Конечно, он вошёл в бессмертие не столь своей виртуозной игрой на скрипках, сколь изобретением "Множественной скрипки", "Мультискрипки".
Вначале это была лишь "Дуовиоле".
Став профессинальным скрипачём, Метастазио давал, конечно, и мастер-классы игры наиболее талантливым юным скрипачам, которых отбирал в ученики после очень строгого экзамена.
И раз к нему на экзамен явился мальчик со скрипкой "пиколо", то есть маленькой скрипкой, и молодая девушка со скрипкой "для взрослых". Он попросил их сыграть дуэтом какую то сонатину-каприччо Паганини. Начали играть, но дуэта никак не получалось. Крайне раздражённый этой явно "несовпадательной" игрой, Матестазио выхватил скрипку пиколо из рук мальчика и начал ЕЮ играть на скрипке девушки! Этим он, собственно, хотел показать им всю нелепость и низкий уровень их владения скрипкой, но сам вдруг застыл от изумления. Скрипка пиколо, которую он использовал в качестве смычка, тоже издавала прекрасные звуки ОДНОВРЕМЕННО со звучанием "большой" скрипки. Тут он сообразил, что случайно сделал открытие в способе скрипичного мастерства. Обычно смычок может заставить звучать две струны, но никак не три или четыре или пять! А у Метастазио при первом же соприкосновении синхронно зазвучали четыре струны (две на одной и две на другой скрипке). Значит, - понял он, - если обычный смычок, который тоже "звучит" при игре, но неслышно, заменить лёгкой маленькой скрипкой, это необыкновенно расширит звуковой диапазон скрипичной игры, поскольку ОБЕ скрипки имеют резонаторы и обе при взаимодействии могут звучать синхронно, хоть и по-разному!!! Разумеется, пришлось изменить материал струн на "смычковой скрипке", что, впрочем, нисколько не ухудшило её звучания.
Слегка прижав смычковую скрипку к большой, он заставил звучать шесть струн одновременно! Некий длительно звучащий аккорд, чего ни один струнный инструмент сделать не может. Фортепиано может создать аккорд из множества звуков, но это лишь краткий и угасающий по силе звука аккорд, а не длительное многозвучие.
Двойная скрипка стала струнным оргАном!
Его талантливые ученики сделали смычковую скрипку двухсторонней и таким образом ещё больше расширили звуковой диапазон аккордного звучания. Чуть позже внесли "двухсторонность" и в основную скрипку. Одна скрипка может играть тремоло, другая - без! Если ещё одновременно одним пальцем руки, управляющей звучанием смычковой скрипки, пощипывать одну её струну., то в аккорды и многозвучие привносятся ещё и щипковые звуки!!!
Таким образом Метастазио фактически изобрёл струнный (а не духовой) оргАн, позволяющий одному скрипачу - виртуозу, имитировать очень синхронно, целую группу скрипачей!!! Два, три, четыре таких виртуоза - составят настоящий скрипичный ансамбль!
Разумеется, для это требуется высшая техника владения инструментом, которой и Метастазио и его ученики владели беупречно
Виолончелисты и контрабасисты тоже начали подумывать о "перенятии идеи" для своих инструментов.
Даже флейтисты, корнетисты, тромбонисты, кларнетисты, гобоисты, фаготисты, саксофонисты, трубачи и другие мастера духовой музыки подумывают об удвоении, по крайней мере, своих инструментов...
Великий почин Метастазио Скъявоне не пропал даром!
На его могиле в Генуе, на её знаменитом кладбище, стоит памятник великому скрипачу и скрипичному мастеру: Две скрещенные скрипки из белого карарского мрамора, соприкасающиеся струнами друг с другом.
А на плите монумента высечены слова Юлиана Тувима, которые очень любил повторять великий маэстро:
"Если у человека нет чувства юмора, у него ДОЛЖНО быть хотя бы чувство, что у него нет чувства юмора!"
Его благодарные поклонники и последователи говорят, что когда порыв ветра касается этих струн, они слышат дивные звуки самого великого мастера!