tyr_elena : другие произведения.

Ксения Баштовая, "Бубновая гильдия", отзыв

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ксения Баштовая, "Бубновая гильдия", отзыв
    Моё предвзятое мнение

   Ксения Баштовая, "Бубновая гильдия"
   Отзыв
  
    []
  
  
   Сразу оговорюсь, написанное ниже не является полноценной, да и вообще никакой, рецензией. Это всего лишь моё, сугубо предвзятое мнение. Последний раз то, что я осмелилась называть рецензией, было школьным выпускным сочинением - пыталась серьёзно (но довольно-таки восторженно) разобрать "Чёрную кровь" Ника Перумова и Святослава Логинова, мне милостиво поставили четвёрку, на чём мы и разошлись. Как с публицистикой, так и со школой.
   Мне трудно писать: не люблю негативные отзывы, не люблю расстраивать людей, особенно тех, которые мне нравятся. Обычно, если я не являюсь тем, на ком автор "тестирует" произведение, я попросту молчу. Думаю, это неправильно, тем более в отношении друзей - мне ведь хочется, чтобы они росли над собой. По крайней мере, в моём понимании роста, для чего им нужно знать моё же мнение. Благодаря обещанию оставить отзыв (которое меня гложет и мучает, как любое другое невыполненное обещание), попытаюсь пересилить себя и высказаться, написать всё как есть.
   Из-за такого введения может показаться, что всё очень плохо. Нет, это не так. Однако - всё же нехорошо.
  
   Начнём, пожалуй, с начала. С обложки. Точнее, не с обложки - она-то как раз миленькая, но, в целом, к произведению отношения не имеет, однако и ложится на него неплохо. Я о названии. Итак, "Бубновая гильдия". Неверно, неправильно, не к месту. В романе (кстати, к этому у меня тоже претензии, но о них чуть позже) речь не идёт о Бубновой гильдии, в нём рассказывается о некоторых её членах, пусть и не рядовых. Назовите её, пардон, "Сообществом пушистых кроликов", ничего не изменится. На самом деле, ничего.
   Бубновая гильдия - это воры, но о кражах как таковых умалчивается. Да, есть одна, сюжетообразующая - кража эльфийской короны плюс, может быть, волшебная книга, которой столь неумело пользуется Эрика, одна из главных героев первой истории. Да, есть собственно Эрика, бубновая десятка, которая, судя по дальнейшему повествованию, затесалась в ряды Гильдии каким-то чудом. И уж вообще удивительно, как она добралась до столь высокой ступени - шестёрка шестёркой, всеми битая. Да, есть глава Гильдии, бубновый туз, и его приёмный сын, бубновый король, но опять же это - не сама Гильдия, не её деяния и не деяния в её честь, если можно так выразиться. Затем мелькают ещё кое-какие герои, имеющие отношение к Бубновой гильдии, да и с ними не совсем ясно - то ли они члены Гильдии, то ли дело в их папочке, бубновом тузе.
   По мне, книгу стоило назвать... хм, например, "Пиковый король", правда, тогда выходит неуместная отсылка к "Пиковой даме". Подошли бы названия по первой или второй истории - "Сокровище эльфийской короны" или "Всего один день" соответственно. Действительно, подошли бы, хотя всё ж таки лучше нечто своё, оригинальное. Впрочем, хватит о названии - и классики в таком ошибаются (например, всегда всеми упоминаемые "Три мушкетёра" Александра Дюма). В названии, по крайней мере, нет традиционной ошибки - объяснения, чем всё закончится.
   Теперь о мелочи. Издательство обозвало "Бубновую гильдию" романом. Ну-уу, господа-товарищи, осталось лишь, как на одном из уважаемых литературных сайтов, называть романом нечто большое с главами или, как на СамИздате, различать повесть и роман исключительно по количеству знаков. Первое - пусть их. Второе - в общем-то недалеко от истины. Но, в принципе, встречаются маленькие романы, которые, однако, из-за своих размеров не становятся повестями. Здесь безусловно приятно, что Ксения обозначила произведения, собранные в книге, историями, а не частями. На мой взгляд, единственная из историй, которая тянет на роман или, вернее, на зарисовку романа - это, как ни странно, "Всего один день". Но не стану спорить о форме: во-первых, это и впрямь мелочь, на которую мало кто обращает внимание, а, во-вторых, я не специалист и со своими определениями могу тыкать пальцем в небо.
   Следующие замечания - тоже плевок в издательство. Впрочем, по этому поводу не высказывался, наверное, только ленивый. Раз - книга ни в коей мере не принадлежит юмористическому фэнтези. Шутки и весёлые ситуации, конечно, присутствуют, но без них жизнь была бы скучна. Два - вёрстка. Кошмар! Трудно испортить произведение позабытыми пропусками между абзацами, однако на этот раз почти удалось. Будь "Бубновая гильдия" так себе произведением, книгу можно было бы смело выбрасывать. Сцены, описанные с точки зрения разных героев, не имели права перетекать друг в друга без предупреждения, безумно не хватает пауз, которые нам дают не только точки, запятые, тире и прочие знаки препинания, но и деление на части-главы, звёздочки или пробельные строки. Впрочем, в "Одном дне" отсутствие этих пауз почти не мешает, а к "Джокеру" глаз уже приноравливается - читатель сам приостанавливается перед следующим эпизодом.
   А вот теперь достанется автору. Не зря я сказала, что всё не так плохо и что не считаю книгу "так себе произведением", у меня нет желания её выкинуть. Но, к сожалению, нет и желания дать её кому-то почитать, порекомендовать. Потому что нехорошо рекомендовать такое. Потому что я как читатель была обижена... даже оскорблена. Возможно, причина в том, что я чересчур многого ожидала от книги. Может быть, отрицательную роль сыграло то, что я ждала книгу от автора (с автографом) и получила её... Видимо, именно поэтому чувства слишком сильные. Будь это просто какая-то книга, я, наверное, не возмущалась бы. А так... Мне было неприятно читать недоделку. И неприятно вдвойне, когда я видела, что это недоделка хорошего произведения (извините, произведений). И именно поэтому мне хотелось промолчать... но именно поэтому молчать и не следует.
   Во-первых, есть у меня подозрение (и появилось оно не без участия одной из читательниц, немного или, быть может, вовсе не немного влюблённой в "Гильдию"), что добавь автор ещё одну-две истории о Гьерте, книга уже стала бы лучше. Собственно, так оно и есть: "Бубновой гильдии" явно не хватает слов. Это - тот случай, когда надо бы быть чуть поболтливее, так сказать. Особенно это касается "Одного дня". Вторая история мне больше всего приглянулась - и насыщенностью событиями, и переплетением судеб героев, и отсутствием всех-и-вся довольных граждан Империи, и концом, не сладостно-счастливым (нет ни всеобщей радости, ни всеобщей гибели). Но ко второй истории у меня, пожалуй, больше всего претензий. Наверное, так всегда бывает.
   Если "Сокровище" и "Джокер" хоть как-нибудь вписывались в юмористическую серию, то "Один день" - никоим образом. Это замечание издательству. Для автора иное.
   "Всего один день" - это не верёвочка, связанная крючком, где одно событие чётко следует за другим. Это кружево - за одну петельку цепляются множество других. И линия "Эльтше-Найта" буквально перекосила красивую салфеточку, та потеряла форму. Либо от этой линии-петли стоило избавиться, чего, если честно, не хотелось бы, либо уж позаботиться, чтобы большая дырка, которой по рисунку является эта петля, была бы круглой. Нет, делать из неё центр совсем не обязательно - не нужна там центральная симметрия, но ровной - необходимо. А для этого требуется дополнительная обвязка - события, которые чуть более явно переплетаются с Эльтше и Найтой. Например, что-нибудь об отце Найты. Он же из тех, кого громили, в то время, когда его дочь случайно оказалась среди тех, кто брал штурмом императорскую резиденцию. Да и вообще об этих двух героях впоследствии просто забывают, что их убивает, а ведь достаточно Киринту, который появляется и в "Джокере", всего лишь вспомнить о них. Мимолётом, ненароком, возможно, не по делу, но они бы остались живыми. А так получилось, что автору уж очень хотелось рассказать любовную историю с хорошим концом, возможную даже среди творившегося ужаса, но у автора не вышло правильно её приткнуть, вплести в повествование.
   Линия Каренса оказалась вообще другого цвета. Не "Каренс-Эрмиль", а именно просто "Каренс". Если честно, я долго пыталась среди четвёрки, с которой начинался "Один день", его отыскать, но мне никак не удавалось... потому что его там и не было, это - нововведённый персонаж. В чём ничего плохого и не было, расскажи потом автор о нём ещё одну историю. Благо разведка донесла, что такая история существует! А вот сама линия "Каренс-Эрмиль", что удивительно, хороша даже без "Джокера".
   Ах да, возвращаясь к Эльтше и Найте. Неплохо бы чуть-чуть разобраться в их отношениях с Дегарисом после событий во дворце. Много недосказанного тут, ох как много. Хотя бы пару-другую намёков оставить бы. Всё ж таки друзья, а ещё Дегарис и Эльтше фактически родственники - побратимы. А на родичей обижаются куда как сильнее, чем на каких-то чужаков. Да и Эльтше, думается мне, очень хотелось бы объяснить другу, что он среди повстанцев оказался случайно. Для Эльтше это многое значит. Для Дегариса - понятия не имею.
   И последнее по "Дню". Лита. Трагическая пропажа (убийство?) младенца остаётся незамеченным и мгновенно позабытым, хотя вокруг Литы выстроены все начальные сцены о семействе Герад. Ни Рихар, ни Хэлларен вообще никак не реагируют на беду. Совсем. А это ведь их сестра. Более того, что меня покоробило в "Джокере", Хэлларен в голову не приходит, что когда Ирдес говорит о нежелании потерять ещё одну дочь, он в первую очередь имеет в виду Литу, а во вторую - саму Хэлларен. А уж потом - Венту. Понятно, все мысли Хэлларен в тот момент заняты Вентой, но не настолько же, чтобы не видеть боль отца. В общем, линия Литы также требует если не развития, то хотя бы не забвения.
   Кстати, а почему Лита - единокровная сестра? Папенька нагулял? Он, конечно, кот драный, но мне показалось, что после женитьбы всё ж таки поумерил пыл, успокоился. А вот жёнушка его стала посмелее - могла мужу за такое и накостылять. Впрочем, полагаю - и простить тоже. Или это оговорка автора, которую не исправили? Лита - родная сестра? Что единокровной является по определению, но само слово настраивает на иной лад.
   Пока писала о Лите, вспомнила и о другой странности. Всё в той же первой сцене. Когда разговаривают Вента и Рихар, создаётся впечатление, что Хэлле всего лишь близкая подруга Венты, а не ещё одна Герад. Это так задумано? В этом есть какая-то тайна? Если есть, то и о ней хотелось бы узнать побольше.
  
   Переходим к "во-вторых".
   Герои. Я уже начала. Так что просто продолжу. Да и многого не скажу.
   Чудесный, забавный, действительно юмористический персонаж, правда, с уже набившим оскомину сленгом, но зато, по крайней мере, подросток... хорошо-хорошо, уже юноша, который недалеко ушёл от детства. Наш юноша, оттого он не только любопытен как ребёнок, но и ведёт себя как ребёнок, заполучивший замечательную игрушку - возможность изучить новый интересный мир. Джейт. К сожалению, это герой не того романа. Я бы его не стала даже помещать в мир Гьерта, впрочем, и выкидывать его оттуда не обязательно. Но в "Бубновой гильдии", а точнее - в "Сокровище эльфийской короны" и "Джокере", он нужен как собаке пятая нога. Он используется всего лишь как: а) тот, через кого описывается, представляется читателю мир, что можно сделать тысячью и одним миллионом способов через настоящих героев произведения, а также попросту как описание от автора и б) не очень сильный, почти человекообразный "бог из машины". Уж лучше бы была волшебная палочка! Настолько вмешательство Джейта неестественно! И самое обидное, что персонаж-то получился хорошим, достойным своей линии, своей истории.
   Джейт своим присутствием убивает логику многих событий, превращая их то ли в "рояли в кустах", то ли "а мне, автору, вот так захотелось". Например, отношения Ирдеса и Эрики. В том, что бубновая десятка мгновенно влюбилась в бубнового короля, нет ничего странного. Нормальная реакция молодой девушки на красавца-мужчину, много повидавшего, опытного, вообще говоря, недоступного (где десятка, а где король?) и, к тому же, вроде как ухаживающего, проявляющего интерес. И то, что влюблённость вырастает в любовь, тоже естественно. А вот что находит в Эрике Ирдес?
   Слава всем музам-вдохновительницам - не очередную стервозную девицу! Он разглядел симпатичную мордашку - это повод заметить. Его отшили - это повод начать охоту. Впрочем, не думаю, что Эрика - первая женщина, которая не повелась на улыбку полуэльфа. Её обвиняют в самой громкой краже века, а это уже, пожалуй, любопытно. Особенно притом, что девушкой интересуется дон Кевирт, "обожаемый папочка". Но это - всего лишь топливо для будущего костра. Теперь нужна искра. А искра-то какая-то слабая при наличии Джейта и прямо-таки молния перед глазами без рыжего чёрта. Догадайся Эрика спрятаться в пентаграмме от демонов без подсказки Джейта и найди её там одну Ирдес, он бы стал рассматривать свою подопечную куда как более внимательно. И рассмотрел бы, ведь потом был меч принца, тайный ход, совершенная не приспособленность к жизни...
   Ирдес и дон Кевирт. История простая, да не в этом беда - показана неубедительно. Что ж это они оба так долго ждали? Нет, отговориться можно - сама на ходу несколько объяснений придумаю. Но стоило бы в них читателей ткнуть посильнее.
   Констарен и Эрика. Не хватает акцента, уточнения. Я, конечно, догадываюсь, почему принцу понадобилась воровка, отчего он сам не смог войти в комнату и взять перстень, но всё же одно-два предложения необходимо было написать. Всего-то несколько слов - и всё на своих местах.
   Ирдес, Айзан и Хэлларен. Глупо. Выбор неаргументированный, повод неубедительный. Что это Ирдес привязался к Айзану да ещё к дочери приставил? Только потому, что мальчишка - джокер и нахал? Или ещё до кучи, что увидел его рядышком с кузеном, с которым они на одно лицо? Кстати, эта сцена пришла мне в голову только после долгих раздумий. И, возможно, она мне привиделась.
   Айзан и Хэлларен. Мало. У них недостаточно поводов к активному сближению. Да и Ирдес между ними красиво так встал: одного бесит, другую раздражает. Ведь именно Ирдес их подсунул друг другу. Кстати, вопрос: он на очевидное продолжение знакомства рассчитывал? Если рассчитывал, то куда ни шло...
   Ирдес, Киринт, Вента и Рихар. Не верится, что в такой ситуации папочка станет "загребать жар чужими руками и при этом не заплатить ни гроша". Ну не станет - и всё тут. Он всего лишь поступил, как считал нужным - сообщил Киринту о пропаже его возлюбленной и тем самым нашёл ещё один путь, ещё один способ отыскать дочь.
   Фрина и Роз. Ненужные персонажи. Или автор чего-то недоговаривает. Причём недоговаривает плохо.
   Мэрэд. По мне, такого трактирщика давно уж на блеск подняли бы. Чем посредники покупают себе безопасность? Тем, что без них не обойтись, и тем, что умеют правильно хранить чужие тайны.
   Граф Папирэани. Недостаточно.
  
   В-третьих. Сюжет. Просто поставлю точки, благо из всего предыдущего ясно, что я думаю о сюжете.
   "Сокровище эльфийской короны". История простая, но в том и есть её прелесть.
   "Всего один день". История сложная, но не запутанная. Красиво.
   "Джокер". История снова простая. Раздражают причины тех или иных действий. Прелести, в итоге, не вышло.
  
   А теперь о плюсах.
   Мир. Живой, настоящий, естественный. Оригинальный. Может, именно из-за того, что он настолько хорош, герои и происходящее с ними теряется?
   Существа, населяющие мир, настолько разнообразны, что диву даёшься. Здесь и фавн, и пикси рядышком смотрятся столь же хорошо, как кентавры и гномы в "Приключениях Гаррета" Глена Кука. Здесь краски естественно яркие, пейзаж объёмен. Немного удивляют Марс и Плутон в начале да несколько раздражает засилье эльфов и их потомков, впрочем, то и другое совсем чуть-чуть.
   Кстати, сам подход к остроухим понравился. Это - и не воздушные, исчезающие как вид, надменные красавцы. И это не, столь же привычные, моральные уроды, вроде тех, что поработили людей в "Проклятье эльфов" Андрэ Нортон и Мерседес Лэки. Это всего лишь ещё одна раса со своими странностями, традициями и причудами.
   Подход к оркам тоже красив. Как-то сразу вспоминается, что у Профессора орки - это ближайшая родня эльфов.
   Идея не господства людей мне также пришлась по душе. Собственно, а кто должен быть у власти? Определённо кто-то, кто сейчас сильнее. Эльфам оно не понадобилось, а троллям было нужно. Правда, немного грустно оттого, что всё же люди так или иначе станут главной расой или, что ближе к истине, человеко-эльфы. Но с чем-чем, а с этим спорить не намерена.
  
   Странно, о хорошем не получается говорить долго. Может, потому, что хорошим наслаждаешься. Зачем его рассматривать в деталях, если приятно получить целиком?
  
   На сём откланиваюсь. Скажу напоследок одно. Я не истина в последней инстанции, и всё вышесказанное всего лишь моё предвзятое мнение. Да и что-то менять в произведениях, вошедших в сборник "Бубновая гильдия", уже, наверное, поздно, зато посмотреть на другие вещи - в самый раз. Автор будь внимательнее к деталям - и хорошего станет намного больше!
  
   P.S. Спасибо Ните и Елене ВМ, что уговорили не отказываться от написания отзыва.
   P.P.S. Ксюша, я в тебя верю!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"