Аннотация: Вольная Поэзия 2014, 2 этап, номинация "Стихотворение в прозе",группа 2
Обзор конкурсных работ в номинации "Стихотворение в прозе"
(Анонимность работ сохранена сознательно, из уважения к авторам)
"Ожидание в Раю"
Текст, конечно, очень сокровенный, можно даже сказать, интимный ... Поэтому читать его лично мне было так же тяжело, как если бы пришлось разглядывать чужое заношенное, хотя и любимое своим хозяином нижнее белье.
Раздвоение-растроение личности, речевой поток сознания в подсветке подсознания, адская смесь детских страхов с запекшейся кровью невылеченных душевных ран и этакий творческий садомазохизм с наивным желанием дотянуться до Грина и Сартра...Упоминание Рая всуе с намеком на Чистилище никак не оправдывают весьма отталкивающие натуралистические подробности.
Возможно, это просто не в моей компетенции, но я не вижу, к сожалению, здесь ни стихотворения (даже в прозе), ни соответствия теме "Времена года", ни даже просто эстетического открытия.
Здоровья (во всех смыслах) и творческих удач автору - на его страничке я нашла гораздо более интересные для меня вещи! Например, "Родословная кота Павла" - совершенно очаровала....
"Когда кончается август"
Это, безусловно, стихотворение - все признаки налицо. И теме соответствует, и настроение поймано, и ощущения лирического героя узнаваемы... Что-то такое неуловимое - прелесть!
Только позвольте, почему так и сказано - "герой"? Сразу все становится искусственным, плоским... Это досадное ощущение усиливается некоторой "непричесанностью" текста - грамматической ("капли становятся больше, причудливой формы, принимают в себя новые капли.." - ошибка в синтаксической конструкции) и смысловой ("каждая новая капля медленного дождя меняет картину мира на плоскости перед лицом человека - искрясь..." - невнятно и непонятно). Быть может, просто написано наспех?
На мой взгляд, "Летняя песня" у этого автора, несмотря на похожие огрехи, все же гораздо интереснее.
"Празднества в духе Гаспара Из Тьмы"
Конкурсный спецзаказ, например, для манги Хиро Масимы в жанре сёнэн и её аниме-экранизаций...
Здесь также вижу подобный,совершенно не освоенный мною пласт литературных новаций, судить не берусь.
Кое-что завораживает, например: "Золото на тяжёлые веки, ладан в чуткие ноздри, смирна для трепетных ладоней - выкуп перевозчику. Да покоятся в мире прежние короли..." Кое-что категорически непонятно: " Крыши спускают (?!) до самой земли извитые, кружевные полотна снегопада...."
В целом - ощущение эксперимента и некоторой какофонии. Придется мне все же "посыпать кудри золой и чертить на лбу пеплом мрачный крест покаяния", но...
"Во имя весны"
На мой взгляд, очень интересная работа.
Во-первых, весьма неожиданный предмет олицетворения - стихия в метафорическом образе штор! Их "вечный крест" - эта тайная миссия волшебной силы, благословляющей и поддерживающей ... В духе Андерсена и Матерлинка, философская аллегория совершенно ясно, изящно и поэтично представлена.
Во-вторых, ритм легкого раскачивания и парения строк, вполне уместные лексические повторы, аллитерация - особенно в третьей строфе (так именно хочется назвать третий абзац), внутренний монолог, переходящий в дружескую беседу... Чудесно!
И в-третьих, добрая и светлая энергетика стиха, оптимистический и благородный призыв к духовному подвигу "во имя любви" - хотя здесь может быть повод для упреков в размытости, обобщенности, даже банальности... Но упрекать не хочется!
"Пепел не тает"
Из всех работ данной группы эта мне кажется самой художественной.
Автор сразу удивляет метафорическим многообразием: здесь и больной, (почти при смерти) Апрель, и разгневанная Стихия, и "ватно-пепельное одеяло туч", и пикирующие снежные хлопья, и "панцирь тротуара"...
Не совсем понятно, правда, как это: хлопья "бредут, ...шатаясь...как пьяные"?! Но это, наверное, продолжение иронического "пикируют... очертя голову" - имажинизмом навеяно, не иначе!
Интригует и даже волнует финал. Кому же из нас не приходилось задумываться о сакральном смысле такого вечно повторяющегося, но всегда разного явления, как падение снежных хлопьев? Сравнение их с пеплом и финальные риторические вопросы превращают стих в маленькое чудо, словесный подарок для неравнодушного читателя...