Эрде Анна : другие произведения.

Находка в дровяном сарае

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О находке икон из Деисуса Андрея Рублёва

  Самый ранний каменный храм на московской земле находится не в Кремле, не в Коломенском, а в древнем городе Звенигороде. Издали открывается необычайно красивый вид на высокий холм с белым храмом на вершине. Это храм Успения что на Городке, построенный в 1396-ом году по повелению сына Дмитрия Донского князя Юрия Звенигородского. «Городок» — это крепость, существовавшая с XI века как западный форпост Ростово-Суздальского княжества, а позже Московского княжества.
  Высокий одноглавый белокаменный храм, образец раннемосковского зодчества, близок к традициям северной Руси, в особенности к владимиро-суздальской архитектуре XII-ХIII веков. С определённого ракурса обзора звенигородское Успение напоминает храм Покрова на Нерли.
  
 []
  
  Декоративные формы подчеркивают стройность и вертикальную направленность объема храма. Добавляют стройности храму и три узких, подчёркнутых дополнительными вертикалями апсиды.
  Храм Успения имеет одну особенность: и основной объем, и оконные проемы слегка сужаются кверху. Благодаря этому приёму здание кажется значительно выше, чем есть на самом деле. По архитектурному мастерству и изысканности это строение относят к лучшим памятникам русского зодчества.
  
 []
  
   Наружный декор храма сдержан — только узорчатый поясок белокаменной резьбы.
  
  Считается, что в этом типе украшения стен проявилось влияние балканской традиции, что, безусловно, говорит об открытости ранней русской архитектуры европейской культуре.
  Внутренние поверхности храма — стены и плафон — были богато изукрашены фресками. Сохранившиеся до нашего времени фрагменты росписей являют нам высокий художественный уровень, совершенную манеру письма древних русских мастеров.
  Князь Юрий Дмитриевич пригласил для росписи храма выдающихся иконописцев, в том числе знаменитого Даниила Чёрного. Но наилучшим мастером оказался безвестный младший «содруг» Даниила Андрей Рублёв. В качестве подмастерья Рублёв к этому времени уже принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире, а его самостоятельная деятельность началась в Звенигороде. Именно здесь, в Успенском храме, начался его путь в бессмертие.
   Участие Андрея Рублёва в работе над оформлением храма не ограничилось фресками. Им был создан Деисус из семи, по другим данным, из девяти икон, известный теперь как Звенигородский чин.
  Андрей Рублёв, ученик Феофана Грека и Даниила Чёрного, в этих работах проявил себя самобытным мастером. Он отошёл от экспрессивной византийской школы предшественников-учителей, создал новый, русский, стиль иконописи. Вместо контрастного византийского письма возникает мягкая светотеневая манера — «плавь» — полупрозрачные тона верхних слоёв с просвечиванием сквозь них более ярких подкладочных красок.
  Чудом уцелевшие после неприятельских нашествий на Москву — и татарского хана Едигея в начале XV века, и поляков в Смутное время, пережившие задержавшуюся в этих местах Наполеоновскую армию, звенигородские иконы гениального Андрея Рублёва едва не погибли в ходе революционных бесчинств 1917-18гг. Спасение части творений Рублёва произошло следующим образом. С 1918-ого года сотрудники художественно-реставрационных мастерских, которыми руководил замечательный художник Игорь Грабарь, разъезжая по разграбляемым и разрушаемым храмам, спасали для будущей российской культуры — для нас с вами — самые значимые артефакты. В ходе этой деятельности художник-реставратор Г.О.Чириков приехал в Звенигород, в самую древнюю церковь Московской земли, известной, прежде всего, работами Рублёва. В помещении Успенского храма ничего ценного ему обнаружить не удалось — всё было порушено. Но в дровяном сарае под кучей деревянного хлама он нашёл три сильно повреждённые иконы из рублёвского Звенигородского чина. Это были «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Три спасённых доски Деисуса хранятся теперь в Третьяковской галерее, остальные пропали безвозвратно. Напомню, что речь идёт об Андрее Рублёве, чья «Троица» признана мировым культурным сообществом одним из самых выдающихся творений всех времен и народов.
  
 []
Андрей Рублев. Спас (из Звенигородского чина). Начало XV века.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"