"Она настолько очаровательна, что даже на рентгеновском снимке выглядит прекрасной!"
Из заметок влюблённого рентгенолога.
Многие стихи без обрамления, как рентгеновские снимки красивых женщин. Они НЕ голые, на них видны кости и внутренности, никак не привлекающие взгляда и эмоций. И их, стихи, не "обрамить" сухой справкой внизу страницы или, того хуже, в конце книги в отделе: Дополнения. Иди - ищи! Итак, если они "обрамлены" хорошей литературной прозой, интересной, разъясняющей и эмоционально привлекающей, то и сам стих раскроется читателю как прекрасный цветок! А ведь это цель искусства: Пробудить в душе, а не в кишечнике и не в гениталиях, чувство наслаждения красотой, не брюхозаполняющей и не совокупительной! Разумеется, этот принцип не следует огульно применять ко всем стихам. Но есть немало стихотворений, смысл и красота которых не могут быть уловлены и прочувствованы только лишь из самого стиха! В предыдущей заметочке. "Принцип Художественного Соответствия" был приведён стих Пушкина, просто непонятный для читателя. А прозаическое обрамление, дало стихотворению новую жизнь, иной ракурс, многое проясняющий и дополняющий!
Идеально было бы, если бы сам поэт позаботился бы об этом "Обрамлении" своих стихов, и не пускал бы в свет неких "Некробий" по Станиславу Лему, эдакие стихотворные скелеты да лёгкие с кишечками, а хорошо одетых в красивые платья красавиц, тогда и эффект от его НЕрентгеновских стихов был намного большим!
Если же поэта уже нет в живых, то за это "обрамление" должны взяться другие поэты и писатели! В большинстве, конечно, откажутся: Я, мол, сам ТВОРЕЦ, чаво мне кого-то другого обслуживать! Это та болезнь очень многих, которую заметил Станиславский: "Любят СЕБЯ в искусстве, а не искусство в себе!" Но найдутся, думаю, способные люди, которые возьмут на себя эту почётную миссию. И разумное самолюбие тоже выиграет: Рядом с именами, скажем, Пушкина или Лермонтова и его имя прозвучит, как тоже художника, придавшего их стихам дополнительный блеск и красоту! Соавтора талантливейших поэтов! Честь и немалая!
(Несколько веков тому назад рисование считалось "ремеслом" и художник за картину мог получить плату ниже, чем столяр, изготовивший раму для его картины! Спасибо Доменикосу Теотокопулосу (Эль Греко) - это он добился признания за живописью звания отрасли искусства, а не ремесла!)
Снова, проза эта должна быть уместна, гармонична со стихом и, безусловно, тоже артистична, полна высокого искусства.
Ещё сравнение. Из музыки. О чём думает талантливый композитор, который сочиняет Концерт для фортепиано с оркестром? Для скрипки с оркестром или виолончели? О гармоничном сочетании красоты партий оркестра и фортепиано, скрипки и пр. Они могут "конкурировать" по-дружески между собой. Могут сочетать своё исполнение. Сольная партия фортепиано не мешает оркестру тактично её поддерживать, потом мелодия отдаётся оркестру, потом снова - ему, солисту - пианисту или скрипачу или виолончелисту. Мы же, слушатели, наслаждаемся восприятием прекрасной мелодии и гармоничных звукосочетаний разных инструментов.
Вот, так же должны соответствовать друг другу стихотворение и его прозаическая рамочка. Новый жанр в литературе: "Прозаическая поэзия или поэтическая проза". ПРОЗОРАМОЧКА.
(См. "Принцип Художественного Соответствия")
17 VII 2014