Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Малоизвестные иконы. Богоматерь Умиление Подкубенская

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:


  

Малоизвестные иконы. Богоматерь Умиление Подкубенская

  
11 [Ссылка в тексте]
   (Фрагмент, фото взято здесь: http://radikal.ua/data/upload/04012/6895e/6eecfbc569.jpg)
  
   Чудотворная икона Богоматерь Умиление Подкубенская названа так по месту её обретения в Воскресенской церкви села Кубенское на Кубенском озере к северу от Вологды. "Начало прославления "Подкубенской" иконы Божией Матери как чудотворной относится к 1841 г., когда по прошению крестьянки из деревни Потаниной Параскевы Дмитриевой икону достали из церковного амбара, поновили и поместили в киоте трапезной сначала в тёплом нижнем, а впоследствии в верхнем холодном Воскресенском храме. (Ранее она находилась в местном ряду тёплой церкви, но при изготовлении нового иконостаса в 1838 г. из-за ветхости и неподходящих размеров была вынесена в амбар). По молитве пред этим образом Богоматери Параскева Дмитриева получила исцеление от нервных припадков, которыми страдала долгое время. Слава об иконе быстро распространилась по окрестным весям, к ней стали стекаться страждущие от болезней душевных и телесных и многие из них получали облегчение. Икона именовалась Толгской и почиталась как произведение преподобного Дионисия Глушицкого".
   (Александр Рыбаков "Вологодская икона" http://www.booksite.ru/fulltext/ico/nso/fvo/log/da/12.htm)
  
   Дионисий Глушицкий родился в окрестностях Вологды в 1362 году, монашеский постриг принял в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. После девяти лет монашеской жизни Дионисий получил благословение удалиться в пустыню и около 1396 года основал на Святой Луке свой первый монастырь, Покровский. Здесь в нём открылся талант живописца, и иконы для храма монастыря писал он сам. Через некоторое время монастырь стал разрастаться, Дионисию в нём стало тесно, и он ушёл на реку Глушицу, где основал ещё один монастырь, который также стал знаменитым на всю округу. И оттуда ушёл Дионисий в новую пустынь в местечке Сосновец. Скончался Дионисий в 1437 году, а в 1547 году был причислен к лику святых. Память преподобного Дионисия отмечается 14 июня по н.ст.
   (По материалам жития, взято здесь: http://www.saints.ru/d/DionisijGl.html).
  
   Это тот самый Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере:
  
12 [Ссылка в тексте]
  
13 [Ссылка в тексте]
  
14 [Ссылка в тексте]
   Взято здесь:
   http://www.cultinfo.ru/vologdachudo/image/9_2.jpg
   http://www.temples.ru/private/f000051/055_0006533b.jpg
   http://radikal.ua/data/upload/05615/0fccf/986cb98abb.jpg
  
   Это виды монастырей, основанных Преподобным. Глушицкий Покровский монастырь в лучшие годы и при историческом материализме:
  
15 [Ссылка в тексте]
  
16 [Ссылка в тексте]
   Взято здесь: http://ldk-sokol.ru/moj-gorod/dionisiev-glushickij-pokrovskij-muzhskoj-monastyr.html
  
   Глушицкий Сосновецкий монастырь:
  
17 [Ссылка в тексте]
  
18 [Ссылка в тексте]
   Взято здесь: http://ldk-sokol.ru/moj-gorod/dionisievo-glushickij-sosnoveckij-monastyr.html
  
   Правда, позднейшие исследования показали, что икона вряд ли принадлежит кисти Дионисия Глушицкого: он родился во второй половине XIV века, а икона датируется первой третью этого века. Судя по всему, икона попала в село Кубенское из того же Спасо-Каменного монастыря, а там была обретена уже после княжения Глеба Васильковича, во время деятельности "первого игумена Спасо-Каменного монастыря грека по происхождению, постриженика Святой Горы (Афона), Дионисия Цареградца, посланного из Москвы великим князем Димитрием Ивановичем". Так пишет Александр Рыбаков:
   http://www.booksite.ru/fulltext/ico/nso/fvo/log/da/12.htm
  
   Но это и не важно.
   Вот впечатления от иконы художницы Ольги Толстиковой, москвички, постоянно живущей в деревне Фенино в окрестностях Кубенского озера:
   "Тогда я впервые увидела такую большую икону, соразмерную человеку. С XIII века, слава Богу, уцелела. Изображения Богоматери и младенца Иисуса как-бы проступают посередине доски. Из-за утраченности краёв, нет ощущения границы живописи, кажется, что она продолжается в обе стороны. Что она такая же бескрайняя, как и поля, вбирает в себя все -- и пустынные, белые пространства, и заброшенных людей в деревнях у Кубенского озера. Идёшь в мороз по полю в ветре, в безлюдье, одна, руки деревенеют, мороз до костей пробирает, все думаешь -- Она рядом. И Она -- в этой бескрайней пустыне и в морозы, и в метении снега -- согревает.
   По сути, сначала, не разбирая живопись иконы, видишь и потом отчетливо помнишь Ее взгляд. Тихо так и кротко смотрит. Просто смотрит на тебя, в тебя и сердце наполняется слезами. Все видит: видит, как белые ветра гуляют по заснеженной России, заметая оставшиеся души...
   Видишь -- лик, образ. Не скажешь ведь -- лицо женщины. Предельно условные, отходящие от реалистичности черты. Черты, преобразованные в скорбь и тишину. (...)
   Сострадание и понимание. Редкие теперь чувства. А Она сострадает -- значит и ободряет и утешает. Одними глазами на спокойном лице. А за Ней, снегами летящими ввысь -- Россия. И, духом напитанный образ, всегда рядом.
   "Подкубенская" - не известная миру".
   http://www.tolstikova.com/blog/archives/142
  
   Утраченность краёв иконы "Богоматерь Подкубенская", о которой говорит Ольга Толстикова, вызывает в памяти другую, более позднюю икону - всемирно известного Спаса из Звенигородского чина работы Андрея Рублёва. Вот эти две иконы рядом:
  
   19 [Ссылка в тексте]
   20 [Ссылка в тексте]
  
   Прочтите, что пишут специалисты о всемирно известном Спасе, и решите сами, можно ли эти же слова отнести к малоизвестной иконе Богоматери Подкубенской:
   "Иконы "звенигородского" чина с первого же взгляда поражают необычайной красотою своих холодных светлых красок. Голубые, розовые, синие, блекло-фиолетовые и вишневые тона даны в таких безупречно верных сочетаниях с золотом фона, что у созерцающего иконы невольно рождаются чисто музыкальные ассоциации. Для Рублева цвет был средством, которое помогало ему раскрывать внутренний мир человека. Его Спас, его Павел, его архангел обладают неотразимой привлекательностью. Им присуща изумительная мягкость, в них ничего не осталось от византийской суровости.
   Своей глубокой человечностью Спас напоминает прославленное изображение Христа в тимпане "Королевского портала" Шартрского собора.
   Лазарев В. Н. "Русская иконопись от истоков до начала XVI века", Цит. по http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=7&chap=8&ch_l2=14#pic100-1
  
   Это Шартрский собор(Cathedrale Notre-Dame de Chartres) и его Королевский портал:
  
21 [Ссылка в тексте]
  
22 [Ссылка в тексте]
  
23 [Ссылка в тексте]
  
   Фотографии найдены в Сети. К сожалению, не нашёл ни одного более крупного плана рельефа Христа из тимпана портала. Будете в Шартре - пожалуйста, снимите покрупнее. Буду благодарен, если пришлёте.
  
   И ещё о Спасе:
   Спас Звенигородского чина "...воплощение типично русской благообразности. Ни один элемент лица Христа не подчеркнут чрезмерно - всё пропорционально и согласованно: он рус, глаза его не преувеличены, нос прямой и тонкий, рот мал, овал лица хотя и удлиненный, но не узкий, в нем совсем нет аскетичности, голова с густой массой волос со спокойным достоинством возвышается на сильной стройной шее. Самое значительное в этом новом облике - взгляд. Он направлен прямо на зрителя и выражает живое и деятельное внимание к нему; в нем чувствуется желание вникнуть в душу человека и понять его. Брови свободно приподняты, отчего нет выражения ни напряжения, ни скорби, взгляд ясный, открытый, благожелательный. Перед нами как бы сильный и деятельный человек, который имеет достаточно душевных сил и энергии, чтобы отдать себя на поддержку тем, кто в этом нуждается. Звенигородский Спас больше натуральной величины человека. Он полон величия. Кроме того, в нем есть строгость внутренней чистоты и непосредственности, есть полное доверие к человеку"
   (Демина Н. А. "Черты героической действительности XIV-XV веков в образах людей Андрея Рублева и художников его круга". Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР, XII. М.-Л., 1956, стр. 319).
  
   Такая вот перекличка через века.
   Такие вот сокровища России.
   Которые мы не знаем и не бережём.
  
   31 января 2013 года
   Москва
  
   Продолжение здесь: http://samlib.ru/editors/c/chuksin_n_j/icons_15.shtml
  

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"