Феано : другие произведения.

Хитопадеша

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фрагмент сборника "Хитопадеша" в ритмах Феано впервые был опубликован на сайте Индия.Ру в 2000 г. "Хитопадеша" - сборник басен на санскрите в прозе и стихах, составленный в XII веке н. э. Представляет собой независимое переложение более древнего сборника рассказов, басен и притч "Панчатантра", т. е. "Пятикнижие", предположительно сформировавшегося в эпоху Гуптов (II-VI вв. н. э.). Рассказы из этой книги разошлись по многим странам.

  "Хитопадеша" - сборник басен на санскрите в прозе и стихах, составленный в XII веке н. э. Представляет собой независимое переложение более древнего сборника рассказов, басен и притч "Панчатантра", т. е. "Пятикнижие", предположительно сформировавшегося в эпоху Гуптов (II-VI вв. н. э.). Рассказы из этой книги разошлись по многим странам.
  
  
  
  Одна из самых читаемых санскритских книг в Индии, "Хитопадеша" содержит короткие истории, кладезь нравственности и знаний, рассказанные будто бы животными животным и преподанные в виде поучений мудрецом Вишну Шармой избалованным сыновьям раджи. Басни из "Хитопадеши" написаны очень логично и просто и не надо делать много усилий, чтобы выяснить, какова их мораль. "Хитопадеша" была переведена на многие языки и была распространена по всему миру. Она очень популярна во многих странах и является одной из самых читаемых книг для детей. Даже в современном мире, она продолжает удивлять людей своей простотой, многие люди до сих пор вдохновляются её баснями.
  
  Фрагмент сборника "Хитопадеша" в ритмах Феано впервые был опубликован на сайте
  Индия.Ру в 2000 г. http://biblio.india.ru/open.php?category=tales&f=4
  
  
  Редакция 2014 г.
  
  
  Индия - далёкая страна.
  В сказках же индийских - глубина.
  Но совсем обычным языком
  В них всегда ведётся речь о том,
  
  Что зовётся мудростью, мой друг.
  Ты же нарисуй смелее круг,
  Да попробуй смысл его извлечь.
  Круг - единство мысли, нити - речь...
  
  
  
  
  Часть 1
  
  
  
  На берегу реки из сказочной страны
  Большое дерево росло. А к ночи птицы
  Сюда слетались отдохнуть и подкрепиться,
  Да рассказать друг другу сказки старины.
  
  Однажды Ворон, по прозванью Легкокрылый,
  Когда кончалась ночь, а месяц укрывался
  Уж за вершиною горы, вдруг оказался
  Над неким полем.
  Опечаленный, унылый...
  Он Птицелова разглядел, чей грозный вид
  Его подобным богу смерти представлял.
  И он раздумывал: - Что случай предвещал?
  Дурная встреча ведь о многом говорит...
  
  Что день грядущий мне готовит? - и вослед
  Он за Охотником зловещим полетел,
  Борясь с предчувствием беды: - Где тот предел,
  Что отвратит меня от сотни тяжких бед?
  Нам каждый день печалей тысячи грозят,
  И сотни бед, но те угрозы - для глупца.
  Ведь не коснутся беды эти мудреца. -
  Подумал Ворон, устремляя вдаль свой взгляд.
  
  А, между тем, Охотник рисовые зерна
  Рассыпал в поле, а затем поставил сеть.
  И стал уж на небо с надеждою смотреть:
  - Придёт награда, если трудишься упорно.
  
  А в это время Царь из свиты голубей,
  Что Пестрой Шейкой назван был, увидел рис,
  И свите так сказал: - Не стоит мчаться вниз,
  А то от жадности поплатитесь своей,
  
  Как было с путником, польстившимся однажды
  На изумительный браслет. Он так увяз
  В болоте том, что дряхлым тигром съеден враз...
  И тут же голуби спросили:
  - Друг отважный!
  Как это было, расскажи! - А Царь в ответ:
  - Легко в беду попасть, коль жадный дух объял.
  Однажды видел я, как старый тигр стоял
  На берегу с травою куша, дав обет...
  
  Он омовение у озера свершал,
  И говорил: - Не хочет кто-либо из вас
  Златой браслет из лап моих на этот раз?
  И жадный путник мысль свою не удержал.
  
  Подумал он: - Когда удача - хорошо.
  Хотя, когда успех сомнителен, не надо
  За дело браться. От врага одна отрава.
  От капли яда, что добавлена в вино,
  
  Порою можно умереть. Но ведь всегда
  Добыть богатство - дело риска! И добра
  Ты не увидишь, не решившись на опасность.
  А, коль останешься в живых, пожнешь приятность...
  
  Но прежде надо бы проверить... - Где браслет? -
  Он громко тигра так спросил. Тот показал.
  - Но почему ты людям ценность предлагал?
  Как доверять тебе, коль враг ты нам навек?
  
  Тот отвечал: - Я омовенье совершаю
  И раздаю прохожим милостыню, знай.
  Коль я состарился, то старость уважай!
  К тому же сказано, что жертва - путь до рая.
  
  И повторение священного писания,
  Даренья также, да и самоистязанье,
  Затем правдивость и умеренность, терпенье
  И нестяжательство для дароподношенья.
  
  Вот разновидности пути. Всего их восемь.
  Четыре первые, бывает, и свершают
  Лишь для обмана, но вторые - возвышают
  Людей великих, имена чьи в сердце носим.
  
  Я нестяжателен, хочу отдать браслет
  Тому, кто с лапы заберёт, хотя молва
  Из тигров делает подобие врага.
  Молва, что торная дорога, не совет...
  
  А я читал закона книги, вот, послушай:
  Как самому тебе твоя жизнь дорога,
  Так и другим созданиям ценны их года.
  Не назовёшь же нестяжательного врушей,
  
  Когда решаешь: дать кому, иль отказать,
  То ты поставь себя на место-то другое,
  Дабы понять причину радости иль горя.
  Я вижу, беден ты. Тебе хочу отдать.
  
  И, кроме этого, в писанье говорится:
  Тот дар, что дарится тобой из убежденья,
  Что это следует дарить без достиженья
  Ответных действий, тот воистину годится.
  
  Прими златой браслет, но прежде омовенье
  Сверши здесь в озере. Прохожий и поддался
  На чары слова, и в болоте оказался...
  Затем увяз и потерял совсем движенье.
  
  А тигр ему: - Теперь я вытащу тебя!
  Не торопясь, он подошёл к нему, схватил...
  А тот подумал на остатке слабых сил:
  - Коль от природы зол, иначе и нельзя...
  
  Пусть он писания священные читает
  И Веды знает наизусть, без дела знанье -
  Обуза лишняя, а мне - напоминанье,
  Что я злодею зря поверил. Так бывает...
  
  Ведь эти знания, как будто украшенья
  На некрасивой иль обиженной судьбой.
  Черта природы основная - быть собой.
  Она господствует над всеми, без сомненья.
  
  Прохожий думал так, а тигр его убил.
  А следом съел. На том закончился рассказ.
  И голубиный царь сказал на этот раз:
  - О необдуманности вас предупредил.
  
  
  
  Часть 2
  
  
  
  
  Но Гордый голубь так воскликнул: - Ах, о чём
  Тут говорить? Все это мудрость стариков.
  Коль вечно следовать за нею, то каков
  Итог? Я голодом сегодняшним учён.
  
  Ведь добывание и пищи, и питья
  Сопряжено с заботой каждого. Итак,
  Недопустимо нам бездействовать, чудак,
  Иначе с голоду умрём, зевать нельзя!
  
  А так же сказано: завистливый и вялый,
  И недовольный, и сварливый - все несчастны,
  И кто живёт за счет другого, безучастны -
  Такими может управлять лишь голубь старый.
  
  Услышав это, стая бросилась вся вниз.
  И вот уж голуби на поле опустились,
  Как будто десять дней до этого постились,
  И тотчас начали клевать на поле рис.
  
  А Птицелов уж тут верёвку дернул сразу.
  И стая в сеть попалась... Голуби же те
  Немедля кинулись на Гордого в тщете,
  Ведь подчинились неразумному приказу...
  
  А говорится: ты не стой в главе толпы.
  Когда успех, получишь столько, как другие.
  А неудача - так погибнешь. Вот тугие
  Верёвки - сети. Царь вскричал: - Вы не правы!
  
  Благожелательный, и тот мог оказаться
  В несчастье этом виноватым, а не он.
  В беде же друг поможет, а не пустозвон.
  Бранить несчастье нынче поздно. Может статься,
  
  Что это признак вашей трусости. Теперь
  Мы будем мужественны. Выход есть всегда!
  Вот очень важные для жизни вам слова:
  Шесть недостатков закрывают к жизни дверь:
  
  Хотите счастья вы достигнуть на земле,
  То побороть вы их должны, и не иначе.
  Сонливость, вялость, трусость, злобу, вот задача,
  А также мягкость, нерешительность в себе.
  
  Итак, мы сделаем усилие совместно,
  Да унесём с собою сеть. Ведь единенье,
  Хотя б слабы мы были - жизнь и воскресенье -
  Приносит счастье. Умирать же неуместно.
  
  Соединение ничтожнейших вещей
  Ведёт, конечно, к достиженью царских врат.
  А нити тонкие сплетаются в канат.
  А уж канат слона обвяжет до ушей.
  
  И, вдохновлённые все разом, в небо взмыли,
  Да с этой сетью полетели в облака.
  Охотник видел сей побег издалека
  И побежал за ними, сеть ведь утащили...
  
  Но причитал он: - Ишь, уносят мою сеть,
  Объединившись, а поссорятся они,
  То мне достанется за долгие труды!
  Однако птицы всё ж сумели улететь.
  
  Тогда уж голуби взмолились: - Как теперь?
  И царь ответил: - Мать, Отец и друг - вот трое,
  Что по природе вам помогут в каждом горе!
  Другие тоже, но... имея всё же цель.
  
  Так вот, мой друг, он Царь мышей. Живёт в лесу.
  Его зовут все Золотистым. Он зубами
  Разгрызть сумеет сеть. И голуби уж сами
  К норе его летят, да с сетью навесу.
  
  А Золотистый, вырыв множество ходов,
  В любой норе мог от опасности укрыться.
  Да потому-то и врагов он не боится.
  Мышиный Царь - а не гнушается трудов.
  
  Вот приземлились. И выходит Золотистый,
  Да с Пестрой Шейкою здоровается. Вдруг
  Он видит сеть, и уж в глазах его испуг.
  Потом вопрос: - Что это значит, друг речистый?
  
  А голубиный Царь в ответ: - Не что иное,
  Как воздаяние за прошлые грехи.
  Болезнь, страдания, печали - пастухи
  Деяний тел земных, живущих здесь в неволе.
  
  И Золотистый разгрызать принялся сеть.
  - Не делай этого, мой друг! Сначала их
  Освободи пернатых, подданных моих!
  Тот возразил: - Но почему, друг мой, ответь!
  
  Ведь сил не хватит, чтобы всех освободить.
  Пока что зубы целы, я спасу тебя.
  А тот в ответ ему: - Спаси их для меня!
  - Однако мудрость учит жизнью дорожить!
  
  Богатство нужно сохранять на чёрный день,
  Жену хранить ценой богатства твоего.
  Себя - ценой жены. Богатства для того,
  Чтоб выполнять закон, спасаясь от потерь.
  
  - Ты прав, и правила житейские правы.
  Однако я смотреть спокойно не могу
  На то, что подданные ныне во плену.
  И разве жертвы ради блага... не правы?
  
  А кроме этого причина есть ещё:
  Я с ними равен силой и происхожденьем,
  И также внешностью и пёстрым опереньем.
  Так чем я лучше, что я Царь? А сверх того,
  
  Они мне служат без наград и воздаянья
  И никогда не покидают. Их спаси!
  Хочу ценою жизни славу обрести.
  Ценою тела не достичь в миру признанья.
  
  Меж добродетелью и телом - пропасть. Тело
  Мгновенно гибнет, добродетель же живёт,
  Покуда мысль о ней в сознании цветёт.
  Мышиный Царь воскликнул: - Ладно! Это дело!
  
  Да за такую беззаветную любовь
  К своим-то подданным заслуживаешь ты
  Царём быть сразу в трех мирах. Прими дары.
  И он разгрыз всю сеть! Тогда сказал уж вновь:
  
  - Не упрекай себя за то, что в сеть попались.
  Приманку птица видит, сеть не замечая.
  Сильна судьба. Дела вершит, не различая.
  Бывает слон, змея в ловушке оказались...
  
  И мудрецы живут, известно, в нищете.
  И даже птицы, что летают в небесах,
  И также рыбы во глубинных-то морях....
  Рок простирает руки жадные везде.
  
  И после этого вся стая голубей
  Поднялась в воздух и до дома полетела.
  А Ворон вслед смотрел: - Так боги захотели.
  И он сказал Царю мышиному:
   - В моей
  Нелёгкой жизни удивлялся я не раз.
  Но ты, мышиный Царь, достоин всех похвал.
  В тебе я будущего друга распознал.
  Прими в содружество своё меня сейчас!
  
  Услышав это, Золотистый из норы:
  - Ты кто?
  - Я Ворон! - Царь тотчас захохотал.
  - Какая дружба? Ты когда-нибудь слыхал,
  Что пожиратель с пищей дружат? Всё - тщеты.
  
  Соединяет мудрый то, что может быть
  Самой природою одобрено! А так
  Из-за Шакала в сеть Газель попала! Факт...
  - Так расскажи! - на это Ворон.
  - Так и быть.
  
  Ведь только Ворон спас её. Ты должен знать.
  Иначе сказки перестанут сочинять...
  
  
  
  
  Часть 3
  
  
  
  
  Есть в стране Магадхе лес густой.
  И зовётся он Чапакавати.
  Издавна там дружат, словно братья,
  Ворон и Газель, вот так, друг мой...
  
  А однажды сытая Газель
  Счастливо в лесу своём бродила,
  Да Шакала видом раздразнила.
  - Вкусно! - он подумал, севши в тень.
  
  И решил в доверие войти.
  - Здравствуй, друг, - сказал Газели вслух.
  - Кто ты? - прошептал её испуг.
  - Я Шакал, хитрее не найти.
  
  Жизнь совсем безрадостна, грущу,
  Но теперь я друга повстречал,
  Ожил, хоть изрядно одичал.
  Я сопровождать тебя хочу!
  
  И Газель поверила ему.
  Вот бродить по лесу стали вместе,
  Будто для Шакала много чести,
  Будто страх Газели ни к чему.
  
  Только лучезарное светило
  Между тем сокрылось за горой.
  Друга привела Газель домой.
  Ворон на суку сидел уныло:
  
  - Друг, Газель! Да кто ж это с тобою?
  - Вот, Шакал. Он дружбы нашей ищет!
  Ворон услыхал, да как засвищет:
  - Ты не дорожишь своей судьбою?
  
  Доверять не следует прохожим.
  В дом свой никого не допускай,
  Коль не знаешь нрава. Выбирай
  Очень осторожно, по похожим
  
  Признакам. Узнай происхожденье,
  А не то получится, как там,
  На Вершине Коршуновой. Сам
  Я свидетель были- злоключенья...
  
  - Как же это всё произошло?
  Так Газель с Шакалом вопросили.
  Ворон стал рассказывать о были...
  - Было то давным, давным-давно...
  
  
  
  
  Часть 4
  
  
  
  Никогда не заводи дружбы с тем, кого не знаешь,
   кто он и каковы его привычки.
  
  
  На берегу реки Бхагират, на скале,
  Вершиной Коршуна что люди называют,
  Стояло дерево, древнее не бывает,
  До неба самого, а коршун жил в дупле.
  
  Его прозвали Старый Буйвол. Волей рока
  Лишился глаз он, ну, а птицы-то, соседи,
  Его подкармливали дружно при обеде.
  А он следил за их птенцами, но до срока...
  
  Однажды Кот, что Длинным Ухом прозывался,
  Пришёл полакомиться вкусными птенцами,
  Когда в отлёте были птицы за горами.
  И вот уж в самое гнездовье он пробрался...
  
  Птенцы, предчувствуя погибель, закричали.
  Услышав крик, вскричал и Коршун:
  - Эй, кто здесь?
  Остолбенел тут Кот, дрожа от страха весь,
  Увидев Коршуна: - Пропал я... Час печали...
  
  Я слишком близко подошёл, не убежать!
  Так будь, что будет! Подойду ещё поближе.
  И очень вежливо просил: - Прошу, потише...
  Привет тебе, мой господин! Позволь сказать...
  
  А Коршун строго: - Кто ты? - Кот ему: - Я Кот.
  - Так убирайся прочь, не то тебе конец!
  - Сначала выслушай, прошу тебя, отец!
  Послушай слово, а тогда и делай ход.
  
  Ведь разве можно убивать, иль почитать
  Всего лишь... глядя на моё происхожденье?
  И согласился Коршун выслушать реченье.
  И начал Кот свою уж сказку сочинять...
  
  - Я у реки всегда свершаю омовенья,
  При этом мяса не вкушаю никогда!
  О вас повсюду одобрения слова
  Я слышу в птичьих голосах и песнопенье...
  
  Я доверяю птицам. Вас они все чтут,
  Как знатока закона всех долин земли.
  Я как к наставнику пришёл к вам издали,
  И что же слышу, что меня вот-вот убьют!
  
  Гостеприимство же велит являть закон,
  Хоть даже враг приходит в гости. Даже дуб...
  Того, кто рубит ствол умелой парой рук,
  Не обделяет своей тенью. Даже он!
  
  И хорошо известно в мире изреченье:
  Траву для ложа, слово доброе и воду
  В жилище добрых вы в любую непогоду
  Всегда отыщете, и злому утешенье!
  
  На это Коршун: - Здесь птенцы. Ты - мясоед!
  Лишь потому сказал я так! - И снова Кот:
  - Я изучал закон содружества, и вот
  Такой труднейший на себя я взял обет.
  
  Хотя закона книги все противоречат
  Одна другой, но всё же сходятся в одном,
  Что запрещение убийства сверх-закон!
  А добродетельные - любят, словом лечат.
  
  Один лишь друг, что называют добродетель,
  За нами следует всегда, и после смерти,
  Хотя другие погибают в круговерти
  Времён движения, ты знаешь, благодетель!
  
  Когда один другого всё же поедает,
  Какая разница меж ними всякий раз?
  Для одного - лишь удовольствие на час,
  А для другого - смерть, минута иссякает!
  
  И, коль представить то страдание, какое
  Сам умирающий испытывает, то
  Не то, что друга, но врага спасти должно!
  Ещё одно послушай слово ты благое.
  
  В лесу травою и плодами можно жить,
  Зачем же грех великий будем совершать
  Ради утробы... и друг друга поедать?
  И этим Коршуна сумел он убедить...
  
  Тот разрешил ему бывать в своём гнезде.
  Прошло немного дней. Кот ел уже птенцов
  В гнезде у Коршуна, когда, в конце - концов,
  Лесные птицы закричали о беде.
  
  Кто убежал, а птицы косточки в дупле
  Нашли детенышей, и Коршуна... убили...
  Ведь на него они, конечно, возомнили.
  Газель, подумай же об этом в тишине.
  
  
  
  
  Часть 5
  
  
  Закончил Ворон свой рассказ. Тогда Шакал
  Ему на это возразил: - А как же вы,
  Когда впервые повстречались, объясни!
  Газель не знала ни того, что ты сказал,
  
  Ни даже нрава твоего, происхожденья
  Она не ведала! А дружба всё растёт!
  Хотя... лишь мелкая душонка задаёт
  Вопрос "он наш или чужой" при столкновенье.
  
  А для высоких-то натур земля - семья.
  И для меня Газель и ты, близки, поверь.
  Давайте вместе жить, дружить втроём теперь.
  И согласился с этим Ворон, хоть нельзя...
  
  Так стали жить они уж вместе. По утрам
  Все отправлялись по делам, куда хотелось.
  Вот как-то раз, когда Газель на солнце грелась,
  Шакал таинственно на ушко зашептал:
  
  О, друг, Газель! В лесу есть поле. Я туда
  Ходил и видел, что засеяно оно.
  Ростки взошли. Пойдём, не слишком далеко.
  Да так и сделали. И каждый день она
  
  Росточки сладкие на поле том съедала.
  Хозяин поля заприметил воровство.
  Расставил сети, как всегда заведено.
  И вот Газель однажды в эту сеть попала...
  
  Да так подумала: - Кто в силах мне помочь?
  Из сети бога смерти выручит лишь друг.
  А, между тем, шакал бродил за кругом круг,
  Да размышлял: - Газель убьют уже под ночь...
  
  А кости с свежими остаточками мяса
  Наградой мне за хитрость ныне и послужат.
  Газель заметила Шакала: - Тоже тужит...
  И так с волнением к нему: - К исходу часа
  
  Меня хозяин поля, может быть, убьёт.
  Перегрызи, друг, сеть, спаси меня скорей!
  Ведь есть прекрасные слова среди людей:
  - Познаешь друга ты в несчастье, он придёт.
  
  Героя в битве познают, родных-то - в горе,
  Жену - в потере же имущества, а честь -
  В уплате долга. Слов благих не перечесть...
  Сейчас не время сообщаться в разговоре.
  
  Шакал взглянул - петля крепка - вот удружил
  Хозяин мне, и очень ласково сказал:
  - Сегодня праздник, и закон мне указал
  Не грызть запретного. Верёвка-то из жил.
  
  Не думай дурно обо мне, я на заре
  К тебе назавтра возвращусь, спасу тебя.
  Но до зари летал уж Ворон, да не зря!
  Нашёл Газель и вот он рядом: - Как тебе?
  
  Да что случилося с тобою? - А Газель
  Ему на это: - Наказание за то,
  Что я не слушала, что другом речено.
  - А где Шакал? - Стоит поодаль, неужель...
  
  И ждёт он мяса моего! - Тут вскрикнул Ворон:
  - Я говорил тебе, нельзя же доверять
  Лишь потому, что сам не в силах обижать!
  От злых опасность даже добрым, - молвил скоро.
  
  А вслед Шакалу крикнул: - Дерзостный злодей!
  Ты покорил притворной дружбой, а когда
  Пришла для друга превеликая беда,
  То отступил. Предатель ты лесных зверей!
  
  Так овод вьётся впереди, а жалит в спину,
  Жужжит красиво и напевно, а потом
  В незащищённое кусает он тайком.
  И вновь Газели:
  - Друг, тебя я не покину!
  Ты притворись, что умерла, а вот тогда,
  Как закричу я, ты вставай, стремглав беги!
  
  Хозяин поля всё увидел издали,
  Да так обрадовался: - Будет мне еда!
  
  Он удивился, что Газель уже мертва,
  И стал развязывать верёвку, сеть снимая.
  А в это время Ворон крикнул, пролетая.
  Газель вскочила и... была уж такова...
  
  Хозяин тут же бросил палку при ответе.
  Попал в Шакала да мгновенно и убил!
  Ведь говорят, что тем, кто сильно нагрешил,
  Грядет возмездие уже на этом свете.
  
  И за добро, но и за зло оно грядёт
  Спустя три года иль три месяца иль даже
  Спустя три дня после деяния иль кражи.
  Украсть доверие - вот грех, коль кто поймет...
  
  
  
  
  Архив ссылок - сказки и притчи http://www.stihi.ru/2014/07/10/3656
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"