Аннотация: Финалист конкурса детского рассказа "КРОШ-3".
"Скажите, для чего нужны краски?"
Представляю, как человек, прочитавший этот вопрос, недоуменно пожмет плечами и перелестнет страницу, гоня прочь нахлынувшее раздражение. Откровенная глупость всегда нервирует, а что может быть более абсурдным, чем вопрос, ответ на который очевиден? Или все-таки нет? Давайте разбираться! И для начала позвольте рассказать вам одну историю. Итак...
В одном городишке, таком небольшом, что даже не стоит произносить его название, оно все равно ничего вам не скажет, жила маленькая девочка. Если сказать по правде, а когда речь заходит о детях, то говорить нужно только правду, она не была такой уж маленькой. Детский сад, с его сопливыми несчастьями, остался позади, а впереди уже маячила по-настоящему взрослая жизнь - школа. И пусть родители, они жили неподалеку - в соседней комнате, до сих пор звали ее не иначе, как "наша малышка", она по праву считала себя взрослой. Как же иначе, если все важные решения, будь то какое платье сегодня надеть или какую игрушку взять на улицу, она давно принимала сама?
Кстати,я до сих пор не сказал, как зовут нашу героиню. Прошу прощения! Позвольте представить вам Алису. Да, да, Алису, но только не ту из Зазеркалья или ту, что раскрыла тайну третьей планеты. Нет, самую обыкновенную, живущую, как уже было сказано, с мамой и папой, в небольшой квартирке, втиснутой в типовую многоэтажку. И все бы у нашей Алисы было хорошо, если бы не одно обстоятельство, омрачавшее ее ровно текущее детство. У нее не было друга. Маленького домашнего питомца, за которым нужно ухаживать, а на ночь можно брать с собой в кроватку. Это было так обидно, что нет сил, как обидно. У всех ее знакомых были щенки или котята, а вот у Алисы никого. Ну, то есть совсем НИ-КО-ГО. Вы просто представить себе не можете, как это несправедливо. Но родители оставались непреклонны. Они даже слышать ничего не хотели, ссылаясь на врачей и какую-то непонятную аллегорию. Да, прямо так и заявляли: "Алиса, у тебя аллегория, поэтому никаких животных". Хотя нет, кажется, они говорили как-то иначе: аллегория, аллерия, малярия, аллергия. Точно - аллергия!
Как бы там ни было, но время шло, а все оставалось по-старому. Однако, кто бы что ни говорил, а детство на то и существует, чтобы мечты сбывались, верно? В один прекрасный день в жизни девочки произошло чудо. Началось все с того, что через приоткрытое окно в ее комнату влетел солнечный зайчик. Быстро изучив в ней пол, стены и потолок, он решил здесь задержаться.
Вообще в этом месте следует ненадолго остановиться и дать некоторые пояснения. Во-первых, нужно отметить, что солнечные зайчики не живут в домах. Так, заглядывают иногда. Почему? Просто потому, что для них это опасно. Здесь они могут умереть. От голода. Отсюда вытекает следующий вопрос: а чем же в таком случае они питаются? Что ж, и на это есть ответ. Они едят цвета. Не цветы. Прошу не путать с растениями, которые некоторые дисциплинированные папы дарят мамам на дни рождения и другие праздники. Именно цвета.
Вы замечали, например, как сверкает свежевыкрашенный фасад дома. Лучится, переливается колером. А попробуйте подойти к нему же через годик, другой - увидите осунувшееся, болезненно бледное каменное лицо. "Краски выцвели", - подумаете вы, и окажетесь неправы. Вам и в голову не придет, что кто-то здесь просто очень хорошо подкрепился.
Ну, как бы там ни было, а солнечный зайчик, влетев в Алисину комнату, немного порезвился на стенах и потолке, а потом подскочил к девочке и спросил: "Как тебя зовут?" Да, вот так запросто взял и задал вопрос. И хотя наша Алиса вовсе не была той волшебной Алисой из сказки, но кое-что она тоже умела. По крайней мере, ей не составило большого труда разобрать заданный вопрос. Но будучи девочкой воспитанной (в этом, кстати, они с той самой Алисой очень похожи) она сначала решила с гостем поздороваться. После этого представилась и вежливо поинтересовалась, как он себя чувствует и хорошо ли у него идут дела. Так, слово за слово, между ними завязался непринужденный разговор. Солнечный зайчик оказался на удивление словоохотливым собеседником, поэтому сумел поведать нашей героине много интересного.
Как водится начал он с самого начала. Рассказал, что родился в лесу. Детство провел на маленькой полянке, где дни напролет играл в компании своих братьев. Но пришло время, и ведомый любопытством он отправился познавать мир. Длинным и трудным получилось путешествие. Зайчик узнал, что такое пыль дорог и одиночество. Голод. Однако все на свете имеет конец - закончилось и оно. Дорога привела нашего путешественника в город, в тот самый, в котором жила Алиса. Тогда он, конечно, даже не подозревал о ее существовании, а просто радовался окончанию тяжелого пути. "Вот теперь жизнь снова наполнят цвета", - думал он, летая между столбами многоэтажек, теплой ладошкой прикасаясь к их холодным стенам. Но бетонные коробки оставались безучастны к посланцу солнца. Им было не до него. На поверку город оказался вовсе не таким, каким зайчик его себе представлял - бесцветным, равнодушным. Точно карандашный набросок на старом, изжеванном временем, ватмане. Что оставалось делать маленькому, умирающему от голода существу? На обратную дорогу сил у него просто бы не хватило.
"Ты же понимаешь, Алиса?" О, она понимала.
И тогда зайчик рискнул - отважился заглянуть внутрь каменных коробок. Так он впервые увидел жилища людей изнутри. И увиденное его поразило.
"Я был во многих местах. Всюду одно и то же: светло-бежевый, темно-бежевый, хаки, бланжевый, шоколадный, кофейный, сургучный, терракотовый. Снова бежевый. Почему? Неужели люди так любят коричневый? Ведь на свете много других цветов, оттенков. Разных. Вкусных и очень вкусных. Есть чуть сладкие и невозможно приторные; солоноватые и колюче соленые; с кислинкой и без; в меру острые и те, от которых внутри вспыхивает пожар. Всевозможные. Но люди упорно выбирают коричневый! Постный, безвкусный коричневый. Тут коричневый, там коричневый, всегда и везде коричневый. Почему?.."
Алиса промолчала. Нет, у нее, конечно, были определенные мысли на этот счет, но озвучить их она не решилась. Девочка лишь подумала, что люди, скорее всего, просто бояться экспериментировать с цветом. Но так как она не была до конца уверена в своем предположении, то и вслух ничего говорить не стала. А ее гость тем временем продолжал: "Не знаю, поймешь ли ты, но постоянно есть одно и то же... Каждый день. На завтрак, обед, ужин..."
О, как Алисе это было знакомо! Однажды ее мама куда-то надолго уехала, оставив ребенка на попечении папы. Все бы ничего, однако беда заключалась в том, что он умел сносно готовить только гречневую кашу. Нет, нельзя сказать, что девочка ее не любила, но возвращению мамы была очень рада. И не только потому, что соскучилась.
"Завтрак... Обед... Ужин... Завтрак, - зайчик взволнованно прыгал по потолку. - Но на самом деле это еще полбеды, самое страшное в другом". И после этих слов он раскрыл девочке ужасную тайну.
"Оказывается люди совсем, ну, то есть абсолютно, не умеют создавать вокруг себя цвета, - вещал солнечный. То, что они делают с помощью красок - это грубая подделка. Поверь мне, - горячился он, - я знаю, о чем говорю. Ты бы только попробовала этот нанесенный в несколько слоев цвет. Будто ешь пирог, а он вдруг становится горьким, или кислым. А эти комочки в краске, которые вечно норовят все испортить? Они словно горсть приправы, просыпанная неосторожной рукой - совершенно невозможно есть!"
Алиса внимала горестным вздохам зайчика, и ее маленькое сердечко разрывалось от жалости. Если бы только она могла что-то для него сделать!
Между тем ее новый друг явно начал уставать. Его движения стали медленнее, речь отрывистее. Наконец, он вовсе остановился и печально произнес: "Мне больше нельзя оставаться в городе, иначе я погибну. Ведь здесь совсем нет еды. Нужно возвращаться. Вот только сил осталось мало, не знаю, смогу ли добраться до дома?!.."
Ну что оставалось делать бедной Алисе в такой ситуации? С одной стороны ей жутко не хотелось расставаться со своим знакомцем, с другой - ему требовалась помощь, а что могла сделать девочка? И тогда она приняла, пожалуй, самое правильное решение - пойти к папе и все ему рассказать. Ну, согласитесь, не к маме же идти с такой серьезной проблемой. Мамы нужны совсем для другого. А папа умный и все знает, уж он точно выручит.
Папа внимательно выслушал Алису и пообещал что-нибудь придумать. Да, он не был волшебником и не умел творить чудеса. Зато он очень, очень сильно любил свою дочку, а это, поверьте, гораздо важнее любого волшебного умения.
Итак, папа согласился помочь и предложил... нарисовать лесную полянку прямо в Алисиной комнате. Такая идея понравилась всем без исключения, поэтому решено было так и поступить. Оставалось лишь подобрать нужные краски. Но с этим как раз не должно было возникнуть проблем, потому что по чудесному стечению обстоятельств папа Алисы работал в мастерской, где их изготавливали.
И работа закипела. На какое-то время маленькая уютная квартирка превратилась в одну большую кухню. Папа стал на ней шеф-поваром. Он даже надел специальный белый халат, кое-где заляпанный краской. Солнечный зайчик согласился пробовать цвета на вкус, или как сказала мама - он стал де-гус-та-то-ром (такое сложное слово, что сразу и не выговоришь). Алиса - взялась быть переводчиком, а мама никем не взялась быть, а осталась просто мамой и еще немного зрителем.
Все находящиеся в доме краски были живо перепробованы и так же быстро отвергнуты. После этого папа на некоторое время задумался. Размышлял он недолго, а потом скинул ставший еще более заляпанным халат и выскочил из квартиры. Алиса с мамой лишь недоуменно переглянулись. Однако их непонимание сразу прошло, когда он вернулся домой с пакетом, полным небольших баночек с краской. 'Пробники', - коротко пояснил он, и все опять закрутилось. Вот только результат остался прежним - солнечному не приглянулась ни одна из баночек. Что-то было недостаточно вкусным, чему-то не хватало глубины, чему-то свежести.
Последний 'пробник' Алиса провожала слезами. Ей стало так обидно, что у ее самого лучшего на свете папы ничего не получилось. Она все ревела и ревела, никак не желая останавливаться. Даже ласковые руки мамочки не могли ее успокоить. Тогда отец подошел к ней, обнял за вздрагивающие плечи и сказал: 'Хорошо! Если нет готовых красок - будем делать новые'. И слезы у Алисы сразу закончились.
Отец снова с головой нырнул в работу. День за днем он смешивал, переливал, наносил мазки, давал оценить солнечному и снова смешивал, переливал, наносил. Иногда они принимались спорить: 'Но это же зеленый!' - 'Нужен не такой, а со вкусом салата!' - 'Но это и есть салатовый!' - 'Нет, этот уже перезрелый, жесткий, а нужен ранний, только-только набравший сок!'
Так, в опытах, незаметно пролетело лето. На смену ему пришла хмурая осень в платье из утренних туманов и серой мороси. Солнечный зайчик заметно ослабел. Бледным, едва различимым пятнышком, он лежал на постели Алисы и почти не двигался. Он уже перестал надеяться. И все-таки не только в сказках бывает хороший конец.
Однажды папа пришел домой намного раньше обычного. Он был весел и бодр, а в руках держал такую знакомую уже баночку с краской. Почувствовав, что случилось что-то важное, Алиса вместе с мамой вышли его встречать. Даже исхудавший зайчик собрался с духом и составил им компанию. Папа обвел всех взглядом, затем широко улыбнулся и произнес: 'Получилось!' Потом он много еще чего говорил, правда ничего из сказанного Алиса не запомнила. В ее памяти осталось лишь самое главное, и звучало это так: 'Мы победили!'
А дальше все завертелось, понеслось. Каждый день папа приносил из мастерской новую краску. Солнечный зайчик, точно заправский гурман, снимал с нее пробу, затем выносил вердикт и новый оттенок тут же шел в дело. Мама тоже не сидела сложа руки. Оказалось, что у нее есть одна знакомая художница, которая согласилась поработать над комнатой Алисы. И вот теперь они в четыре руки превращали ее маленький уголок в сказочную лесную полянку. Да так славно это делали, что когда работа, наконец, была закончена, все просто ахнули. Непонятно, как так получилось, то ли мастерство живописца сыграло свою роль, то ли магия красок сработала, но лужайка выглядела самой что ни на есть реальной. На полу шелестела взаправдашняя трава, настоящие деревья скрипуче раскачивались на стенах, а небесно-голубой потолок вскипал пеной облаков.
Солнечный, немного окрепший и уже не такой бледный, как раньше, так расчувствовался, что решил поселиться на этой полянке. Радости Алисы не было предела. Кстати, недавно я был у нее в гостях и видел зайчика. Конечно, он уже не тот, что прежде: раздобрел, стал вальяжен и далеко не так резв. Но он по-прежнему любит поболтать с Алисой, а свою полянку не променяет на что-то другое ни за какие коврижки. Это он мне лично шепнул на прощанье.
Ну, хорошо, а как же поживают другие наши герои? О, не волнуйтесь, с ними тоже все в порядке. Алиса учится в школе и мечтает, когда вырастет, стать художницей. А пока - заканчивает первый класс, и в ее дневнике совсем нет плохих отметок.
Папа Алисы все так же работает в мастерской по производству красок. Таких красок, как там, вы не найдете больше нигде в городе.
Мама Алисы... стоп, а ведь это уже совсем другая история.
На этом стоило бы закончить наше повествование, но внимательный читатель, пожалуй, сразу возмутится: "Постойте, а как же вопрос? Вы так и не ответили на него. Для чего же людям нужны краски?" И, правда, для чего? Может быть для того, чтобы к ним в гости приходили солнечные зайчики?..