"Бунт - это единственная свобода. А свобода, она лишь одна - быть против. Как это у Брэдбери - если тебе дали линованную бумагу, пиши поперёк.
(Егор Летов).
Склонный к философствованию убеждённый нонконформист Егор Летов всю свою музыкальную жизнь принципиально не выходил из подполья, даже когґда в условиях рынка появились возможности оплачивать пиар-кампании на радио и ТВ. Не смотря на то, что большинство подростков воспринимали его ранние песни прежде всего как откровенный эпатаж, на самом деле большая часть летовских текстов переполнена прямыми цитатами из философских и художественных произведений, а также не столь явными, но тоже имеющими отношение к философии символами и аллюзиями, затрагивающими классиґческие вопросы смерти, бессмертия и смысла жизни.
Так, отвечая в одном из интервью на вопрос об отношении к самоубийству, Летов говорил: "-Я считаю, что это единственный выход для честного человеґка в наших условиях. Если ты имеешь честное сознание, ты должен пониґмать. что ничего тебе не удастся изменить. Чем дальше ты расширяешься как личность, всё меньше общего у тебя остаётся с тем, что снаружи, то есть чеґрез некоторое время тебя никто не сможет принимать, ты уходишь просто в вакуум. Если находишь силу, то идёшь дальше и становишься по-видимому святым. А если ты имеешь эту честность сознания, то тебя реально цепляет тогда единственный выход - это каким-то образом умереть. Либо быть убиґтым реальностью, либо самому". Может быть поэтому летовский протест, "заранее обречённый на полный провал", часто принимал формы преодолеґния абсурда путём апологии ещё большего абсурда. Характерно название одґной из его программных песен - "Тошнота", явная реминисценция одноимёнґного романа Сартра.
В понимании Летова подлинное творчество неизбежно связано со смертью. Более того, смерть является для творца основным вдохновляющим фактором. "Творчество - это естественное сопротивление живого существа тому, что на него надвигается. Убийственно надвигается. Творчество со смертью связано неразлучно". В понимании Летова смерть - "это когда из очень ограниченного состояния попадаешь в очень расширенное состояние". Он был уверен, что существует много разных слоёв действительности. ("Речи замедляются, слова повторяются, интонации не меняются, и всё сначала - игра в самолётики под кроватью"). В течение своей жизни человек исполняет определённый ритуал, а затем трансформируется в следующее состояние, причём "по направлению в ту сторону, где живут". Изначально всякий человек - это Ничто, "говно в проруби", однако если он становится носителем вечной идеи, то способен подняться до вечности. При этом "каждый живой, каждый настоящий человек безобразно одинок. Только косоротая чернь бывает вместе". Видимо, подобґные взгляды являлись для Летова предметом некой особой веры, свободной от конкретных религиозных предпочтений. Утверждая собственный вариант философии абсурда, Летов говорил, в частности, следующее: "Я верю всему, потому что не имеет смысла чему-то не верить".
В своём логическом завершении летовская философия не только трагична, но и апокалиптична. Он утверждал, что в мире идёт отмирание культуры, и, прежде всего, религии, искусства и философии. "Дух умер для всех. У меня недавно будто что-то открылось внутри. Я понял. Это - пиздец... У Ницше в "Заратустре" была фраза, что наступит время, когда и понятие Дух будет означать грязь. Вот оно и наступило, всем на радость и утешение". Смерть всего человечества не гипотетична, а совершенно реальна.
"Мне кажется, что конец света - это то, что происходит здесь и сейчас".
(Егор Летов. "Я не верю в анархию".М., 2003)