В пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" 26 действующих лиц, среди которых примерно половина - основные персонажи комедии, а остальные служат как бы для фона и создания общей массы. Но есть еще и другой вид действующих лиц; разбирая остальные литературные произведения, мы часто забываем про них, незаслуженно. Персонажи третьего вида называются внесценическими.
По самому названию можно догадаться о тех, кого считают таковыми. Внесценические персонажи никогда не появляются на сцене, зато мы о них наслышаны. Имена некоторых так и вертятся у героев на языках, а некоторых просто упоминают в разговорах.
В "Ревизоре" таких предостаточно. При самых скромных подсчетах получается около 35 человек, а еще ведь Хлестаков говорит о разных "графах и князьях", которые "толкутся и жужжат" у него в передней, а также о солдатах, которые "выскочили из гауптвахты и сделали ружьем". Здесь указаны не конкретные лица, а лишь масса народу, поэтому сложно сказать, считать ли всех князей за одного героя, действующего вне сцены, или же приблизительно прикинуть их количество...
Я предполагаю, во всяком случае, что все читатели Гоголя заметили преобладание тех, о ком только говорится над теми, кто реально действует в пьесе. Это доказывает то, что мир не замкнулся на городничем и чиновниках, и что история эта - совершенно реальная, и множество людей может быть ей свидетелями. Это когда хотят показать изоляцию героев, оставляют только нескольких человек на сцене и никого за ее пределами, а в нашем случае автор преследовал совершенно иную цель.
Итак, проведем небольшое путешествие по тексту "Ревизора" и посмотрим, на каких моментах следует задержаться, чтобы получше разобраться в данной нам теме.
Уже на первой странице пьесы нас ждет имя Андрея Ивановича Чмыхова. О том, кто это такой, мы можем только догадываться: наверняка, еще один чиновник, с которым знаком городничий. И не только городничий: Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений, тоже его знает.
Вряд ли бы вообще что-нибудь в пьесе случилось, не получи Антон Антонович письмо от Чмыхова! Его бы никто не поставил на уши, не перепугал неожиданным известием, Добчинский и Бобчинский, наверное, не приняли бы со страху "ветропаха" Хлестакова за ревизора, "щелкоперы" лишились бы сюжета для очередной комедии.
Кроме того, в письме Чмыхова нам встречаются еще два героя: "сестра Анна Кирилловна" и муж ее, Иван Кириллович. На первый взгляд кажется, будто Гоголь вставил их просто так. Но я думаю, что это еще один способ для того, чтобы показать то, что Чмыхов написал городничему это письмо не только для того, чтобы сообщить о прибытии высокопоставленного лица, но и чтобы поведать ему о личных делах, то есть о ревизоре было сказано "между прочим"...
Взволнованный скорым прибытием ревизора, городничий беседует с Земляникой, Ляпкиным-Тяпкиным и Хлоповым, давая им указания, что надобно предпринять, дабы "приезжий чиновник" после осмотра заведений остался доволен. И тут речь идет о больных, которых не должны ходить так, как ходят сейчас, об учителях, которые рожи такие строят, что "хоть святых выноси".
Казалось бы, до чего незначительные в пьесе лица! А от них тоже многое зависит, ведь ревизор может принять гримасу за оскорбление, а выговор в результате получит Лука Лукич, а может быть и сам Антон Антонович.
Теперь уже мы находимся во втором явлении. И здесь нам встречается почтмейстер, читающий городничему отрывок из письма одного поручика к приятелю, а потом городничий ему говорит вскрывать письма, чтобы проверить, не будет ли среди них каких-либо жалоб и донесений. Письмо поручика не столь важно, сколько, например, письмо Чмыхова, но обратить на него внимание все-таки можно.
В коротком рассказе Бобчинского и Добчинского обрушивается на нас лавина незнакомых имен: Коробкин, Растаковский, ключница Авдотья, Филипп Антонович Почечуев, к которому та самая ключница почему-то была послана за бочонком для французской водки и трактирщик Влас. Рассказ получается очень торопливый, Петры Ивановичи то и дело перебивают друг друга, а наличие большого количества никому неизвестных лиц придает описанию событий лишний комизм.
Не особо примечательную роль играет в комедии отец Хлестакова, но все же играет. В конце концов, именно его средства проматывал мнимый ревизор. Кто знает, что сталось бы с ним, если бы не батюшка...
А вот еще один пример того, что герой, упоминающийся всего лишь один раз, может иметь большое значение. Фраза: "На, Маврушка, шинель", по-моему, уже стала крылатой. Во всяком случае, всегда её произносят, когда заходит речь о бессмертной комедии Гоголя.
И, наконец, осталось всего лишь два персонажа, о которых я хотела бы рассказать...
Был у Хлестакова знакомый, а может быть даже и друг. А имя ему было Иван Васильевич Тряпичкин. По всей видимости, он увлекался литературой, так как Хлестаков говорит: "Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой". И если бы не Тряпичкин, то комедия Гоголя потеряла бы если не весь смысл, то точно бОльшую его часть. Если бы почтмейстер не вскрыл и не прочитал письмо, адресованное Ивану Васильевичу, то никто бы так и не узнал об обмане Хлестакова, а появление настоящего ревизора вызвало бы волну недоумения, только и всего. Тряпичкин, наверное, самый необыкновенный персонаж в пьесе, хоть мы его и не видим. Неожиданно, но под Тряпичкиным Гоголь подразумевает самого себя: "Санкт-Петербург, Почтамтская улица, дом под нумером девяносто седьмым, поворотя на двор, в третьем этаже, направо" - это дом самого Николая Васильевича. Да и отчество свое автор "подарил" герою.
В конце пьесы городничий в сердцах начинает ругать сначала самого себя, а потом гнев его переключается на литераторов: "У, щелкоперы, либералы проклятые! Чертово семя! Узлом бы вас завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку!" ... Таким образом неожиданно пересекается сам автор комедии и главное действующее лицо...
Мое описание было бы не полным, если бы я не сказала пару слов о том, из-за кого заварилась вся эта каша, то есть об истинном ревизоре. Про него мы абсолютно ничего не знаем и личность эта представляется нам чрезвычайно загадочной. С ревизором не знаком никто из действующих лиц, о нем вообще никто не знает. Городничий так боялся Хлестакова, что не заметил, как мелкий чиновник боялся его самого. Поэтому, услышав заключительные слова, слова жандарма, он не может сделать решительно ничего. И остальные не могут. Никто не может! Таким образом последний герой, о котором говорится в пьесе, ошеломил и оставил беспомощными всех остальных.