Аннотация: В Части 1 данной статьи показана недостаточность нашего понимания вопроса, что такое идея. В связи с чем поставлена цель всестороннего рассмотрения процесса получения нового знания посредством создания новых идей. На примере технического изобретения показана структура идеи и функциональная роль каждого из ее элементов. Выявлена определяющая роль взаимосвязей между этими элементами. Разобраны примеры идей из разных областей знания: научной, психологической, этической, социальной, религиозной. Показана универсальность структурно-функционального состава идеи. Предложен алгоритм процесса возникновения новизны в социуме. Терминологически оформлены внове введенные нами понятия. Рассмотрена идея социума как видообразования самой Природы. Показано, как, почему и для чего человек продуктивно мыслящий, то есть способный генерировать идеи, оказался Подручным Средством у самого социума. Более подробно разобрана идея речи и та роль, которую играла речь в становлении способности продуктивно мыслить и в социализации человеческих сообществ. Высказана идея "одновременности" возникновения социума вместе с появлением у человека способности генерировать идеи, логически мыслить и говорить. Показана решающая роль становления логического мышления в возникновении иррационального мышления. Рассмотрен вопрос возникновения новизны (в виде Необходимости в ней) в социуме самом по себе. Показано, что взаимосвязь социума с человеком продуктивно мыслящим осуществляется через какой-либо негативный фактор: лишенности в чем-то, неудовлетворенности чем-либо, неудобством пользования чем-нибудь и т. д. Приведена методология возникновения идеи и раскрытия ее смысла в интеллекте человека. Более подробно рассмотрены те этапы продуктивного мышления, которые ранее не фигурировали в литературе о создании интеллектуальной новизны. В Части 11, исходя из принятых нами исходных положений, рассмотрен вопрос бытийно-исторического мышления Хайдеггера. На примерах из "Черных тетрадей" и "К философии. (О событии)" показан интуитивный характер мышления автора как вопрошания об истине Бытия. Произведено сопоставление характера мышления Хайдеггера с методологией возникновения новизны посредством генерирования идей. Предложено понимание Хайдеггером вопросов Бытия, истины Бытия, двойственной сущности человека и историчности хода бытийственных Событий. Продемонстрирован вынужденный характер возникновения этих Событий. Предложена единая (сквозная) методология возникновения новизны, исходя из причинно-следственной последовательности "соци-умного мышления" и мышления человека, способного продуктивно мыслить. В Части 111 на примере инсайтного (спонтанного) явления смысла идеи из бессознательного в наше сознание рассмотрен вопрос возникновения сознания и той роли, которую при этом играют память, язык и способность сосредоточения. Дано понятие краткосрочной памяти как памяти, хранящей в сознании "чистый" смысл внове явленной идеи. Предложено понимание сознания, во-первых, как сосредоточения на знаках культуры, способных выразить мыслительную деятельность материальных структур нашего мозга, а во-вторых, как слежения за нашими собственными действиями в процессе общения в окружающем нас мире. Исходя из этого, предпринята попытка представить сознание в виде двухступенчатого процесса выражения "знаков" нейронных образований в знаках культуры и передачи последних в сознание близких нам людей. Показана роль языка, продуктивного мышления и памяти в историческом возникновении и развитии сознания. На основе опубликованных экспериментальных данных о запаздывании осознания от материальных процессов в мозге (С. Деан) сделан вывод о производности сознания от бессознательного. Рассмотрен вопрос, каким образом осуществляется процесс перекодировки материальных нейронных образований в идеальные представления языка культуры. Высказано предположение об "одновременности" появления языка и сознания (вместе) с возникновением у человека способности генерировать идеи. Показано, в чем принципиальное отличие возникновения новизны в Природе от подобного же процесса в социуме. Ключевые слова: структурно-функциональный состав идеи, продуктивное мышление, новизна, методология, социум, Бытийно-историческое мышление, истина, Бытие, сознание, память, сосредоточение, С. Деан, М. Хайдеггер, К. Анохин.
|