Францен Олег Александрович : другие произведения.

Розочка во степи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конк: (предыд/вар) "Приносящий Надежду" финал по квоте Vi, litsovet "Жанры-3" в лучших этапа. Публ: (пред/вар) litsovet ж-л "НПО".

Правлю текст к новелле

Когда моё внимание было привлечено к литературному произведению, которое маленькое, но показалось непростым, я летел в ясном просторе, радостно каркая. Хотя земля сигналила ну очень некстати, - всё же, отстав от вольной стаи, спикировал и обернулся внимающим школьником.

<><><>

- ...тель, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг фон Гёте в своей балладе "Степная розочка"?

Нет, не мне вопрос. Пытаемый у доски жалобно высматривает помощь. Тянет резину, паразитирует на училке:

- Великий писатель... э-э... Вольф Гёте сказал в... э-э... великом стишке "Степная розочка", что... э-э...

Подсказка:

- Пацан ей целку сломал.

Подсказал бы Шипун по-человечьи, у немки были бы варианты. Просто выгнать. Послать с наказательной запиской к директору. Позвать того сюда, чтобы прихромал с палочкой и призвал к порядку всеми доступными средствами. А Шипун, гад, сказал по-змеиному! Можно понять, но неуверенно. Это даёт ему свой вариант. Как-то так объяснит. Сосед по парте попросил у него кусочек черняшки, взятой дома для перекуса. И обнаглел, пришлось стыдить: "Пацан, эй, целый кус ломал!". Голосить на уроке нельзя, вот и шипнул, вот и послышалось училке... Пацан, который сосед, признается в наглости. Парочка свидетелей найдётся. И другим позор сексотить. Скажут: шипение шипело, а чего, неясно, шибко шипуче.

Вот, биологиня пыталась однажды защитить от Шипуна честь насекомых. Разборка показала: шипение о них разно понимать можно. Вспомнили меру испорченности. Физрук интересуется часто, не занимаются ли опять её козявки развратом.

Ещё у Шипуна братан Бугай. Любит прошвырнуться вечерком с пацанами по главной, Ленинской. Во весь тротуар. Игнорируя рытвины и остальное. Остальное жмётся. Ещё отец в День Победы приходит в школу в медалях. Шепчут: краденые. Другие не согласны. Как можно так шептать? Не пойман вор. Мог выменять за жратву. И никто не спорит - тёмный, делит власть с начальником милиции.

От директора было всё же замечание шипению. Не предусмотрено школьными правилами! Не увлекаться!

Немка всё же сводит чёрные брови. Рвёт ворот белой водолазки, судорожно вздохнув. Девчата шушукают. Парни пристально на них смотрят. Иные подпольно ржут. Тот, у доски, тоже осознал художественную идею. Излагает:

- Пацан ей сломал...

- Не ей, а её, - сбивает прицел училка.

Безумный взгляд на Шипуна. Тот кивает: соглашайся.

- Её, - пожав плечами, прямит вихляющую мысль, - сломал.

Немка, видно, решила: мыслитель Гёте допустил бы компромисс. Избавленный радостно несётся на своё место. Она же смотрит, ой, на меня.

- К доске не надо! - пресекает обречённый порыв. - Ещё хуже будет четвертная.

Да, с немецким у меня сейчас особенно плохо. Тут не только гормоны... Мама сказала, не нужен он мне. С войны мало прошло, люди злы на него. Но распределённая к нам англичанка открутилась и смылась. А приехавшая с ней немка почему-то залипла. Как-то вижу, тащит пухлые школьные сумки. По улице, пудреной местным бурым углём. А тётки прут мимо меня большие сумки сo столичного поезда. Кивают на немку. От её Москвы близко, да всё тут не так. Мужики накорячатся под землёй, потом дрыхнут долго. Или пьяные. Или с доминошками во дворе. Или всё сразу. Куда же милочке деваться? Сдастся фартовому Бугаю...

- Переведи за урок "Розочку", стихом, - изумляет училка. - Вот и вытянем тебя.

Что ли думает, я строчу стихомётом?! Ну, иногда выдаю, под настроение. Для себя, ведь не профи. Да, вчера на физике взорвался лирикой. О силе, времени, пути... Под рукой дневник. Записывал на той странице, что в конце. Можно будет выдрать. А тут к доске. Затем физичка полезла внести четвертную. Тоже в конце дневника. В общем, очередной неуд за поведение. Как видно, ещё прославлен-ославлен в учительской... Сейчас-то какое настроение? Подстрочник с языка, которого не знаю. И чужое - стихом. За сорок пять минут? Уже меньше, кстати.

- Можно вольный перевод, - делает послабление немка, тут же кривит бровь: - Или дрейфишь?

Вокруг необычно тихо. Смотрят на меня с подозрением. И эта, и та. И - дрейфить?! Ладно, выдам непотребное, зато не сдамся без боя. Из портфеля черновая бумага, чернильница в мешочке, ручка с железным пером. Класс возвращается к нормальной жизни. Я таращусь на готическую абракадабру.

Heidenröslein

Sah ein Knab ein Röslein stehn,
Röslein auf der Heiden,
War so jung und morgenschön,
Lief er schnell, es nah zu sehn,
Sah's mit vielen Freuden.
Röslein, Röslein, Röslein rot,
Röslein auf der Heiden.

Knabe sprach: "Ich breche dich,
Röslein auf der Heiden."
Röslein sprach: "Ich steche dich,
Daß du ewig denkst an mich,
Und ich will's nicht leiden."
Röslein, Röslein, Röslein rot,
Röslein auf der Heiden.

Und der wilde Knabe brach
's Röslein auf der Heiden;
Röslein wehrte sich und stach,
Half ihr doch kein Weh und Ach,
Musste es eben leiden.
Röslein, Röslein, Röslein rot,
Röslein auf der Heiden.

Хм...Перевод названия слышал. Его половинки пестрят по тексту. Что с розочкой, уточнено у доски. Несколько слов, оказывается, немка раньше вбила в меня. Для остального быстренько словарь. Проявляется переводная картинка! Мальчик положил глаз на розочку в степи. Хочет сорвать. Она протестует. Он всё равно. Бедняжка... Персонажи заменяемы? Да. Версия Шипуна? Ну, традиция всё ж охраняет свадебную ценность. Вот позже насилие норма. Насилие над личностью женщины. Вообще... да-да... в жизни много гнут-ломают. Вечное гадство. Надо бы... да... вслед за Гёте. По-русски.

Снова высь и даль. Но не беспечная ворона. Пилот и полётное задание. Кормлю двухтактный двигатель подходящими словами. Выписываю фигуры пилотажа. Не вписываюсь!.. Опять... Наши слова длиннее. Мысль раскручивается - и бац! Уткнулась в рефрен... Точную форму не успеть. Что ж, дозволена вольница - вперёд! Заход за заходом... Всё больше удачных... Земля тихонько голосом училки: скоро звонок. Ну, так можно, вроде бы. Всё, готов чистовик.

Степная розочка

Увидел мальчик розу
младую во степи;
цветёт, изящна поза,
упруги лепестки.
Рванулся к ней он сразу,
и глаз не отвести
от розы, красной розы,
сияет что в степи.

Сказал он розе страстно:
"Тебя хочу сорвать!"
А роза не согласна:
"Я не хочу страдать!
Не тешься понапрасну,
наткнёшься на шипы.
И гордость розы красной
запомнишь крепко ты".

Увы, напрасны были
угрозы и мольбы;
ох, слабо защитили
её остры шипы.
Парнишка одержимый
посмел красу сломать.
Ах, облик розы милый
вдруг начал угасать...

Что на щеке? Скупая мужская. Видят? Заняты своим. Немка смотрит! Нет, мимо. Смахиваю. Рядом Гёте! Как на портрете. Глаза-окна. Тёмные брови-арки. Выше лепнина. И серебристый купол. Морщенной рукой в кружевах тянется к листку. Нет, палец к губам. Исчезaeт. А, училка в упор! Ну щас, щас... Кособоко подшаркиваю. Криворуко подсовываю:

- Пшалста!

Спиной назад, глаз не свожу. Читает. Вдруг тоже исчезаeт. Тело тут, сама - нет. Звонок. Появилась.

- Ты сумел.

- Ура-а-а! - вопит класс.

Тёплая волна: как болеют за меня! Тут же схлынула: вопль на звонок. Последние спины всосались в коридор. Я тоже всасываюсь. Опять хорошо. Весёлой стаей в школьный двор. Кружимся, вертимся. В окне белое. Немка смотрит. Меня крутнули. Закружилось, завертелось...

<><><>

Из круговерти возникла чёрканная-перечёрканная, с кляксами, морщенная бумага, потому что я в похожем состоянии выпал из беличьего колеса, которое было настроено на деньги для большой семьи и крутилось зачастую даже ночью, и полез в папку для души, хронически оставляемую на потом. Хм... Это из немногих моих поэтических опытов, единственно сохранившийся. Перед глазами покинутый в юности город, урок немецкого, молодая учительница со странной идеей... Ну, имеют место быть признаки стихо, творение же было авральным, и это извиняет изъяны. Вот что значит настрой! Кстати, надо бы убедиться в его обоснованности. Ну-ка, что принесёт нынешняя чудо-Сеть по моему забросу-запросу?

Ох... Оказывается, гений отдыхал на наивно-детском примитиве, Стефан Цвейг даже предложил не включать это в собрание сочинений... Но вот! Филолог Елена Петривняя, пройдясь "лупой" по строкам Гёте и между ними, утверждает, что простота мнимая, а также ссылается на именитых союзников. Утрясаю всё, упрощаю. Гёте - редкостный, универсальный гений, что можно видеть и по его подходу к балладе. Он исследовал этот жанр как натурфилософ и обозначил прасеменем поэзии. В собственных мини-балладах паковал ни много, ни мало - древо бытия. Своего рода гены рассчитаны на подходящий настрой, на знания, интуицию и фантазию человека, а встретившись с ними, растят, в зависимости от того, что именно встретилось, простенькое или чудесно-пышное. Есть символы фольклора, и есть такое, что заглянуло в будущее.

В "Розочке" степь - и жёсткая жизнь. В мальчике пружинит мужчина. Цветок - и девица. В европейском фольклоре рвать или ломать розу, берёзу, калину, вообще зелёную ветку, даже топтать виноградник - это получить желанную. Со временем ясность пропала. Я вспомнил русскую песню, до недавнего весьма популярную, она имеет разные варианты, но во всех непременно говорится, что берёзу в поле некому, люли-люли, заломати, а девушка пойдёт и, люли-люли, заломает. Побуждение само по себе довольно странное, но логичное при мистическом ритуале, открывшемся мне в Сети: в былые времена девушки хороводили с этой песней вокруг молодой берёзки, у которой заламывали верхушку, и через этот символ пытались углядеть мужа и всё такое. А всё такое не сводится к анатомической подробности, о которой заявил Шипун, успешный во внешкольном образовании. Главное - постоянная власть в семье. Фольклорное следует за традицией: любовь-насилие мужчины и подчинённость женщины, ярые амазонки как-то не прижились, надеяться можно было на мужа не жестокого.

А вот это в балладе что такое? При последнем упоминании о мальчике, который уже ломает розочку, он назван диким! Маугли, что ли, прибежал из ближайших джунглей? Отец аналитической психологии Карл Юнг: через мальчика Гёте показал детство человечества, дошедшую до нас первобытную, досознательную память. По Юнгу - архетип младенца. Этот архетип неоднозначен и может осветить дорогу к природе, что прозорливый Гёте обозначил в других балладах, а в "Розочке" показал тёмное, разрушительное. Макс Коммерель, литератор и мыслитель, тоже толкует "Розочку" значительно шире, чем "амурные" отношения: "Растение больше, чем растение, и остается, тем не менее, чем-то иным, нежели человек... они противопоставлены друг другу".

;У меня дополнительные вопросы, узнаю мнения различных специалистов и перевожу солидные суждения на oблегчённые. Человек получил от эволюции (не очень понятно, как) мощный быстрый мозг, тормоза которого портит тёмная сила; другая призма: в божественный сосуд для прекрасного нагадил дьявол. В общем, один чёрт, головою может вертеть змеючий хвост, даже хорошая устремлённость сменяется порочной. Этому подвержены отдельные люди, группы, политические и религиозные течения, отдельные страны и блоки, человечество.

В обобщённом виде маленькая трагедия вселенской распространенности означает следующее. В первой сцене-строфе призванное привлекать это и делает - вызывает нормальный интерес. Во второй вылезает дьявольское побуждение. В третьей тёмная сила берёт верх.

Грустно задумываюсь о се ля ви...

- Есть в балладе и надежда! - вдруг раздаётся в моей голове.

Там возникает какая-то возня. Что это? Сетевое собрание, которому неуютно было в железе, захотело живой обстановки и решило устроиться на моих извилинах, как на мягких диванах, чтобы комфортно продолжить заковыристую тему, или уже местные мысли зашевелились?

- Контраст прекрасного и ужасного прямо-таки вопиет: такого не должно быть! А рефрены дают стойкий образ розочки, который дополнительно затверждается воскликом. Должна быть! Сейчас не удалось, так в следующей жизни. Чтобы радовалась и других радовала естественной, свободной красотой.

Возможно ли, сомневаюсь я. Красота спасёт мир? Так вон как её саму имеют, а Шипун и примкнувшие ржуны за доблесть почитают это.

- Мир спасёт красоту! - переворачивает мою мысль голос. - Тот мир, что компромисс, согласие. Его даст новая психология, которая необходима, по большому счёту, всем. В самом деле, долго ли будет счастлив мальчик, сорвав цветок, вздрючив степь в пыль, сломав Землю, развинтив Вселенную? Слова розочки о том, что она не хочет страданий, надо толковать широко. Тут и беспокойство о мальчике, которому придётся жить с содеянным. То, что речь не только о ней, подтверждает неоднозначная в этом месте грамматика. И двое ли в этой драме? Mать Природа. Oтец Бог. Боль за частицы свои, за своё продолжение. Вынужденная жертва качества в партии с Сатаной, чтобы встряхнуть нас, чтоб не были мы пешками или детьми малыми, а сами прочувствовали, что такое хорошо и что такое плохо. Будем недоразумением Природы и недоподобием Бога, не освоив Согласия!

;Уже вижу стишок манифестом грандиозной революции. Но почему в нём, при внешней простоте, так сложно всё? Не только в символах и намёках скрытый смысл, а и в контрасте, рефрене, знаке препинания. Прямо-таки шифровка, да не в один слой!

- На плохой почве семя не взойдёт или даст уродца, - вступает другой голос. - Знай два бородатых немца, что товарищи россияне учудят с общественной собственностью, лишь намекнули бы о ней в какой-нибудь детской считалочке. У Гёте способности к науке, различным видам творчества, философии, магии, госуправлению... И он понял: говорить открыто рано. Почитали тех, кто громче пушкой пукнет, выше залезет по трупам, больше хапнет. Типовое счастье: меньше прогибаться, больше прогибать. Человек не цель, а средство. Противовес плохим страстям - подавлять яркие желания, хотя при этом жизнь пресна и заморожена. Вот Гёте и маскировал послание будущему, которое устанет в дьявольском тупике.

- Но и в своё время не терял времени! - каламбурит третий. - Его творчество упрекали в аполитичности, но политика есть: исподволь влиять на душу и разум, чтоб увидели они в созревшее время выход - и не порознь. Увы, как мало отпущено для земных дел... Пришёл срок, Гёте умирал в тиши своих покоев. Рано! Взял да отменил свою смерть, чем немало удивил близких, готовящихся к печальной процедуре. Умер много позже, когда тянуть было уже неприлично. Но обещал вернуться тысячу раз.

Мне вспомнилось: его реинкарнацией посчитал себя Юнг.

- Чтим Юнга, но тут он чудит! - не слишком учтиво реагирует почитатель. - Если поселяться в человеке, то тысяча возвращений будет слишком долгой. Выгодны краткие значимые контакты. Такой и был. Студент изучал медицину, на последнем курсе вспышка в голове: его область - психика. Действительно, многое сумел здесь. И обозначил принципиальное: судьба человечества зависит именно от психики.

Так как же революция согласно Гёте? При этой моей мысли консилиум становится птичьим базаром. Едва успеваю подхватывать свежеснесённое!

История уже кроваворечиво доказала, что безудержное обладание несёт несчастья, ломает и самого обладателя, обращает против человечества его же мощь... Ура тем, кто готовил умы и души для благодатных перемен, кто и сейчас стремит культурные, политические, религиозные, эзотерические ручейки к океану Согласия... Рецидивы удручают, а тенденция обнадёживает. Видно по тому же отношению к женщине... Ну да, порой от неё нужна защита...

Ясно, как действует тёмная сила: побуждает плюнуть на более общие интересы. Значит, надо препятствовать этому... Кто и как определит их, общие интересы? Одиночка бывает умнее толпы. Зачастую неправомерно давят сверху... Организму нужно, чтобы всё в нём было хорошо, а часть зависит от благополучия целого. При такой установке созидательна и борьба. Плох радикализм. Его раскручивает в порочных интересах одна из частей, порождая пагубный процесс. Так возникает рак... По большому счёту, тёмная сила сбивает с пути к главному Согласию... Принять приоритет общего - полдела, должно быть ещё стремление соответствовать. Впереди достатка - достоинство. Щедро давать, щепетильно брать...

Напряжение из-за конфликтов в жизни требует выхода, иначе будет отравлять, а накопившись, прорвёт жутко. Как это сочетать с Согласием... Агрессивность полезна, мобилизует. Плоха чрезмерная и неуместная. У животных инстинкт: стравливать её, адресуя ритуальные движения даже пустоте. А у нас достаточно мозгов, чтобы выработать подобное. При этом негативную энергию можно использовать и для позитивного. (Я представил, как мальчик яростно тычет палкой, тянет к цветку ручеёк; и вот зеленеет тут, порхает, поёт, плещут рыбки, залетает милая фея). И к розочке относится, ведь тёмный импульс во всех. (Вижу, как смещает дурную энергию и колет мух-антисанитарок, цепляет-сушит рыбок к пивку, чтобы парню была отключка после тяжкой переключки). Надо проработать научно обоснованную технику смещения, а то профанируют тут всякие! (Ой, простите, больше не буду)...

Множество ситуаций и контактов, смена ролей мальчик-розочка, приоритет общего с учётом частного - да, сложнейшее это дело, Согласие. Искусство!.. С опорой на знания. Их должны обеспечивать специалисты, причём во-время, чтобы громоотвод был готов до того, как гром грянет...

Вероятна большая подвижка в России... Ка-ак?! Без того в мыле от всяких революций... Но эта точно нужна! И страна выполнит свою миссию... Опять об особости России и её необычайном предназначении?.. Если об этом много говорят, то не зря, возможно? Кстати, говорят разное. У нас тут уместно сравнить Россию с яркой розой на просторах Евразии. Её ломали, она возрождалась. Сама колола, не всегда справедливо. Заметна и в хронополе всей человеческой цивилизации, потому что велика, влиятельна, с долгой историей и сложным соцветием народов - суперэтносом. Недавно уменьшилась из-за накопившихся проблем, но по-прежнему огромна. И нестабильна из-за противоречий... Так у всех противоречия...

Россия их сборник! Самоосознание этносов и нечёткость нации россиян, разномастные язычества и мировые религии с разветвлениями, различия Востока и Запада, потомки покорённых и покорявших, сокращение коренного населения и неоптимальный приток, школярства социализма и капитализма, шлейф недавнего государственного рабовладения и ростки демократии, анархия и диктат, экстремизм и плюрализм, шаги великого государства и тесные штаны развивающегося, кусища пирога у немногих и крошки у большинства. Список можно продолжать. Причудливо сращение плюсов и минусов, причём плюсы нередко растаскиваются и опошляются поодиночке, как положительное в коммуне и народовластии...

Столь тяжёлому соцветию впору совсем загнуться. Ничего себе будет миссия... Вот и суть! Миссия России - не загнуться, а показать человечеству, что и с такими проблемными наворотами можно совладать. Тут не обойтись без широкого осознания: конкуренция интересов должна быть компромиссной, этим следует озаботиться и отдельным людям, и обществу. Чему сейчас - время!.. С чего это россияне вдруг резко поумнеют?.. Инстинкт самосохранения плюс тенденция, о которой мы здесь толкуем...

Берущие власть в свои руки извратят и эту революцию. Опять будет через - ну, сами знаете... Фу, коллега! Извращённые интересы были и будут на всех уровнях. Идиллия возможна лишь в раю, если он есть. Но вспомним "Долго ли будет счастлив мальчик". Понимание этого, распространяясь, должно сужать диапазон, в котором действует тёмная сила...

Гёте впервые влиял на особо проблемную Röslein-Rússland через другого гения, который на полвека моложе. В дополнение к мощному творческому воздействию передал ему магическое перо. Александр Пушкин держал перо в особом футляре, горделиво демонстрировал. И подпитывался от него, отчего лучше справлялся с диким в себе, что так мучало его и близких, переключал энергию на творчество. В итоге вместо тёмного давал больше света...

Пора донести до широких масс истинный смысл "Степной розочки"... Про детей не забыть! Гёте позаботился о доступности даже для маленьких. Простая сценка, простая мысль: просто любоваться розочкой. Больше пока и не надо. Малыш, пожалев воображаемый цветок, не даст пропасть реальному миру... Замечательно! Только отвлекать надо школьников от вульгарного секс-мотива. Ну, пытаться хотя бы... Да, надёжно закрепят новую психологию новые поколения. И правильнее всё-таки говорить не о революции, а об эволюции... Сойдёмся на ускорении эволюции!

Молчание консилиума - знак консенсуса. Подкреплено всхрапыванием. Беспардонным таким, как у себя дома... О, на самом деле местный храп. Не спать! Стряхнув с извилин, иду ловить профессиональный перевод "Розочки". Если существует, то было бы интересно сопоставить с тем, с чем взлетел загнанный в угол школьник... И вот он!

Дикая роза

Мальчик розу увидал,
Розу в чистом поле,
К ней он близко подбежал,
Аромат ее впивал,
Любовался вволю.
Роза, роза, алый цвет,
Роза в чистом поле!

"Роза, я сломлю тебя,
Роза в чистом поле!"
"Мальчик, уколю тебя,
Чтобы помнил ты меня!
Не стерплю я боли".
Роза, роза, алый цвет,
Роза в чистом поле!

Он сорвал, забывши страх,
Розу в чистом поле.
Кровь алела на шипах.
Но она - увы и ах!-
Не спаслась от боли.
Роза, роза, алый цвет,
Роза в чистом поле!

Пер. Д. Усова

Форма воспроизведена почти точно (ну, без начальных строчных и точки с запятой). Содержание... Профи мог бы и не старить розочку. А дикой зачем обозвал? Это парень стал дико-злодейский, она же естественно-прекрасная; у Усова ни того, ни другого. Гёте - буря и натиск; тут - "любовался вволю". Ну, налюбовался и гулял бы дальше, а напал! Кто это: созерцатель или маньяк-дебютант? Путаные показания... "Забывши страх, кровь алела на шипах" - красиво, но это же героика покорения. Прямо-таки ковбой сквозь кактусы!.. А обречённость где?.. Нет, не в ту степь всё это как-то.

 Вместе с тем, как я выяснил, Усов умелый переводчик. И немецкий у него такой хороший (в детстве жил с родителями в Германии), что позвали делать Большой немецко-русский словарь. Выходит, только с розочкой прокол. Странно это, но... У художника право на ошибку.

Не попробовать ли довести до ума мою ученическую пробу, чтобы были и форма, и шифр Гёте? Кстати, подтекст можно чуть прояснить, пусть люди легче ощутят тему, раз пора настала. И надо спокойно взвесить обозначения. Да, пустые пространства Западной Европы (при Гёте большие) по-русски называются степью и в словаре, и в литературе. Но степь своеобразная, поэтому можно говорить и о пустоши, верещатнике (там заметен вереск). А цветок, если точно, шиповничек. И всё-таки главное - символичность для нас, соответствие нашему языку. Стало быть, правильно выбрали до меня степь и розочку.

Без лимита сладостные муки - и вот есть!

Степная розочка

Мальчик розочку узрел,
Во степи цветочек,
Свеж бутон, зарёй алел,
Быстро подбежал пострел,
Радовался очень.
Розочка, зари бутон,
Во степи цветочек.

"Я сорвать хочу тебя,
Во степи цветочек".
"Защищать могу себя,
И запомнишь ты, вопя,
Колкий стебель точно".
Розочка, зари бутон,
Во степи цветочек!

Дикий малый всё ж ломал
Во степи цветочек;
Шип и крик, и стебель ал.
Тут, увы, такой финал:
Вянут лепесточки...
Розочка, зари бутон,
Во степи цветочек!

Опять скупая мужская слеза, видеть-то некому, но компьютер не испортить бы, и так полудохлик. В экранном отражении опять миражит Гёте, но теперь у нас, наоборот, он молодой - именно таким, оказывается, творил "Розочку". Поэт весь в порыве, даже нос, щёки, причёска аэродинамические, и крылья из распахнутых пол. Мыслителю приданы дополнительные крылья для мозгов - из волос над ушами. Естествоиспытателю и художнику хороши эти большие глаза-воронки, жадно всасывающие всё, даже невидимое. И понятно мне, почему в его годы - творение, свойственное много пожившему, повидaвшему, почувствовавшему, подумавшему. Гений пронзает пространство и время.

Гёте улыбается и молвит по-русски (решил, видно, освоить ко второй встрече):

- Сказать это совсем хорошо!

Какой деликатный, ушёл от "сказать так"...

Кто отразился из-за другого моего плеча? Мужчина средних лет, облик неясен. Дмитрий Усов, кто ж ещё?! Почему тоже радостный?

- Это и хотел! - выдохнул он.

Тут я понял.

Он посвящённый, преподавал в довоенной Москве историю западно-европейской литературы, шифр Гёте уже проявлялся понемногу. Если и не хватало толчка, чтобы с этим подойти к балладе, то жизнь хорошо толкала. Вокруг выламывали цвет нации, который надо бы лелеять. Вот и группу его, привлечённую к немецкому словарю, привлекли органы - согласно дьявольским разнарядкам на врагов и рабов. Здесь шифровки лепят непонятными словами или ещё какое вредительство? Участь группы печальна. Усову ещё повезло (фамилия навевала об усатом вожде?): отправили на строительство великого Беломора, но позволили не погибнуть там от великого мора. Затем в Ташкент отпустили - ещё пожил, хотя надорванный был. Увы, недолго. И безвестность, я с трудом нашёл о нём кое-что.

Так вот, показания о мальчике и розочке он не просто так путал. Он лепил свою шифровку! И послал её - некой резонансной душе в будущем, которая уловит несоответствия и захочет исправить. Даже общепризнанное в стране название "Степная розочка" оставил свободным - бери! Но гордо показал, что мог бы и сам всё сделать, как надо, да не стал. Вот знак, на виду: с формой сделал сложное, а не требующее усилий - нет. Об этом же говорит мне теперь и выпадение "Розочки" из общего ряда переводов Усова.

А не стал он делать, как надо, учитывая текущий момент. Если бы сделал, то про какого дикого парня, про какую заломанную розочку это было бы тогда в первую очередь?! Переводить так - хуже, чем не переводить вовсе. Было бы уничтожено вместе с переводчиком. Одно это и оставалось: позаботиться об отсроченном правильном тексте, который появится, когда уже - можно!

Некоторой компенсацией творческому человеку, вынужденному угождать обстоятельствам, стала подпись, спокойно прошедшая под невинным стишком. А когда бы несгибаемый орган партии настороже был, как воспринял бы "Пер. Д. Усова"? На какие Усы тут намёк, сходу было бы товарищу ежу понятно. Последующая неуклонная работа мысли привела бы к ужасному слову, в которое складывается то, что в подписи слева. Та-ак, гражданин вызнал и разглашает гостайну о проблемном руководящем пищеварении!..

Надо, пользуясь случаем, узнать кое-что у моих гостей.

- Герр Гёте, простите, при вашем цветущем виде несколько странно спрашивать, но вы всё равно про себя всё знаете, наверное. В общем, когда вы умирали, что такое невидимое усердно писала ваша рука? А точно подправляли Пушкина и Юнга? А как это?

- Я знать про себя, - Гёте вдруг насупился, - Эккерман хватать мне. Ох, он доставать!

Литературовед на всякий случай поясняет:

- Секретарь, мог мэтра на нужную тему нацелить, издал разговоры с ним в последние годы.

Гёте нежно гладит буковки "Розочки", словно лепестки. Это закрывает первый мой вопрос и возвращает мэтру расположение ко мне.

- Я... как это по-русски... дам на водку.

- Намёк он даст, - на всякий случай уточняет переводчик.

- Люди есть родня, общий есть внутри, это активность можно. Этот человек передавать активность. Саша есть легкий, я находить наш герман родня.

- У Пушкина один-два корня тянутся туда, - сообщает ходячий справочник.

- Карл есть легкий, он есть мой потомок.

- Признаёт деда Юнга своим внебрачным сыном! - возбуждённый шёпот моему уху.

- Россия иметь мой розочка нет. Я хотеть переводчик. Я чувствовать способный рус малыш близко мой могила.

- Сожалею, что буксовал, - откликается Усов.

- Я понимать, ситуация созревать.

Теперь Усову пару вопросов. Ой, не успел! Гёте исчезает, а переводчик - синхронный...

Спросить я хотел, не связан ли он с моей учительницей, которая, помнится, Дмитриевна. Ну, если не родственно, так кругом общения: Москва, немецкий, Гёте... Да, столица велика, совпадение маловероятно. Тем не менее, маловероятные совпадения случаются всё-таки и на гораздо больших пространствах. Вот пример. О котором был, кстати, мой второй вопрос: знает ли Усов что-то об этом.

Когда он умер, от Москвы в его сторону трясся младенец. Рядом брат-инвалид постарше, от убитого войной первого мужа мамы. И сама мама, которая не имела особых проблем, пока не связалась с учителем из республики немцев Поволжья, вышедшим живым с шахты-каторги в Подмосковье. Отощавший посланник великой русской реки тоже трясся - в основном в ожидании расспросов, неизбежных в долгом пути... От могилы Усова - восточнее. Потом не только поезд был. Возле Китая узловатые пальцы-отроги зажали кус сухой степи с щепотью превентивно наказанных людей. Ребёнок был там десять лет. Затем опять мимо Усова. И непроизвольное пикирование на балладу Гёте со знанием главного о ней.

- Для совпадать семя и почва, - слышу стихающий голос, - хорошо немножко помощь.

1963 - 2019


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"