Фирсанова Мария Димитриевна : другие произведения.

О фильме Андрея Звягинцева "Елена"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   []
  
   В праздничные дни российским телезрителям был показан новый фильм Андрея Звягинцева "Елена". Мне посчастливилось попасть в число миллионной телеаудитории.
   О чём же этот фильм?
   Над этим я ломала голову в течение нескольких дней, потому что мне доказывали, что это не социалка, что следует углубиться в архетипы и фрейдизм и смириться со своими инстинктами.
   Больше всего в фильме меня поразил образ дохлой белой лошади у железнодорожной ветки. Три дня ушли на копание в нете в поисках разгадки символа. Думалось, что для режиссёра не очень легко найти белую лошадь и уложить её пластом на землю. Наверное, ей впороли снотворное или типа того, чтобы обездвижить. Режиссёр очень старался: значит, это не просто так. Надеюсь, в процессе съёмок лошадь не пострадала.
   Всё оказалось просто: тайну лошади раскрыл в беседе с кинокритиком Игорем Манцовым сам Андрей Звягинцев:
   " Один человек в Каннах сказал: "Ваша Елена -- это же практически троянский конь". А если развивать эту мысль, получится, что "Елена прекрасная" и есть предтеча того коня, который в материальном плане случился позже и разрушил мощную непобедимую крепость"
   То бишь в фильме остановила лошадь поезд, как главная героиня Елена остановила жизнь Владимира. Как это про русскую бабу? "Коня на скаку остановит..."
   "Вы, Андрей, сказали в одном из интервью, что сначала хотели назвать кино "Нашествие варваров", но потом всё-таки остановились на "Елене"", - замечает кинокритик Игорь Валентинович Манцов, который обожает архетипы.
   Кажется, и нам пора присмотреться к архетипам - значит, отправиться к римлянам и варварам.
   Залезем в Вики и удивимся. Оказывается, произведение "Варвары" уже написал подзабытый сегодня М.Горький, который ещё написал историю про Вассу Железнову, успешно экранизированную Глебом Панфиловым. Возникает мысль, что А.Звягинцев натырил архетипы у М.Горького, потому что героиня Горького (прекрасно сыгранная Инной Чуриковой) тоже мужика свово отравила, (токо не виагрой), и тоже ради деток. Там же и социалка та же, что у А.Звягинцева - ну, эти...как их...признаки революционной ситуации: верхи уже без виагры не могут, а низы кушать хотят. Но Андрей Звягинцев очень на зрителей обидится, если скажут, что он снимает социалку, потому что это слово нехорошее, почти нелитературное. Поэтому, от греха подальше, лучше вернёмся к Римской империи и архетипам.
   "Она из Тамбова, такая русская баба. Родина-мать в чистом виде, а под другим углом -- в чистом виде жена патриция, лучится благородством, происхождением; и от этого причудливого соединения возникает невероятный объём в её существе", - говорит А.Звягинцев.
   Окей, окей! Пусть Елена будет женой патриция, как того хочет А.Звягинцев. Хотя, мне Владимир напоминает жилистого Кощея Бессмертного, когда возлежит в больнице на чёрном постельном белье.
   Итак, вспомним, кто есть варвары.
   Варвары (др.-греч. -- "негреческий, иноземный") -- люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и чуждые их культуре. Слово греческого и по-видимому, звукоподражательного происхождения. В ряде европейских языков слово заимствовано через лат. barbarus. Русское "варвар" -- через др.-русск., ст.-слав. варваръ, варъваръ (заимствовано из греческого).
   В новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства).
   В переносном значении варвары -- невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей.
   Что-то тут не то. Следуя логике режиссера, получается, что Елена должна была бы приехать из зарубежья. Получается, что актриса Маркина вовсе не русская баба, а гастарбайтер. Вы зачем нам мозги набекрень заворачиваете, Андрей? Получается, вы снимали фильм про несчастную таджико-узбекскую семью? Почему тогда вы не пригласили на главную роль замечательную и любимую нами Наталью Утевлевну Аринбасарову, а сына прекрасно сыграл бы Егор Андреевич Кончаловский? Все бы вас поняли и полюбили. Женщины смотрели бы и плакали.
   Почему вы назначили оккупантами Москвы русских тёток?
   Но "хозяин-барин", как говорится. Вам видней.
   Кроме белой лошади меня заинтересовал ещё один момент: когда, конкретно, качнулся маятник, то есть случилась точка бифуркации? Когда Елена приняла решение прикончить патриция?
   Перечитала коммы в нете, никто ничего по этому поводу не сообщил. Народ не въехал. Народ помнит про Шарикова и "всё поделить". Вот что говорит сам режиссёр в беседе с В. Познером:
   "... Мне было предложено одним британским продюсером взяться за эту тему. Тема была именно так означена - апокалипсис. В результате нашей работы с моим соавтором Олегом Негиным мы пришли к тому, что написали сценарий "Елена", исключительно основываясь на этом предложении написать сценарий, а далее снять фильм на эту тему. Елена - это то самое поле битвы, где внутри этого человека происходит эта мистерия, вот это обрушение нравственных основ. Она просто гибнет, сама этого не понимая. С ней внутри происходит этот апокалипсис, умаление этого человека, внутреннего человека до ядра, до атома. В связи с этими идеями я и давал интервью, где довольно часто употреблял это слово "апокалипсис", потому что я жил в этой теме".
   Когда же и почему произошло это "обрушение нравственных основ" у Елены?
   И тут я вдруг понимаю, что Звягинцев - гений, что он действительно снял шедевр, заслуживающий не второстепенной награды, а пальмовой ветви. Просто он очень робкий и стесняется прямо сказать.
   Патриций Владимир в фильме - это успешный россиянин. Язычник ли патриций Владимир? Конечно. Поклоняется мамоне, заботится исключительно о телесных удовольствиях, культивируя собственное тело. Говорящие иконы в квартире - экраны телевизоров, пропагандируют ценности общества потребления, предлагая колбасу и женихов "на продажу". Культурный ли наш родимый патриций? Книжек не читает, не меценат, смотрит по телику футбол, как и "последний смерд" - сын Елены. Патриций культурнее Елены и её семейства разве что только по уровню потребления товаров и услуг. Все устремления патриция Владимира - доставить удовольствие желудку и детородным органам, которые не используются по прямому назначению, т.к. секс для него и его дочери - "just fun". Удачно режиссер использует в качестве средства для убийства виагру - волшебное средство удовольствия.
   Странно только, что мешало Елене избавиться от патриция и завладеть имуществом раньше? Тормозили её "отсталые христианские понятия"? Жила-была тётечка в "тёплом" состоянии: ходила изредка в церковь, ставила свечки и понимала добро в соответствии с христианскими заповедями "не воруй" и "не убий", короче, несла свой крест: жила с патрицием как наложница, не качая права, не замышляя революции, а надеясь, что воздастся ей за доброту её.
   Точка бифуркации наступает, когда Владимир говорит наивно цитирующей Библию Елене, что её вера - чушь собачья, наивная хрень - и обращает её в свою веру, где поклоняются мамоне. Культурный патриций Владимир стирает в душе Елены заповедь "Не убий", как ангел тьмы распечатывает бездну - дверь к преступлению. Прямо как Владимир... Ильич. Ой-ёй-ёй! (как-то надо бы, Андрей Петрович, с именами поосторожней). "Обрушение нравственных основ" - это пробитая крепостная стена в потребительский рай.
   А как же римляне и варвары? Придя в Рим, варвары обрели христианство, что способствовало их духовному развитию. В фильме Андрея Звягинцева варвары совершают регресс: от "культурных" патрициев научаются, что греха нет, а значит - всё дозволено. Значит, ради достижения статуса "успешный", лузеру следует воровать, убивать и всё прочее. Главное, аккуратно всё обставить, чтобы полиция не поймала.
   В конце фильма Елена - настоящая успешная патриция, и никакие заповеди теперь ей не преграда. Она добилась успеха в жизни. Теперь она будет очень аккуратно воровать и убивать, и поклоняться тем же богам, что и покойный муж - успешный патриций Владимир, и будет ходить в его храмы: бассейн, тренажёрный зал и салоны спа. Её семья никогда не будет голодать! (Кажется, так же думала и приснопоминаемая успешная любимица россиянок Скарлетт О'Хара?)
   "Я именно это называю апокалипсисом, то, что происходит ныне на нашей территории, у нас в стране с человеком. То превращение этого чудного, дивного человека." (А.Звягинцев)

***

   Если искренне отвлечься от патрициев и варваров и обратиться к исконно русским архетипам, Звягинцев с Негиным сняли фильм про Кощея Бессмертного и престарелую медсестрицу Алёнушку, которую он преображает в бабу Ягу (проходит наивная русская девка у Кощея инициацию и понимает, что к чему). Тут вам и дочь-русалка, и Емеля на печи, и соловьи-разбойнички. Вот такой выходит фанфик с постмодернизмом.
  
   p.s. Использованы цитаты из источников:
   http://www.chaskor.ru/article/andrej_zvyagintsev_yasnoe_delo_ona_vybiraet_krov_24926
   http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8B
   http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=589243
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"