на своём личном опыте, и именно эта твоя вера в закон бумеранга вызывает в тебе желание быть добрым, помогать другим в беде, и является причиной того, почему тебе не хочется совершать злые дела, и почему тебе не хочется равнодушно пройти мимо, когда другому требуется твоя помощь? Уверен ли ты в том, что рассказываешь о себе другим людям с той целью, чтобы дать им знание о себе? Может быть, тебе интересно просто знать их реакцию на твои слова, интересно знать, что они тебе ответят? Может быть, ты просто экспериментируешь над другими людьми, как над сложными бездушными механизмами, говоря им какие-то слова и изучая их ответную реакцию на эти слова?
Ты же не знаешь, как доказать ложность солипсизма. Ты не знаешь, как доказать существование чужой боли и чужой радости. Ты не знаешь, как доказать то, что не только ты, а и другие способны что-либо чувствовать. Ты не есть твоё тело, но ты начал ощущать за зрительные и слуховые рецепторы этого твоего тела с того момента времени, когда это тело родилось на этот свет. Вспомни хотя бы религию индусов о переселении душ, которая говорит о том, что после смерти этого твоего тела в следующей жизни ты снова родишься в другом теле.
Пускай живешь ты дворником - родишься вновь прорабом,
А после из прораба до министра дорастешь,-
Но, если туп, как дерево - родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.
Так кто есть кто, так кто был кем?- мы никогда не знаем.
С ума сошли генетики от ген и хромосом.
Быть может, тот облезлый кот - был раньше негодяем,
А этот милый человек - был раньше добрым псом.
Владимир Высоцкий. Из 'Баллады о переселении душ'.
Согласно индуистским представлениям, душа переселяется в другое тело. Предположим, до своего рождения ты был Наполеоном Бонапартом, потом умер, забыл свою прожитую жизнь, родился в новом теле, то есть твоя душа переселилась из тела Наполеона Бонапарта после смерти тела Наполеона в твоё новое тело в момент рождения этого твоего нового тела и начала ощущать за рецепторы этого твоего тела с момента его рождения. Но на каком основании верить в то, что в тела других людей в момент рождения этих тел тоже переселились чьи-то другие души, которые раньше жили в других телах? Не исключено, что твоя душа является единственной, переселяется после смерти одного тела в другое тело, причём твоя душа может переселиться после смерти одного тела только в то тело, которое родится позднее момента смерти предыдущего тела, а во все другие тела, которые в настоящий момент тебя окружают, ни чьи другие души не воплотились, и наблюдателя, который бы чувствовал за рецепторы этих других тел, не существует, так что все другие окружающие тебя тела являются просто бездушными механизмами, которые определённым образом реагируют на внешние воздействия, но сами ничего не чувствуют, и жалеть их глупо. Возможно, в настоящий момент времени только в твоё тело воплотилась твоя единственная душа во Вселенной. Следовательно, думая, что ты можешь своими добрыми поступками приносить радость другим душам, ты глубоко заблуждаешься, и причиной твоей радости, если ты радуешься от мысли, что радуешь своими поступками других, являются твои приятные заблуждения.
Если же причиной твоей радости является твоя вера в какую-то недоказанную гипотезу, то ты будешь интеллектуально деградировать от этой своей радости, потому что будешь бояться думать, будешь испытывать отвращение к логическому мышлению, опасаясь того, что можешь додуматься до доказательства противоположной неприятной гипотезы и лишиться того наркотического наслаждения, которое приносит тебе вера в эту недоказанную приятную гипотезу.
Из того, что ты не знаешь того, как доказать эту приятную гипотезу, и не знаешь также того, как доказать противоположную неприятную гипотезу, никак не следует, что не существует доказательств ни одной из этих двух противоположных гипотез. Доказательство одной из этих противоположных друг другу гипотез может существовать, но быть просто неизвестным тебе. Если ты веришь в одну из этих гипотез, и получаешь удовольствие от этой своей веры в эту приятную для тебя гипотезу, то тебе незачем искать доказательств того, во что ты веришь без доказательств, так как для получения удовольствия уже достаточно этой твоей веры без доказательств в приятную гипотезу. Если же ты начнёшь мыслить, то можешь додуматься до доказательств другой неприятной тебе гипотезы и потерять после этого свою веру в приятную гипотезу, то есть можешь лишиться тем самым того удовольствия, которое даёт тебе вера в эту приятную гипотезу. Логическое мышление становится для тебя нежелательным, следовательно, интеллектуальная деградация в таком случае будет неизбежна. Таким образом, тот, кто получает удовольствие от своей веры в существование чужих сознаний, чужих эмоций, чужих ощущений, будет деградировать. Человек, который цепляется всеми силами своей души за свою веру в существование чужих 'я', способен, наверное, докатиться до такой степени дебилизации и догматизма, что без доказательств верить в то, что все мужики должны носить штаны. В дальнейшем он становится скучнейшим типом с мозгом попугая, который способен только механически запоминать информацию и повторять её, как попугай.
Вот почему, на мой взгляд, неограниченный интеллект может иметь только тот, кто стоит на позиции разумного эгоизма, для кого вера в закон бумеранга, порождённая личным опытом, вызывает желание следовать золотому правилу: во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Если ты чувствуешь, что в данный момент времени имеешь неограниченный интеллект и не деградируешь интеллектуально, то вряд ли ты можешь получать столь сомнительное удовольствие от своей веры в то, чего ты доказать не можешь. Следовательно, и родившись на этот свет, ты продолжал оставаться солипсистом и думать, в первую очередь, о своей личной выгоде, стремился просто своими добрыми делами заслужить уважение в обществе, прослыть добрым, отзывчивым, прекрасным человеком с благородной душой, чтобы приобрести много друзей и стать любимцем общества.
Количество математических формул и теорем оказалось конечным, хотя и очень большим, и, поскольку ты никогда ничего не забывал, рано или поздно все математические истины были тобой познаны, и тебе нечего стало познавать в области математики, так что ты лишился одного из своих наслаждений - открывать новые математические формулы и теоремы. Рисовать новые картины, сочинять новые музыкальные мелодии, изобретать новые запахи, заниматься сексом, изобретать новые кулинарные блюда для услаждения своих вкусовых ощущений тебе тоже надоело, так как всякая новая картина, новая музыка, новый запах, новое вкусное блюдо и новый способ сексуального самоудовлетворения всё больше и больше были похожи на то, что уже было раньше изобретено и давно надоело. Твой творческий потенциал монотонно иссякал и стремился к нулю, так как всё то, что можно было изобрести в области мира музыки, живописи, запахов, и т. д., уже было изобретено, и новое лишь незначительно отличалось от старого, давным-давно надоевшего. Но для того, чтобы снова почувствовать радость творчества от создания нового, ты мог понемногу стирать из своей памяти информацию о том, что было раньше, мог специально забывать познанные тобой математические формулы и теоремы, чтобы потом испытывать радость, вновь вспоминая вывод этих математических формул и теорем, мог специально забывать сочинённые тобой музыкальные мелодии, чтобы вновь испытать радость от создания этих мелодий, которые ты начисто забыл и которые кажутся тебе совершенно новыми и не успевшими надоесть. Для этого совершенно не обязательно было родиться в мире, где есть законы физики, неудачи и страдания, но достаточно было всего лишь вернуться назад, к тому времени, когда ты знал ещё совсем немного, и когда жизнь в этом раю ещё не успела тебе наскучить. Может быть, смерть могла наступить внезапно по причине обретения тобой способности познать закономерность возникновения своих собственных желаний и научиться их предсказывать? Но, почему тогда, умерев по причине невозможности найти пищу для дальнейших размышлений, ты не родился снова всемогущим Богом, все желания которого мгновенно исполняются, а родился в мире, где тебя ждали неудачи и страдания? Может быть, обретя способность предсказывать наперёд те желания, которые у тебя возникнут в будущем, ты лишился последнего своего удовольствия - удовольствия просматривать тот неизвестный тебе фильм, который ты просматривал с интересом, не зная того, что будет дальше в этом фильме? Но это опять не объясняет того, почему же ты вдруг захотел родиться в этом мире, полном страданий и неудач. Ведь для того, чтобы снова обрести способность быть счастливым, можно было просто отформатировать свою память, всё начисто забыть, то есть стереть полностью всю информацию из своей памяти и вернуться тем самым к моменту своего рождения в виде всемогущего Бога, все желания которого мгновенно исполняются. Таким образом, и эта вторая гипотеза, объясняющая воплощение твоей души в такое довольно несчастливое тело в этом мире, полном зла, неудач и страданий, кажется мне тоже совершенно несостоятельной.
Ты был абсолютно счастлив, но тебе мало было занятий математикой, живописью, музыкой, сексом, вкусной пищей, миром запахов и наблюдений за возникновением своих собственных непредсказуемых желаний. Тебе захотелось заняться физикой и химией, то есть выяснить экспериментально, как будет двигаться материя в течение определённого длительного промежутка времени, если установить для неё определённые неизменные законы физики, которые невозможно будет отменить в течение этого промежутка времени, даже если вдруг у тебя возникнет желание их отменить. Тебе захотелось ограничить своё собственное всемогущество и познать страдания и неудачи. Ты не мог бояться страданий, потому что ты не знал, что такое страдания. Ведь ты никогда не испытывал страданий и неудач в том мире, где все твои желания мгновенно исполнялись.
Если бы лапласовский механистический детерминизм был ошибочным, и, установив определённые законы физики, ты всё равно не мог бы предсказывать дальнейший ход событий, то даже если бы ты знал, что такое страдания, боялся страданий и не хотел их испытывать, ты не мог бы предсказать, какие желания у тебя возникнут в будущем, и поэтому, создавая для себя законы физики, ты прекрасно понимал бы, что будешь страдать, если вдруг у тебя возникнет желание отменить какой-то созданный тобой закон физики, а это окажется невозможным. Создавая законы физики, ты мог бы, конечно, создавать только такие законы физики, которые кажутся тебе приятными в тот момент времени, когда ты их создавал. Но ты никак не мог бы знать, будут ли эти приятные для тебя в тот момент законы физики казаться тебе всё такими же приятными через час, через год, через десять лет, никак не мог знать наперёд, не захочется ли тебе отменить эти законы физики, и не будешь ли ты страдать от невозможности их отменить. Таким образом, занятие экспериментальной физикой и отсутствие страданий оказались несовместимыми вещами, и если бы ты имел хотя бы малейшее понятие о страдании, то тебе пришлось бы выбирать одно из двух: или полное отсутствие страданий и невозможность занятия экспериментальной физикой, или достаточно высокая вероятность страданий и возможность наблюдать повторяемость результатов всех опытов, то есть возможность познавать закономерности окружающего мира опытным путём. Однако, вряд ли бы ты стал рисковать, если бы ты имел понятие о страдании. Но ты не мог знать о том, что такое страдание, так как от момента твоего рождения в виде всемогущего Бога все твои желания мгновенно исполнялись, и ты не мог страдать.
Тебе захотелось сделать занятие физикой возможным для себя. Тебе надоело то, что ни одна вещь не появляется из пустоты до тех пор, пока ты ей не прикажешь появиться. Тебе надоело то, что ни одна вещь не сдвигается с места, пока ты ей не прикажешь мысленно сдвинуться, и не укажешь ей направление, в котором ей надо двигаться. Тебе надоело то, что все созданные тобой люди являются послушными тебе куклами, которые будут молчать до тех пор, пока ты не прикажешь им говорить и не вложишь в их уста те фразы, которые они должны произнести. Тебе надоело то, что без твоего приказания сами они ничего не могут, не могут даже пальцем пошевелить, не могут даже показаться тебе на глаза, и сразу же исчезают, дематериализуются, как только у тебя пропадает желание видеть их перед собой.
Вот почему ты создал законы физики и материальный мир, заставив всю материю в течение всей твоей последующей жизни в этом мире, двигаться по этим неизменным установленным тобой законам независимо от твоего сознания, независимо от твоих желаний, независимо от того, нравится тебе всё происходящее вокруг тебя или нет. Ты по своей доброй воле решил превратиться из всемогущего Бога, каковым ты был, в слабого и беспомощного человека и испить всю чашу страданий до дна. Твоё желание испытать страдания могло быть следствием твоего банального любопытства, того самого любопытства, которое заставляет некоторых людей выкурить сигарету, выпить водку или принять наркотик.
Имел ли новый сценарий твой сегодняшней жизни автора? Предопределил ли ты сам свою судьбу в этой жизни до своего рождения на этот свет? Создал ли ты только законы, или же кроме законов предопределил для всех окружающих тебя людей определённые роли, которые они должны сыграть в этой твоей сегодняшней жизни? Да, если лапласовский механистический детерминизм является истиной, то ты сам написал для самого себя сценарий своей теперешней жизни, которую ты сейчас проживаешь. При наличии законов просчитать наперёд весь ход событий во Вселенной было возможно для тебя, так как, зная все начальные координаты и импульсы материальных частиц во Вселенной, можно было вычислить координаты и импульсы всех этих частиц в любой последующий момент времени, как утверждает лапласовский механистический детерминизм. Таким образом, после создания этих законов физики ты задал первоначальные координаты и импульсы всем материальным частицам и знал обо всех дальнейших событиях в этой Вселенной наперёд, знал наперёд судьбу каждого человека в этом материальном мире. В тело одного из живущих в этом мире людей ты решил воплотиться, чтобы прожить его жизнь, чтобы приобрести этот опыт жизни в материальном теле, движение которого жёстко обусловлено неизменными законами физики. Ты просто захотел познать все страдания и неудачи этого слабого и беспомощного человека, захотел познать, что ты будешь чувствовать, когда чего-то невозможного захочешь, когда потерпишь неудачу. Для этого тебе непременно требовалось отформатировать свою память, так как ты знал наперёд судьбу каждого человека до своего рождения в этом мире, а если бы ты знал наперёд свою собственную судьбу в этом мире, то, познав страдания, ты захотел бы изменить свою судьбу в более счастливую сторону, ход событий в твоих ощущениях тогда бы изменился, и душа твоя вынуждена была бы тогда вылететь из этого тела, движение которого не может быть изменено. Вот почему ты родился на этот свет, ничего не помня из того, что было раньше, до рождения, и вот по какой причине появились страдания, которые ты сейчас испытываешь. В этом случае ты прекрасно знал свою судьбу до своего рождения, просчитал её наперёд, прекрасно знал обо всех тех страданиях и неудачах, которые возникнут в твоей жизни, но ты не мог бояться страданий, не имел никакого понятия о страданиях до своего рождения на этот свет, так как ни разу ещё не испытывал страданий и неудач, будучи всемогущим Богом до своего рождения на этот свет.
Критика первой гипотезы является несостоятельной.
Ошибочным является следующее утверждение: 'Если же причиной твоей радости является твоя вера в какую-то недоказанную гипотезу, то ты будешь интеллектуально деградировать от этой своей радости, потому что будешь бояться думать, будешь испытывать отвращение к логическому мышлению, опасаясь того, что можешь додуматься до доказательства противоположной неприятной гипотезы и лишиться того наркотического наслаждения, которое приносит тебе вера в эту недоказанную приятную гипотезу'.
Во-первых, может существовать доказательство этой приятной гипотезы, которая является причиной твоей радости, но это доказательство пока не найдено. Во-вторых, может не существовать доказательств этой приятной гипотезы и не существовать доказательств противоположной неприятной гипотезы. В обоих этих случаях невозможно при помощи логического мышления додуматься до доказательства противоположной неприятной гипотезы и лишиться того наркотического наслаждения, которое приносит тебе вера в эту недоказанную приятную гипотезу. Следовательно, в обоих этих случаях интеллектуальная деградация происходить не будет. Интеллектуальная деградация будет происходить только в том случае, если существуют доказательства ложности этой приятной гипотезы, являющейся причиной твоей радости, или существуют доказательства истинности противоположной неприятной гипотезы, то есть в случае, когда эти доказательства пока тобой не найдены, но могут быть тобой найдены при помощи логического мышления. Однако, нет доказательств того, что доказательства ложности этой приятной гипотезы или доказательства истинности противоположной неприятной гипотезы существуют и могут быть тобой найдены при помощи логического мышления. Следовательно, нет доказательств того, что ты будешь интеллектуально деградировать, если вера в какую-то приятную гипотезу приносит тебе удовольствие.
В данном случае равновероятны три возможности:
Только в одном случае из трех, а именно во втором случае, когда существует доказательство ложности этой приятной гипотезы, которое может быть найдено при помощи логического мышления, будет происходить интеллектуальная деградация. Таким образом, вероятность интеллектуальной деградации для человека, который получает удовольствие от какой-то своей веры без доказательств в приятную гипотезу, равна одной третьей. Следовательно, вероятность правдоподобности первой гипотезы для интеллектуально развитого человека, получающего радость от совершения добрых дел, равна двум третьим, а не нулю.
Таким образом, совершенно необоснованным является и это мнение Владимира Фомина от 2012 года: 'Из того, что ты не знаешь того, как доказать эту приятную гипотезу, и не знаешь также того, как доказать противоположную неприятную гипотезу, никак не следует, что не существует доказательств ни одной из этих двух противоположных гипотез. Доказательство одной из этих противоположных друг другу гипотез может существовать, но быть просто неизвестным тебе. Если ты веришь в одну из этих гипотез, и получаешь удовольствие от этой своей веры в эту приятную для тебя гипотезу, то тебе незачем искать доказательств того, во что ты веришь без доказательств, так как для получения удовольствия уже достаточно этой твоей веры без доказательств в приятную гипотезу. Если же ты начнёшь мыслить, то можешь додуматься до доказательств другой неприятной тебе гипотезы и потерять после этого свою веру в приятную гипотезу, то есть можешь лишиться тем самым того удовольствия, которое даёт тебе вера в эту приятную гипотезу. Логическое мышление становится для тебя нежелательным, следовательно, интеллектуальная деградация в таком случае будет неизбежна. Таким образом, тот, кто получает удовольствие от своей веры в существование чужих сознаний, чужих эмоций, чужих ощущений, будет деградировать. Человек, который цепляется всеми силами своей души за свою веру в существование чужих 'я', способен, наверное, докатиться до такой степени дебилизации и догматизма, что без доказательств верить в то, что все мужики должны носить штаны. В дальнейшем он становится скучнейшим типом с мозгом попугая, который способен только механически запоминать информацию и повторять её, как попугай'.
Из того, что ты не знаешь того, как доказать эту приятную гипотезу, и не знаешь также того, как доказать противоположную неприятную гипотезу, никак не следует, что не существует доказательств ни одной из этих двух противоположных гипотез, но также не существует и доказательств того, что существует доказательство неприятной гипотезы. Если доказательств этой неприятной гипотезы не существует, то, сколько бы ты ни мыслил логически, ты не сможешь найти доказательства этой неприятной гипотезы, и, следовательно, никакая интеллектуальная деградация тебе не грозит. Следовательно, получая удовольствие от веры в какую-то приятную гипотезу, ты подвергаешься риску деградировать всего лишь с вероятностью 1/3, но не со сто процентной вероятностью.
Поэтому люди, имеющие неограниченный разум, вовсе не обязаны все быть солипсистами, но они вполне могут получать удовольствие от своей веры в существование чужих эмоций. Вера в ложность солипсизма и наличие интеллекта - вполне совместимые вещи с вероятностью 2/3. Не исключено, что ты и создал для себя до своего рождения весь этот мир и отформатировал свою память, родившись в этом мире, с той целю, чтобы перестать быть солипсистом и испытать то громадное удовольствие от совершения добрых дел, какое испытал тот добрый миллионер в публикации О добром богаче, который подарил половину своего состояния нищему'.
Критика второй гипотезы справедлива.
Что касается третьей гипотезы, то непонятно, что могло заставить тебя забыть о прежнем опыте страданий и пожелать снова ради любопытства познать все эти страдания. Поэтому и третья гипотеза кажется мне не состоятельной. Более того, ты мог бы придумать для себя такой сценарий собственной жизни, который предписывал бы тебе интеллектуальное развитие, а не деградацию.
Например, существующие в окружающем мире законы физики и проведенные людьми эксперименты приводят к тому, что не удается ни доказать существование эфира, ни опровергнуть его существование на основании тех физических опытов, которые были поставлены, то есть на основании имеющейся у людей в распоряжении информации.
Относительно деградации, к которой приводит вера в какую-то приятную гипотезу, наблюдается следующее: деградация происходит при некотором среднем количестве информации, указывающей на ошибочность этой приятной гипотезы, и деградация не происходит при нулевом количестве такой информации и не происходит при полном количестве такой информации. Следовательно, ты мог свести в сценарии своей жизни к нулю информацию об истинности солипсизма и сделать сценарий своей жизни или свой сон практически неотличимым от реальности, в результате чего ты и не деградировал бы интеллектуально, и в то же время получал огромное удовольствие от своей веры в ложность солипсизма, от своей веры в существование других 'Я', чужих сознаний и эмоций.
Таким образом, самой правдоподобной оказывается первая гипотеза, а гипотеза о твоем латентном солипсизме оказывается совершенно необоснованной. Если тебе доставляет удовольствие делать бескорыстно добрые дела, то с огромной степень вероятности ты солипсистом не являешься.
16 октября 2016 года.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"