Felicata : другие произведения.

Обзор финалистов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Хочу поблагодарить авторов за рассказы, чтение в течение нескольких вечеров доставило удовольствие.
  Привожу краткие пометки - только самые свежие впечатления.
  
  Хочу отметить одну маленькую особенность нынешних финалистов: во многих рассказах действия связано с напитками. Кофе, что-то во фляжке, водка, вода, вино... Персонажи постоянно взаимодействуют с жидкостями, а после этого либо совершают некие поступки, либо оказываются бессильными.
  
  
  1. Организм
  Это просто мечта всех обладателей частной собственности, на которую посягали, посягают или могут посягнуть: чтоб встала она и сама себя защитила. Чтобы как вдарила по обидчикам, чтобы всех их, всех их...
  Мне понравился стиль, меня зацепило. И не со стороны дома, а именно за жильца, за человека.
  Что смутило: дряхлость вполне себе еще нормального по возрасту человека. Только что он работал охранником - и вот уже еле-еле ноги волочит? Или дело в связи с домом (стар дом, стар и хозяин?) Но если мы даем полную аналогию с организмом, то отдельные части тела стареют-изнашиваются с разной скоростью. Полный отказ (разрушение и смерть) - одновременно, а вот относительно отваливающихся створок и выпадающих зубов - возможно, и нет.
  Чего не хватило. Я ждала прояснения детектива (он тут третьим слоем, но все-таки намечен). Были упомянуты сосед, у которого все хорошо и которому слом не грозит. Была реплика главного героя: "Закон не знает обо мне. Ему никто не сказал". Значит, снос все-таки был противозаконен - и герой об этом знал, потому и стоял на своем? Или решение суда было противозаконным (подлог, взятки и так далее).
  Мне очень хотелось здесь, в нереальной новелле, реальной логической связки. Предательство соседа, некая политическая надобность в земельном участке (почему так хладнокровно совершает убийство омоновец?), чья-то личная заинтересованность...
  Что понравилось. Жизнь. Совместная жизнь дома и его обитателей, физическая связь героя с каждым предметом. Наблюдения, воспоминания - красиво, образно, незаезженно.
  И отдельно финал. Если бы герой застрелился, я бы расстроилась. А его (и дома) желание биться и защищаться здорово подняло настроение.
  
  2. Мост
  Финал одновременно и надежду дает, и на бесперспективность сопротивления намекает.
  Хочется прояснения. Не обязательно по всем направлениям, но хотя бы в некоторых вопросах. Ладно уж, не будет лекции о нечеловеческой логике, злесь и не надо. Не будет вида на глобус сверху (что происходит за пределами видимости?), не будет связи с соседними подразделениями (если они есть). Все можно оставить в тайне, но почему бы нынешний эпизод не завершить столь же понятно, как была обрисована ситуация в начале рассказа? Причем открытый финал (есть кто живой?) при этом может остаться, но при хоть какой-то точке в проведении конкретной военной операции.
  Пометки
  В некоторых местах спотыкалась о "то-эту".
  Тяжело было разбираться в структуре роты (фамилия, звание, должность). Не то чтобы я стояла за списки или перечень персонажей, но собирать информацию по крупинкам, когда фамилия чередуется с заменителем, было неудобно. Бухать целым абзацем биографическую справку за первым появлением каждого героя я тоже не призываю (а в большинстве случаев и осуждаю), понимаю, как тяжело приходится автору, но все же своими наблюдениями делюсь. А как должно выглядеть представление в идеале - не знаю.
  "И хмуро засопел, набычившись. И стало понятно, за что его в роте Кабаном прозвали". Классическое "окрысился, как тигр".
  
  3. Торпеда совести
  Здесь тоже не хватило ясности в финале. Причем настолько, что я даже засомневалась, полный ли у меня текст. Поверила: на самом деле обрывается очень резко. Ситуация разъяснена, подстрекатели найдены, герой свое решение принял. А получится ли у него реализация? А мотивация торпедирования для Бесых? А связь случившегося с реальностью? А последствия для города и мэра?
  Хочу выверт и мораль.
  
  4. Где заканчивается линия электропередач
  В этом рассказе мне было уютно. То ли от варежек бабушки героини, то ли от географии местоположения действия, то ли от романтики, но я бы все-таки списала это на ощущения от действия древних сил и духов: умерено коварные, со странными дарами, с высокой платой за эти дары - все сделано честно, широко и глубоко.
  И надежда в финале , что девушка сумеет выпутаться, и больше вокруг нее никому ничто грозить не будет.
  Запомнились: варежки, дырки, метеорит, отвертка (чудесная действующая деталь).
  
  
  5. Мо Киле-Киле
  Отличный главный герой! Один из самых-самых положительных персонажей. Его недостатки незначительны, его пороки обусловлены средой обитания, его тяга к чтению достойна восхищения, а честность и порядочность выдвигают его настолько далеко вперед, что догонять уже и бесполезно.
  Грустный, тяжелый, живой рассказ со светлым финалом. Вообще-то я про переселение душ и цикличность жизнь-смерть-рождение на конкурсах не люблю, часто за ними скрывается художественная пустота от авторов, додумавшихся до трюка и поспешивших его реализовать. Здесь все не так: и замысел глубже, и сюжет с обстановкой увязан, и противоречий между всеми персонажами, их взглядами и поступками не имеется.
  
  
  
  6. Оттолкнуться от дна
  а был ли муж?
  Хороший рассказ, читала с ощущением нарастания страданий героини, боялась трагического финала.
  Несогласие с основным посылом у меня не по художественной части (здесь все прекрасно), а по физической. Я в возможность спастись, когда падать уже совсем некуда, верю слабо. То есть в жажду жизни, в инстинкт самосохранения, в переосмысление и новые стимулы - верю. Но срабатывает это все, когда человек еще не перешел некую границу, когда процесс еще обратим или его модно приостановить. А если совсем уже "дно", не то что сил оттолкнуться не будет, даже осознание, что это - конец, не посетит.
  Но случаются же чудеса?
  
  7. Кубик Рубика, кошки и мышки
  Замечательный постапокалипсис. Даже не просто пост, а сверх-мета-постапок. Сильные места: треники (о, сколько их, унылых и застиранных, валяется по конкурсным рассказам бесполезным тряпьем), опреснитель, девять жизней.
  
  8. Неизвестная величина
  Красиво и поэтично, хотя почти всех (и героя, и рыжую девушку) жалко-жалко.
  Расчет вероятностей - штука хорошая, но, как и в любой задаче, условия надо ставить правильно. Здесь же герой, подозревающий, что брюнет-блондин в сговоре, точно знающий, что они переговариваются между собой без его участия, почему-то вдруг начинает свли расчеты с предположения "они будут стрелять друг в друга". Он идет с их оружием, в выбранное ими место, не напрягаясь особо от известия, что блондин уже все подготовил, без секундантов... Учебник Елены Станиславовны и вспоминать не надо: другие условия. Шансы выжить у него, как у наивной блондинки остаться живой честной девушкой, если ее после клуба подвозит группа бандитов.
  
  9. Красный квадрат
  
  "- Подделка топорная. Сам рисовал? - Да ты что? - то ли на 'сам', то ли на 'подделку', то ли на 'топорную' возмутился Вадим". Красиво!
  В рассказе много шикарных мест, стиль меня очаровал. Сюжет показался менее четким.
  
  
  10. Ангелы
  Эх, разбередили душу и раны, ощущение осталось грустное, но светлое.
  Понравилось про первое слово ("Дай").
  Понравились кусочки-пояснения.
  Морали тоже не хватило. Вроде бы и весь рассказ ей посвящен: есть связи поступков и последствий, есть теория, есть иллюстрации из жизни, а кому и как успело пригодиться знание? Подсказки, куда кидать гранаты, я не считаю, в итоге они не приводят к спасению.
  
  11. В городе Н ничего не происходит
  Я поставила высокую оценку за хорошее качество, любовь к истории, живое слово и несколько ярких неожиданных сцен (к примеру, вид обвалившейся лестницы).
  
  
  
  12. Доминантный признак
  Тройное дублирование? Шестикратный резерв? Дорого и взлетать тяжело. Троирование здесь, скорее.
  "Верно. Работоспособность... все климатические зоны... экстремальные условия эксплуатации..." - припомнила я сухие строки технических характеристик". Не надо здесь "припомнила", она же профессионал, а не новичок или студентка. Дали нам, читателям, пояснения, и хорошо. И так понятно, что знания эти в голове у героини, что в данном случае их уместно привести, потому как именно путем их анализа героиня будет решать, что ей делать. И по тексту такие места еще есть, многие "хвосты" или "бока" предложений можно отрезать, станет только чище.
  
  И без стокгольмского синдрома мне было бы лучше... Зло и любовь, созидание и разрушение, бюрократия и человеческое тепло - в рассказе искусно сведены такие замечательные силы, дайте же, дайте другую мотивацию для последнего решения героини в больнице...
  
  Понравились: категории, с которыми играет автор (я про добро я зло), решение темы феникса, единство места и времени происходящего, наряд героини, захватывающее действие.
  
  
  13. Театральные сезоны на Марсе
  Красивый текст, красивая актриса, красивые слова.
  За всем этим: одиночество и покинутая родина, труды колонистов, скудное питание и тяжелая жизнь, заменители любви, приключений и эмоций, интриги и провокации. И бездонная космическая тоска.
  Театр - хорошее прикрытие, даже если спектакль ближе к мистерии, к ритуалу, к первобытной религии.
  Бедные персонажи... кто из них по-настоящему сохранил свой разум?
  
  14. К стогам
  Все-таки телка или корова была у Константина? Одна или две - вопрос к уже измененной реальности, как и козы-овцы, сыновья-племянники. А вот с коровой - дело принципиальное :)
  Понравились сюжет и герой.
  Немного сбивал текст. Из стилизации под разговорную речь выбивался прямой порядок слов, прорывающийся через инверсию, а также ограниченный набор слов, который должен характеризовать уровень персонажа, но из-за коварства описания действия от первого лица обедняет и основное повествование. Это не так уж сильно и заметно, все-таки Костя рассуждает о разных сферах своей жизни: заготовка кормов, семья, мотоцикл, знакомые, но все-таки однообразие присутствует.
  
  15. Фата-Моргана "Москва - Одесса"
  Хороший по композиции рассказ с легким и приятным изложением.
  Для полного счастья мне не хватило разгадки тайны великой любви главного персонажа. Она погибла? Она ушла из-за его пьянства? Она коварно поступила с ним - и потому он пьет? Она вообще существует?
  Живая Москва, "живое" сетевое общение, реальный предметы, интересная шутка с судьбами и временем, рестораны настоящие, хомячок прекрасный, но вопрос "что там у них произошло такое, что послужило причиной расставания" остается.
  
  16. Грей
  Меня затянула сказка, меня покорила ситуация: замки, вино, прекрасные собаки, изысканные манеры...
  Но композиционно рассказ распадается. Две части: герцог, доктор, загородный клуб и испытание таланта невиданного нюхача; тайна Грея, в свою очередь состоящая в истории знакомства герцога с Греем, длинной драки волков и намеков на шамана. И еще отдельно говорящий дог (который любит охоту и при этом охотно возится с волком!). Всего много, и это все - разное. Интересное, чарующее, но уложенное в слоеный салат, причем каждый слой может быть отдельным блюдом.
  
  Пометки
  Изложение живое, но нуждается в хорошей обработке.
  "Следом за ней, словно тень, появился дворецкий". Следом за ней темным силуэтом уже появлялся герцог (первые строки). Явление персонажа - выход его на сцену. К дворецкому ужа другие глаголы нужны.
  
  "Джеймс открыл вино и налил немного янтарной жидкости в бокал. Герцог вдохнул аромат вина и пригубил его. Кивнул, и дворецкий разлил божественный сок лозы по яйцевидным бокалам-ромерам. Я взял увесистый бокал и провёл пальцем по витой ножке, изготовленной из зелёного "лесного" стекла - вальдгласса. Однажды Вильгельм поделился секретом, что его цвет достигается за счёт добавления в стеклянную массу дубовой коры". Слова ходят парами. Вино-вина, бокалам-бокал, стекла-стеклянную. А в попытках избавиться от повторов происходит страшное. Появляются штампы вроде "янтарной жидкости" или монстрики типа "сока лозы".
  "Вам, как доктору, конечно, известно изречение Асклепия, бога врачевания..." пояснение про бога врачевания - это для кого и для чего?
  
  "Этот одноцилиндровый монстр вызывал зависть у прохожих помоложе и заставлял неодобрительно покачивать головами пожилых граждан, когда мы с герцогом катили по улице.- Лошадку забыли, - кричали нам сорванцы, пытаясь угнаться за чудом прогресса". Опять беда. Хорошие слова, яркое зрелище, но что выходит? Что пожилые граждане, этакие сорванцы, кричали вслед автомобилю шутку про лошадку?
  
  
  17. Когда-то и не здесь
  Понравилось все от и до. И даже не новоживностью, а хорошими людьми и настоящими семейными ценностями.
  И отдельное спасибо за то, что надвигающийся конец жизни Джонаса так и остался за кадром (оставляя смутную надежду, что на какое-то время отступил)
  Не поняла только, почему "бешамель" :)
  
  18. Красный бархатный халат
  Здорово :) Рассказ доставил удовольствие. Понравились бытовые объяснения мистической ситуации, рост слухов (жара, скучно), философское отношение к бедас (у Натальи к синякам и вдовству, у ее отца к ее замужеству, вдовству и проблемам с новым сватовством), трудолюбие пимоката (как копает, как бегает), наблюдательность слуг. А уж как легко верится в вампирскую сущность усопшего!
  Ни одного блеклого персонажа, ни одного выстрела мимо. Отлично.
  Придирка: не понравилось искажение цитаты "что за комиссия..."
  
  
  19. Сестра
  Хорошее предложение, только вряд ли поможет... "Бомбиле" приятно думать, что он придумал выход, но насколько хватит девушке его "терапии"? Хотя, говорят, что из представительниц упомянутой профессии получаются хорошие жены. А вдруг и здесь...
  Рассказ логически завершен, композиционно крепок. Немного наивен и излишне украшен.
  "А сон в белую ночь, легкий и добрый, напоминает бабочку-капустницу, незаметно опустившуюся на плечо, а не тяжелый пыльный мешок, падающий на голову, когда доползаешь до кровати зимним вечером". Бр-р. Зачем нужна этому рассказу красивость, страшная, как упомянутый мешок?
  "...в возрасте 12-14 лет это - огромная разница",
  "...отдавали ему не более 10% дохода". Не надо в художественном произведении числа цифрами, если это не год.
  
  20. София
  Одно впечатление: мне было страшно. Страшно и мерзковато. НЕ могу сказать, хорошо это или плохо для рассказа. Возможно, местами надо было испытывать восхищение или сострадание, но почти ничего не дрогнуло.
  
  21. Зеркальный парадокс Белова
  Желание сохранить финансирование проекта или вернуть его - полностью одобряю. Белов - молодец. Но ведь секрет, как именно ему удалось передать послание, так и остался за тайной...
  
  22. ЛЕНА ШОАЛЬ
  О прощении? О переселении душ? Так кому с чего будет легче...
  Мне понравился стиль рассказа, легкий слог, танцующая поступь героини, ее открытость и любопытство, яркие картинки.
  А мораль я не ухватила. Как надо было поступить тем героям, что в спектакле-воспоминании? Или они и так сделали то, что должны были?
  
  
  
  23. Поэма революции или Рукопись 2
  Тревожность революционной поступи есть, ритмичность в наличии, атмосфера ресторана в традиционной описательной подаче (меню, причем обязательно с сокращениями и указанием отсутствующих блюд, артисты, шум, дымовая завеса, приукрашенная невероятно вкусненькая водочка...) присутствует. И поэт тоже есть, но он в антураже слегка подзатерялся. Вроде бы и хорошо, что он - всего лишь человек, которого можно пугать, но мне хотелось бы побольше мистики с его стороны. То ли волшебства искусства, то ли колдовства таланта, то ли несгибаемости? Понимаете, именно поэта и поэзию хочется почувствовать, но главный герой - не он. Главная сила - не та.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"