Фирсанова Мария Димитриевна : другие произведения.

Fright & Freud

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О рассказе НОЧНОЙ "МИНСК - БРЕСТ" Александра Фрайта http://samlib.ru/g/gusha_w_w/nochnoy-minsk-brest.shtml


  
   В обзоре (конкурс "НОЧНОЙ ДОЖДЬ") очень мало написала я про рассказ Александра Фрайта НОЧНОЙ "МИНСК - БРЕСТ". Каюсь. Думаю, что рассказ один из лучших.
   Рассказ динамичный и завораживающий. История адаптации человека, попавшего в 19 лет в горячую точку. Вернее, отправленного туда бывшим СССР, который потом исчез, как отец-алиментщик.
   Атмосфера нуара создаёт некую оболочку: шепот дождя, черные чулки, чёрные плащи, девушка-вамп, оружие разного калибра, мутная кисея дождя между станционными фонарями.
   Главный герой по фамилии Яскевич участвует в очередной "операции по экспроприации" ценностей у нехорошего человека.
   Чёткое трёхслойное построение. Три мужских персонажа: гг, Портной и безногий Паша составляют единый образ. Тень гг - Портной. Он требует убивать, чтобы выжить. Так гг учили на войне. Он не может избавиться от этого внутреннего Я, которое твердит : "У каждого из нас есть свой скрытый враг. Постоянно будь готов переступить через очередной труп. Запомни, Снайпер. Всегда есть кто-то, страстно желающий испоганить тебе жизнь. Ты крепко держался меня, и поэтому не ты на кладбище, а твои недруги".
   Зачатки оставшейся совести гг - Паша, который помог гг выжить и для которого превращение гг в киллера - непереносимый кошмар. Совесть гг ущербна - в безногом состоянии, обречена на бездействие, заливает горькие воспоминания алкоголем и понимает, что единственная перспектива - "чистый островок -... могила", единственный способ вновь переродиться - "сдохнуть", что и происходит в конце рассказа.
   Конец рассказа в духе нуара. Погибают все: Портной (тёмная сущность гг), Паша (совесть гг) и сам ГГ - т.е. автор утверждает, что этот молодой человек, побывавший в горячей точке обречён, он не в состоянии перейти к мирной жизни и побороть своё темное Я. Кажется в конце, что гг победил свою тень в лице Портного. Но это только кажется, потому что умирают все. Победа ли это? Нет. По сути - неизбежный крах личности.
   Женские образы представлены тоже тремя образами: девушка-вамп (дочь Портного), жена гг и проводница. При этом жена гг находится на заднем плане и не является активным персонажем. Но тут гораздо сложнее, чем с мужской частью населения. По сути эти три "матрёшки" - одно лицо: разные стороны женщины. Девушка-вамп симпатична гг, ("миловидная девушка", "приятное лицо, отметил он про себя, да и фигурка ничего".) - это некая тёмная эротическая составляющая, жена гг - то, что требует от него совесть в лице Паши, но которая предаёт и превращается в суку. Но самым интересным персонажем является проводница. Что есть по сути этот образ? "Бабу найди себе стоящую, женись, детишек заведете. Все образуется"" - говорит Пашка-совесть. Купе проводницы - символ семейного счастья с его домашним вареньем и чаем, с элементами материнства. Эта неуклюжая девица с "жабьим ртом" - лягушка, которой предстояло стать женой гг., не попади он в горячую точку. Преображение в царевну теперь немыслимо. Нарушая сказочные традиции, гг поступает с ней не как жалостливый Иван-Царевич, а пристреливает, поморщившись от отвращения, и потом слегка сокрушается, что по башке не огрел. Почему пристреливает? Потому что ему противны мысли о доме и семье. Противен живот, похожий на квашню. Квашня, тесто - хлеб - символы чадородия. Противна ему мирная жизнь с чаем и вареньем. С удовольствием пристреливает в её лице мысль о том, что можно опуститься до такой "буржуазности" и варенье с булками лопать, когда в мире столько "бандитов", которых нужно ликвидировать, столько "грязи вокруг". "Форменная блузка брызнула пуговицами, открыв на удивление маленькую для такой полной фигуры грудь" - с лягушки спадает лягушачья шкурка, но гг всё равно, он не отождествляет с ней мать, а отождествляет бывшую суку-жену: "с ненавистью вогнал носок ботинка под ребра". А, может, это Родина-мать???
   Куда милее и понятнее для гг выглядит рисковая женщина-вамп, несущая смерть. То есть мысль о семье и домашнем очаге ему в принципе мерзка, противна и презираема: "Крестьянская идиллия, хмыкнул про себя Яскевич": блюдечко с чаем, заварочный чайник, белый батон, банка с домашним вареньем, диван, подушка.
   В этом вся драма гг. Он не убивает жену, как нашёптывает изнутри Портной, поскольку в глубине души осознает, что виноват он сам. Женщины для него - шлюхи, суки и жабы.
   Образ "щель в скале", где удаётся скрыться от врагов гг. - символ эмбрионального присутствия и второго рождения. Второе рождение - в образе убийцы. Родился нормальный пацан, а на войне в пещере переродился в киллера. Он хочет снова переродиться: завязать с этим мерзким бизнесом, "закончить со всем этим дерьмом" и "забиться в какую-нибудь щель". Но - увы, не получится, как считает автор.
   Присутствует язычество в нейтральном, казалось бы, религии рассказе. По-своему молясь, гг привык "просить поддержки у бездушного кусочка металла". Вместо иконы - "патрон", "поцеловал тусклую латунь", "ласково погладил". Идол войны, "талисман", предназначение которого - убивать - "единственный и никому не известный друг". ГГ в мирной жизни продолжает служить некоему культу, требующему жертв и крови.
   Бывший СССР - благополучная Германия. Сможет ли Германия стать той щелью в скале? Автор считает, что нет, "счастливый билет в... будущее" - обман самого себя.
   Можно говорить: Афган, Чечня, Вьетнам. Универсально.
   Хороший язык повествования: читаешь, паря над текстом.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"