"Сефер Йецира" - 2/3-9 век н.э. По языковому стилю сближается с Мишной. Присутствуют постталмудические интерполяции.
Фрагменты.
I. "6. Десять сефирот без ничего - их [про]явление _как видение молнии_, и их предел ("цель", "назначение") бесконечен".
- ср. "они поклонялись Откровению Света в Форме Молнии, и они носили Свидетельство, что оно явилось, как [их] Спасение", гностический "Трёхчастный Трактат", НХ, ср. "Затем он сказал своим ученикам, "Разве я не сказал вам, что подобно видимому голосу и вспышке молнии, благо будет взято в свет?", "Поскольку они стояли там, он увидел двух духов, влекущих одинокую душу с ними в большой вспышке молнии. И Слово пришло от Сына Человеческого, говоря, "Дайте им их одежду!". И малый стал подобен большому", "Господь сказал, "Верно. Ибо они понимают вас? Они видят то, что вы открываете им? Теперь слышьте! Истинное Слово приходит от Отца к бездне, в тишине и вспышке молнии, давая рождение", гностический "Диалог Спасителя", НХ. Ещё момент: "без ничего" некоторые переводят, как "не-сущие" - если же такой перевод более верен, то сама идея "не-сущего" развивалась изначально ещё у философов.
I. "14. Вот десять сефирот без ничего: первая - Дух Бога Живого, и (далее) ветер от Духа, и вода от Духа, и _огонь от воды_, и высь вверху, и низ, восток и запад, и север, и юг".
II. "2. Двадцать две буквы - Он начертал их, высек их, взвесил их, и сделал их сочетания и перестановки (букв. "и менял их"), испытал (или: "сложил", "скомбинировал") их, и создал посредством них душу ("личность"; "жизнь") всего".
- эти буквы - на самом деле финикийские "руны" - вообще весь этот текст мне напоминает аналог "рунической" магии - даже по описанию; это взято из Вавилона и из финикийских герменевтических упражнений - см., например, видео "Емельянов В.В., Вавилонская астрология, ч. 1-3" - не во всём согласен, но в этом моменте - метко; примечательно, что Аврам в этом же тексте в конце по описанию чем-то похож на "рунического мага" косвенно, но ясно, что это поздняя интерпретация; изначально тот обряд, что описан в ВЗ, является обрядом договора, который заключали между собой даже обычные люди - торговцы, например.
II. "4. Двадцать две буквы основания, _установленные на (вращающейся) сфере ("колесе")_ 231-ми вратами (или: "мерами"), и вращается эта сфера вперед и назад. И это есть знак для слова (речи). Нет в добре ("хорошем") [ничего] выше, чем "онег (айн-нун-гимел); "удовольствие", "наслаждение"), и нет во зле ("плохом") (ничего) ниже, чем нега" (нун-гимел- 'айн); "болезнь", "рана" и т.п.).".
- гностики бы про "колесо" в их концепции многое сказали.
III. "3. Три матери - ('алеф, мем, шин) - в мироздании: воздух ('авир ('алеф-вав-йод-рейш) ), вода, огонь. Небеса сотворены первоначально (или: "(в) начале") _из огня_, а земля сотворена из воды, а воздух устанавливает равновесие ("решает спор") между огнем и между водой".
- "небеса из огня" - вспоминаем огненный эфир (ср. авир) у герметистов и у целого списка более ранних философов; кстати - "Слово 'авир произведено от греческого аэр; (с этацизмом) и появляется в еврейском языке только в талмудическую эпоху", (И. Тантлевский) - однако с продолжением этой цитаты я не соглашусь, мягко говоря, но тут по сути - всё так.
IV. "4. Семь двойных: (бейт, гимел, далет, каф, пе, реш, тав). Он начертал их, и высек их, и сделал их сочетания и перестановки, и создал посредством них звезды в мироздании, и дни в году, и врата в человеке, и ими ("из них") Он начертал (букв. "выгравировал", "вырезал"; "дал законы") семь твердей, и семь земель, и семь суббот. Вот почему Он возлюбил _Септенер_ под всеми небесами.
5. [Вот] как Он воцарил букву (бейт) в жизни, и повязал ей венец, и создал посредством нее Сатурн (Шаббета'й - как планета) в мироздании, и первый день (воскресенье) в году, и правый глаз у человека.
6. Он воцарил букву (гимел), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Юпитер (Цедек) в мироздании, день второй (понедельник) в году и левый глаз у человека.
7. Он воцарил букву (далет), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Марс (Ма'ддим) в мироздании и день 3-й (вторник) в году, и правое ухо у человека.
8. Он воцарил букву (каф), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Солнце (Хаммa) в мироздании и день 4-й (среду) в году, и левое ухо у человека.
9. Он воцарил букву (пе), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Венеру (Ногах) в мироздании и день 5-й (четверг) в году, и правую ноздрю у человека.
10. Он воцарил букву (реш), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Меркурий (Кохав) в мироздании, и день шестой (пятницу) в году, и левую ноздрю у человека.
11. Он воцарил букву (тав), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Луну (Левана) в мироздании, и день Субботний (Шаббат) в году, и рот у человека".
Там же, "И вот семь звезд в мироздании: Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс. И вот семь дней в году, семь дней Бере'шит (книга Бытия; т.е. 7 дней Творения) и семь врат в [живом] человеке: два глаза, два уха, и две ноздри, и рот. И посредством них были начертаны ("выгравированы", "вырезаны") семь твердей, и семь земель, и семь времен ("часов"). Вот почему Он возлюбил Септенер (или: "седьмое") во всяком деле ("вещь"; "удовольствие", "желание") под небесами".
- т.е. типичная "языческая" Гебдомада, известная ещё со времён шумеров, да и раньше - уже в Гёбекли-тепе встречается прототип; описание частей тела - ср. пространную версию гност. "Апокрифа Иоанна" из НХ. Интересно, что Меркурий - "Кохав" - "звезда" - ср. со "звездой" из Евангелий...
V. "1. Двенадцать простых: (хе-вав, зайн-хейт, тейт-йод, ламед-нун, самех- 'айн, цади-коф). Их основание: зрение, слух, обоняние, речь, питание, совокупление (букв. "употребление"), действие, перемещение (букв. "хождение"), гнев, смех, размышление, сон. Их мера - двенадцать границ по диагонали: граница северо-восточная, граница юго-восточная, граница восток-верх, граница восток-низ, граница север-верх, граница север-низ, граница юго-западная, граница северо-западная, граница запад-верх, граница запад-низ, граница юг-верх, граница юг-низ. И (они) расширяются и расширяются во веки вечные, и они - руки (от кисти до плеча; тж. "сила", "мощь") Вселенной.
2. Двенадцать простых: (хе-вав, зайн-хейт, тейт-йод, ламед-нун, самех- 'айн, цади-коф). Он начертал их, высек их, взвесил их, сделал их сочетания и перестановки, и создал посредством них двенадцать созвездий ("знаков зодиака") в мироздании, обозначения (которых представлены их начальными буквами): (тейт-шин-тав), (мем- 'алеф-бейт), (мем- 'айн-коф), (гимел-далет-далет). Вот двенадцать месяцев в году: нисан (март-апрель) 'иййар (апрель-май), сиван (май-июнь), таммуз (июнь-июль), 'ав (июль-август), 'эллул (август-сентябрь), тишрей (сентябрь-октябрь), мархешван (октябрь-ноябрь), кислев (ноябрь-декабрь), тевет (декабрь-январь), шеват (январь-февраль), 'адар (февраль-март). И вот двенадцать вождей в человеке: две руки и две ноги, две почки, селезенка, печень, желчь, желудок - хем-сес, желудок - кейва, желудок - куркеван. [Два злословящих и два веселых, два советника и два внимающих совету, два хищника и два охотника]. Он соделал их наподобие государства (области) [вариант: раздора] и расположил их как [на] войне: "одно против другого создал Бог" (Екклесиаст 7:14).".
- Зодиак, классика; названия месяцев - из Вавилона, что характерно.
VI. "1. Три отца и их потомки (или: "поколения"; "родословия"), и семь звезд и их воинства, и двенадцать диагональных ("диаметральных") границ, и свидетельство ("доказательство") этому слову (или: "делу") - свидетели верные: мир, год, душа ("человек"). Вырезал двенадцать, и семь, и три; поставил их над Драконом (Тели), над сферой (буквально - "колесе", "круге"), над сердцем. Три: огонь, и вода, и дух. Огонь - кверху, вода - книзу, а дух - закон, выносящий решение (в споре) между (ними). И знак этому: огонь носит воду. (мем) - немая (шин) - шипящая, ('алеф) - закон, уравновешивающий их.
2. Дракон в мироздании как царь на своем троне (неподвижен, поскольку располагается в центре неба). Сфера в году как царь в государстве (обходит все кругом). Сердце в человеке как царь на войне. И всякая вещь - "одно против другого создал Бог" (Екклесиаст 7:14) - добро против зла, добро из добра и зло из зла, добро испытывает зло, а зло испытывает добро; доброе уготовано для добрых, а злое уготовано для злых".
- ср. смену Эонов у Порфирия в тексте "О пещере нимф" для наглядности; мне думается, что образ "того, кто победил/сверг Дракона" во многих культурах - это отражение смены Эонов, но я этот момент позже проверю; смена Эонов ещё в "языческие" времена понималась в том числе, как открытие иных "каналов", через которые ~изливается божественная "энергия" (в изначальном смысле этого слова), преобразующая мир - т.е. новый Эон = новый тип "энергий" и преобразования по новому "плану" - нечто подобное вошло и в другие каббалистические тексты; древнее представление было примерно таково - разные боги разных народов являются советом богов и пребывают в порождающем и питающем их Высшем, их "Отце" - они имеют один корень, один божественный род, но каждый меняет мир своим способом - особенно ярко это было в египетском генотеизме, где Высшее и Непознаваемое творит этот мир, распадаясь в себе на множество эманаций, т.е. и через высшее Единство, и через множество в Себе - в период более поздний под философским влиянием всё это стало пониматься, как цепь Эонов, пребывающих в Едином (от слова Единое) - в том же гностицизме это видно, когда говорится о 72 Эонах 72 народов, но с поправкой на гностические антикосмические особенности концепции. Вот и в каббале похожее воззрение - просто с Высшим они пытаются отождествить своё божество-покровителя.
"Ныне, в результате девиации земной оси, в центре неба находится Малая Медведица", И. Тантлевский.
"Алфавитное письмо, называемое также исследователями "квазиалфавитным консонантным (согласным) линейным письмом", было изобретено в ханаанском регионе. Северо-западносемитское письмо конца II тысячелетия до н.э., состоявшее из 22 знаков...", "Во второй половине I тысячелетия до н.э. иудеи переходят на т. наз. квадратное ("ассирийское" или арамейское) письмо, каковым и пользуются до настоящего времени", И. Тантлевский.
По сути это всё - ничего особенно нового.
***
"Сефер Бахир" - ~12 век н.э.
В общем смысле - то же самое, что писал про "Йецира". В частном смысле - см. ниже по тексту.
Типичная спекуляция с буквами и созвучиями слов, искажающая прямой и очевидный смысл написанного - с последующим "натягиванием" связи между фрагментами домыслов. Современные "адепты" фольк-хистори (и их аналоги более ранних веков) любят аналогичные манипуляции с "народной этимологией" и псевдолингвистическими приёмами, игрой слов и т.п. + тут есть ещё игра с огласовками. Присутствует и типичная гипер-аллегоризация текста, но мы-то помним - кто и когда впервые начал применять аллегорический метод для трактовки писания, заимствуя его у "язычников" (Филон, если кто не в курсе), что характерно. Одни фрагменты текстов вырываются из контекста и связываются с другими фрагментами. Некритическое восприятие текстов, написанных людьми - это уже классика жанра, разумеется.
Пример - "эту землю" (в оригинале речь там шла о локальной земле Ханаана) они интерпретируют, как "этот мир" в глобальном смысле. Ещё пример - спекуляции на "тоху" и "боху" (столь полюбившиеся в дальнейшем "антикосмическим сатанистам" а-ля MLO/TotBL etc.) - уже классика. Но в оригинале слова "безвидна" и "пуста" относятся к земле, а не к какому-то Хаосу или глобальной Пустоте (таких концепций в то время ещё у них не было), т.к. "вначале сотворил небо и землю" - всё, больше ничего - не "пространство и Хаос", не "Пустоту и Хаос", а землю. "Безвидность" её - это "бесформенность", кусок глины до обработки, не более. Но тут же домыслы на домыслах. Многое (да почти всё) выводится из текстов, в которых этого даже в виде слов (!) нет. Пример спекуляции: цит. "почему буква "бет" закрыта со всех сторон, но открыта спереди?" - и т.п. Степень "поиска смыслов" наглядно ясна, да, но есть и более специфические моменты. Ещё пример - фрагмент о птицах трактуют, как фрагмент о "ангелах"... "Земля" якобы "создана раньше неба". Дальше кратко по некоторым фрагментам.
Фр. 31 - "- где находился Эдем? - на земле" - что характерно и видно по тексту; к тому же концепции "Рая за пределами" тогда ещё не было там.
Фр. 45 - "Тора была дана 7-ю голосами" - ср. Нейт творит мир 7-ю изречениями в Египте; ср. 7 гласов у гностиков.
Фр. 47 - признают, что "люди видели образ, но не весь образ".
Фр. 94, 95 - про 72.
Фр. 99 - "небеса - это огонь" - ср. архаичное представление о "небесном огне", о молниях, как "частицах небесного огня", о богах неба, которые связывались с огнём и т.п. + представления некоторых философов + зороастризм и т.п.
Фр. 102 - "столб между небом и землёй" - ср. манихейский аналог; + более архаичные версии сего.
Фр. 109 - о жертве - представление, характерное практически для всех культур древности ещё с ранних "языческих" времён.
Фр. 130 - мир якобы "сотворён сначала с территории Ханаана" ("обетованной") - аналог в Египте - у них "мир творится с Египта".
Фр. 160 - "мир грядущий" на арамейском языке - "мир, который пришёл".
Фр. 161, 162 - упоминается Сатана.
Фр. 163 - "Хаос = Зло" - "с Севера"; результат такой интерпретации фрагментов из ВЗ, где приходит "воинственное племя с Севера", т.е. это опять гипер-аллегоризация.
Фр. 164 - "дурное побуждение" - ср. с Ахриманом ("дурной/злой помысел") - влияние зороастрийского концепта явное.
Фр. 172, 173 - "ребро - сторона" - игра слов и смысл, выводимый из этого постфактум; это как лук (оружие), лук (зелень) и look, например.
Фр. 184 - гипер-аллегорическая трактовка машиаха и его "функций"; один из примеров того, как ожидания земного царя-вождя преобразовались со временем.
Фр. 199, 200 - якобы "змей соблазнил Еву сексуально" - ср. некоторые сюжеты у гностиков (если не путаю) и пр. Самаэль, как что-то отдельное. Самаэль "ездит" верхом на змее! Змей похож был на верблюда! Романтика! Это феерично, да. Один из источников средневековой и более поздней "демонологии" на подобных домыслах. И самое главное - в самих текстах ВЗ ничего подобного нет, т.е. это новодел, разумеется. Но этот сюжет внезапно понравился некоторым американским "правым" в своё время... "Она добавила", "Он сказал", "Она сказала" и т.п. - классическое - а кто свидетель? Фентези "по мотивам", так сказать. Типично для жанра. Да, дерево там разговаривает буквально. Поздний сюжет о "падших ангелах и восстании". Самаэля назначили "ангелом Исава". Такой вот текст. Местами напоминает такие специфические упражнения для подвижности ума в плане подбора доказательств - юристы поймут.
***
"Сефер Зогар" - 2/3 век н.э. по "легенде", а по факту - "начало этому положил около 1280 года испанский каббалист Моше де Леон (1250 - 1305), который приписал _созданный им текст_ жившему во II веке одному из виднейших еврейских законоучителей и мудрецов Шимону бар Йохай. Согласно каббалистической легенде, Шимон бар Йохай в течение тринадцати лет скрывался в пещере от преследований римлян и там был вдохновлен _пророком Илией_ написать Зогар".
Почему я не верю в более ранние датировки основных каббалистических текстов? Потому что они чаще всего основываются на "легендах". Я, например, не считаю исторически достоверным рассказ о том, что одного человека "обучал лично Илия" и т.п. - по очевидным причинам. Это как с "Книгами Еноха" - сложно считать, что их "написал лично Енох", мягко говоря.
В общем смысле - см. то же самое, что в комментариях к "Йецира" и "Бахир". В частном смысле - см. ниже по тексту.
"И возжелав проявить себя и зваться именем своим, облачило оно себя в сияющие и драгоценные одеяния и создало "Эти" - "Элле" (ALH), и оно приобрело имя. Буквы двух слов перемешались, образуя имя "Элохим" - "Бог" (ALHIM). И как только "Ми" соединилось с "Элле", Имя это осталось на все времена. И на этой тайне зиждется мир [I, 1 а - 3 б]".
- явный намёк в том числе и на Алхимию - значит текст поздний, т.е. относящийся к тому времени, когда Алхимия стала относительно популярной и начала отделяться от практической работы с металлами и веществами, уходя в типичную эзотерику и мистику; так и в этом тексте практики с веществами нет; "этимологический" намёк ложен, потому что в слове "Алхимия" - "аль-" - это приставка, а не основа слова. Кроме того, ср. шумерское представление о силе "Ме": "Мэ (или Ме) - в шумерской мифологии - таинственные и могущественные божественные силы. Считалось, что эти силы управляют ходом развития мира, всеми божественными и земными институтами. Силами "мэ" могли обладать как боги, так и их храмы и даже целые города. При этом "мэ" могли покидать их обладателя, воплощаться в предметном виде, сохраняя при этом свои свойства", "Этимология шумерского слова "мэ" близка к глаголу "быть", также его можно перевести как "сущность"...", "Шумеры считали, что "мэ" (в значении морального кодекса) были переданы людям богами через своих посредников - семерых мудрецов Абгаллу, которые также обучили людей ремеслам и искусствам. Эти мудрецы были созданиями-помощниками бога мудрости Энки, который, в свою очередь, получил "мэ" от Энлиля. Об этом, в частности, упоминается в мифе "Энки и мировой порядок"..." и т.п. Ещё показательно: "из шумерского понятия "мэ" развились аккадские представления о таблицах судеб" - ср. это с "книгами жизней" из ВЗ и т.п.
Именования разных областей "тайнами" и описание их, как аналог "глубин сокрытого" - подобного полно в гностицизме более раннем.
"Но из сердцевины недоступной тайны, из первого нисхождения Эн-Софа, тускло мерцает, словно острие иголки, слабый, едва различимый свет, сокрытая ниша Мысли, все еще непознаваемая - до тех пор, пока не распространится из нее свет в то место, где есть некий отпечаток букв и из которого все они исходят. Первой из них является буква "алеф" (A), начало и конец всех степеней, та, на которой последние и запечатлены и которая, тем не менее, всегда называется "одно" - "эхад" (AChD), дабы показать, что Божественность всегда едина, хотя и имеет множество форм. Это буква, от которой зависят и высшие, и низшие сущности. Высшая точка "алефа" символизирует скрытую божественную Мысль, в которой потенциально содержится расширение небесной тверди. Когда "алеф" исходит из этой тверди в форму, символизирующую начало Мысли, исходят в ее средоточии все без исключения шесть степеней, соответствующие скрытым небесным "хайот" [ангельским сущностям], которые зависят от Мысли [I, 21 а]".
- "Божественность едина, хотя и имеет множество форм" - я уже писал о египетском генотеизме ранее - подробнее см. лекции В. Солкина с цитатами из источников; - сколько подобного было в платонизме, в неопифагореизме, в орфизме, в зороастризме, в гностицизме, да и в индийских текстах - перечислять было бы долго.
Далее. История о Адаме, книге, Разиэле, Хадарниэле и пр., не основанная на текстах ВЗ. Фентезийный по сути сюжет, как и про "Самаэля с Евой".
Далее. Изумительные рассуждения про огонь и про чёрный/голубой огонь; характерно, что в древности чёрный и голубой были подобными и взаимозаменяемыми часто по смыслу цветами - то же самое в поздней геральдике + ср. слова Фулканелли на эту же тему; но не совсем в этом ключе, конечно же.
"Пророчество - удел мужского мира, в то время как сны - сугубо женский, и от одного к другому ведет лестница из шести нисходящих степеней" - легко опровергается сюжетами из ВЗ, где есть женщины-пророчицы, а Яхве порой "является" мужчинам через сны и во снах.
Тора персонифицируется в виде "сущности", которая ещё и якобы "возражала". Ангелы нисходят в мир, облачаясь в "одежды" разных уровней - ср. гностическое нисхождение "Эона Христа" в мир через сферы архонтов. Хотя это гораздо более древнее представление - ср. нисхождение Иштар в нижний мир, где она снимает на каждом уровне элемент одежды и украшений.
"Тёмное пламя" - ср. псевдо-Ареопагит и гност. тексты.
Концепция "семени" при творении - копия "языческой" идеи о эманациях, "излияниях" - как в оригинальной форме, так и в философском её виде. Гипер-аллегорическая трактовка творения с квази-платонизмом.
Опять-таки - всё это было в Египте задолго до сего. Концепция Точки и слогов с буквами очень напоминает многое в индийских текстах - и по дате они более ранние. Ср., к слову, Точку слога Ом/Аум, вибрациями которой творится и поддерживается мир.
Рассуждения о Тьме, Хаосе, чёрном огне, "слепом" и "Исаве" (вне контекста цитата взята - как всегда!) - ср. с гностическим слепым архонтом - иногда даже указывается, что он пребывает в чёрном пламени/огне. Вообще типично для каббалы и не только - взять небольшую фразу из текста - и выводить из неё целый ворох домыслов, которых в самом тексте даже и близко нет. "Тьма" там ещё и "Элохим" (?) называется местами - есть у гностиков тоже. Луна связ. с "Адонай" и семенем, порождением - ср. "Слюна Луны".
"Тем временем Левое воспламенилось в полную силу, произведя во всех точках отражение, отблеск, и из этого жгучего пламени изошла женская луноподобная сущность. Пламя было темным, ибо исходило оно от тьмы" и пр.
Далее опять про "книгу Адама" упоминается. Поздний миф о "восстании ангелов" присутствует тоже. Ещё показательно - "херувимы имеют маленькие лица, похожие на лица грудных детей" - эта фраза выдаёт ещё более позднее происхождение текста, когда херувимов (керубов изначально!) начали изображать с лицами амуров. Тема "духовного андрогината" затрагивается тоже - ср. гностические тексты и древнее египетское представление, например. У орфиков тоже было. Далее - "клифы" и одна "клифа" (поздний образ Лилит, судя по всему), суккубы, инкубы и пр. "демонология"-фентези, основанная не на опыте, а на домысле и вымысле. У манихеев, впрочем, не менее "цветасто" в этом плане - это вообще для синкретизма характерно. "Одеяния света", "тело света", "оболочки души" и пр. - опять платонизм, теургия, пифагореизм, гностицизм, герметизм и многое другое.
"Когда Луна была связана с Солнцем, она обладала светоносностью; но как только Луна отделилась от него и ей было поручено наблюдать за своим собственным воинством, она умалила свое положение" - да ладно... хотя напоминает фразы о Адаме-Человеке и Еве-Жизни из гностицизма про "андрогинат", когда они были одним. "Луне же было неуютно вместе с Солнцем; каждое из светил чувствовало себя уничиженным рядом с другим. Луна спросила: "Где пасешь ты?" [Песн. 1:7]. Солнце сказало: "Где отдыхаешь в полдень?" [там же]. Как может маленькая свечка светить в полдень? И вслед за тем Бог повелел Луне: "Иди и умали себя" и т.п. - ясно, да. "Звезды - это остаток сил и воинств, несчетных по количеству" - наглядно. Рассуждения о "Небесной Матери" - аналоги можно долго перечислять. "Сотворим человека" якобы сказала Шехина... Опять-таки - представление о "Человеке", как "идее" - и человеке, как существе - платонизм, неопифагореизм, зороастризм, гностицизм, герметизм и т.п. В ранних текстах ВЗ этого не было. Пурга про "языческие народы" в характерном шов. ключе - классика жанра.
"Обязательно для мужчины всегда быть "мужчиной и женщиной", дабы вера его оставалась твердой и чтобы Шехина никогда не могла бы покинуть его. Что тогда вы скажете о мужчине, который, отправившись в путешествие и будучи отлученным от жены, не является больше "мужчиной и женщиной"? Спасительное средство для него - молиться Богу, прежде чем начинать свое путешествие, чтобы привлечь в спутники себе своего Господа. Когда же он вознес молитву свою и благодарение и Шехина нисходит к нему и покоится на нем, тогда он может отправляться, ибо через союз свой с Шехиной он стал "мужчиной и женщиной"; он может идти в селения, так же как пребывал в городе своем "мужчиной и женщиной" и далее - вспомните Серрано с его "Он-Она" и т.п., да-да; хотя ясно, что этот мотив очень много где присутствует - и у орфиков, и в Египте местами, и в Индии, и много где ещё - ср. Зигфрид и его валькирия, например. Но разница в том, что тут нет мотива пренебрежения контактами с земной женщиной, нет и антисексуальной пурги - это сближает скорее с тантрой, Египтом и ещё "языческими" представлениями, чем с гностицизмом, манихейством, миннезингерами и др. Далее опять против "языческих" народов пурга - опять про якобы "телесную близость Евы со змеем" и про то, что "осквернение от этого только у языч. народов" якобы "осталось". Сказано ещё, что "Тора дана _лишь_ мужчинам" - но тут в принципе возможно ВЗ так понять, ибо знак "завета" - обрезание.
Далее из примечаний. "Злое искушение" (йецер ха-ра) и доброе искушение (устремление) (йецер тов) - одни из основных понятий еврейской этики, два противоположных влечения, обитающих в человеческом сердце и оказывающих влияние на поступки" - 1. про помысел и про суть в сердце - это из Египта; 2. ср. с зороастризмом - "благой помысел" и "злой помысел" - один-в-один. Ещё: "Всякий грех, согласно "Зогару" - в разделении, в нарушении единства" - ср. идеи философов на эту же тему + концепция в Египте про отдаление/отделение божественной и земной области из-за греха людей против богов _до появления этого мира_ (!). "Энергия, пронизывающая и связывающая сфирот, понимается каббалистами, как сексуальная энергия, энергия любви" - ср. представление Платона о Эросе/Эроте, ср. индийские концепции, ср. египетские и вавилонские представления и мн. др.