Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Доминанты мышления и борьба с ними

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  На примере музыки и не только.
  Эдакие музыкально-литературно-нейрофизиологические размышления.
  
  Просыпаешься и в голове крутится какая-нибудь мелодия. Если музыка настоящая, не люблю слова "классическая", правильней - "ТАЛАНТЛИВАЯ", то хоть не надоедает. Но часто полнейшая назойливая чушь, только раздражающая и мешающая. Её я обычно "выбиваю" какими-нибудь мощными аккордами из симфоний или концертов для...
  Но это не самое страшное.
  Было и такое:
  Хочу вспомнить мелодию вальса на балу в доме у Лариных. И написал это не какой-нибудь захудалый музыкодел, а Пётр Ильич Чайковский! Но, вместо этого мотива, в голове крутится мелодия из "Фауста" Шарля Гуно (Сцена на базаре и тоже вальс)! И всё забивает. НЕ ДАЁТ вспомнить другую, желаемую, но очень похожую мелодию из "Евгения Онегина".
  Что помогает? Мне, по крайней мере.
  Помогает дальнейшая мелодия из сцены именин Татьяны. "Вот, так сюрприз! Никак не ожидали военной музыки. Веселье, хоть куда..."
  Когда в мыслях исполняю её, сама собой всплывает и музыка искомого вальса!
  
  То есть здесь явно видно, что на уровне нейрофизиологическом некая доминантная нейронная цепочка (Вальс Гуно) не просто "доминирует", а БЛОКИРУЕТ воссоздание уже имеющейся, и вполне сохранившейся в памяти, НО НЕДОСТУПНОЙ, другой цепочки нейронов - вальс у Лариных!
  В этом-то, по сути, и заключается доминирование той или иной мысли в нашем сознании.
  Факт, когда напеваю себе ПРОДОЛЖЕНИЕ нужного вальса, я ухитряюсь снять эту блокировку и вернуться к НАЧАЛУ!
  
  На днях произошло, вообще, нечто тоже нейрофизиологическое и очень странное.
  В голове крутилась мелодия из упомянутого итальянского фильма "Бесхарактерный мужчина". Я знал, что он очень похож на вальс, опять же, Чайковского из балета! Никак не мог вспомнить, из какого, хотя знал эту мелодию отлично! Опять блокировка доминантой другой цепочки. После получаса борьбы с этой чёртовой доминантой, решил сжульничать: Подсказать себе и тем "обойти" догму.
  ПЛОХО! Надо бороться, пока сам не победишь эту доминанту!
  Но, слаб человек! Обратился за помощью к "сильному дяде".
  Включил "Вальс цветов" из "Щелкунчика". Как только начал его прослушивать, моментально вспомнил то, что искал.
  И даже написал в заметке ("МузЫку я разъял как труп 3. Совпадения."), что, де, "Вальс цветов" из "Щелкунчика" совпадает мелодически с музыкой в фильме.
  ЧТО СОВЕРШЕННО НЕВЕРНО! Написал глупость!!!
  Если человек - идиот, то это надолго, - как говорил Лёлик (Анатолий Папанов) в "Бриллиантовой руке". Не раз уже обнаруживал убедительную применимость этой формулы к себе.
  
  Так вот, только через день вдруг сообразил, что ЭТО НЕ "ВАЛЬС ЦВЕТОВ" из "Щелкунчика", а вальс из другого балета Чайковсого - "Спящая красавица". Поставил его и сразу услышал то, что искал! Но вспомнил-то я ТОГДА именно этот вальс!
  
  Вопрос же остаётся: Как "Вальс цветов" открыл доступ к цепочке с совершенно другим вальсом???
  Единственное возможное объяснение, это то, что в памяти (наверно в НАДсознании) существовал некий ансамбль множества мелодий Чайковского, и, услышав другой вальс, он, этот центр, дал приказ открыться схожей цепочке!
  Произошла разблокировка нужной цепочки другой, очевидно более сильной доминантой, музыкой Чайковского вообще, а точнее, его вальсами!
  
  Развивая эту, только что пришедшую в голову мысль, приходим к выводу, что в нашем мозгу есть не просто мысли доминанты и мысли редуценты, "забиваемые" этими доминантами, но и "хорошие и плохие" доминанты, (НЕординарные и ординарные мысли) а также есть ИЕРАРХИЯ доминант. Значит, если слабая, редуцированная, но "хорошая" (неординарная) мысль НЕ МОЖЕТ пробить блокаду какой-то "плохой" (заурядной) доминанты, ей следует обратиться за помощью к более сильной, "хорошей" доминанте! И та откроет её столбовую дорогу! НАДсознание и его дочь ИНТУИЦИЯ здорово помогают в этом.
  
  Может быть, известные так называемые мнемонические приёмы тоже действуют на этой основе?
  "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны". Красный-Оранжевый-Жёлтый-Зелёный-Голубой-Синий-Фиолетовый. Цвета спектра в порядке укорочения длины волны.
  
  "Уж Замуж Невтерпёж".
  
  "Одеть Надежду,
  Надеть одежду."
  
  "Бедный Бледный Белый Бес
  Убежал Зачем-то в Лес.
  Долго по Лесу он Бегал,
  Редькой с Хреном Пообедал,
  И за Бедный Сей Обед
  Дал Обет Наделать Бед."
  (Я лично помню указанный вариант стиха. Есть немало других.)
  В старой русской грамматике использовалась буква "ЯТЬ", фонетически схожая с "Е".
  Для того, чтобы запомнить, где нужно использовать именно "ЯТЬ", и составлен этот мнемонический стишок.
  
  "Чучело" русского языка, придуманное академиком Л.В.Щербой:
  "Глокая куздря штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка."
  
  Пока получается слишком общо и не конкретно.
  КАК, всё же, бороться с ними, с "плохими доминантами"??? Не додумался, ещё!
  Хотя "Программа гениализации", пожалуй, что-то подсказывает. Талантливые мысли других людей или талантливая музыка становятся в нашем сознании "хорошими доминантами", которые деблокируют неординарные (редуцентные) цепочки, "задавленные" обычными шаблонными, стандартными и стадными мыслями - доминантными "цепочками-блокираторами".
  Но история с мелодиями стала ещё одним звоночком, дорожным знаком к лучшему НЕОРДИНАРНОМУ дУманию.
   3 I 2019 P.S. Вчера хотел вспомнить арию Шамаханской царицы из 'Золотого петушка' Римского-Корсакова. Не могу! И я знаю, что где-то в памяти она хранится в целости и сохранности, то есть название этой нейронной цепочки в активной памяти имеется. А выхода к полочке с ней - нет! Как пробить нейронную дорогу туда? Вдруг вспомнил хорошо известный мне мотив 'Хорста Весселя' - гимна штурмовиков! Не больше не меньше. И он-то открыл дорогу (ибо несколько похож музыкально) на арию. И ещё один музыкально мнемонический приём. Часто стараюсь вспомнить 'Danse Macabre' 'Танец смерти, Танец мёртвых' Камиля Сен-Санса. Не могу. Вспоминаю музыку грузинского композитора А.Мачавариани к идиотскому советскому фильму 'Тайна двух океанов' - и она оказывается той 'хорошей' доминантой, которая выводит меня на нужную нейроцепочку 'Танца смерти'.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"