Бывает целесообразно с ходу сказать главное. А именно:
"поэзия" - это про содержание, "стих" - про форму.
Но понятное дело, толкования означенных терминов зависят от толкователя. Например:
1) это одно и то же
2) ну-у, поэзией раньше называли любое текстовое творчество, но последнее время поэзией называют текст в стихах
3) поэзия - это текст, переполненный тропами, стих - текст, записанный ритмически и рифмованно
4) поэзия - это высокая форма бытия существ, вещей и явлений, кроме того, так называют жанр литературы; стихи - это речь, гармонизированная ритмом, рифмами, аллитерацией, кроме того, так иногда называют поэзию
4) поэзия - возвышенное состояние души, особое видение и чувствование мира, способность вникать в его очарование и приобщать к этому чувству других. Да, поэзия пользуется словами, но они лишь средство для нее. А стихи - это рифмованные и ритмично расположенные слова, которые могут быть средством выражения поэзии, а могут и не быть.
Так или иначе, если "не одно и то же" - поэзия может быть не в стихах. В поэтическом XIX веке это понималось и обсуждалось. Эпатажное именование Н.В.Гоголем прозаического произведения "поэма" - как раз оттуда.
Возможно, вышеизложенного достаточно.
Но можно и порассуждать.
В том числе о том, почему поэзия и стих образуют такой явный, вплоть до синонимичности симбиоз - и где бывает интересно отойти от этого симбиоза.
Сперва немножко от печки.
Если мы занимаемся словотворчеством (то есть передачей смыслов через текст), то ожидаемо считаем себя вправе экспериментировать. Ибо творить - значит создавать новое. Новый текст. Новый способ выразить мысль. Творчество - суть нарушение границ, и, о ужас, правил. Не обязательно наглое и эпатажное нарушение (хотя и это может быть частью творческого процесса) - но как минимум попытка поставить слова особым образом, по-шамански, волшебно, дабы передать смысл особо точно - или, наоборот, с дозированной многозначностью; с оттенком, с атмосферой...
_____________
* Ремарка: правила можно нарушать коварно и сознательно (изучив их как следует, найдя бреши, шаткие места - и интересные способы прорыва за их кордоны), а можно неосознанно (по неграмотности, по наитию, по писательскому инстинкту "вот напишу-ка я так, странно")... Разумеется, "наитийный" писатель более неустойчив к критике (граммар-наци и "стилисты" набросились, накидали уверений что "так нельзя" - автору нечего возразить, в результате удачный "неправильный" текст может быть погублен правками). Мой совет такому автору: с ходу заявлять, что "это поэзия", засим ортодоксальные правила здесь не работают, троят, глючат, падают мордой в грязь и выставляют себя на посмешище, пытаясь суконным рылом своим лезть в тонкие нюансивные материи...
Ладно: поэзия - это не непременное нарушение правил. Но практически всегда попытка выразить сложное, трудновыражаемое, многогранное и необычное. Либо обычное - но необычным образом. Чем тут может помочь стих?
Объясняю на пальцах. Самое заметное оружие стиха - это, конечно, рифма. Помимо "о, как красиво - и можно декламировать" она пробрасывает "водородные связи". То есть: два слова означают разное - но занятным образом "родственны". Ибо рифмуются. Здесь подсознательный эффект (человек не задумывается "а нет ли смыслового родства меж срифмованным?") - однако текст сшивается мистическими намёками на дополнительные связи, коннотации, смыслы. Эффект усиливает известная практика не рифмовать одинаковые части речи (особенно нежалательны глагольные рифмы) - и даже стараться не рифмовать слова с одинаковым числом слогов. Ритмика и игры с буквами также работают на сшивки, "тонкие связи" - и если (мы ведь о поэзии?) текст сам по себе многомерен, богат аллюзиями и пробросами "в другие картинки", получится та самая магия.
А как работает нерифмованный, неритмичный (точней - сложноритмичный, в прозе своя ритмика) поэтический текст? Он "сшит вручную", он непрост в изготовлении - зато абсолютно свободен, здесь возможна настоящая игра без правил и ограничений (точнее - игра в ограничения и правила, созданные автором именно для этого смысла и этого текста). Это высший пилотаж - если, конечно, всё получилось.
/ И на этом драматическом моменте лекция обрывается - ибо дедлайны, цейнтноты, прочие иностранные слова мешают сегодня нормально тратить время на нужные вещи. Возможно, я её дополню. Или нет.