Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Италия. Путевые и не очень путёвые заметки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Италия. Путевые и не очень путёвые заметки
  
  Италия. 20 III 2006
  
  Я написал это для своих рижских друзей, бывших в Италии 6 дней в мае этого года, поездка была организованной, т.е. с группой.. Так что, дорогие читатели, не обращайте внимания на некоторые несовпадения!
  
  Общие замечания:
  
  Главное: Настроить свою душу на восприятие прекрасного! Вы увидите такое, чего никогда до сих пор в жизни не видели и не увидите! Даже в раю! Но в него ещё нужно попасть!
  Почитать обязательно Муратова "Образы Италии"
  
  Лекарства: Взять все лекарства, которые обычно используете, но на 20% больше, чем расчитано по дням! Кто знает, может в дороге потребуется больше, может быть задержитесь по независящим от вас причинам...
  Кроме того, надо взять анальгетики, свечи "Индомеда" -- от радикулитных болей, любой препарат против тошноты, от аллергии, "Иммодиум" -- антидиарейное, наклейки из "Микропора" -- для заклеивания маленьких ранок и царапин
  Полезно знать не только слова по-итальянски, но и по-английски или по-немецки, дабы нехватка в одном - компенсировалась словами из другого.
  Разумнее всего, если вы летите - взять билет в Рим. Там центральный международный аэропорт "Леонардо да Винчи" в Фьюмичино. Сообщение с другими городами - или на автобусе (Страда дель Соль в Венецию) или поездами.
  В турбюро в Риге купите заранее железнодорожные билеты на 10-14 дней. Они будут стоить дешевле, чем каждый раз покупать на вокзалах в Италии. Билеты обязательно брать только первого класса!!! Они дороже, но приличная публика! Мы с приятельницей как-то по глупости дали себя уговорить купить более дешёвые билеты второго класса! Одна поездка нам стоила столько здоровья, что, приехав, я тут же побежал в кассу и доплатил деньги для получения билетов в первый класс! Про автобусы - не знаю, есть ли и там разные классы.
  На внутригородские автобусы билеты продаются не в кассах или у водителя, а в табачных магазинах!
  Туфли взять старые, разношенные и удобные (для прогулок). С мягкой подошвой или стелькой - чтобы пружинила. Иначе быстро заболит спина! Ещё одну пару - для выхода к столу вечером. Одежда тоже - удобная и свободная. Брать с собой кофточку - женщин с голыми плечами в собор Св. Петра не пускают. Всегда её иметь при себе. И питьё.
  Возьмите с собой (в чемодане) продукты, соль, сахар, чай, кофе, кипятильник на 300-500 ватт, длинный электропровод (7-10 м) с легко меняемой вилкой, лучше даже просто с двумя изолированными штекерами + набор разных штекеров и вилок, отвёртки обычные, Филлипс (крестообразные) и отвёртку-индикатор напряжения для приспосабливания ваших штекеров к разным отельным розеткам. Ни в коем случае не пользоваться розеткой в ванной комнате!!! Там пробки на ватт 20-30 не больше и тут же сгорят, если вы вставите кипятильник. А где они и как их ремонтировать - опасно! Отели НЕ ЛЮБЯТ таких клиентов!!! Розетки в комнатах (нормальные, силовые до 800 ватт) стоят в комнатах у плинтуса, обычно спрятанные где-нибудь под кроватью, или за столиком и т.п. Ищите и обрящете! Возьмите с собой лёгкую алюминиевую кастрюльку и чашку ёмкостью в литр! Захотите что-нибудь сварить утром или вечером - в ней для себя и сварите. Хорошо иметь термостойкие пластмассовые стаканы или чашки. Возьмите из Риги пюре в порошке - удобно заваривать для обедов в номере. Консервы, сухие сыры и пр., не портящееся от жары.Не забыть взять открывалку для консервов. Питайтесь в пицериях (сначала посмотрите на цены!!! НИЧЕГО не заказывайте или покупайте что-то сдуру без цены!!!) Можно обедать и в Мак-Доннальдсах, опять же, предварительно посмотрите на табло - сколько что стоит! Не есть в ресторанах и хорошо. обставленных кафе - дорого! Супермаркет по итальянски "супермеркадо". Если хотите спросить, где здесь ближайший супермаркет - "Скузи, уэ супермеркадо пр;ксимо?" "Грацие!" Или "Миле грацие!" Но я заметил, что супермаркеты в Италии не очень популярны. Есть просто базары. "Меркадо". Там еда стоит гораздо дешевле, чем в кафе и т.д. Я питался, в основном, в номере или в пицериях. Кстати, если вы покупаете что-то в Мак-Доннальдсе, но берёте с собой, а не едите за столиком, это стоит дешевле! Там же обычно есть и туалеты - "сервиччио", "габинетти", "тойлетте"..Если увидите "Polizia Stradale" -- не пугайтесь. Это не инквизиция и страданий не причиняет! Это дорожная полиция!
  Полезно иметь, конечно, платмассовые ножи, вилки и ложки - только в чемодане! Острый металлический нож даже в чемодане - дело спорное. Из-за теперешней истерии с террористами. Я ВСЕГДА в чемодане вёз такой нож для разрезания проводков, обложек-упаковок и т.д. Но теперь??? Не помешает взять и пластмассовые тарелки.
  Чтобы быть в хороших отношения с уборщицами номера, я каждый день оставлял на столике 1 доллар с подписью на бумажке "Grazie", произносится Грация(э). Тогда она не будет лезть в ваши дела, даже если и увидит забытый провод! Никаких следов вашего пользования их электричеством не оставлять! И еды в номере тоже! Во Флоренции (по итальянски звучит Фиренца) можно зайти в кафе -мороженое и поесть фруктовый коктейль в больших стекляных бокалах, обычно арбуз, вишни, персики, малина. Вкусно и недорого, Мороженое в Италии - очень хорошее - есть как шоколадные конфеты -- мороженное в шоколаде, есть "Корнетто" -- вафельный конус с мороженным, шоколадом, миндалём и, иногда, с фруктами. Можно есть и в кафе, где подаются только спагетти. Но снова: без цены ничего не брать, Кстати, там есть обязательная надбавка в 15% за обслуживание! Имейте это в виду. Ни в каких буфетах музеев ничего не брать! Это был ваш полный идиотизм, вдруг брать в Лувре питьё!!! Там буфеты страшно дорогие, всюду! Минводы можно купить в удобных бутылочках в крупных магазинах и супермаркетах! Поешьте "Пармезан" -- "Parmigiano Regiano". Дорогой, но вкусный сыр. Есть "фреско" -- свежий. Он дешевле. Чем выдержанней, тем дороже.
  Купите две прочные складные тележки с колёсами в 10-20 см диаметром. Для перевозки чемоданов. Таскать всё в руках по городу до отелей и вокзалов - надорвётесь! Если колёсики маленькие - будут застревать в любой трещине тротуара и ломаться! Не покупайте чемоданы на колёсиках - барахло, валятся набок, шумят как трактор и застревают.
  Деньги распределить - часть у Светы, часть - у Саши. Кроме тех, что для трат - всё - в платочке в бюстгалтер, у Саши - в носочке, пристёгнутом двумя английскими булавками внутри брюк недалеко от пряжки! Не забывать в отелях перекладывать, когда меняете одежду! Олег Курчин рассказывал, что в Риме к туристам пристают цыганские дети (громилы родители рядом!) и воруют! Так что, будьте бдительны! В раньше я такого не видел. Менять деньги можно в автоматах на улице, но следить за окружением! Всегда смотрите, по какому курсу автомат вам предлагает обмен! В банках хуже, т.к. вычитают больше комиссионых за услуги!
  
  Маршрут: Прилёт в Милан. День - два не больше. Из Милана - в Венецию. Если сможете - заедьте в деревушку Сирмионе на озере Гарда. Вид весьма живописный! Венеция - два-три дня. Оттуда по Страда Дель Соль, Солнечная Дорога, едете на юго-запад. Позже сворачиваете во Флоренцию. Из Флоренции -- выезды в Пизу, Сиену и Сан Джеминьяно. На всё - 6-7 дней. Из Флоренции - в Рим.. По дороге можете заехать в Орвието. Из Рима - в Неаполь. 3-4 дня, включая поездки на Капри, на Везувий и в Помпеи. Возвращаетесь в Рим -день на отдых и приготовления.
  
  Маршрут: Прилёт в Рим. Есть автобус недорогой от аэропорта до Стационе Термини - центральный вокзал Рима. Такси не брать! Дорого! В Риге, если заказываете отель - попросите недалеко от этого вокзала, чтобы не надрываться, таская чемоданы далеко. Но не в отелях с греческими названиями! Это сплошь арабские! В бюро сразу скажите, что не хотите в такие отели! Я в последний раз был в отеле "Hotel Romae", via Palestro, 49 Кстати, все мои сведения из последней поздки. Десять минут от вокзала, даже ближе. Был во владении немки, замужем за итальянцем, Франческо Боккафорно.. Её имя Лючия Баумхауэр. Хороший, чистый и удобный.
  Вообще, если ищете отель, зайдя к портье, спрашивайте: Уи а лукинг фор дабл-рум виз прайвид шауэр энд дабл-ю -си. Мы ищем двухспальный номер с душем и туалетом. Но лучше всего заранее заказать в турбюро все отели по датам, тогда не будет мороки с поиском. Если в отеле в Риме дадите щедрые чаевые 10% не меньше и более, то можно попросить портье за это, позвонить в другой город и заказать вам номер. Я так делал, т.к. ездил полтора месяца по всей Европе и не знал заранее, когда уеду и приеду. Но всегда получал то, что просил!
  На Рим - дней 5-6.
  С того же вокзала едете в Венецию. Закажите номер НЕ в Венеции -Местре, это на берегу, а в самой старой островной Венеции! Недалеко от вокзала Санта -Лючия, кажется, не помню точно. Обязательно, ещё в Риме, купите антикомарилки - с таблетками: "Антизанзаре" -- нагреватель с таблеткой - репеллентом. Ночь-одна таблетка. В Риме это не остро, но в Венеции - не заснёте без неё!
  На Венецию - два дня, не больше. Хорошо вечером - ночью прогуляться по Венеции. Заблудиться в ней - невозможно, но карты, конечно, всех городов надо иметь всегда при себе. Обычно есть бесплатно в отелях или купить в киосках. И карточку с названием и адресом отеля - чтобы спросить у прохожих, если всё же заблудитесь! Проверьте напряжение в отеле! В островной Венеции может быть 110 в!!! Но в коридоре и где-нибудь спрятанные - есть и на 220в. Поэтому и нужен длинный провод! Не звонить из отелей и из мобильного телефона! Страшно дорого! Покупать в киосках телефонные карточки на определённую сумму и звонить из уличных автоматов! Если звоните ко мне, посмотрите номер автомата, я постараюсь тогда перезвонить к вам. Этот номер не всегда срабатывает - ведь компания, ведающая автоматами заинтересована содрать деньги с вас!
  Из Венеции - во Флоренцию - снова дней 5-6!
  Недалеко от вокзала есть тихая улица Виа Фиуме. Там я жил в отеле "Адуа", маленький, тихий, окна в сад. Хозяева, Отелло и Анна Бартарелли. Приветливые, но скуповатые. Мыло не дают, нет ТВ, радио и телефона в номере. Но комнаты просторные с мраморным полом. Да, забыл - берите с собой утренние туфли - в отеле надо дать ногам отдохнуть. Но не ходить босиком! Кто знает, с какими грибками ноги ходили до вас! Недалеко от них -хороший базар, где есть всё.
  Из Флоренции - поездом в Рим и в аэропорт, или, разделить 6 дней на три+три или иначе. Я бы сделал 4+2, чтобы ещё два дня пробыить в Риме и уехать, не волнуясь за забастовки поездов и пр.
  
  Что смотреть?
  
  Рим и все остальные города - ходить и ходить пешком и только!!! Иначе ничего не увидите! Итак в Риме: Пьяцца Сан-Пьетро! Красивейшая площадь в мире! Погулять и впитать в себя атмосферу площади, пойти в Собор Св. Петра, пешком взойти на верхнюю площадку. У входа в Собор, справа - статуя Микеланджело - "Пиета" -- "Скорбь" Умерший Христос на коленях у матери.Мать - святая Мария, молодая женщина! Моложе Христа, как будто! Якобы потому, что для Христа она всегда оставалась молодой. Но мы-то, не Христос, да ещё мёртвый! Как он, будучи умершим, воспринимал её, мать, молодой, сказать трудно. Не иначе папа бог вмешался в это таинство. Внутри Собора остановитесь и послушайте звуковую атмосферу - акустика такая, что шаги тысяч посетителей слышатся как морской прибой. Так кажется с закрытыми глазами. В глубине, слегка слева от входа - подойдите к небольшой бронзовой скульптуре Петра. Обратите внимание на его правую ногу - пальцы ноги стёрты! Миллионы осторожных прикосновений верующих за века стёрли бронзу его пальцев! Сам алтарь - раззолоченно-чёрный выглядит помпезно, мне не понравился. Внизу, в подвале - мощи святых и умерших пап. На крыше Собора ещё раз посмотрите на изумительную симметрию и гармонию площади - зрелище богов! Построена Бернини. Выходите из Собора и сворачиваете налево. Улица за колоннами уводит налево и путь довольно длинный. Там вход в 17 музеев Ватикана. Сколько стоит билет -не знаю. 10 15 долларов? Обратите внимание на лестницу. Двухзаходная спираль! Вы всё время видите на противоположной стороне людей, идущих к вам навстречу и не встречаетесь ни с кем! То же и вниз. Не бегите, как все в Секстинскую капеллу! Снова -никаких буфетов! Хотите пить - терпите или возьмите с собой из отеля.
  Туалеты есть, бесплатные. Спросите у служащих. Походите по разным музеям. В одном, посвящённом искусству христианства, увидите картину: Мужчина в современном костюме распят на кресте. Картина художественно выполнена слабо, но идея - Христа распинают и сегодня! А ля "Легенда о Великом Инквизиторе" Ивана Карамазова. Есть музей древностей, мумий и другая экзотика. Музеи инкунабул и древних карт. Интересно, как древние представляли себе наш мир, такой, для нас, известный и даже скучный. Потом идите в Капеллу. Утром в отеле потренируйте шеи - кроме фресок на стенах - основное (работа Микеланджело) на стене и на потолке! Четыре года рисовал, лёжа на спине! По заказу Папы
  Юлия-2 го, бывшего кардинала Джулиано Делла Ровере. В картинной галлерее (Ватиканская Пинакотека) есть знаменитая фреска Мелоццо да Форли - "Папа Сикст IV, посвящает в хранители ватиканской библиотеки некоего Бартоломео Платину". Там они все изображены. (У Олега, кажется, есть книга П.П. Муратова, попробуйте взять почитать). Рядом с Сикстинской Капеллой - комнаты, разрисованные Рафаэлем. Мол, свободная конкуренция двух гигантов. На это - весь день!
  Посмотреть Коллизей и развалины напротив него. Фонтан Треви, Пьяцца ди Пополо, Пьяцца ди Спанья, лестницу на ней, осмотреть Виллу Боргезе и музей в ней. Пьяцца Навона - там опять конкуренция двух зодчих Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. На площади скульптурная группа -фонтан. Неподалеку - здание. Так вот, здание построено, кажется, по проекту Борромини, конкурента Бернини. А фонтан -- Бернини И одна фигура фонтана стоит как бы закрываясь руками от вида или от возможного обрушивания на неё этого здания! Таланты даже ссорились друг с другом незаурядно! Борромини, обойдённый своим более умеющим ладить с сильными мира сего Бернини, покончил с собой, перерезав себе горло. По другой версии - бросился на кинжал.
  Погуляйте вдоль "Муро" -- Стены древнего Рима. Если будете гулять недалеко от сада виллы Боргезе, на Корсо ди Италия, полюбуйтесь на очень современный и красивый отель "Джоли" -- весь из золотистого стекла. Причём стекло такого качества, что в нём, как в отличном, хорошо отполированном зеркале, отражается "Стена", пролёт в ней и далёкие дома Рима! Наше прошлое смотрит на нас из настоящего! Насчёт Стены. Для меня - все древние развалины Рима стоят как - то отрешённо, они -- мёртвые, безучастные к суете жизни сегодняшнего Рима, а, вот Стена - живая! Не только тем, что в ней по сей день живут люди, не этим! Она как будто живёт, участвуя в жизни города, она не умерший анахронизм, она активно вмешивается в архитектуру и снование мимо неё машин и людей. Это только моё ощущение и не более, конечно. Посмотрите Мавзолей Виктора -Эмануила. Белый торт, полный эклектики среди красно-коричневого града. Но издали, кажется из точки, Пинчио, он ярко выделяется своей красивой белизной, разнообразя пейзаж города.
  Из Рима следует взять поезд на север в городок Орвието, 120 км от Рима. Там вы увидите совершенно изумительный собор. Какой стиль? Готика!!! Не поверите! Не сравнить с мрачной и давящей северной готикой, какую в изобилии насаждали в Риге, Германии, Франции. Итальянская готика - красочная и весёлая! Обратите внимание на двери в собор. Стиль - средневековый, созданы недавно! Лица на металле - жёсткие, мрачные, жестокие. Внутри собора, справа в капелле - фрески великого художника Лукки Синьорелли. Он - не слабее Микеланджело! Потрясающие фрески! Будете смотреть, не пугайтесь, если вдруг увидите стоящие на парапете две чёрные, резко контрастирующие с цветовым фоном фресок, фигуры. Это не рабочие ремонтники или чистильщики. (Я так подумал, впервые их увидев) .Это сам Синьорелли с монахом. (По-моему, Фра Анджелло). А кажется, как будто они -- вне фресок.
  Если успеете - съездите в Ассизи, тоже недалеко от Рима, там жил и проповедовал знаменитый Франциск Ассизский, основатель ордена францисканцев и защитник животных.
  А также на Виллу Д"Эсте, в Тиволи. Вечером - посмотреть подсвеченные фонтаны.
  Набережная Тибра - мост и Замок Cвятого Ангела - бывший дворцом римских императоров и превращённый в главную тюрьму Инквизиции. В небольшой церквушке "Сан Пьетро ин Винколи" (Св. Пётр в веригах, цепях) сможете увидеть скульптуру Микеланджело "Моисей". Не удивляйтесь его рогам! Это результат неправильного перевода Ветхого Завета на латынь. Много веков тому назад переводчик прочитал на иврите (древнееврейском), что из лба Моисея исходило сияние, лучи. Дело в том, что лучи на иврите и рога звучат одинаково: Карн;им. Он и перевёл -"рога"! Поэтому скульпторы, веря неверному переводу, пририсовывали или ваяли Моисею, вместо лучей (нимба) -- рога!!! Воистину, получается прямо по Пушкину: "Рогоносец величавый".
  Если удастся, поехать на Капри! Рай! Подняться на фуникулёре на самую вершину горы Анакапри.От порта в Неаполе или Сорренто - на судне на подводных крыльях. Потом берёте автобус, который довозит вас до станции фуникулёра. На станции - вас (по-одному) ставят в нарисованные на полу ступни, сзади подъезжеет сидение , подхватывает вас, служитель захлопывает раму безопасности и вы повисаете в воздухе. Под вами - цветущие виноградники, птички летают и чирикают, бабочки порхают, а вы медленно поднимаетесь в рай, хотя рай уже вокруг вас! На вершине ничего не покупать! Страшно дорого!
  Находясь на Капри, можете посетить виллу шведского врача Акселя Мунте, написавшего об этом книгу: "Легенда о Сан Микеле" -- так называется и вилла. Книгу читал, в самой вилле - не был. И виллу Горького - вилла Спинолла. Там тоже не был
   .
  Где находятся виденные в "Римских каникулах" "Уста правды" -- не знаю, к стыду своему! Увы!
  Если успеете, на метро (Внимание, в метро воруют и нагло! Арабы!) можете поехать в ЭУР - Эспозиционе Универсале Рома (Кстати, Рим так и называется на итальянском - РОМА, а не Рим!)
  Территория выставки времён Дуче Бенито Муссолини. Пышно, помпезно, как любили все диктаторы, но интересно.
  Гулять, гулать и гулять по Риму до изнеможения! Впитывать его атмосферу. Увидеть эти жёсткие иглы римских сосен - пиний, мраморные доски с названиями улиц, это не Советский Союз, где по любому капризу властей менялись таблички из дешёвой, как и вся Власть Советов, жестью! В Риме, Вечном городе, даже названия улиц высечены на мраморе и вмурованы в стены домов на века! Поэтому, увы, обратная сторона красивой медали, Коллизей - выглядит так ободранно- обшарпано! Римляне сдирали мраморную облицовку со стен Коллизея на свои бытовые нужды! Если захотите увидеть знаменитую Аппиеву дорогу, посмотрите по карте, как к ней добраться. На ней же находится маленькая церквушка "Quo vadis". Опять же ассоциация с книгой Генриха Сенкевича "Камо грядеши" и с легендой, окружающей эти слова:
  Святой Пётр бежал из Рима, спасаясь от преследований христиан. И на Аппиевой дороге он вдруг встречает своего учителя - Иисуса Христа. "Quo vadis, Domini?" "Куда идёшь, Господи?" -- Спрашивает он испуганно. "Я иду обратно в Рим, -- отвечает Христос, -- чтобы снова быть распятым!" Святой Пётр устыдился своей трусости и вернулся в Рим, чтобы там погибнуть...
  Рим действительно "Вечный город", в котором с вами говорят три тысячи лет его истории и культуры. Снова - впитывайте его атмосферу - воздух, краски, звуки, архитектуру, лица римлян, итальянский язык, развалины - всё в Риме вечно! Не только глазами! Слухом, поверхностью кожи, обонянием!
  
  Не давайте русскоязычным шлюхам, называющим себя гидами, тащить вас во всякие дешёвые (якобы) магазины и прочее! Зря потерянное время! Никаких "знаменитых" кафе с "капучино"! Очередное надувательство!!!
  
  Флоренция. Ходить по центру города до изнеможения!
  Пьяцца делла Синьория, на ней сожгли, кстати, Саванороллу - изувера монаха, вроде сегодняшних Хумейни или талибов. "Он и на мужчин одел бы паранджу". Правильно сделали! Палаццо Веккио он же и есть Синьория, то есть муниципалитет (внутри - музей!), "Академия" со скульптурами Микеланджело "Давид" и "Пленники" (или "Узники"). Очень интересные скультуры - вроде бы недоделанные. Конвенциональное объяснение: Микеланджело был срочно вызван из Флоренции Папой в Рим, мол, не успел их завершить. Моя версия - он сознательно их так и оставил! Ведь это же пленники - узники! Они не могут вырваться из уз охватывающего их камня - тюрьмы! (О том, что это "моя" версия:. Когда я их впервые увидел, то вот именно это мне и подумалось! Потом узнал обычное объяснение и был им разочарован! Моё -- мне показалось лучше. Потом наткнулся в литературе на схожее с моим объяснение. "Моё" я называю потому, что сам до него додумался и сразу, не зная о других.)
  О "Давиде".
  Певец Давид был ростом мал,
  Но повалил же Голиафа,
  Который был и генерал,
  И, положусь, не ниже графа
  
   - Вспоминая этот стих-эпиграмму Пушкина, стою, любуюсь статуей. Думаю: А какого роста был, действительно, Давид. Микеланджело изобразил его мощным богатырём двух с лишним метров в высоту...
  Две русскоязычные женщины передо мной тоже обсуждают впечатление.
  "Не пойму, -- говорит одна, -- почему у "Давида" его "мужской признак" таких маленьких размеров?!
  Не выдержал, вмешался: "Потому, говорю, что это статуя "Давида", а не "Луки Му...ева"! Микеланджело в эпоху Баркова не жил и не смог вовремя ознакомиться с этим "выдающимся произведением русской поэзии"! А посему он хотел подчеркнуть не "сексуальную" мощь Давида, а физическую и духовную!"
  Во время этой тирады пришла некая шальная идейка в голову:
  "Есть, кроме того, -- говорю, -- и другие причины: Скульптура эта не всегда находилась внутри музея, какое-то время она стояла на площади "Пьяцца делла Синьория". И лишь некоторое время спустя её перенесли в "Академию", а на площади поставили копию. Зимы во Флоренции, несмотря на её широту, бывали иногда довольно прохладными, вот "эта часть" статуи и сжалась от холодов."
  Две дамочки смотрят на меня как овцы.
  Чувствуют, что их разыгрывают, но не могут понять, в чём именно. Во время этих объяснений в сознании мелькнула ещё более забавная мыслишка, но публично высказать её - всё же постеснялся.
  (Идея эта такова: Если спросить у всех лучших в мире знатоков творчества Микеланджело, изучивших и его произведения и его жизнь во всех деталях:
  А, вот, скажите, пожалуйста, какая примерно температура была в мастерской-студии Микеланджело во времена создания им статуи?
  Ведь замнутся в недоумении, начнут говорить всякие глупости, что этот вопрос вообще "нерелевантен", к творчеству гения отношения не имеет и прочее.
  Я бы им ответил, что могу точно сказать и доказать: В мастерской Микеланджело было довольно холодно!
  Он был тогда ещё скульптором молодым, недостаточно известным, поэтому труд его оплачивался плохо. Денег на дрова не хватало. Он ваял свои скульптуры, будучи теплоодетым, а вот его натурщикам обнажённым каково было? ХОЛОДНО было им! А согласно сведениям из физиологии, некоторые части тела реагируют на холод сильным сжатием, уменьшением в размерах! Дабы уменьшить поверхность соприкосновения тела с холодной средой вокруг! Сократить потери тепла! И ещё одна деталь анатомии, о которой говорить в кругу нефизиологов не принято... Вот и получился у Микеланджело "Давид, страдающий от холода" и всё разом объясняется без привлечения высоких рассуждений о "силе духа и тела"! Просто и понятно!)
  
  Капелла Медичи у пьяцца Сан Лоренцо. "Медичи" -- в переводе "врачи", поэтому у них в гербе - шесть пилюль! Но были они не врачами, а купцами и банкирами! Громадный зал весь из цветного мрамора. Зайдите в саму капеллу - там гробницы нескольких Медичи (долголетних правителей Флоренции) и над ними скульптуры Микеланджело: День, Вечер, Ночь и Утро. Мне не понравилось, ничего особенного в них не увидел, но интересно.
  Центр Флоренции: Катедрале Санта Мария дель Фиоре - Святая Мария Цветов. Собор потрясающей красоты, весь в цветном мраморе - белом, красном и зелёном. Рядом - колокольная башня: Кампанилле Джотто. Подняться ножками наверх! То же и в соборе. Купол построен Брунеллески. Первый купол на Земле без стягивающих стены штанг-растяжек. Именно ему, Брунеллески, принадлежит идея сделать купол как скорлупу яйца! Именно он, а не Колумб, предложил критикам его идеи поставить яйцо на острый кончик! С него, купола Брунеллески, Микеланджело позже скопировал те же идеи для купола собора Св. Петра в Риме!
  Зайти посидеть в соборе, подышать, посмотреть. Почувствовать. Если где-нибудь будет месса - в воскресение, скажем, обязательно послушать! Когда звук пения сливается с архитектурой, ощущение фантастическое! Головы идёт кругом! Просто пьянеешь от избытка чувств!
  Напротив собора - Баптистерий (место крещение). Двери в него созданы двумя резчиками - отцом и сыном Гиберти. Трудились 27 лет. Об этих дверях всё тот же Микеланджело сказал, что если рай существует, то двери в него должны быть вот такими!
  Вас может удивить, почему всё время фигурирует Микеланджело, а не Леонардо да Винчи. Его картины есть в Ватикане. Но его влияние было сильнее на севере Италии, в Милане.
  На стенах и, главное, на потолке Баптистерия - картины Страшного Суда. На мой взгляд, долженствующие напугать грешников, но несколько примитивные и аляповатые. Но тоже интересно. Пойти или поехать на Пьяццале Микеланджело, на холме за рекой Арно. Оттуда открывается совершенно классический вид на Флоренцию. Там же - ещё одна бронзовая копия "Давида" На Пьяцца делла Синьория - тоже копия! Подлинник в Академии. Посмотреть и пройтись по мосту - Понто Векио (Старый Мост) Над ним проходит крытая галлерея, соединяющая дворец Питти (по ту сторону Арно) и Уфицци. Уфицци-сегодня музей, раньше - конторы и канцелярии Медичи. Именно для них архитектор Джорджо Вазари и спроектировал этот переход-галлерею. Уфицци - отличный музей! Лучшие картины лучших художников. Не бегите, а смотрите и впитывайте душой их красоту и своеобразие. Картины Джотто на меня впечатление не произвели! Зато "легкомысленные" мадонночки Филиппо Липпи ( по мнению П.Муратова и других специалистов) - на мой непрофессиональный взгляд - прелестны. Они живые (опять это слово), а не замороженные с постными лицами святые, навевающие столетнюю скуку псевдоженщины. И не удивительно - моделью для мадонн Липпи послужила беглая монахиня Лукреция Бутти, которую он соблазнил (будучи весьма немолодым!) и вместе с ней бежал из Флоренции! Стала его женой и родила ему сына, тоже художника - Филиппино Липпи. Посмотрите на её игривые и кокетливые глазки и вы увидите реальную женщину, а не тоску наводящую святошу, на которую, непонятно почему, мог соблазниться только Бог-отец. Картинный музей во дворце Пити, за Арно, смотреть можно, а можно и не смотреть - завешан без вкуса и меры, не то, что Уфицци. Зато сад ярусами, стоит посмотреть и погулять по нему до самого верха. Называются "Сады Боболи" Кстати, когда гуляете по всем городам - берите с собой булку хлеба - будете кормить птичек в садах и на площадях, а в саду Пити (наверху) - золотых рыбок! Приятно, умиротворяет и хорошо действует на больное сердце! Поэтому у меня оно - такое здоровое - кормил, кормлю и буду кормить всяких животяг! На Пьяцца делла Синьория - тоже полно голубей, которых никто не гонит, а кормят, как в Венеции на площади Сан-Марко и в Милане перед собором Дуомо - там я и был сфотографирован.
  Если сможете, на автобусе (от вокзала) поезжайте на противоположную высоту - гору Фьезоле. Тоже вид Флоренции сверху, но иной, а дорога вниз (пешком !) длинная, но прекрасная. Кругом сады с кустами малины и прочих ягод, я шёл и слегка ими подкреплялся и решил - буду умирать -напоследок обязательно вспомню эту дорогу вниз!
  Катедрале Санта Кроче - собор Святого Креста - могилы знаменитых итальянцев, но не сравнить с предыдущими. На фронтоне - шестиконечная звезда!
  Щит Давида! Причём здесь она? Дело в том, что согласно суевериям, звезда Давида (часто неправильно называемая звездой Соломона) есть магический знак, символизирующий мудрость, и дающий мудрость - христианские заблуждения из-за неграмотности древних переводчиков.
  Дворец Питти снаружи выглядит убого - то ли школа, то ли тюрьма без решёток, внутри красивее.
  Советую, очень, очень!!! если деньги позволят, просто обязательно, купить несколько хороших книжек-альбомов - в Италии дешёвая и отличная полиграфия. Такие же книги в других местах -не достать или стоят бешеные деньги! В Уфицци обратите внимание на картины художника Бронзино. Посмотрите внимательно все его картины. Заметите что-нибудь интересное или странное? Потом объясню - то есть. выскажу свои догадки. Я там купил Липпи и Синьорелли. На улице, ещё дешевле, можете купить, если захотите потом вспоминать и снова видеть перед собой всё - "Флоренция", "Уфицци", "Ботичелли", "Рим"-- светлые воспоминания до самой смерти!
  То же касательно Рима и Венеции.
  Из Флоренции, опять же, попробуйте, съездить в Пизу и Сиену. Кстати, если есть постоянный гид - руководитель группы и человек симпатичный, попробуйте его уговорить туда заехать!
  Моя Мама в своей первой поездке сказала гиду - проф. Медзини: А в Геную мы заедем?
  Нет, -- ответил, --Только проедем мимо.
  Ах, как жаль!
  Почему?
  Я, -- сказала Мама, -- хотела бы увидеть знаменитое генуэзское кладбище.
  Гид, профессор по итальянскому искусству, страшно удивился: Откуда Вы знаете об этом кладбище?
  Мама: Читала, лет 50 тому назад в книжке Виппера по истории Европы ( Маме тогда был 61.5 год)
  Гид был поражён. Пошёл к шофёру автобуса и изменил маршрут!!! Заехали в Геную прямо на кладбище!!!
  Так что можно и вам что-то чуть изменить, если повезёт с гидом.
  
  По "Страда дель Соль" -- "Солнечная дорога" в Венецию. Грязные вонючие каналы, тонущие дворцы, заросшие плесенью, атмосфера древнего города в архитектуре, улочках, звуках. Великолепная Пьяцца Сан Марко и вид на Лагуну. Кафе с оркестрами на площади. Посидеть в них стоит довольно дорого, но, может быть, стоит, заказав чашечку кофе. Опять же, почувствовать атмосферу. Есть знаменитое кафе "Флориан", где сиживали всякие знаменитости, поэты, писатели, композиторы... Страшно дорого и сможете обойтись другим, более дешёвым! Часы с фигурами с молоточками. Всюду - крылатый лев - символ Венеции. Тысячи голубей - тоже часть населения города, его полноправные обитатели. Дворец Дожей - зайдите обязательно. Громадный зал внутри с полом из зеркально отполированного гранита (думаю), как сделанный из одного куска! Ногами чувствуете вибрации пола - это и есть смерть Венеции - недалеко глубокий порт, в который заходят лайнеры и гигантские танкеры. От вибраций, создаваемых их огромными винтами, Венеция тонет. Она вся стоит на миллионах свай, вбитых столетия назад в илистый грунт. Сто лет, наверно, идут разговоры о том, как её спасать - и ничего не делается! А когда арабы да мусульмане захватят власть во всём мире, то наверняка дадут ей утонуть, и даже помогут... Ибо она есть часть ненавистного им мира христианства и цивилизации. А они - надвигающееся новое Средневековье, вооружённое атомными бомбами и прочими современными смертоносными штучками, данными им этой самой же цивилизацией.
  Проехаться по Каналу Гранде - на вапоретто - пароходике. Гондоллы не брать--очень дорого! Стекло в мастерских островов Мурано и Бурано. В Лидо -пляж, не ездите! Хлам, зряшная потеря времени. На площади, в магазинах, стекло-сувениры не покупайте! То же сможете купить гораздо дешевле на каких -нибудь отдалённых от площади улочках. Но пройтись, посмотреть очень стоит. У Понте Риальто - дешевле, чем на площади, но чуть дороже, чем на удалении от него.
  Есть несколько музеев, но ничего выдающегося, в отличие от Муратова, я в них не видел. Конечно, знаметые "Летейские воды", но как-то неподвижно!
  Вообще, книга Муратова прекрасна и в равной степени лжива. Ведь он смотрел на Италию влюблёнными глазами, а они всегда врут их владельцу!
  
  Если будете в Пизе, нечего смотреть на Пизанскую башню, с которой Галилей бросал кирпичи на головы своим соотечественникам, стараясь сформулировать закон Инерции и второй закон Ньютона. Удалось, но Ньютон у него эту посмертную славу отобрал, так как дал не просто законы механики, а соединил их в логически стройную систему. Собор - гораздо интереснее. А самое интересное, на мой взгляд, в Пизе - это неказистый Баптистерий, похожий на Папскую шапку или торт. Если вы стоите лицом к собору и Пизанской Башне (Кампанилле -колокольня), то Баптистерий слева. Интересное - внутри и его надо не видеть, а слышать! Акустика в этом Баптистерии такая, что любой музыкальный звук реверберирует в нём ещё секунд десять- пятнадцать! При нас один монах что-то пропел, даже не очень громко и мы услышали целый оркестр!!!
  Очень интересны полустёртые фрески в прикафедральном дворике - вход рядом с Баптистерием.
  Сиена - собор опять, совершенно непохожий ни на один другой собор в Италии. Горизонтальные полосы из чёрного мрамора - связь с ещё из Византии пришедшей школой украшения церквей. Наклонная площадь. На ней дважды в год устраиваются скачки и парад всех районов Сиены, конечно все участники в средневековых костюмах. Зрелище неглубокое, но необыкновенно красочное!
  Оттуда же, из Флоренции можно поехать в малюсенький городок Сан-Джеминьяно. Опять сюрприз - тоже, городок совершенно странный. Полно высоких прямоугольных башен, но это не колокольни! Ряд улиц совершенно средневековых по конструкции - как бы длинные крытые галлереи, всё в ползучих растениях!
  
  Неаполь. Красивый, но по атмосфере мерзкий город. Вечером гулять по улицам опасно - преступность, полно шпаны! Начиная с семи вечера на всех людных улицах стоят у домов шпалерами мужчины и раздевают взглядами каждую проходящую молодую женщину, как будто это не нормальный город со смешанным женско-мужским населением, а мужская тюрьма! Нигде в Италии такого не видел. Воздух пропитан преступностью. Хороший музей, красивые замки.
  На фоне Неаполитанского залива виден двухгорбый Везувий, всегда слегка в дымном тумане. Если хотите там побывать, поезжайте в городок Эрколино (в прошлом называемый Геркуланум, один из трёх городов, ставших жертвами вулкана.) На привокзальной площади Эрколино -- остановка автобуса на "Везувио". Подвозит почти до вершины, но затем - самим, ножками по красновато-сиреневому шлаку идти к кратеру! Кратер громадный, всё время сочится дымок и серные газы, хотя пока Везувий "спит". Интересны внутренние стены кратера. Геологические слои миллионолетней давности. Видите геолигическую миллионолетнюю историю Земли без всяких раскопок!
  Из Неаполя же можно поехать и в Помпеи - город-музей под открытым небом. Из Помпей хорошо виден и их убийца, всё тот же вулкан. Не забывайте всегда брать с собой питьё - в ресторанах и кафе дерут страшно много за ерундовую бутылочку! В Помпеях есть и закрытый музей со знаменитыми "порнографическими фресками". Мне было там скучновато, одно и то же!
  У моего приятеля, профессора Болеславского, на столе стояла фигурка, по-моему оттуда, из Помпей: "Танцующий сатир". Одна нога поднята вверх и его "мужской признак" тоже - параболой вверх.
  
  Милан - красивый холодноватый северный город Италии. Холодноватый не в смысле температуры, а по атмосфере - вновь, весьма субьективно - моё ощущение, не более. Сходить в музеи, полно Леонардо да Винчи. Необыкновенно красивый кафедральный собор, Дуомо. Легкий и нарядный, как будто сделан из кружев. Подняться на крышу! На этой крыше происходит объяснение Рокко (Аллена Делона) с Надей ( Анни Жирардо) в фильме Лукино Висконти "Рокко и его братья".Фильм талантливый, очень, но под конец затянутый. Главная коллизия -- это отношения любовного треугольника: Рокко - Надя - Симоне. Роль Симоне играет муж (в жизни) Анни Жирардо - Ренато Сальватори. Все трое в этом фильме -- превосходны! Всё же "вокруг них" бледно и серо.
  На площади перед Дуомо, можете сфотографироваться с голубями, сидящими у вас, на руках, плечах и голове. Стоит недорого, а фотографии эти - на всю жизнь! Там же, на площади, вход в знаменитую Ла Скалу - ничего особенного, внешне!
  
  Каждый город или городок в Италии - это индивидуальность, имеет своё лицо. И каждый, знающий историю Италии, объяснит, что она, де, была многие века конгломератом микро-государств - городов. Каждый город - своё княжество или герцогство, вот и стиль разный. Не могу доверять такому распространённому мнению. Германия, Польша, Франция тоже были столетия такими же "лоскутными одеялами" в политическом смысле. А нет у них такого разнообразия и своеобразия! Объяснения этому сам пока не придумал. Может быть итальянцы, жившие тогда в каждом из городов-княжеств, были генетически разными? Ведь итальянцы - это смесь древних римлян с разными ост-вест-готтами, германцами, гуннами и прочими пришельцами. Возможно, разные комбинации крови римлян и готтов и дали разные художественные воплощения в искусстве? А может вид почвы разный? Ели разные плоды и злаки, микроэлементы попадали в кровь и влияли по- разному на художественные чувства и воплощения?
  Ладно, пора завершать мой весьма поверхностный обзор Италии с птичьего полёта, весьма кратковременного...
  Счастливого путешествия и души, переполненной впечатлениями!
  
  Вот, написал последние строчки, а в душе продолжает "звучать" Италия. Странное, не строго музыкальное звучание, а какая-то полифония из образов, звуков, красок, воздуха, переживаний, эмоциональных сполохов...
  Вот она какая - ИТАЛИЯ!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"