Начну с рисовки: старо, но качественно. Это тот редкий случай когда прямо таки чувствуется что аниме не из этого десятилетия. И при этом прямые линии и угловатость в глаза не долбят, как в том же Фронтире.
Сеттинг: Псевдо-средневековый(пороховое оружие есть, но мельком) фэнтези(сверх-способности) мир. Это материальная основа, теперь пару слов об атмосфере. Япония после гражданской войны. Социальные противоречия, воспрявшая за годы войны и ещё недобитая преступность. Но вместе с тем затишье после бури. И неторопливые тенденции к улучшению саботируемые отдельными несознательными личностями. Которых, впрочем, гг сотоварищи успешно исключают из КПСС.
Главный герой - Химура Кеншин: рыжеволос, субтилен, хитокири. Страдает раздвоением личности на убийцу(осколки прошлого) и гуманиста(будни настоящего). Слева и справа соответственно.
Если по существу то гг - уставший воин. Он сражался во имя своих идеалов, он и его сторонники победили. И тут оказалось, что просто уничтожить всех врагов недостаточно. Совсем. Гг настигает "всё было зря" и он удаляется от дел, решив никогда больше не убивать людей. В знак серьёзности намерений он меняет катану на саккабато. Саккабато это катана заточенная с другой стороны. Меня не оставляет ощущение, что я так и не догнал всей символичности этого жеста. Всё это будет рассказано флешбэками, само аниме начинается спустя десять лет после отказа от катаны.
Ну и теперь можно переходить к собственно сюжету.
Первое что следует сказать - это аниме выдержано в традиции гуманизма. Нет модного последнее время наивного декаданса и выживательства вопреки всему. Есть не менее наивные, но куда более немодные идеи ценности человеческой жизни и шанса на искупление. Если вы труъ-выживатель и любите только правду жизни (tm), выраженную в кровавых соплях и прочем low life - вам мимо. Несмотря на то что лоу лайфа здесь хватает он подан так как и должен быть - повседневно. Япония XIX века - не самая богатая страна.
Rurouni Kenshin - это сериал-боевичок: гг и компания vs плохие парни. На этой краеугольной идее и строится весь сюжет. Так что если вы любите зарубы - можете включать аниме, не тратя время на дочитывание отзыва.
Но меж тем создатели не забывают навертеть всеразличных вкусностей. Есть место и романтике(традиционно для нехентая лавстори развивается нанотемпами), дружбе и заботе о детях. И много чему ещё... Ведь персонажей здесь много, они отлично прописаны и добавляют множество нюансов и подысторий.
Для примера опишу наиболее импонирующего мне персонажа. И это безусловно Сайто Хаджиме. Кстати этот персонаж, как и многие другие включая гг, имел реального прототипа. Но в отличие от главного героя у Сайто нет внутреннего конфликта, это исключительно цельная личность. Несмотря на то что сражался на проигравшей стороне, после войны он легко нашёл своё место в жизни. Потому что Волк Мибу это всегда Волк Мибу. И вне зависимости от эпохи - "Зло. Мгновенно. Уничтожить.". О долгах Сайто тоже никогда не забывает. А десять лет назад их с Хитокири Баттосаем(ныне Химура Кеншин) поединок так и не закончился... Как водится - это только основа. Сам персонаж создаётся ещё сотней мелочей вроде привычки официально одеваться, постоянной готовности отразить нападение, мрачной довольно злой ироничности и бесстрашности.
Благодаря перечисленному аниме не исчерпывается демонстрацией банкая гг с разных ракурсов. Получается история о людях, их чувствах и стремлениях. И при этом никакого ухода в излишний символизм. Баланс между смыслом и драйвом выдержан на удивление хорошо.
Плюс к тому сюжет не провисает: событие следует за событием. И никаких пауз на "подождать мангаку".
Итак: борьба добра со злом. На мечах и сверхспособностях. Множество интересных персонажей с уникальной(на самом деле) судьбой и устремлениями.
Из минусов: повышенная концетрация супер-бойцов(как они только Землю не разрубили?) и пафосные речёвки во время боя. Но это - типичные травмы жанра. Паталогических масштабов они не принимают и если вы не идейный противник - вас не обеспокоит.
Смотреть, не считая единичных клинических случаев, пожалуй всем. Но я могу быть недостаточно объективен. Очень уж пришлась по вкусу мне эта вещь.
И, напоследок, проводя параллели: вот если взять блич и убрать провисания динамики, центровку на одном только гг, добавить глубины сюжету... короче если сделать блич намного лучше - то это будет оно.