Сказано: нехорошо человеку быть одному. Но зато какое это счастье!
"Тот, кто любит одиночество, либо дикий зверь, либо Господь Бог",- утверждал Фрэнсис Бэкон. В период своего первого пребывания в Новой Гвинее на берегу Маклая, которое длилось с сентября 1871 по декабрь 1872 года, русский путешественник Николай Миклухо-Маклай обитал среди диких людей, у которых получил репутацию Господа Бога. Людоеды считали, что он прилетел с Луны, где и находится большая деревня под названием Россия (и были недалеки от истины). Божественная репутация Маклая окончательно подтвердилась, когда к нему в хижину туземцы запустили девушку с целью соблазнить его, но Маклай, подобно Фоме Аквинскому, гордо отверг её приставания. (Правда, во время следующей экспедиции всё-таки поддался на уговоры и женился на 12-летней папуаске, из-за чего расстроился его брак с дочерью губернатора Голландской Индонезии).Вместо того, чтобы спать с дикарками, Маклай щедро одаривал их отрезами красной ткани на трусы и табаком, а в обмен на это изучал и классифицировал формы их грудей. В этнологии этот метод почему-то называется "погружение в этническую среду".
"Узнал, что между туземцами здесь происходят дуэли из-за баб". (Маклай)
Но всё равно: с волками жить - по волчьи выть. Будучи приверженцем здорового питания, Маклай отдал все привезённые консервы своему шведскому слуге Ульсону, а сам попытался питаться тем, что кушали папуасы. Очень скоро он пришёл к выводу, что чисто растительное питание противоестественно для человека и в условиях дефицита животного мира люди поневоле обращаются к поеданию себе подобных. Когда умер второй слуга Маклая Бой, учёный попытался изъять у него мозг, но, к сожалению, не обнаружил с своём хозяйстве достаточно ёмкой посуды для хранения этого органа. Поэтому, вооружившись ножовкой, Маклай отпилил у несчастного челюсть и ряд других незначительных органов, а затем заспиртовал их, чтобы сохранить впрок. По свидетельству папуасов, человечинка по своим вкусовым качествам намного превосходит все остальные виды мяса. А кроме того, так называемые цивилизованные люди тоже постоянно занимаются поеданием себе подобных - не только в буквальном смысле, но и, главным образом, путём использования достижений цивилизации. -Не уезжай от нас, Маклай, тебя там съедят! - Кто же меня съест, ведь там живут белые люди? - Вот они-то тебя и съедят! (Так, в сущности, и произошло).
Люди со скудным внутренним миром патологически не способны радоваться одиночеству, как радовался ему Маклай. "Одиночество производит на Ульсона очень странное действие. Я иногда думаю, что его мозг приходит в беспорядок, он по целым часам что-то бормочет про себя. Мне этот ленивый трус был противен, я почти не говорил с ним и даже не приказывал ему, было достаточно с моей стороны, что я переносил его присутствие. Иногда, указывая на пальмы и на море, я советовал ему повеситься или утопиться". (Маклай)
Папуасы ужасно досаждали учёному своим вниманием, пока наконец он не приучился кушать, спать и совершать другие естественные отправления в их присутствии. (Вот так же и в провинции местные жители назойливо глазеют и обсуждают вновь прибывшего человека). Иногда их охватывала слезливая жалость к учёному: они начинали громко рыдать, приплясывая вокруг него и крича: - О, Маклай! Бедный Маклай! Подлинное счастье наставало, когда Маклай на время оставался абсолютно один. "Крикливые люди не мешали сегодня, никто не приходил, - записывал он в своём дневнике. - Я думаю при этом, что в состоянии большого покоя (правда, трудно достижимого) человек может чувствовать себя совершенно счастливым...Мне кажется, что если бы не болезнь, я здесь не прочь был оставаться навсегда, т.е. никогда не возвращаться в Европу".