Друзья, нужно ли вести речь о Глупости, как важном явлении в жизни? А как же! Глупость сопровождает нас во все годы, дни и часы жизни, хотя меняет свой облик и содержание... Детская глупость совсем непохожа на юношескую, взрослую, а те отличаются от философской, а философская от сказочной, женская от мужской, научная от практической, религиозная от мифической...
Мы приходим на свет в её нежнейших объятьях, не потому ли так любят нас родители и умиляются окружающие? Первые годы - самый приятный и весёлый период нашей жизни. Не мудрость ли окутала младенцев столь очаровательным покровом глупости?
Да что и говорить, Глупость всюду рядом, просто откройте любой новостной информационный канал и присмотритесь получше - подавляющее большинство сообщений свидетельствуют о её необъятном царстве, могуществе во всем мире... Внешние оболочки мира, столь многообразные, сколь и удивительные, зеркалят в перевёрнутых временных проекциях внутреннюю неизменную суть - Мудрость Любви безначальной. Да ведь и то правда, что говорит молва о любви земной: слепа, глупа... Так было всегда или только теперь мы осознаём эту вездесущую связь? Мир вывернут наизнанку по чьей-то прихоти, фантазии, может быть, по умному замыслу? Или в таком удивительном симбиозе всегда пребывает природа мира материального, многомерного... мира видимых форм и качеств? Внешняя красота или уродливость окружающего что означают? Как распознать внутреннюю суть за бесконечными занавесками, масками и миражами?
А ведь это зависит от вашего восприятия - в конкретное время. И не только.. привычно-личного, но социального, родового, общечеловеческого... возможно, планетарного или даже галактического.
Глупость мечтателя
Романтика... и пламенность души,
мечты-мечты...
О, сколько пали замертво в объятьях темноты...
А сколько ими ранено восторженных сердец,
Не различить мечтателей - глупец или мудрец...
И снова в гору дальнюю искатели идут,
И верят вновь романтике непознанных минут...
Горят и зажигаются неведомым Огнём...
Сражаются и падают в таинственный проём.
Оттуда искры вечные! Кто разрывает тьму?
Найдёшь её в душе своей, неведомой уму...
Зовётся тайной, истиной, сокровищем миров,
Возлюбленной, единственной, царицею пиров:
Романтика мечтателя, возвышенность души,
Её нежнейшей практикой великое сверши!
Мысль в той степени действует, в какой воспринимающий в состоянии воспринять это действие. Согласитесь, что на дурака мысль умного не действует, ему она невидима, либо является фоном для колыхания в глупости собственных мыслишек.
Отсюда простой вывод: всё именно таково, каковым лично вы это воспринимаете, всё зависит от воспринимающего (его состояния, желания, цели) человека (сознающего существа, каковым может оказаться и не человек...)
Причина существования глобальных противоречий Природы и Человечества лежит в нашем невежестве, неразвитости восприятия внутренних, главных отношений, то есть, в глупости человечества, в неумении жить в гармонии с Природой по ее законам Сохранения наилучшего в себе. В непонимании своей роли в мировом процессе.
Природа мира периодически меняет свои формы, предпочтения, изредка губит нас, человечество, и под впечатлением трагических событий, остатки его вновь стремятся к самоосознанию. Приходит желание установить паритет, перестать варварски относиться к природе, научиться жить по ее законам, в большей с нею гармонии. Всё повторяется... на разных витках роста самосознания человечества.
При философском вопросе, который человек традиционно ставит перед собой "что первично?", ум, пользуясь линейной логикой отвечает "Природа и ее законы первичны". А при учете цикличности процессов в единстве мира становится очевидным - для Природы первично сознание человечества. Именно оно порождает великие достижения и глобальные противоречия.
На первых этапах развития планеты Природа как бы не замечает человечество. Затем человек приспосабливается к ней и теряет меру. Но люди отчего-то не могут приспособиться даже к себе подобным, особенно, если говорят на разных языках, имеют разные убеждения, верования, традиции, культуру, носят разную одежду, и вообще... если жадны и глупы!
Анализируя результаты научного исследования глупости, ученые пришли к выводу, что наибольшей глупостью считается излишняя самоуверенность, когда оценка собственных возможностей сильно превосходит эти возможности.
Два других типа глупости, выявленные исследователями, в значительно меньшей мере раздражают людей. Это рассеянность, схожая, по словам ученых, с "нехваткой практичности", - герои таких рассказов вели себя неосмотрительно и не замечали какие-то важные детали. И, наконец, невозможность контролировать себя. В таких историях человек не делал того, что от него ожидалось, и потому не мог помочь себе.
Примером служит притча
ГЛУПЕЦ
- Неважно, стараются люди, иль нет
Помочь человеку, но нечто в самом,
Внутри существа, воспрепятствует в том!
Сказал аль-Абасси учёным в ответ...
И спор этот вроде бы все позабыли...
Но время пришло, аль-Абасси просил
Проверить на опыте действие сил.
И вот, средь моста... кучу денег сложили!
Нашли должника, что, не зная о том,
По просьбе собравшихся мудрых людей
Прошёл по мосту... в пользу неких идей.
- Не видел ли что там? - спросили потом.
Глупец отвечал удивленно:
- Да нет...
- Как так? Почему? - все свидетели хором.
- А мне показалось... вы заняты спором
И я сам с собою поспорил в ответ!
Сказал я себе:
"А сумею ль тогда
Пройти по мосту, коль закрою глаза..",
Вот было б забавно, когда б удалось!
И, вы не поверите! Это сбылось!
***
Зачем аль-Абасси поведал друзьям
Теорию жизни... Кому он помог?
Сей опыт не многим окажется впрок...
Должник - человек, но долги все - Отцам!
ИНТРАСФЕРА ГЛУПОСТИ
Что касается интрасферного восприятия глупости, она, как и все иные понятия, исходно тройственна: глупость обычная (недостаток ума, опыта жизненного), глупость душевная ( страсти и чувственные глупости) и "глупость" божественного уровня восприятия (мудрость идиотов, отрешённость ума от земной выгоды или пользы). Природе мира, Творцу нужны все существующие качества для реализации его творческих замыслов.
Один из самых выдающихся ученых эпохи Северного Возрождения Эразм Роттердамский скрупулезно исследовал античную литературу, а также впервые издал оригинал Нового Завета, дополнив его комментариями. Но наибольшую известность получил его сатирический труд "Похвала Глупости", который с 1511 года выдержал две сотни переизданий. Сам автор, однако, не считал произведение серьезным, но и не скрывал: "читатель, не вовсе бестолковый, извлечет более пользы, чем из иного педантского и напыщенного рассуждения". Действительно, высказанные более пяти веков назад мысли и сегодня способны заставить задуматься.
• "Ежели нет ничего нелепее, чем трактовать важные предметы на вздорный лад, то ничего нет забавнее, чем трактовать чушь таким манером, чтобы она отнюдь не казалась чушью".
• "Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, - что может быть ближе к глупости?"
• "Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде, в грязи и в небрежении, повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают".
Поэма, посвящённая Эразму Роттердамскому и Эзопу, размещена ниже.
Ода Глупости
Эзопу и Эразму Роттердамскому
Изображение - Эразм Роттердамский. Ганс Гольбейн (младший) (1465-1524) - немецкий живописец.
посвящается мудрецам-вдохновителям Эзопу и Эразму Роттердамскому
Эзоп - (др.-греч.) - полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие "басни Эзопа" дошли до нас в позднейших поэтических переработках - (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и (латинской) Авиана (начало V в.).
Дезидерий Эразм Роттердамский (лат. Desiderius Erasmus Roterodamus,нидерл. Gerrit Gerritszoon; 28 октября 1469 Гауда, пригород Роттердама, Бургундские Нидерланды - 12 июля 1536, Базель, Швейцарский союз) - крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный "князем гуманистов". Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний. Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности.