Свалов Сергей Сергеевич : другие произведения.

Интервью с Еленой Навроцкой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Приветствую!
   Добрый день, Сергей.
  
   Расскажи немного о себе.
   Ничего особенного в моей жизни нет. Родилась, училась, потом опять училась... В общем, жизнь - сплошное обучение. :)
  
   А подробней? :) Где именно училась, почему решила учиться именно там, и каковы планы на будущее?В школе мечтала учиться либо на историческом, либо на филологическом, либо на факультете иностранных языков... В результате, даже не подав заявления на вышеуказанные места, поступила на экономический факультет Аграрного Университета, попутно приобретая все разновидности этой весёлой профессии. Вообще моя жизнь очень похожа на рулетку - ставишь на одно, а выпадает совсем другое. Не скажу, что это приводит меня в бешеный восторг, но есть и положительная сторона - жить интересней. :) Планы на будущее? Не скажу, чтобы не сглазить. :)
  
   Глупый наверно вопрос :) но почему ты решила начать писать?
   Также никакой романтики - от скуки. Чтобы как-то занять жаждущее приключений сознание, я взялась за перо, вернее, клавиатуру. Всё получилось случайно, я даже в страшном сне не помышляла о том, что когда-нибудь свяжусь с литературным творчеством.
  
   Что было твоей первой работой?
   Школьные сочинения. :) Если серьёзно, то рассказик "Видение". На Самиздате его нет, но на свой сайт я рассказ выложила. Сей рассказик должен был быть отчётом о психотренниге. Когда я закончила этот отчёт, то поняла, что получился фантастический рассказ, мало относящийся ко всяким психологическим заморочкам. Я показала "Видение" одному хорошему человеку, замечательному поэту и автору, и получила восторженные отзывы и настоятельные рекомендации продолжать в том же духе. Так что, вдохновлённая этой поддержкой, я продолжила и, что называется, вошла во вкус. Вообще, на мой взгляд, любой автор, особенно начинающий, нуждается в поддержке со стороны...
  
   Встречались ли тебе критики, которые серьезно разбирали твою работу, делали замечания по ошибкам и предлагали пути решения?
   Встречались. Один из них - это вышеуказанный поэт. Он довольно-таки много критиковал меня, доводя до тихой чёрной депрессии, но всё пошло только на пользу. Но чувствовать слово, править собственные тексты до посинения, быть строже к написанному - этому меня ещё в школьные годы научила мама, помогая работать над сочинениями, за что ей огромная благодарность! Если бы не её уроки - кто знает, сколько времени я бы ещё болталась в рутинном болоте литературного невежества?
  
   Почему ты решила выложить свои работы на Самиздате?
   Потому что здесь можно получить реальные оценки своего творчества. Люди добрые здесь не только оценят, но и дадут развёрнутый отзыв, укажут на ошибки и подбросят хороший совет. Плюс ко всему на Самиздате удобный интерфейс для человека, желающего без проблем выложить свои тексты на сайте. Таких ресурсов в Рунете до обидного мало, и они, порой, весьма неудобны в плане интерфейса.
  
   Как считаешь, ты далеко продвинулась вперед за время, прошедшее с написания первой работы?
   Думаю, что далеко и весьма. Хотя и сейчас до идеала - как до Луны пешком. Как ты понимаешь, нет границ совершенству, автор, довольствующийся старыми успехами, погубит свой талант. Поэтому "учиться, учиться и учиться!" (копирайт принадлежит дедушке Ленину ;).
   Переломным моментом в творчестве, когда я осознала, что могу создавать что-нибудь пристойное не раз от раза, а стабильно, стало написание рассказа Крылья", и затем всех тех текстов, что опубликованы на Самиздате. Конечно, на всех читателей не угодишь, и мнения я получаю разные... Но где-то на периферии сознания, чувстую, что это не самые плохие работы. Но и не самые лучшие. :) Лучшие, думаю, ещё впереди. :)
  
   Была ли у тебя ситуация, когда читатель не понимал заложенной в работу идеи и на нее приходили в основном отрицательные отзывы? Что ты делала бы в такой ситуации?
   Такого, чтобы работа получала исключительно отрицательные отзывы, не было. Но непонимание идеи встречалось. Чаще всего люди не воспринимают финал какого-нибудь текста. Особенно страдал в этом плане рассказ "Приют матерей" (http://zhurnal.lib.ru/n/nawrockaja_e_w/mothers.shtml). Идея, заложенная в последней части рассказа, как-то проходила мимо людей, хотя ради неё, собственно, и писался этот текст. Что я делаю? Конечно же, никого не обвиняю и не посылаю критиков в пеший эротический тур. Я стараюсь разобраться, почему народ не понял? Может, я что-то неправильно сделала, плохо прописала, многое упустила из вида? В частности, в "Приюте матерей" стиль последней части сильно отличается от стиля первых частей, такая свистопляска не может не насторожить. Несоответствие стилей в маленьком тексте запросто сбивает с толку. То есть, прежде чем кидаться на критиков с багром и топором, нужно хотя бы проанализировать свой текст и найти ответ на вопрос: "по каким причинам люди не поняли?" А там уже решить, либо править, либо смириться с критикой и оставить текст для своей души. :)
  
   Что на твой взгляд важнее в создании новой работы - писать для масс, для читателей, или же создать этакую "элитную" работу, которая понравится малому кругу читателей? Как ты думаешь, есть ли у подобных элитных работ будущее?
   Что значит "элитная работа"? (Я вообще стараюсь избегать употребления слов вроде "элита", это не более, чем ярлык).
  
   Я имею в виду в первую очередь литературу "не для всех". Мимо которой ты пройдешь с мыслью "еще не для меня" или "уже не для меня"
   Но это, опять же не от литературы зависит, а от читателя, который действительно, в силу каких-то субъективных причин, может не воспринять текст. А иногда оказывается, что "произведение не для всех" для иного человека уже давно пройденный этап...
   Сама же литература, грубо говоря, бывает хорошей и плохой, качественной и некачественной. И качество абсолютно не зависит от популярности того или иного текста среди читателей и уж точно не зависит от тиражей. Ты ведь наблюдаешь на прилавках огромное количество книг вроде уже ставших притчей во языцех сериалов "Крутой против Варёного"? Становятся ли они лучше с каждой новой книгой? Принцип перехода количества в качество в литературе не действует. А вопрос "что является хорошей литературой?" очень глубок, его в маленьком интервью не разберёшь, поэтому поехали дальше. :)
  
   И еще один глупый вопрос :) Как у тебя рождаются новые сюжеты?
   По-разному. "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи..." (Ахматова) :) Чаще всего сюжеты вытекают из размышлений о собственной судьбе. У меня даже раньше девиз такой был: "рефлексии - двигатель творчества". Например, из размышлений на тему "я слишком много сижу за компьютером, не стану ли я его придатком в итоге?" вырос рассказ "Раб лампы". (http://zhurnal.lib.ru/n/nawrockaja_e_w/slave.shtml) ;) Бывает, и тоже довольно часто, что я беру сюжеты из снов и не только собственных. На основе такого сновидения была написана повесть "Бегущие сквозь грозу" (http://zhurnal.lib.ru/n/nawrockaja_e_w/storm.shtml), самый большой на данный момент мой текст. Реже рассказы основаны на реальных событиях, тогда я указываю источник...
  
   Что ты можешь сказать о сайтах литературного направления, есть ли от них польза начинающему писателю?
   Польза, конечно, есть. И огромная. Этот вопрос согласуется с вопросом "почему я решила выложить свои работы на Самиздате?" Мне кажется, что автору всегда полезно иметь обратную связь с читателями.
  
   Что ты можешь сказать о перспективе подобных сайтов?
   Они будут появляться и множиться, но выживут только те, кто обеспечит авторам удобное общение с читателями и критиками. Также есть перспектива и у тематических сайтов, вроде ФантазМа.
  
   А на каких сайтах ты бываешь регулярно?
   На "Паттерне" (http://pattern.narod.ru/), так как я тамошний веб-мастер :)))) Регулярно бываю на филиале СИ - "Предгорье" Иногда заглядываю на Русскую фантастику (http://rusf.ru/), Moon Parnasse (http://moonparnasse.ru/) - поэтический сайт, ХЫЧ (http://www.hych.kiev.ua/) - проект Петра Семилетова... Но вообще о всех литературных новостях и книжных новинках я узнаю в сети FidoNet, в местных литературных эхоконференциях.
  
   Участвовала ли ты когда-нибудь в литературных конкурсах? Что можешь сказать о их эффективности?
   Я стараюсь избегать участия в конкурсах. Подавляющее большинство этих конкурсов, типа "Грелки", предлагает написание текстов на определённую тему. А я больше всего на свете терпеть не могу писать на заданные темы, и если даже пишу, то обязательно ухожу в сторону. Также с подозрением отношусь к глобальным конкурсам вроде "Тенёт" или "Дебют". Участие в них напоминает какое-нибудь "Русское лото" - кто-то когда-то выигрывает, но только не ты. :) Я умолчу уже о предвзятости и грызне, которые неизменно сопутствуют данным мероприятиям. Так что, эффективность тут только в одном - наточить зубы и коготки в литературных баталиях. Гораздо больший эффект можно получить от местечковых конкурсов, не обременяющих темой, не утомляющих сложностью подачи заявок, и полным отсутствием горы Олимп, на которой всегда восседает жюри в других конкурсах. :))) Поэтому я и подалась на самиздатовский "Блэк Джек". Это второй в моей жизни литературный конкурс...
  
   Работала ли когда-нибудь в соавторстве? Считаешь ли ты, что это принесло тебе дополнительный опыт?
   Я работала в соавторстве целых три раза. И все три не дали результата, в основном по моей вине. Я, наверное, слишком одиночка, чтобы сработаться с другим человеком, либо мы должны быть очень и очень близки духовно. Однако, есть и одна удачная вещь, написанная в соавторстве с Алексеем Шведовым, это статья "Садово-огородная зависимость"
   (http://adastra.narod.ru/ogorod.htm)
  
   С кем ты хотела бы поработать?
   Со своим братом. :) Он мастер генерить интересные идеи, но, к сожалению, наш тандем пока не сложился.
  
   Чьи работы ты чаще всего читаешь?
   Я читаю очень много, и фантастику, и классику, и просто хорошую прозу... Если сейчас начну перечислять авторов, в конце концов, всех утомлю. :) Обратимся к авторам, которых я узнала, благодаря Сети. Из них на первом месте моего хит-парада стоит Алексей Шведов, автор очень интересный, но чтобы понять, чем его работы меня привлекают, его надо читать. Если же говорить о Самиздате, то здесь для себя я выделяю в первую очередь Виталия Романова и Сергея Палия. Надеюсь, что однажды все мои любимые авторы будут напечатаны в каком-нибудь солидном издательстве, и я буду их читать не скорчившись у монитора, а развалившись на диване и с чашечкой кофе в руке. :)
  
   Какой жанр тебя больше привлекает?
   Любой. Лишь бы было хорошо написано. :)
  
   А ты сама в каком стиле пишешь?
   Ну, стиль у каждого автора свой, неповторимый. :) Если же говорить о жанрах, в которых я чаще всего пишу, то это фантастика и сатира. Бывает и мистическое чего-нибудь в голову приходит. :) Давно хочется написать какой-нибудь ужастик, но все попытки обязательно скатываются либо в голимую мистику, либо в чёрную юмореску.
  
   Слушаешь ли музыку во время письма?
   Обязательно слушаю. Это для меня как наркотик - если музыка не звучит, то и не пишется ничего. :) В основном играет какая-нибудь фоновая музыка - классическая, электронная (вроде house-trance-dream), или что-нибудь очень старенькое и романтичное, годов этак из 60-80-х прошлого века :)))
   Возвращаясь к вопросу о том, как рождаются у меня сюжеты, можно сказать, что они рождаются и под влиянием музыки. Из групп и композиторов, которые настраивают на творческую волну, я выделяю Enigma, Era, Sacred Spirit, Vangelis, Moby, весёлые тексты получаются под "Нож для фрау Мюллер".
   Нравится музыка и потяжелей, но не под всякую тяжёлую музыку можно сосредоточиться, вот под Rammstein, например, всегда пожалуйста, группа лёгкая и ненавязчивая, и может создать определённую атмосферу. :) В общем, музыкальную волна определяется исключительно настроением пишущегося текста.
  
   С каким литературным направлением у тебя ассоциируются музыкальные стили?
   Эээ... Единственное, что точно можно подойти для написания мрачной урбанистической фантастики - это индастриал, но оно и понятно. В этом плане весьма рекомендую Fear Factory. :) Остальные направления не имеют у меня чётких ассоциаций, всё зависит от конкретного произведения.
  
   Ты никогда не пробовала написать нечто действительно большое? Как считаешь, способна ли ты потянуть такой проект?
   Ну, у меня есть аж целая повесть. :) Это уже упомянутые здесь "Бегущие сквозь грозу" (http://zhurnal.lib.ru/n/nawrockaja_e_w/storm.shtml). Или, судя по авторским листам, половинка полноценного романа. :) Большего пока не пишется. Я в основном тяготею к малой и средней формам, не умею я лить воду и гнать километры ничем необузданной фантазии. :) Конечно, в наше время, очень невыгодно писать повести. В Сети больше приветствуются рассказы, а на бумаге, по причине нехватки тех самых километров, повести не публикуют. Может быть, когда-нибудь я и напишу роман, тем более что пара сюжетов уже намечена.
  
   Что ты могла бы посоветовать начинающему писателю?
   То есть, себе? :) Прислушиваться к критике и делать по-своему. ;)
  
   Спасибо за интересный разговор. Удачи в дальнейшем творчестве!
   Тебе большое спасибо за интервью. Было приятно поговорить.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"