Дева-воительница, женщина-воин - архетипичный образ, вымышленный женский персонаж, зачастую королевской крови, которая обладает сильным характером и занимается типично "мужским" делом, обычно войной, (хотя порой и ремеслом). Антиподом ей является другой штамп - беспомощная дева в беде.
Характеристика
По средневековой литературной традиции дева-воительница, лишаясь невинности, лишалась и своей воинской силы, становясь обычной женщиной. Тем не менее, это условие соблюдения девственности не обязательно встречается. Точно также не является обязательным принадлежность к королевскому роду, хотя в классических примерах выполняются оба требования. В древних легендах встречается мотив сватовства героя к подобной деве, которая соглашается на брак только под условием, что он превзойдет её в типично мужских боевых искусствах - причем она оказывается настолько сильной, что жених может победить её только хитростью.
Общепринятых гипотез о истории сложения данного женского образа, его предпосылках и развитии нет. Существует несколько разных версий происхождения, а также и мнений о том, насколько значимой подобная концепция была вообще.Например, Пегги Сэндей выдвигает идею о том, что общества, в которых доминировали ритуалы поклонения Природе, были гиноцентрированными, и что модель такого общества можно увидеть в древнескандинавском язычестве и северной викке (природной магии), получившим отражение в мифологических образах северных дев-воительниц, валькирий[1]. Таким образом, подобные образы дев-воительниц - пережиток служительниц религиозного культа, магического обряда.
А И. М. Дьяконов "при сравнительном анализе "архаических мифов Востока и Запада", выделил среди женских мифологических персонажей две категории: "дев-воительниц" и "матрон"-"матерей/супруг"[2]; первая категория по его версии восходит к возрастной группе девушек, сопровождающих юношей в "мужском доме" (ганика у индоариев, гетеры у греков и т. п.), пользующихся половой свободой и связанных с боевыми дружинами. Мифологические воплощения таких социальных групп индийские апсары, ирландские сестры Морриган и т. п. персонажи, уносящие убитых с поля боя[3][4]". По этой версии, образ дев-воительниц получается воспоминанием о реальных боевых подругах, сопровождавших воинов в походах.
В мировой литературе (преимущественно европейской) прослеживается четкая магистральная линия преемственности подобного сюжета. Амазонки древнегреческих мифов проникают в средневековый рыцарский роман, после чего архетип воскрешается уже в ХХ веке, когда общество требует нового женского образа.
Существует отдельное ответвление, которое стоит отметить, как характеризующее определенную стадию. Саги о девах-воительницах составляют отличительную особенность средневековой исландской литературы. "Если в других литературных традициях эпизодически встречаются образы строптивых принцесс, укрощаемых женихами, то в исландской словесности возникает особая разновидность жанра рыцарской саги - рассказы о единовластных правительницах своих стран, вообще не желающих слышать о браке, ибо замужество грозит им ослаблением власти и утратой социального статуса. Они не только категорически отказывают женихам, но и подвергают их словесным и физическим унижениям. В рыцарских сагах для героинь таких рассказов существует специальное обозначение - meykongr "дева-правительница", сами же они знаменательно именуют себя "королем" (kongr), но не "королевой" (dróttning)"
Современность
В массовую культуру стереотип воительницы, активно участвующей в сюжете, как считается, проник в 1970-е гг. в связи с всплеском феминистского движения в западной цивилизации. К этому моменту публика начала уставать от типичной героини - пассивной девы в беде, крепко связанной с мужчиной-защитником. Этот тип вышел из моды, и создатели нового образа нашли вдохновение в греческой мифологии.
Данный женский стереотип изображает выдающуюся и независимую женщину, которая стремится достигнуть своих целей и позиционируется как антипод типичным ролям, созданным в годы гендерной дискриминации в рамках традиционной патриархальной социальной модели. Подобная героиня фигурирует в мирах героического фэнтези или в исторических романах на тему Средневековья - т.е. в ситуациях, где очевидны её физические навыки. В отличие от других женских активных образов - роковая женщина или девчонка-сорванец, дева-воительница продолжает заниматься традиционно мужскими делами, причем без потери женственности. Кроме того, в масс-культуре совсем теряется идея средневековой куртуазной любви к подобной прекрасной принцессе.
Исторические примеры
Фактически в реальной истории примеры подобных реальных персонажей чрезвычайно редки. Хотя иногда дворянки сопровождали армию и возможно участвовали в общественной жизни, все же настоящий бой, с его насилием и физическими нагрузками, считался непристойным и неподходящим занятием для женщин.
Все же можно перечислить несколько примеров:
китайская принцесса Пиньян (Princess Pingyang), которая собрала и возглавила собственную армию во время восстания. Позже её отец стал императором Гаоцзу.
ионийская царица Артемизия Карийская, которая сопровождала Ксеркса в его походе и командовала в Саламинской битве пятью собственными судами. Хотя реальность её подвигов ставится историками под сомнение, тем не менее, считается, что именно она стала поводом к произнесению проигравшим Ксерксом фразы: "мои мужчины стали женщинами, а женщины - мужчинами".
спартанка Архидамия, которая сражалась с Пирром во время осады Лакедемона во главе отряда своих соотечественниц.
британская королева Боадицея
мусульманская принцесса Амина (Amina)
Этельфледа, дочь Альфреда Великого
Жанна д'Арк и её легенда представляет собой пример сплавления как реальных предпосылок, так и архетипических черт. Например, одна из версий ей приписывает королевское происхождение.
В мифологии
Богини-воительницы
Афина (греч.), Минерва, Беллона (др.рим.)
Инанна (шумер.)
Анат (западносемит.)
Аллат (древнеараб.)
Иштар - один из эпитетов - "Воительница"
Шавушка (шуррит.)
Ардвисура Анахита (древнеиран.)
Дурга (инд.)
Морриган (ирл.)
Ойя (йоруба)
Скатах (кельтск.)
Упэрэтат, супруга Вертрагны (иран.). Дева-воительница, была символом награды за храбрость, награды героям, отправляла души героев в рай. Ее изображали на коне
[править]
Группы
валькирии (сканд.)
фраваши - (иран.), мн.ч., мифическое олицетворение души, женского пола, реют в небесах, закованные в металлические доспехи, и поражают нечистую силу.
Нация женщин-воительниц - амазонки.
Обычные люди
античность:
Горга (дочь Ойнея)
Аталанта
Гарпалика
Камилла в "Энеиде"
прочее:
Chitrāngadā, одна из жён Арджуны ("Махабхарата") командует армиями своего отца.
Gordafarie ("Шахнаме")
Дейрдра (ирл.)
Королева Корделия, дочь короля Лира, водила армии в бой; королева Гвендолин, жена Локрина, победила его в битве и стала королевой (британский миф)
Shieldmaid
русские богатырки:
Степная королева-воительница Марья Моревна
воительница-поленица Настасья - жена богатыря Дуная Ивановича.
Лата-горка, мать богатыря Сокольника от Ильи Муромца
женщина-богатырша Фатима Зат аль-Химме (араб. "Жизнеописание доблестной Фатимы и повествование о подвигах ее славных предков")
сёстры-воительницы Чынг (вьетнам., Trưng Sisters)
Кырк кыз ("сорок девушек") - у каракалпаков девы-воительницы, героини одноимённого эпоса. Они живут на острове общиной, возглавляемые мудрой и справедливой девой Гулаим и спасают каракалпаков от нашествия калмыкского хана.
женщины-богатырки в якутских эпических мифах ("Олонхо"), например, Дьырыбына Дьырылыатта
дочь Даргавсара (нартский эпос)
В литературе
Средневековье
Брюнхильда - валькирья, персонаж "Песни о нибелунгах", поклялась выйти замуж только за того, кто одолеет её в битве.
Хлоринда - аналогично, сарацинский воин, перед самой смертью принимающая христианство
Марфиза - аналогично, царица Индии, поклялась не снимать доспеха, пока не одолеет трех могучих царей - Градасса, Агрикана и Карла Великого.
в исландских сагах[5]:
Флорентия - королева Индии, согласна выйти замуж только за того, кто пройдет испытания ("Сага о Гиббоне")
Мармория - королева Греции ("Сага о Парталопе")
Седентиана - героиня "Саги о Сигурде Молчаливом"
Розамунда - героиня "Лэ о Ланвале" ("Песнь о Януале")
Ингигерд - королева, героиня "Саги о Сигргарде Смелом"
Торнбьёрг - дочь шведского короля, героиня "Саги о Хрольве, сыне Гаутрека"
Хуа Мулань - героиня китайской средневековой литературы
Возрождение
Бельфебея и Бритомарта в "Королеве фей" Спенсера
Современная культура
Фэнтези-литература
Эовин у Толкиена
Рыжая Соня
Китиара Ут-Матар (Dragonlance)
Трисс-воительница (Рэдволл (серия романов))
девушка-воительница Джилсепони ("Демон пробуждается", Роберт Сальваторе)
Магура (Перуница) - "реконструированный" персонаж славянской мифологии, вымышлен энтузиастами славянской мифологии на основании текста Велесовой книги. Является славянским псевдо-аналогом валькирий.
Дара в романе "Берсерк" Ольги Григорьевой
Элина, графиня Айзендорг в романе "Время меча" Юрия Нестеренко
Цири - дитя предназначения в серии романов "Ведьмак" Анджея Сапковского
Кинематограф
Зена, персонаж одноименного телесериала
Принцесса-воительница (фильм) - о двух сестрах-принцессах с планеты Вулькара
Гвиневра в фильме "Король Артур" (2004). Образ навеян Боадицеей.
*материал из википедии*