Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Мы с тобой два берега...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  О различии в авторском и читательском восприятии.
  
  Конечно, можно отделаться от такого вопроса банальнейшей и бессмысленной отговоркой: Сколько людей, столько мнений. Или - два спорящих иногда ухитряются иметь ТРИ мнения.
  Первая - уводит нас в сторону от попыток ответить на вопрос.
  Вторая - просто забавная констатация факта.
  Замечал не раз, что некоторые произведения, написанные эдак полушутя или вообще, несерьёзно, "что пришло в голову", привлекают гораздо большее внимание читателей, чем другие, над которыми усиленно думал, шлифовал их, искал нужные формулировки для своих мыслей, в общем "вложил душу". Чем объяснить такой диссонанс в отношении самого автора и читателей?
  Для подтверждения правомерности этого вопроса приведу следующее:
  Берём учебник, скажем физики, химии, математики... Там тоже высказываются некие положения, однако у большинства "мнение совпадает с мнением автора".
  Так это, - скажут, - УЧЕБНИК! Это же вполне определённо и однозначно, а в художественной литературе как раз наоборот - свобода толкования, свобода симпатий (нравится - не нравится), многозначность слов, эпитетов, метафор, целых фраз, абзацев и даже всего произведения. В целом, хотя и не полностью, можно согласиться. Есть, однако, читатели учебника, у которых при чтении возникают вопросы к автору, и, если автор так и не отвечает на них в дальнейшем, то ОТВЕРГАЮТ его поучающее мнение.
  
  Наверно, ответов несколько:
  Неважно ЧТО написано, а КАК. Если автор, не прилагая больших усилий, тем не менее написал нечто талантливое (нашло ВДОХНОВЕНИЕ), то читатели сразу это замечают и выделяют.
  А ежели трудился в поте лица, да мысли натужные, с усилием, (НЕТ ВДОХНОВЕНИЯ, хоть лопни!), то это тоже проявляется и внимательный читатель быстро теряет интерес.
  
  (Вспоминаю часто совершенно изумительный микрорассказик; к сожалению, не запомнил фамилии писательницы. Автор -- молодая женщина, филолог, работающая официанткой в Америке. В русскоязычном районе, в русскоязычном кафе. И переживает, бедная, из-за тотальной языковой безграмотности посетителей.
  ВСЕ говорят ей: "Девушка, принесите ОДНО КОФЕ!"
  И она в мыслях кричит им, невеждам: "Не ОДНО кофе, а ОДИН!!!"
  И вдруг...
  Какой-то мужчина произносит НЕЧТО: "Девушка, принесите, пожалуйста, ОДИН КОФЕ!!!"
  Она, вся затрепетав от радостного чувства - услышала, наконец, правильный русский язык - захотела СНОВА насладиться этим ЖЕЛАННЫМ -- "ОДИН КОФЕ".
  Пролепетала ему, чуть дыша: "Что Вы сказали?"
  Он повторил:
  "Принесите ОДИН кофе и один булка!!!"
  Прелестный рассказик, гениальный!)
  
  Возвращаясь к теме о раличиях в восприятии.
  То была, возможно, одна причина.
  Есть и в точности обратная: Качество читателя.
  Если туп и не любопытен, если отсутствует культура чтения, если воспитан НА ДЕШЁВКЕ, на макулатуре, то до него просто НЕ ДОЙДЁТ что-то, требующее МЫШЛЕНИЯ. Думать - скучно, непривычно и утомительно!
  
  Третья причина:
  Резонанс, консонанс, диссонанс эмоций и мыслей автора и читателей. Вызывают резонанс и консонанс (созвучие, благозвучие) у читателей - мнения совпадают. Наоборот - не созвучно, не гармонично с чувствами читателей, мнения не совпадают. Причём, говоря о мыслях, идеях, взглядах автора, следует отметить, что возможно их неприятие читателями, но не антагонистическое, "дружеское несогласие", но всё равно, нечто в произведении привлекает читающих. Очевидно, не предмет обсуждения, а манера и язык его подачи, необычная перспектива его рассмотрения. У настоящих талантов это часто встречается: Неожиданный угол зрения на обычные явления. Классические примеры этого высшего, на мой вгляд, литературного (и не только литературного) мастерства, являют собой два романа Ильфа и Петрова, повести и рассказы Набокова, два романа Солженицына, произведения Станислава Лема, лучшие вещи Ивлина Во, два романа Леонида Соловьёва. В этих произведениях есть фразы и отрывки КЛАССИЧЕСКИЕ по своей точности и, одновременно, неожиданности. А именно это и придаёт ОГРОМНУЮ силу их СЛОВУ!
  
  Перечтите снова этот микрорассказик. В нём тоже, сила слова! 15 IX 2015
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"