Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Картонные и живые

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Речь пойдёт о художественных образах, картонных и живых.
  Посмотрите на современные "мультики" (гнусное, примитивно советское название мультипликационных фильмов). Это же не люди и не звери фигурируют в них, а плоские, двухмерные манекены. Можно ли сравнить их с прекрасными фильмами Уолта Диснея?
  Да, это я оскорбил Диснея, упомянув рядом макулатуру и высокое произведение искусства.
   А в литературе?
  Аналогично. Картонные марионетки, по-большинству, а не жывые люди.
  
  Сразу, во избежаение недоумения, дам примеры ЖИВЫХ героев.
  Об Остапе Бендере и говорить не приходится! Он - "Живее всех живых"!
  Как в известном анекдоте советских времён.
  Учительница спрашивает в классе: Дети, кто написал "Повесть о настоящем человеке"?
  Дети отвечают: Ильф и Петров!
  Но у Ильфа и Петрова в двух гениальных романах практически ВСЕ герои, сколь бы ни эпизодические, ЖИВЫЕ!
  Гробовых дел мастер Безенчук. Картон или живой?
  Несомненно живой.
  Вдова Грицацуева? Живая.
  Паниковский живой? Ещё как!
  Козлевич живой?
  Живой! И так практически ВСЕ!
  
  Но часто ли удаётся писателю создать такого живого героя?
  Далеко не всегда.
  Сэр Вальтер Скотт. "Айвенго" (Так по-русски транскрибирован или транслитерирован "IVANHOE")
  Практически все герои, включая и главного - картонные фигуры, ползающие по плоскости романа и чего-то там говорящие и делающие. Единственным ярким исключением является образ "отрицательного" рыцаря-храмовника (Тамплиера) Бриана де Буагильбера. Он живой!
  
  Вспомнилась фраза одного писателя, к сожалению, не помню, кого, что создать живой облик отрицательного героя несравненно легче, чем положительного.
  Пожалуй, верно!
  Но Остап-то вовсе не отрицательный! Он, несмотря на все свои недостатки, вызывает живейшую симпатию у читателей! (Именно ЭТО инкриминировалось в вину писателям, когда их книги подверглись уничтожающему разносу в ЦК и запрету к изданию и распространению!)
  Так ЧТО ЖЕ???
  Эрих Мария Ремарк. Его "Три товарища". Готфрид Ленц - живой? Да1
  Сам Робби Локамп? Я бы сказал, туда-сюда, но всё же живой.
  Третий - Отто Кестер? Схема, картон!
  Патриция Хольман, любимая Робби - картонная!
  Вообще, у меня создалось впечатление, что Ремарк, будучи талантливым писателем, тем не менее затруднялся создать женские образы живыми, а не картонными.
  
  (Это, кстати, беда почти всех писателей и писательниц! Женщины - героини, всегда или тихие и преданные мышки, льющие незаметно слёзы из-за измен ими обожаемых самцов или кровавые стервы-вампирши, пьющие кровь кавалеров не стаканами даже, в целыми бочками!
  НО!!!
  Скарлет О'Хара в "Унесённых ветром" - живая!
  Беатриса в "Сними обувь твою" - живая!
  И всё?!
  А ведь в действительности, в реальной жизни, есть немало замечательных женщин ЛИЧНОСТЕЙ!)
  Так что, Ремарк, чувствуя, что образ героини у него не получается ЖИВЫМ, применил единственный, имевшийся в его распоряжении приём:
  Он ВСЕГДА наделял героинь, для "реанимации", какой-нибудь болезнью или крупным недостатком, думая, что этим делает их "человечнее".
  Патриция у него умирает от туберкулёза.
  Другая героиня тоже. ("Жизнь взаймы")
  Третья - психопатка в лечебнице. ("Чёрный обелиск")
  Четвёртая - гипогликемия. ("Тени в раю")
  Пятая - стерва и шлюха, хотя герой к ней и привязан (сексуально). ("Триумфальная арка")
  Не он первый, не он последний.
  Вспомним "Манон Леско" Аббата Прево.
  Вспомним также привязанность Пушкина к образу Марины Мнишек.
  
  А герои?
  У Достоевского Дмитрий и Иван - живые "Братья Карамазовы", папаша тоже, Алёша - лубочный коврик на стенке с лебедями и целующимися голубками.
  Дунечка и Екатерина - картонные.
  Князь Мышкин - картон! (Для правдоподобия, ОПЯТЬ ЖЕ, наделённый психическим заболеванием, но "выздоровевший".)
  Настасья Филипповна - живая стерва-вампирша.
  Ставрогин и Верховенский-младший в "Бесах" -- живые.
  Дамочки - картонки, с картонными же руками, ногами и МЫСЛЯМИ, приколотыми булавками к телу или двухмерной "душе", дабы придать им видимость "движения"!
  Сонечка Мармеладова в "Преступлении и наказании" - картонная "святая грешница".
  
  Так, что же, всё-таки делает "героя/героиню" живыми?
  Котомка с видимыми недостатками, намертво привязанная к спине героя-ини?
  Или наоборот, некий нимб величия и святости? Ещё хуже!
  Нет!
  Необходим некий набор ЖИВЫХ КАЧЕСТВ, и неважно, человеку ли присущих или животному. Животное-герой тоже должно обладать этим набором.
  "Белый клык" - да, живой.
  "Белый Бим - Чёрное Ухо" -- ЖИВОЙ!
  "Винипегский волк" Сеттона-Томсона - живой!
  
  Думаю, что этот набор состоит из мыслей и поступков героя НЕЗАУРЯДНЫХ, что-то отличающее его от всех остальных! Или, наоборот, через него, выпукло и гротескно характеризующее "всех остальных". Ведь и Лоханкин, и Митрич в "Вороньей слободке" заурядны донельзя. И, тем не менее - живые!
  Неудача! Попытался ввести "незаурядность", как пример живого, и тут же сам себя опроверг!
  НЕ ЗНАЮ!
  Не ЧТО, а КАК эти качества описаны! А это "КАК" описать в чётких формулах или формулировках - наверно невозможно!
  НЕЗАУРЯДНОЕ ОПИСАНИЕ ЗАУРЯДНОСТИ - вот признак настоящего литературного таланта и наличие или отсутствие этого делает героев живыми или картонными планариями!
  Faciant meliora potentes. 21 I 2019
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"