В английском языке понятие "справедливость" переводится как "justice". Это говорит о том, что в западной традиции справедливость отождествляґется с заґконностью, юстицией. Правда, существуют ещё слова "just" и "true", но они означают соответственно "точный" и "правильный". В русґском сознании справедливость, напротив, всегда дифференцировалась от правосудия ("закон - что дышло...") и ассоциировалась, скорее, с равенсґтвом. В русской крестьянсґкой общине ("мир"), где действовал принцип круговой поруки, все были примерно равны. А разбогатевший крестьянин назывался соответственно "мироед".
Оставив в стороне философские концепции, посмотрим, что думали некотоґрые известные люди разных времён и народов о справедливости:
"Какою меркою мерите, такою же и отмерится вам". (Евангелие от Луки).
Напоминает ветхозаветное "око за око", однако речь здесь идёт не о земґной, а о Божественной справедливости. С другой стороны, в средние века некотоґрые богословы утверждали, что Бог явно несправедлив. Поскольку иначе он давно уничтожил бы всё человечество, прикрыв, таким образом, эту земную лавочку бесконечного греха. Как верно заметил один из осноґвателей США Томас Джефферсон, "всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь Бог справедлив, я дрожу за свою страну". В наши дни его переживания стали бы невыносимыми.
"Справедливость всегда приправлена щепоткой мести". (Ж.Вольфрам) И действительно, справедливое и возмездие является одним из наиболее глубоґких наслаждений, доступных человеку. Как говорил товарищ Сталин, нет выґсшего удовольствия, чем выбрать себе противника, хорошенько отомстить ему, а затем спокойно лечь спать.
"Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех".(Ш.Монтескье). Каждый человек - это маленький мир, который имеет своё начало и конец и для которого любая несправедливость может оказаться фаґтальной. Прав был Достоевский, который писал о слезе ребёнка. Одна отдеґльно взятая несправедливость фактически перечёркивает любые раґзумные и нравственные основания мира. Их нет.
"Мерилом справедливости не может быть большинство
голосов" (Ф.Шиллер). Как говорил в этой связи Оскар Уайльд,"демократия - это искусство одурачивания народа для блага народа при помощи народа".
"Нет ничего справедливого или несправедливого, что не меняло бы свойсґтва с переменой климата". (Б.Паскаль). Это говорит о том, что никаких общечеґловеческих ценностей нет и не может быть - невозможно назвать хотя бы одну ценность, которую сочло бы справедливой всё человечество. Наґпример, у папуасов считается, что подросток, чтобы доказать своё право считаться мужчиной, должен пойти в чужую деревню и принести оттуда чью-нибудь гоґлову, после чего ему присваивается имя жертвы. Можно предположить, что свои представления о справедливости были даже у Чиґкатилло.
"Деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их".(Л.Андреев).Тем не менее, на свете полным-полно жадных людей, которые делают из денег фетиш. Согласно теории Фрейда, такие люди часто страґдают запорами. Им жалко расстаться с дерьмом и с деньгами, что, в приґнципе, одно и то же.
Возможна ли в мире хотя бы какая-нибудь справедливость? Видимо, тольґко та, которая была сформулирована в качестве одного из постулатов римсґкого права: "каждому - своё". Помимо всего прочего, эти слова были написаны над входом в Бухенвальд.