Конечно, герой может сидеть на одном месте и просто спокойно жить в свое удовольствие, но кому было бы интересно об этом читать? Поэтому авторы, как правило, вынуждены мотивировать более активные действия своих ГГ. Наиболее популярными способами решения этой задачи являются:
1. Поставить перед героем сверхзадачу
2. Обеспечить героя врагом/врагами
3. Заставить героя постоянно бороться за собственную жизнь и/или жизни окружающих
Перечисленные методы могут комбинироваться самыми разными способами.
Как следует из названия, эта статья посвящена методу обеспечения героя врагом. Слово "обеспечение" здесь используется не случайно, потому что правильно подобранный враг это не только ценный мех вполне может считаться ценным ресурсом, позволяющим герою развиваться и приобретать разные полезности.
Статья касается, прежде всего, жанра фантастики (и особенно фэнтези). Ведь, например, в качественной альтернативной истории враги, во-первых, чаще всего не личные, а коллективные, а во-вторых, большинство из них взяты из истории реальной, то есть при разработке врагов у автора нет такого простора для творчества.
Также мы не будем рассматривать юмористическую фантастику в плохом смысле этого слова (когда юмор полностью заменяет логику и все остальное).
Не так уж редко реализация врага оказывается не слишком удачной. Достаточно часто встречаются типичные варианты:
1. Враг по факту выглядит слабым и беспомощным (хотя на словах может заявляться и другое), победа героя над ним кажется слишком легкой и не воспринимается как какое-то особое достижение, таким образом, враг просто-напросто не справляется со своей работой. Так что наличие подобного врага иногда даже хуже, чем отсутствие какого-либо вообще.
Иногда в фантастике попадаются ну очень крутые герои, такие, что их преимущество над врагами абсолютно очевидно и они справляются со всеми, даже особо не напрягаясь. Конечно, в крутизне ГГ нет (точнее, может не быть) ничего плохого, в конце концов, есть немало читателей, которым нравятся книги именно с подобными героями. Но в таком случае лучше, чтобы и враг был вполне адекватным по сравнению с ГГ, то есть из той же весовой категории.
2. Автор на словах декларирует могущество врага (иногда даже супермогущество), но из текста книги это не очень видно. Чтобы читатели не забыли, что враг очень крут, автору приходится им об этом время от времени напоминать. Как крайний случай, такой враг может вообще не предпринимать каких-либо действий, а просто служить пугалом. Почему он не пользуется по-нормальному своим могуществом, часто мотивировано слабо или не мотивировано вообще. Конечно, есть отмазка, что если этот враг не человек, то и его логика нам не понятна. Но тут работает доказательство от противного - если он живет уже долго и жив до сих пор, то, по всей видимости, снабжен хоть каким-то инстинктом самосохранения, присущим практически всем живым (а в литературе иногда и не живым) существам. Понятно, что враг обычно не обладает всей полнотой информации, но это не должно ему мешать предпринимать возможные меры по обеспечению собственной безопасности. Так что данная отмазка очень слабая.
По всей вероятности, такой подход происходит из сказок, где зачастую враг является просто частью декораций и никому даже в голову не приходит искать в его действиях какую-либо логику (хотя ради справедливости нужно отметить, что это относится не ко всем сказкам).
Например, не очень многие читатели задаются вопросом, почему, собственно, Кощей Бессмертный не принял элементарных мер для сохранения своей жизни (ну или не-жизни). Почему его смерть связана с иглой, почему спрятана именно в этом месте, а не где-нибудь не очень далеко от самого Кощея, где он смог бы вмешаться в случае необходимости, почему там не было каких-либо активных (то есть атакующих) систем защиты... Таких вопросов очень много, а вот ответов на них нет совсем.
Но фэнтези тем и отличается от сказки, что в фэнтези подобное отсутствие объяснений уже не прокатывает.
Кто-то, возможно, скажет, что таков сам персонаж и он не может быть описан нормально (мотивированно). Но практика показывает, что вполне может, было бы желание у автора. Например, в книге А. Рудазова "Преданья Старины Глубокой" фигурируют и Кощей, и еще целый ряд сказочных персонажей, причем их обоснования (откуда они взялись, почему именно такие и т.д. и т.п.) вполне соответствуют тому уровню строгости, который принят в качественном фэнтези. Кстати, насколько я слышал, сам автор считает данную книгу одним из главных своих достижений, и его вполне можно понять.
Поэтому если в фантастическом/фэнтезийном произведении враг выглядит картонным/не мотивированным, то это не особенности или требования жанра, просто таким его описал автор.
Так что тем авторам, которые еще не успели обеспечить своих героев качественными врагами, возможно, имеет смысл об этом задуматься, а тем, кто это уже сделал - большой респект.