Аннотация: Портрет, который пишет молодой художник, неожиданно оживает. Из него выходит прелестная девушка. Выясняется, что её преследует злобный старик...
Оживший портрет
1
- Как хорошо, что я вас встретил, Дмитрий!
Молодой худощавый человек оглянулся.
- Да-да! Вы мне очень нужны, - продолжал господин средних лет, плотный с широким добродушным лицом
- Доброе утро, Лев Сергеевич! - ответил Дмитрий, - но я не понимаю...
- Дело в том, что я направляюсь на аукцион - здесь неподалеку, а консультант мой в отъезде. Не могли бы вы его заменить? Нет-нет, не отказывайтесь, голубчик.
- Конечно, я рад служить.
- Вот и прекрасно! Пойдемте.
Дмитрий Зимин год назад окончил Академию художеств по классу живописи. Он считался одним из самых талантливых учеников и особенно преуспевал в портрете. Но, как это часто бывает у начинающих художников, его творческая жизнь складывалась не очень удачно. Его мало кто знал, заказы поступали не часто. Он не роптал, ведь большинство его товарищей перебивались кое-как, известности редко кто добивался. Дмитрий был скромен, малоразговорчив и подать себя в выгодном свете не умел. Однако, с мнением молодого живописца считались, зная его безупречный вкус. Он иногда выступал в роли советчика при покупке картин и других предметов искусства. Вот и коллекционеру Льву Сергеевичу Сокольникову он однажды помог выгодно купить несколько картин.
Дмитрий знал об аукционе, мало того, он только что побывал у дома, где распродавали имущество по причине банкротства. Внутрь его не впустили - не было денег на входной билет. А посмотреть хотелось, ведь хозяином дома был известный коллекционер, недавно умерший.
Наследники его, узнав об огромных долгах любителя изящных искусств, теперь распродавали его коллекцию.
Они вошли большое здание, которое являло собой образец классицизма. Лев Сергеевич был в приподнятом настроении, предвкушая удовольствие от предстоящего действа. Они поднялись по белой мраморной лестнице и оказались в нарядном бальном зале, где были тесно развешены и даже стояли на полу картины.
Посетители медленно двигались вдоль стен, внимательно рассматривая каждую вещь.
Лев Сергеевич то и дело вопросительно взглядывал на художника. Тот кивком головы или отрицательным движением отвечал ему. Выбраны были три пейзажа, причем на третьем настоял Дмитрий, выбрав неяркую картину, изображающую сельский вид.
- Что-то она неказиста, - засомневался коллекционер.
- В ней видно большое мастерство, очень талантливо выполнено. Просто здесь плохое освещение. В вашей галерее она будет хорошо смотреться.
Они перешли в следующую комнату, где были выставлены портретные миниатюры и малая скульптура.
Дмитрий пробежал взглядом по ряду маленьких портретов. Один из них заинтересовал его. Наклонившись ближе, он почувствовал волнение, но не оттого, что изображение было искусно выполнено. На портрете величиной с книгу, была написана во весь рост удивительной красоты девушка в старинном наряде. Нежный овал лица, легкий румянец, изящная линия губ, чуть вздернутый прелестный нос. Но главное - глаза! Большие, карие и необыкновенно грустные, они заставляли предположить, что девушка чем-то опечалена. Удивительно, что художник изобразил такое выражение. Обычно лицу придают величие или романтичность, а здесь показано состояние, которое люди стараются скрыть. Возможно, автор просто решил сделать реалистический портрет, перенести точно то, что он видел.
Дмитрий отметил, что миниатюра написана лет сорок-пятьдесят назад. Значит, этой красавице сейчас за шестьдесят. Художник неизвестен.
- Хороша! - сказал Лев Сергеевич, который глядел на портрет с восхищением. - Думаю, обсуждать не надо. Покупаю.
Дмитрий впервые в жизни пожалел, что беден.
Аукцион начался. Лев Сергеевич без труда купил три выбранных картины. Но приобретение миниатюры встретило неожиданное препятствие. Еще три человека претендовали на нее. Цена росла. Два покупателя один за другим отступили, торг продолжали Лев Сергеевич и неизвестный господин в широкополой шляпе, надвинутой на лицо, стоящий позади всех. Спутник Дмитрия разгорячился от азарта. Он был уверен, что выиграет торг. Назвав последнюю внушительную сумму, он с торжеством поглядел на соперника. Тот помедлил до окончательного объявления и вдруг назвал цену, намного превышающую предыдущую. Лев Сергеевич возмутился и добавил. Человек в шляпе не сдавался. Развязка наступила скоро. Коллекционер обнаружил, что не имеет достаточно денег. Он простонал: "Как же это я! Ушла, ушла такая вещь!"
Дмитрий, как мог, утешал его.
- Дорогой Лев Сергеевич, поверьте, миниатюра не стоит таких денег. Тому господину она, видимо была очень нужна любой ценой. Вы приобрели прекрасные картины.
Коллекционер успокоился только у себя в доме, когда вместе с художником внимательно рассмотрел покупки и еще раз убедился, что они действительно хороши. Он щедро отблагодарил Дмитрия, пригласил на ужин и пообещал заказать портреты родственников, которые скоро приедут из Твери.
2
Художник жил в маленькой мастерской на пятом этаже угрюмого петербургского дома, рядом с Невой. Вернувшись к себе поздно вечером, он долго не мог уснуть; куда бы он не поворачивался на жесткой постели, везде ему виделись печальные глаза красавицы с портрета.
Кто она? О чём грустит? Зачем ее портрет понадобился этому незнакомцу? Ведь он совсем не похож на собирателя картин.
Утром Дмитрий проснулся поздно, и не сам - его разбудил стук в дверь. Хозяин сказал, что привел заказчика. В мастерскую вошел тот самый покупатель в широкой шляпе! Дмитрий только сейчас разглядел, каков он собой. Смуглое, худощавое лицо, длинный нос с большой горбинкой, маленькие, близко поставленные жгуче-черные глаза. Дмитрий тотчас отметил, что посетитель похож на Иуду, каким его обычно изображают. По возрасту это был старик, худой, сгорбленный. На нём был, несмотря на теплую погоду, длинный чёрный плащ, совершенно скрывающий его фигуру.
Любопытный хозяин продолжал стоять за его спиной. Гость повернулся и так взглянул на него, что тот испуганно попятился: " Да-да, ухожу, не буду вам мешать".
Гость острым взглядом пробежал по стенам, где были развешены лучшие академические работы, этюды, наброски. Видимо, удовлетворившись просмотром, он приступил к делу.
- Мне рекомендовали вас как хорошего портретиста, - медленно произнес посетитель хриплым неприятным голосом. - Я хочу заказать портрет.
- Ваш? - спросил художник. В нем поднималось волнение вперемежку со страхом.
- Нет. - Страх отпустил Дмитрия. - Надо увеличить вот этот. - Заказчик вынул из кармана сверток, в котором оказалась та самая миниатюра с аукциона.
Сильное волнение снова подкатило. Молодой человек осторожно взял миниатюру. Восхищение отразилось на его лице, что немедленно заметил посетитель. " Она давно умерла", - сурово сказал старик.
- Какой величины сделать портрет?
- Она должна быть вот такого роста. - Старик протянул Дмитрию тонкую ленту. - И еще. Платье нарисуйте по теперешней моде.
- Сколько времени вы мне даёте?
- Неделю.
Художник взглянул на посетителя с сомнением.
- Маловато. Но... хорошо. - Дмитрий понял, что он не сможет отказаться от этого заказа.
- У меня есть подходящий подрамник. Сейчас я натяну холст и сразу же начну...
- Насчет холста не утруждайтесь. Через час мой слуга доставит вам готовый холст нужного размера.
- А вы не придете посмотреть, как у меня получается?
- Через пять дней. Вот вам задаток. - Вручив художнику приличную сумму, заказчик ушел.
Дмитрий не знал, как отнестись к необычному заказу. С одной стороны это более чем выгодно - можно уплатить долг за квартиру, сытно питаться, сменить поношенную одежду. Купить, наконец, хорошие краски. Но, зачем этот портрет уродливому старику? Кем ему приходится эта девушка? Может быть, рано умершая жена?
Дверь приоткрыл хозяин.
- Ну и жуткий у вас заказчик.
- Что сделаешь, выбирать не приходиться. Кстати, вот вам мой долг. - Дмитрий хотел поскорее избавиться от назойливого хозяина, который не прочь был поговорить. - Извините, мне надо всё приготовить, заказ срочный.
В ожидании холста художник принялся рассматривать маленький портрет. Он вновь полюбовался необыкновенной красотой и выразительным грустным взглядом неизвестной девушки. По внешности выходило, что она скромна и проста в обращении, и, несмотря на печальное настроение, Дмитрий легко представлял её весёлой и приветливой. Художник, рисуя портреты, научился довольно точно определять характеры своих моделей.
Темнолицый молчаливый слуга внес в мастерскую подрамник с хорошо натянутым, загрунтованным полотном и сразу же исчез. Грунт был непривычного зеленовато-серого цвета.
К вечеру рисунок на холсте был намечен. Дмитрий всегда работал быстро, но сегодня он рисовал с особым чувством: рука двигалась точно, линии получались изящные, живые. На этом художник остановился - становилось темно. На следующий день были прорисованы лицо и руки, стройная фигура с тонкой талией; платье художник решил посмотреть на Невском проспекте у гуляющих дам. Устав, он сел на единственный стул, внимательно разглядывая набросок. Неплохо, кажется. Глаза положительно удались, но они смотрели так пронзительно, словно обращались с мольбой о помощи. Такое выражение получилось как-то само, помимо его воли. Дмитрию стало не по себе. Он знал секрет изображения прямого взгляда, как и все портретисты - зрителю казалось, что глаза следят за ним, в какой бы стороне он не находился. Художник отошел к окну. Глаза поворачивались за ним. Что же будет завтра, когда он начнет работать красками?
" На сегодня хватит", - решил Дмитрий и взял кусок ткани, чтобы закрыть холст.
- А вот и я! - услышал он веселый голос, и в комнату вошел его друг скульптор Нестор Кон. От его громоздкой фигуры в мастерской сразу стало тесно. - Вижу, вижу - работаешь. Не возражаешь, я взгляну, и, не дожидаясь ответа, подошел к холсту. Оживление его сменилось сосредоточенным вниманием. Он приблизился, потом отошел, и, наконец, воскликнул:
- Нет, но какой взгляд! Где ты нашел эту модель?
Дмитрий рассказал, как он получил этот заказ. Нестор качал головой и время от времени вставлял:
- Непостижимо! Мистика! И все-таки тебе повезло! Это надо бы отметить.
Художник только сейчас почувствовал, как он голоден. Немедленно послали прислугу хозяина за ужином в ближайший ресторанчик, а также велели принести второй стул. Скульптор, сидя лицом к картине, вдруг сказал:
- Нет, я не могу! Она так смотрит!
Дмитрий спохватился и закрыл полотно. Друзья проговорили почти до полуночи. Художник все чаще стал кивать головой, и Нестор встал: " Пойду, засиделся, а тебе с утра работать".
Ночью, когда в полночь на нижнем этаже пробили часы, Дмитрию послышался легкий шорох. Что-то темное промелькнуло на фоне окна. Был июнь, белые ночи. В комнате явно двигалось что-то постороннее. " Птица, что ли залетела?" Окно было приоткрыто. Дмитрий встал, зажег свечу, оглядел комнату - никого. На секунду ему показалось, что ткань, закрывавшая картину, колыхнулась. Вероятно, дует из окна. Он закрыл створку и снова улегся.
3
С утра Дмитрий сходил за красками и с трепетом начал подмалевок. Вскоре волнение ушло, и художник начал работать как всегда, вкладывая в живопись всё свое умение. И снова работа складывалась удачно. Цвета легко подбирались, кисть как будто сама накладывала точные мазки. Лицо оживало и, когда живописец наложил несколько мазков на губы девушки, ему показалось, что она вот-вот заговорит. Тревожное настроение вновь вернулось к нему. Он прервал работу, чтобы прогуляться по проспекту и посмотреть на наряды дам, а, главное, успокоиться, разобраться в своих чувствах. Прогулка помогла, но тревога всё-таки до конца не исчезла. Он снова взялся за кисти. Для одежды выбран был зеленый цвет. Это хорошо подойдет к ее карим глазам. К вечеру платье было покрыто изумрудным цветом светлого, нежного оттенка; проработку складок и украшений он оставил на завтра.
В этот вечер, сильно уставший, он лег спать в одиннадцать часов. Когда у соседей в нижней квартире часы отбили двенадцать, Дмитрий внезапно проснулся, словно его толкнули в бок. Он ясно почувствовал, что в комнате кто-то есть и дрожащими руками зажег свечку. Дмитрий никого не увидел, но что-то было не так. Он не сразу заметил, что ткань, закрывавшая портрет, сдвинута. Еще не понимая, зачем он это делает, но, чувствуя, что поступает правильно, Дмитрий сдернул ткань с картины. Ужас! На месте изображенной девушки был только белый силуэт, как будто фигуру вырезали. " Я схожу с ума! - Дмитрий схватился за голову и кинулся на постель. - Нет, это сон мне снится. Сейчас проснусь", - и сразу же понял, что ошибается.
- Надо взять себя в руки, - сказал он себе и резко поднялся. Девушки на холсте по-прежнему не было. Художник подошел к мольберту и, осветив свечкой холст, внимательно оглядел его. Нет, фигура не вырезана. Но куда же она исчезла? Он кинулся к двери - заперта, в мастерскую никто не мог проникнуть. Вдруг он услышал где-то рядом легкое дыхание, прерывистое, как будто с трудом сдерживаемое. Это за мольбертом! С сильно бьющимся сердцем Дмитрий заглянул за мольберт. Там стояла, закрыв лицо руками, девушка с портрета. Видно было, что она объята страхом, тонкие нежные пальцы заметно тряслись.
- Сударыня, - растерянно произнес молодой человек, - объясните...
Девушка рывком отняла руки от лица, которое было залито слезами.
- Простите меня, сударь, я не могла иначе! - с отчаянием в голосе заговорила она.- Спасите меня от этого ужасного старика, он преследует меня.
Дмитрию снова показалось, что всё это ему снится. Он успокоился и, поскольку был человеком благородным и отзывчивым, то решил, что барышне, даже во сне, надо помочь. Он взял несчастную за теплую, тонкую руку и вывел из-за мольберта.
Странная гостья была усажена на стул, Дмитрий предложил ей чаю, правда остывшего - она жадно сделала несколько глотков - и жалобно спросила:
- А нет ли у вас какой-нибудь еды?
Художник бросился к шкафчику, вынул булку, сыр и, помедлив, достал недопитую бутылку красного вина.
- Простите, у меня больше ничего нет. - Дмитрий налил гостье вина. Она не отказалась, потом с удовольствием съела скромное угощение. Настроение ее менялось с каждой минутой. Страх уходил, щёки зарозовели, она начала улыбаться и с надеждой посматривала на художника, который снова засомневался в том, что это сон. Слишком всё выглядело натуральным и последовательным.
- А теперь, сударыня, расскажите мне вашу историю.
4
Всё, что Дмитрий услышал, походило на жуткую средневековую сказку. Кое-что, не высказанное девушкой из скромности, он дорисовывал в своём богатом воображении.
Лиза, так звали девушку, жила с отцом и матушкой в небольшом городе близ Москвы. У них был небольшой, крепкий дом с садом и хорошо налаженное хозяйство. Выросла она красавицей, и родители надеялись, что любимая дочь выйдет замуж за богатого человека. Зажиточные жители поглядывали на девицу благосклонно. Свахи намекали, что скоро наведаются в их дом, как только девушка войдет в возраст.
И вот наступило время, когда свахи одна за другой стали похаживать в гостеприимный дом с красавицей-невестой. Отец осторожно подошел к выбору жениха, желая, чтобы зять был и богат и бережно относился к жене. Кроме того, родители не собирались выдавать дочь замуж против её воли. Одним из претендентов был и самый богатый в городе человек, который появился несколько лет назад. Он купил усадьбу у разорившегося помещика и вначале жил отшельником. Городские кумушки откуда-то узнали, что богатый старик уже дважды вдовец. Иногда он уезжал на несколько месяцев, но куда и зачем никто не знал. Его темнокожие слуги не понимали по-русски и ни с кем не общались. Ходили слухи, что отшельник занимается темными делами, а некоторые жители были уверены, что он колдун. Дом его обходили стороной. Собой он был неприятен - не столько от уродливости, сколько от постоянного мрачного и зловещего выражения лица. Жители города крестились ему вслед. Родители Лизы были крайне удивлены, когда от этого человека явилась сваха. Старик был более чем втрое старше девушки, и никто не ожидал, что он решил жениться в таком преклонном возрасте. Он передал через сваху, что молодая супруга будет жить как в раю. Конечно, Лиза и слышать ничего не хотела о таком женихе - её разбирал то страх, то смех. Батюшка решительно объявил соискателю отказ. Но старик не отступился. Постепенно он отвадил всех женихов, и свахи перестали ходить в дом красавицы. Его сваха была назойлива и при каждом удобном случае принималась уговаривать Лизиных родителей, а в последнее время в её речах стали слышаться угрозы. Она даже стала распускать про девушку нелестные слухи. Отец и матушка решили, что из города надо уехать и попытать счастья в столице, где они давно уже мечтали побывать. Имелись у них и свои тайные соображения. Осенью они собрались в дорогу. Дочь радовалась перемене в её скучной провинциальной жизни. Она, начитавшись, романов, конечно, мечтала о необыкновенном герое - смелом и благородном красавце.
Нет, не суждено было осуществиться Лизиным мечтам.
Перед самым отъездом, неизвестно отчего загорелся их дом. Пожар унес всё благополучие семьи. Попытки хозяев и соседей спасти хоть что-нибудь окончились неудачей. Во время тушения огня отличился молодой офицер, накануне приехавший в отпуск. Это был сын соседей. В детстве Андрей и Лиза были дружны, вместе играли. Родители их втайне подумывали о будущем родстве. Подростком Андрея увезли в столицу, где он поступил в гусарский полк. Карьере его помогал близкий родственник, занимавший довольно высокий пост в Петербурге. Лиза, которая была на три года младше юного соседа, воспринимала его как друга детства.
Их встреча при весьма тяжких для семьи девушки обстоятельствах произошла через пять лет. Они даже не узнали друг друга. Лиза за это время превратилась в очаровательную девушку-невесту, Андрей стал бравым, статным офицером с неотразимо привлекательной внешностью и некоторым опытом обращения с прекрасным полом. Увидев утром после пожара свою подружку, убитую горем, что нисколько не уменьшило ее прелести, напротив - бледное лицо ее, обрамленное распущенными по плечам темными кудрями, показалось ему ангельским ликом, - бравый офицер оробел и в минуту сделался ее верным рыцарем.
Родители Андрея, добросердечные люди и старинные друзья, приютили соседей-погорельцев. Так юная пара оказалась в одном доме и, конечно, между молодыми людьми возникло нежнейшее чувство. Андрей не представлял себе иной невесты, красавица мечтала только о нем. Неискушенная в житейских премудростях, Лиза не думала о том, что теперь она бесприданница.
Конечно, родители влюблённых заметили взаимное влечение своих детей. Отец Андрея после серьёзной беседы выяснил, что его единственный сын страстно влюблен в Лизу и только ее видит своей супругой. Матушка Андрея поддерживала любимого сына и давно привечала скромную, милую соседскую дочь.
В скором времени Андрей попросил Лизиной руки. На заявление родителей невесты, о том, что они ничего не могу дать ей в приданое, был ответ, что счастье не в деньгах, и сама девушка представляет собой несравненное сокровище. Прослезившись, обе стороны приняли решение о помолвке, но свадьбу из-за юного возраста жениха и невесты решили отложить на год. За это время Андрей должен получить чин поручика и решить, оставаться ли ему в армии или выйти в отставку.
5
Год подходил к концу. За это время в семье Лизы произошли некоторые изменения. У матушки в соседнем городке умерла сестра, которая, будучи одинокой старушкой, оставила ей небольшое наследство, благодаря чему, был приобретен домик неподалеку от усадьбы жениха. Семья вздохнула с облегчением - теперь они не будут в тягость будущей родне. Свою сгоревшую усадьбу они продали за небольшие деньги. Восстанавливать ее не было средств, а, главное, желания.
Андрей постоянно писал письма - почтительные родителям и, полные любви, невесте.
За несколько недель до приезда пришло неожиданное известие: его полк направляют к месту военных действий. Свадьба откладывалась. Андрей утешал Лизу, уверял, что продлится это недолго, и вскоре он приедет к ней навсегда.
В это время в городе вновь появился богатый старик, который после пожара оставил в семью Лизы в покое, а потом и вовсе исчез. Вернулся он с незнакомым человеком, которого представил как живописца, приглашенного украсить его дом. О сватовстве своём к Лизе он не вспоминал, а при встрече с семейством почтительно раскланивался.
Вскоре распространился слух, что приехавший художник прекрасно пишет портреты. Дамы занимали очередь, чтобы увековечить свой образ. Одна из подружек Лизы похвалилась миниатюрой, где она была изображена в самом лестном виде. " А почему бы тебе, Лизанька, не заказать свой портрет? Ты ведь у нас первая красавица. Послала бы его жениху. За это время он небось и забыл твоё лицо". Слова эти смутили девушку. Она решила поговорить с родителями, и те согласились, поняв, что происходит в душе дочери.
Художник действительно оказался искусным мастером. Работал он сосредоточенно, быстро, и вскоре маленький прелестный портрет был готов. За свою работу он взял совсем немного, оставив совершенно довольными заказчиков. Лиза на портрете вышла с грустным лицом, что придавало ей особенную прелесть. Матушка сказала: " Пусть видит, как ты по нему тоскуешь".
Военная компания затягивалась. Родители Андрея решили послать в его полк своего человека с посылкой и письмами. Ему же и вручили и портрет Лизаньки, наказав беречь эту драгоценность.
На этом месте рассказ прервался; Дмитрий увидел, что Лиза плачет. Он с трудом успокоил ее. Девушка собралась с силами и продолжила:
- Дальнейшие события были ужасны, но я должна вам рассказать обо всём.
Хозяева с нетерпением ждали с известиями отправленного к Андрею слугу. Его не было долго; все уже решили, что с ним что-то случилось. И вот в конце осени он явился -оборванный, исхудавший и рассказал, что по дороге попал к разбойникам. Они отобрали все: посылки, письма, даже справную одежду. Эти лихие люди заставили его работать на себя, он стал рабом. Кормили его остатками еды, как собаку. Слуга рассказывал всё это со слезами. Но Господь сжалился над страдальцем.
Окрестные жители, которым уже невмочь было терпеть бесчинства этой шайки, собрали целый отряд и окружили их логово. Командовал отрядом полковник в отставке граф К., у которого в тех краях было имение. Он так искусно провел атаку, что вся шайка была схвачена. Слуга пал перед графом на колени и пожаловался на разбойников, которые силой его удерживали. В землянке атамана нашли письма и портрет барышни. Письма были возвращены, а миниатюру, граф оставил себе. " Это мне награда за твоё освобождение, - заявил он тоном, не терпящим возражения, - а барину твоему все равно достанется сам оригинал". Слуга не посмел сказать что-либо против. В полк к Андрею он не поехал - с чем ехать и куда, и в таком жалком виде?
За всё это время от Андрея не было никаких известий. По слухам, которые доходили до его города, русская армия участвовала в жестоких боях за границей. Родители офицера были в тревоге, которую разделяла с ними и семья Лизы. Девушка побледнела, осунулась, но старалась держаться и ободрить близких людей. Одна лишь ее маленькая комнатка была свидетельницей ее горьких слез и жалобных молитв.
Всё выяснилось после возвращения полка, сильно поредевшего, на родину. Полковник написал, что поручик Андрей Савинов пропал без вести после сражения. Он выразил надежду, что офицер жив и, вероятно, раненым попал в плен. Во всяком случае, убитым его никто не видел. Он сообщил, что ведутся переговоры о взаимном возвращении пленных.
Обе семьи с волнением ждали окончания этих переговоров. Они постоянно молились о возвращении Андрея. И чудо случилось! В этот счастливый день родители жениха пришли в дом Лизы и принесли письмо, в котором сын сообщал о скором своем возвращении. О своих приключениях он расскажет по приезде.
Однако приезд Андрея снова был задержан. Пришло сообщение о том, что он болен и находится в имении графа К. Он просил не беспокоиться - опасности для жизни нет, но доктор, лечащий его, настаивал дождаться полного выздоровления.
Отец Андрея решил немедленно ехать к больному. Лиза бросилась в ноги своим родителям и слезно просила отпустить ее к жениху. Они понимали ее чувства, но тревога за юную дочь долго не давала им согласиться. Наконец было решено, что Лиза поедет в сопровождении отца. Сосед охотно согласился взять с собой таких спутников, а мать Андрея радовалась, втайне надеясь, что присутствие невесты быстро поднимет сына на ноги. С путешественниками отправлялся и тот слуга, который так неудачно ездил к молодому барину. Дорога была ему знакома, поскольку граф К. был тот самый отставной полковник, который расправился с разбойниками и освободил слугу.
Ехать предстояло несколько дней. Лизанька радовалась поездке, она нигде еще не была. Но тревога и волнение за жениха не оставляли ее.
Милая девушка! Она не подозревала, что опасность угрожает именно ей. На одной из остановок на постоялом дворе Лизанька исчезла. Утром отец, пришедший будить ее, обнаружил, что комната пуста.
6
- Вот так меня похитил этот ужасный старик, - горько сказала Лиза, - увез обманом.
- Но, как же... никто не сумел задержать?
- Он очень хитро сделал. Глубокой ночью меня разбудила какая-то женщина и сказала, чтобы я быстро собиралась - надо ехать к Андрею, он очень плох. " А как же его отец?" - спросила я. " Не надо ему говорить, да и некогда, поспешим". Я плохо понимала, что делаю, однако оделась и мы вышли из дома. " Вот повозка, - показала женщина, - скорее садитесь, барышня". И вот что было дальше.
Они очень быстро поехали. Лиза спросила, что с Андреем. Женщина отвечала, что она сама увидит и замолчала. В полдень повозка въехала в густой заснеженный лес, и дальше пошла узкая дорога. Повозка остановилась, девушка выскочила и побежала к большому мрачному дому. Какой-то человек открыл ей двери, и Лиза оказалась в большой комнате со старой мебелью. Она спросила, где Андрей, слуга не отвечал. Девушка так была взволнованна, так устала, что без сил опустилась в кресло. Слуга подал ей какое-то питьё, от которого сильно закружилась голова. Потом он сказал: " Пойдемте, барышня". " К нему?" - спросила Лиза. Слуга кивнул.
Они вошли в маленькую темную комнату с закрытым окном. В углу на постели лежал какой-то человек. Лиза бросилась к нему. Но это был не Андрей, а чужой бледный, измождённый молодой человек. Он едва дышал. " Но, это же не он! - воскликнула Лиза. " Ты не узнаешь меня, моя Лизанька, - прошептал больной, - неужели я так изменился? А ты всё такая же красавица". Бедная девушка упала перед постелью на колени. Остальное она помнит с трудом. Андрей едва слышно произнёс: " Прости меня, Лизанька. Не печалься обо мне и выходи замуж за доброго человека". Девушка потеряла сознание и очнулась в другой светлой и нарядной комнате. Первый вопрос был об Андрее. Служанка ответила, что тело его отвезли домой к родителям. Лиза хотела встать, но не смогла - не было сил. Ей подали какое-то горькое снадобье и заставили выпить, уверяя, что оно поможет. Лиза впала в полузабытье. Помнит - входил какой-то молодой человек по имени Пётр, он назвался другом Андрея и сказал, что жених, умирая, попросил позаботиться о ней. Он также сообщил, что отправлял слугу за Лизиными родителями, но они приехать сейчас не могут - оба слегли от болезни. Пётр сказал, что его гостья скоро поправится, будет отвезена домой. Больную продолжали поить горьким лекарством, и она все время находилась в полусне. Но однажды служанка принесла ей чашку, поставила на столик возле кровати и тут ее позвали. Когда она вышла, Лиза вылила питьё за кровать - очень не хотелось пить эту горечь. Служанке она сказала, что выпила лекарство сама и в подтверждение закрыла глаза, как будто уснула. Через некоторое время она почувствовала, что мысли её проясняются. Девушка вспомнила всё, что случилось, и тревога охватила её. Зачем она здесь находится? Почему от родителей нет никаких вестей? Ведь они могли кого-нибудь к ней отправить.
Лиза решила все тайком выяснить. Не надо больше принимать снадобье. Поздно вечером она тихонько встала и подкралась к соседней двери. Там кто-то находился - раздавались тихие звуки. Она осмелилась приоткрыть дверь. То, что Лиза увидела, поразило её в самое сердце. Перед зеркалом стоял Пётр и что-то делал с лицом. Потом снял парик и оказался лысым стариком. В зеркало она увидела его отражение. Это был ненавистный её преследователь, несостоявшийся жених! Лиза не могла вынести этого и лишилась чувств, упав прямо к нему в комнату. Она не знает, сколько времени была в обмороке, но, очнувшись, начала кричать, звать на помощь...
В это время часы внизу начали бить два часа. Девушка испуганно вскочила и метнулась к картине, успев только произнести: " Завтра"...
Художник, с трудом уснувший в эту ночь, рано утром побежал к другу. Перед уходом он взглянул на портрет, который был повёрнут к стене и увидел что изменилось выражение глаз - девушка спокойно и приветливо смотрела на Дмитрия, как будто и не выходила из подрамника и не рассказывала свою ужасную историю. Он произнёс её имя, девушка не услышала его.
Нестор был удивлен столь ранним появлением у себя в мастерской сильно взволнованного Дмитрия. Он еще был в постели.
- Что там у тебя случилось? У тебя такой вид, как будто встретил привидение.
- Да, - таким растерянным и срывающимся голосом произнес Дмитрий, что Нестор окончательно проснулся и сел на постели.
- Рассказывай.
Удивленный и возбуждённый рассказом скульптор несколько раз вскакивал и бегал по холодному полу мастерской голыми ногами. Когда друг закончил, Нестор насильно усадил его на стул, влил в него полстакана вина и, как бы невзначай, пощупал рассказчику лоб. Лоб был холодный.
- Ну, брат, не знаю, что и сказать...
- Что мне делать?
Нестор молча начал одеваться, обдумывая положение Дмитрия. Наконец нахмуренное его лицо расправилось
- Идем сейчас завтракать, а потом я кое-куда тебя повезу.
Дмитрий подчинился. Довольно долго они сидели в небольшом ресторане. Нестор всячески отвлекал друга от мрачных мыслей. И это ему почти удалось. Когда они встали, Дмитрий сказал:
- Мне надо идти работать.
Нестор своей мощной рукой скульптора крепко ухватил его за руку.
- Нет уж, дружок, никуда я тебя не отпущу! Успеешь - ты ведь быстро работаешь. Тебе надо отдохнуть, прийти в себя. А сейчас мы пойдём на выставку, потом на гулянье, а вечером я пойду к тебе и останусь ночевать. Ты не против?
Дмитрий подумал немного и согласился, даже обрадовался. Он не боялся ожившего портрета, - просто хотел убедиться, что не сошел с ума.
Друзья прекрасно провели день: посмотрели новые работы молодых художников, прогулялись по саду, где играл оркестр, и было много хорошеньких женщин. Вечером они посетили приятелей и пешком вернулись по ночному проспекту, где белой ночью наслаждалось довольно много публики.
7
В мастерской было тихо. Дмитрий положил на стол сверток с провизией, которую он приготовил для ночной гостьи. Друг подтрунивал над ним, говоря, что эту вкусную еду им придется съесть самим. Он не верил в оживление портрета, считая, что Дмитрий видел всё это во сне. Художник отмалчивался, только сказал: " Увидишь сам".
Когда Дмитрий повернул мольберт, Нестор не мог скрыть восхищения. Он поставил по сторонам картины две свечи и долго рассматривал портрет. Наконец отступил и сказал:
- Это лучше всего, что ты прежде написал. Барышня действительно как живая - глядишь, и вправду выйдет из рамы.
- Подождем до полуночи, - ответил Дмитрий.
- Я бы перекусил чего-нибудь, - Нестор потянулся к свёртку. Но художник быстро убрал еду подальше. Он знал о невероятной прожорливости друга, который, впрочем, не был толстым, потому что много сил отдавал своей тяжёлой работе над скульптурами.
Нестор тяжко вздохнул, подошел к окну, которое выходило на оживленную улицу и принялся рассматривать прохожих.
Дмитрий присел к столу. Он почувствовал, что его охватывают страх и сомнение. А вдруг ночное приключение и впрямь приснилось ему? И тут он увидел на столе маленький сухарик. Он был надкушен. Это же она, Лиза, оставила недоеденный кусочек хлеба! Значит, всё правда, она сидела за столом. Он потянулся к хлебу и заметил, что рука его дрожит. Дмитрий вскочил и быстро подошел к Нестору. Тот обернулся:
- Нет, ты взгляни - это же Сорокин! И с какой умопомрачительной толстой дамой. Ай да Сорока! - Нестор всегда употреблял необычные, хлёсткие эпитеты, соединяя иногда совершенно несовместимые слова.
- Как он искусно метет своими фалдами тротуар! И дворника не надо.
- Нестор, взгляни... - начал Дмитрий, но вдруг у нижних соседей начали бить часы.
Они испуганно повернулись к картине. Поверхность портрета затуманилась, силуэт красавицы заколебался, и тоненькая, стройная девушка легко спрыгнула на пол. Мужчины застыли, Нестор в изумлении попятился и чуть не сел мимо стула.
- Так это правда...- заикаясь, проговорил он, глядя во все глаза на прелестную гостью. Наконец он опомнился и, неуклюже встав, сказал:
- Сударыня, мы приветствуем вас в нашем скромном жилище. - Скульптор почему-то подумал, что с такой гостьей надо разговаривать галантным языком восемнадцатого века. Он поклонился и поцеловал маленькую теплую ручку. Девушка испуганно шагнула назад и оглянулась на Дмитрия.
- Не бойтесь, это мой друг Нестор. Он пришёл, чтобы помочь вам.
- Именно так. Дмитрий мне всё рассказал. Это невероятная история. Сударыня, нет, Лиза - ведь так вас зовут? Вы должны нам рассказать, что было дальше.
Девушка успокоилась и села на стул, с надеждой глядя на молодых людей.
- Конечно, я расскажу, но сначала я бы хотела...
- Подкрепиться? - Нестор быстро разложил снедь на столе.
- А вы? Мне как-то неловко одной...
- И мы тоже с вами, вот я уже ем, Нестор откусил кусочек булки.
Пока гостья ужинала, Нестор разглядывал ее. " Господи, до чего похожа на мадонну Микельанджело, на " Пиету"! А грациозная какая, недаром этот монстр за ней охотится.
- Благодарю вас, господа. - Лиза откинулась на спинку стула и продолжила рассказ.
Когда девушка очнулась, над ней стоял этот ужасный человек. Он сказал, что у Лизы нет другого выхода, как выйти за него замуж. Иначе пострадают родители. Пленница наотрез отказалась, сказав, что лучше умрёт.
- Ну что же, я подожду, но учтите, милая моя, недолго. Из этой комнаты вы выйдете моей невестой или на кладбище. - Он заговорил вкрадчивым голосом: - Я устрою вам сказочно роскошную жизнь. Любая девушка с радостью бы согласилась стать моей женой. Подумайте - ваш отец и матушка будут жить в богатстве в новом доме. Подумайте хотя бы о них.
- Никогда мои родители не согласятся такой ценой получить богатство! - возмущённо ответила девушка.
- Я удаляюсь, а вы решайте.
Лиза пришла в отчаяние. Более всего она переживала за родных. Нет, никогда она не сможет, не согласится стать женой ненавистного, мерзкого человека. Она была уверена, что в смерти жениха виновен именно он.
Вошла служанка. Лиза бросилась к ней:
- Зара, милая, помоги мне, спаси, пожалей меня!
Служанка покачала головой.
- Нельзя, я не могу, хозяин убьёт меня.
Лиза поняла, что разжалобить служанку невозможно и решила, что возьмёт на себя великий грех. Лучше умереть, чем покориться. Служанка ушла за ужином, а девушке вдруг пришло в голову попытаться бежать. Она вскочила и бросилась к двери. Заперто. На окнах решётки, под ногами крепкий пол. Вернулась служанка с подносом. Лиза ничего не стала есть, только попила воды. Она не переставала думать о побеге. " Зара, - ласково спросила она, - здесь так душно. Можно мне пойти погулять?
- Хозяин не велел вас выпускать, - ответила служанка, она вышла и заперла дверь. Лиза была сообразительной девушкой, об этом не раз говорили ее знакомые. " Умница ты наша!" - говаривала матушка, когда дочка быстро решала какой-нибудь житейский вопрос.
" Умница, - горько вспомнила Лиза, - я должна, должна что-нибудь придумать". И она придумала.
На следующее утро девушка услышала дошедший со двора скрип отъезжающих саней. Она бросилась к окну. Сквозь решётку Лиза увидела, что уезжает хозяин, с ним его слуга. Мгновенно созрело решение: надо воспользоваться их отсутствием. Девушка быстро оделась. Зимней одежды в комнате не было, она схватила одеяло и встала за дверью. Лизу трясло от волнения, но она твердо решила бежать.
Послышались шаги Зары, повернулся ключ в двери. Служанка вошла, неся завтрак. Лиза стремительно выскочила из-за двери и оттолкнула Зару в сторону, та уронила поднос. Пленница выбежала за дверь, захлопнула её и закрыла на ключ. Служанка опомнилась, закричала и начала стучать в дверь. Лиза пробежала по коридору, в передней никого не было. Какая удача! Скорей во двор. Беглянка побежала что было сил. Вскоре она выдохлась, остановилась отдохнуть. Было морозно, Лиза закуталась в одеяло, радуясь, что догадалась прихватить его с собой. Дальше она пошла спокойнее. Девушка помнила, что лесная дорога ведёт к тракту, а там кто-нибудь да проедет. Она шла уже довольно долго; вдруг впереди с тракта свернула лошадь, запряженная в сани. Девушка в ужасе кинулась в сторону, скатилась с дороги. Она успела закутаться в одеяло с головой. Ни кучер, ни хозяин ничего не заметили. Но они скоро вернутся! Девушка добежала до широкой дороги. Куда дальше? Людей не было видно. Слева недалеко дымили деревенские трубы. Надо туда! Вот уже близко крайние избы, Лиза собрала последние силы и кинулась к ним. Ноги в домашних туфлях скользили, она несколько раз падала. Несчастная девушка не успела добежать до деревни. Сзади её догнали сани. Выскочил старик, подбежал к девушке и крепко схватил её за руку. " Вот вы где, милая барышня!" - проговорил он, мерзко улыбаясь. Девушка без сил опустилась на снег. К. поднял её на руки и посадил в сани. " Так ведь и простудиться можно", - сказал он. Лиза тихо прошептала: " Лучше умереть".
Пленнице было уже всё равно, что с ней произойдёт. Она решила умереть и стала искать способ, как это сделать. В доме шли приготовления к свадьбе. Зара показывала красивые наряды, богатые украшения. Лиза равнодушно смотрела на это богатство. Охраняли её зорко, Служанка теперь спала в её комнате, за дверью сидел преданный колдуну человек.
Вскоре было объявлено о свадьбе. Зара сообщила, что на завтра назначено венчание, из деревни приглашён священник. "Неужели этот ужасный человек в Бога верует?" - спросила Лиза. Служанка ничего не ответила. Вечером она посоветовала барышне пораньше лечь спать, чтобы утром хорошо выглядеть. " Зачем?" - снова задала девушка безответный вопрос. Служанка вышла и вскоре вернулась с серебряным кувшином, из которого она налила в стакан немного тёмно-красного снадобья и подала Лизе. " Это чтобы уснуть скорее", - Объяснила Зара. " Налей мне ещё, милая Зара, боюсь, что не усну", - попросила Лиза, но служанка замотала головой: " Нельзя больше, это опасно, долго будете спать, а венчание рано утром".
В ответе служанки Лиза, как ей показалось, наконец нашла средство, как избавиться от ненавистного жениха. " Что, если выпить весь кувшин? Может быть, я умру". - Лиза вспомнила, как в её городке одна женщина умерла от снотворного средства - слишком много приняла. Девушка поняла, как себя вести. Она ласково сказала служанке:
- Зара, я всегда буду помнить, как ты была добра ко мне. Я и вправду захотела спать. - Она начала зевать, улеглась на постель и закрыла глаза. Спустя немного времени Зара, наклонившись, посмотрела в лицо барышне и убедилась, что та спит. Служанка взяла кувшин и направилась к двери, но передумала, - видимо ей не хотелось нести тяжелый кувшин в кладовую. Она, оглянувшись на спящую девушку, подошла к окну и поставила сосуд за занавеску. Как раз этого с бьющимся сердцем ждала Лиза, которая сквозь ресницы следила за служанкой. Она предполагала, что уставшая женщина не захочет нести кувшин обратно и спрячет его здесь же в комнате. Чтобы не выдать свою радость, пленница, повернулась лицом к стене. Ждать ей пришлось недолго. Зара вскоре заснула и даже начала похрапывать. Лиза бесшумно выбралась из постели и на цыпочках подошла к окну. Дальше все произошло быстро. Она взяла кувшин, делая большие глотки, выпила всё снадобье. Голова у неё закружилась, Лиза поспешила к постели, успела улечься и сразу же потеряла сознание.
8
Прекрасная гостья посмотрела на молодых людей печальным, таким безысходным взглядом, что Дмитрий отвернулся и подошел к окну, а Нестор напряжённо сидел, сжимая и разжимая руки с сильными пальцами. Он глухо произнёс:
- Я бы сейчас этого монстра вот этими руками... Милая барышня, Лиза! Неужели вы думаете, что мы дадим вас в обиду? Дмитрий подтвердит...
Художник круто повернулся и решительным тоном сказал:
- Никогда! - он помедлил и сказал:
- Я только одного не могу понять: зачем этот негодяй преследует вас? После стольких лет? Он сказал мне, что вы пятьдесят лет назад умерли.
- Я и вправду умерла. Но старик узнал способ воскрешать мёртвых через их изображение. Он по-прежнему хочет, чтобы я стала его женой. Как-то он обмолвился, что именно я могу вернуть ему молодость.
- Хотел бы я знать, чем кончится это оживление - надолго ли это, - мрачно произнёс Нестор, - колдовство может обернуться самым ужасным явлением.
- Послушайте, Лиза, - вы, едва выйдя из рамы, сказали, что старик преследует вас. Ведь его в этой комнате не было. Почему вы испугались?
- Так это уже было лет тридцать назад!
- Что вы говорите, Лиза!? Расскажите.
Девушка поведала, что старик, найдя ее миниатюрный портрет, скорее всего, он её выкрал - уехал куда-то на восток. Видимо, там он научился колдовскому делу. Он так же как Дмитрию заказал известному художнику написать с миниатюры портрет. Я тогда не знала, что в полночь могу выходить из рамы. В первую же ночь колдун схватил меня за руку и вытащил из картины. Мне было так страшно, я кричала, сопротивлялась, говорила, что всё равно покончу с собой. Он только отвратительно хохотал. Потом слуга отвёл меня в другую комнату и запер. Там не было ничего, что помогло бы мне уйти из жизни. Через некоторое время старик открыл дверь и подвёл меня к портрету. Он сказал, что я сейчас вернусь в картину. Этой ночью он проверял получится ли оживление. Ночью я снова ожила. Старик сказал, что теперь не отступиться. Я взмолилась к Богу и вдруг увидела свое спасение - на столе в комнате стояла керосиновая лампа. Я схватила её и сильно ударила ею об пол. Мгновенно вспыхнуло большое пламя. Я вошла в него...
- Я думаю, что старик отдал её художнику, когда тот принёс портрет - ответила девушка, - решил, что она ему больше не пригодится.
- Так миниатюра и затерялась, и колдун долго её искал, - сказал Нестор. - А сейчас мы должны решить, как спасти от него нашу милую гостью.
Он уселся на стул и уставился на холст с белым изящным силуэтом. Дмитрий был в таком состоянии, что не мог ни о чём думать.
- Так, - произнёс, наконец, скульптор. - Первое: надо закончить портрет. Сколько времени у тебя осталось? - обратился он к другу.
- Три дня. Осталась дописать платье и некоторые детали доработать. И ещё...
Бой часов прервал его. Два часа! Лиза стремительно вскочила и бросилась к мольберту. Нестор успел схватить её за руку.
- Лиза, куда же вы? Останьтесь!
- Нет-нет, я не могу, это невозможно, иначе я исчезну навсегда! - девушка вырвалась, вскочила в подрамник и тут же застыла. Ошеломлённые друзья подбежали к портрету.
- Лиза, - тихо позвал Дмитрий, но она была безмолвна.
- Значит, ей даётся только два часа, - сказал Нестор, - только мне непонятно, как происходит это оживление, ведь колдуна нет рядом. В чём тут дело?
Он потрогал холст, осмотрел его с оборотной стороны. У Дмитрия мелькнула догадка:
- Я, кажется, знаю! Этот холст не мой, а заказчика. Секрет в нём.
- Заколдован он, что ли? Может грунт какой-то особенный, - Нестор потрогал пальцем незаписанное место внизу. - Вот что! Возьму-ка я пробу, - он взял со стола нож и соскоблил в бумажку немного зеленоватого покрытия. - Смотри, как густо наложено, совсем не так, как обычно делают живописцы. Всё! Я иду сейчас к Тихорецкому. Помнишь, я его портрет лепил? Он же профессор химии! Попрошу сделать анализ. Жди меня.
Дмитрий успел крикнуть вслед Нестору:
- Только ничего ему не рассказывай!
- Не дурак!- послышалось уже с лестницы.
Друг вернулся, вернее, ворвался в мастерскую только к вечеру. И сразу же возбуждённо заговорил.
- Ты не поверишь! И впрямь этот холст не простой! - Скульптор бегал по мастерской, размахивая руками и натыкаясь на различные предметы, которые Дмитрий быстро убирал с его пути. Нет, это что-то новое, это открытие!
- Да присядь ты, наконец! Ты мне всё тут посшибаешь. Расскажи всё по порядку.
Нестор шумно вдохнул и так же выдохнул и уселся на стул.
- Было так. Пришёл я, конечно слишком рано. Мы ведь не подумали, что ещё ночь. Пришлось ждать у дома. Хорошо, что этот профессор чудак и встаёт в пять часов. Я и постучался к нему, когда увидел свет в кабинете. Он, конечно, удивился, но не отказался сделать анализ. У него прямо в доме есть лаборатория. Я сказал, что ты решил использовать грунт, который соскоблил со старинной картины, чтобы узнать его состав и приготовить такой же. Анализ занял много времени. К полудню выяснилось, что нет каких-то реактивов. Я бегал в академическую лабораторию и по записке профессора получил их. Потом он выгнал меня, сказал, что ему необходимо сосредоточиться. Я пошёл обедать. И, знаешь, Митя, впервые в жизни не смог есть!
- И что, - спросил в нетерпении Дмитрий, - каков результат?
- Часов в шесть он, наконец, объявил, что обнаружил вещество, совершенно ему неизвестное. В составе смеси были и другие компоненты, которые он распознал сразу. Но этот, новый, не поддавался никакому анализу. Он его выделил, это был порошок зеленого цвета. Сказал, что продолжит над ним работать.
- Но, хоть что-нибудь он предположил?
- Он сказал, что это фантастично, но порошок напоминает вещество, которое использовали алхимики в шестнадцатом веке. Он где-то читал его описание, но только внешнее, а о составе ничего не было сказано. Профессор просил подождать. Но уже ясно, что без колдовства здесь не обошлось.
Нестор замолчал и только сейчас подошёл к портрету.
- А ты много успел! Платье великолепно прописано. Как всегда - объёмно и фактурно. Руки кажутся живыми. О лице я и не говорю. Ты создал шедевр. По-моему тут больше нечего делать.
- Я тоже так решил. Завтра, когда краски высохнут, я покрою его лаком.
- Какое чудное создание! - восхищался скульптор, который продолжал любоваться портретом, - не мудрено, что это чудовище преследует её.
- Лиза что-то говорила о возвращении молодости. Неужели это возможно? Как?
- Ну, брат, если колдун смог оживить портрет, то и молодым стать ему не трудно. Узнать бы, при чём тут девушка. Подождём ночи. А, пока пойдём, поужинаем и Лизе чего-нибудь купим. - Нестор обратился к картине:
- Ты не скучай, милая Лизанька! К полуночи мы вернёмся.
Дмитрий только грустно взглянул на девушку, ничего не сказав.
На пороге друзья столкнулись с прислугой. Парень сообщил, что в мастерскую поднимается старый господин.
- Какой ещё господин? - недовольно спросил Нестор, который понял, что ужин откладывается.
- Он в чёрном плаще и большой шляпе, а лицо такое... нос такой... - тут парень замолчал, увидев, что посетитель уже близко.
- Это он, - шепнул Дмитрий.
- Я уже понял. Ну и образина! Старик поднялся на площадку и слегка поклонился.
- Я к вам, господин Зимин. Хочу взглянуть на свой заказ.
- Конечно, пожалуйте, - голос художника слегка дрожал, и Нестор, когда старик прошёл в дверь, чувствительно ткнул его в бок.
Заказчик прошел прямо к портрету. Он долго рассматривал полотно, не говоря ни слова.
Потом отошёл дальше, продолжая глядеть на девушку. Сейчас друзья на несколько секунд увидели его глаза, которые напоминали глаза кошки перед прыжком - красноватый огонь мелькнул в них. Молодые люди, смутившись, обернулись друг к другу. Старик заметил это и, прикрыв свои ужасные глаза, и без всякого выражения произнес сухим голосом:
- Я вижу - портрет готов.
- Не совсем, - ответил художник, - нужно ещё два дня, чтобы дать краскам высохнуть и покрыть лаком.
- Не надо покрывать лаком, - сказал старик тоном, не допускающим возражения.
- Хорошо, я не буду, если вы так хотите, - согласился Дмитрий, - но краски будут сохнуть сутки. Иначе смажутся.