Аннотация: 11/03/2012 Из малоизвестного и, по ощущениям, пришедшего из 90х.
Начну, как всегда, с литературного исполнения. Прекрасно, просто прекрасно. Редко встречается что-то сопоставимое. Слог не только лёгкий, но и образный. Эффект присутствия в наличии. Все бы так писали.
Теперь про сеттинг: Русь 16 века, пограничье с финнами - один поток, современный Мурманск - второй поток.
Отдельно отмечу, это редкий пример произведения, обладающего цельным законченным сюжетом, своеобычной композицей и даже моралью. Причём всё выстроено если не мастерски, то уж точно добротно. На ощущении от чтения сказывается самым положительным образом. Плюс, я листая эту историю ощутил давно позабытое - книга расширяет кругозор. Не за счёт уродливо, крупными стежками вшитых цитат из справочников или придумок, никак не завязанных на реальность, а просто за счёт того что автор знает больше о нашем с вами мире. И походя, ненавязчиво делится. Чертовски приятно.
Теперь о сюжете. В основе лежит идея взаимного обмена сознаниями меж предком и потомком. Меняются юный мурманский пэтэушник Серёга и поморский паренёк Тимша, живший в 16 веке. Оформленно это оригинально и... достоверно что ли. Видения, поначалу безобидные, обретают реальность. Мне аж Лавкрафт вспомнился. Короче - очень хорошо, верится. Вот так бы оно и происходило, если бы всё-таки случилось. Ныне фантастика/фэнтези редко заслуживает этой оценки. Тем приятнее исключение.
После обмена сознаниями подача сюжета окончательно оформляется в двух потоках. Первый - городской боевик: паренёк из прошлого в нашей реальности, второй - боевик исторический, приправленный попаданством. Эти два слоя чередуются, сменяя друг друга и изредка переплетаясь. Впрочем последнее весьма кратко. Просто время от времени главгерам удаётся побеседовать, "заглянуть в гости" так сказать, но сама эта возможность от них не зависит.
Казалось бы - ничего особенного. Городского боевика с 90х осталось читать не перечитать. Да и щас ещё пишут. Попаданство в прошлое - тут вообще полный СИ. Далеко не всё качественно конечно, но тем не менее. И теперь переходим к главному. Основная тема и городского боевика, и попаданства в прошлое? Исправить несправедливость, неправильность. Как её воплощают авторы? Герою крутости, знаний, удачи побольше или чего то одного но вовсе немерянно - и фпирёд приключаться. Причём даже очень неплохие авторы по этому пути идут. Красницкий, Конюшевский, Русс - эт как примеры. Здесь же герои просто поступают правильно. Так как нужно, так как в общем-то может поступить любой. Каждый из героев сталкивается с новым для себя временем и видит его уродливые язвы тем яснее, что к ним не привык. Тимшу удивляет распущенность и подлость, Сергея жестокость и бросовая цена человеческих жизней, лёгкость с которой убивают. И вот тут линии слегка расходятся. Сергей просто пытается выжить, а Тимша пытается сделать мир лучше. Но в итоге ни у одного не получается изменить мир. Меняются они сами. Начинают видеть что минусы уравновешены плюсами. И совсем уж тонкой иронией(не исключаю, что это последствие моего запущенного СПГС) выглядит сопоставление времён автором. Неявное, через похожесть дорогих для героев людей: мамы, возлюбленные. Лично у меня осталось впечатление, что книга подводит к вполне определённому выводу. Не нужно сетовать на то что "время чести прошло" или что "царит время подлости". Нужно просто жить и жить достойно. А плюсы и минусы есть в каждом времени.
Йэх. Сумбурно как-то получилось. Не вышло пересказать. Ну да ладно.
О чём стоит предупредить - главгерои меняются. И пэтэушник в самом начале книги это действительно пэтэушник. Вот тот самый махровый, этакий сферический в вакууме. С приземлёнными вкусами и устремлениями. Автору удалось выписать предельно аутентично, вместе с тем не ударяясь в высоколобое презрение - ещё один зачёт кстати, из современных авторов мало кто понимает что все люди - это люди. Так что не плюйтесь сразу - в дальнейшем изложение меняется. И желудочно-генитальные радости тоже меняются на более достойные.
И ещё одно. На середине книги я чуть не бросил читать. Там был момент такой, когда в поисках истины Тимша приходит к скинам. (Да я знаю разницу между скинами и бонами, но тут не в тему. Скины в данном случае те кого так принято называть в РФ.) И автор так же непринуждённо и очень достоверно начинает показывать мир глазами скина - Тимша то поначалу проникся. Была даже мысль, что у автора эта болячка в голове сидит. Читать дальше стал исключительно из надежды "ну не может тупой человек написать такую хорошую книгу". Оправдалось. Скин - была лишь одна из ступеней взросления героев.
Предупреждения выписал, теперь рекомендации.
Читать всем, кого устроит темп повествования. Не стиль(он меняется исподволь, вместе с героями), а именно темп. Упрощая: прочтите первые страниц 10-20, если темп устраивает - однозначно читать.