Елохин : другие произведения.

Больница на излёте зимы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Больница на излёте зимы






     За окном заснеженные крыши одноэтажных домиков обширная долина реки, дальше лес, над ним — серо-синее свободное от туч небо.
     Со стороны двора в окне виден сосед с первого этажа, он вытащил во двор кота на верёвочке, кот испуганно озирается и прикидывает, как бы сбежать.
     Посмотрев в окна, Миша идёт в ванную. Ему не хочется включать свет и отчётливо видеть своё лицо в зеркале. Он бреется на слух, щетина скрипит под лезвием, потом бритва проходит тихо: значит, в этом месте урожай собран.
     В завершение бритья всё же приходиться включить свет, чтобы осмотреть итоги.
     С годами одутловатость появляется в щеках. При росте чуть ниже среднего, при весе чуть выше нормы, одутловатые щёки вызывают досаду, но делать нечего. Они, по крайней мере, чисто выбриты.
     Миша собирается навестить друга в больнице.
     Главное — вытащить его хотя бы на пару часов, сходим, например... ну, куда-нибудь сходим, всё равно, куда.
     Февраль — месяц короткий, но снега от этого не меньше вокруг. Миша идёт, отмечая, что какие-то серые пичуги, возможно, это синицы, сидя глубоко в кустах, свистят довольно громко. Возможно, это первый признак весны, отмечает Миша и поднимается в освещённый, тёплый салон автобуса.
     — Купи ему в нашем килограмм мандаринов! — отчётливо вспоминается ему голос жены.
     Ладно, забыл, обойдёмся без мандаринов.
     Тем временем в палате его друг Василий потерял надежду отыскать пропавшую ложку.
     В палату входят врач и медсестра. Обход.
     — Ну как дела?
     — У меня ложка пропала.
     — Я вам свою отдам! — отвечает женщина-врач, вороша листки, вклеенные в историю болезни.
     — Свою не надо, — отвечает Василий.
     Врач уходит, оставив каждого больного со своими впечатлениями о встрече. Кто-то гордится улучшением, кто-то приуныл от ухудшения.
     Все молчат; новенький еле бормочет:
     — Дайте прочухаться, и я вас всех развеселю...
     Палату развлекает мостостроевский мужик, курчавый брюнет лет за тридцать. Как всегда по утрам, рассказывает:
     — Стало быть, да. Купили мы козу. Само собой, драли её, как без этого. Сначала батя, а потом уж и мы с братьями.
     — Значит, мораль сохраняли?
     — Какую мораль? Я тебе про козу, дурья твоя башка. Ты не слушаешь.
     — Наоборот, я слушаю! Вот я и говорю: строгая очерёдность, то есть, мораль сохраняется!
     — Мораль там, не мораль, а всё у нас было по справедливости. И вот, слушай дальше...
     Встрёпанный больной мотается по коридору, заглядывает во все палаты подряд:
     — Мне сделали операцию, и у меня всё хорошо!
     Тимофеич с крайней койки ему в ответ:
     — Ну, тоже нехорошо говорить, что мне хорошо, когда другим плохо!
     Пошёл Василий покурить, он и его остановил:
     — С чем ты?
     В ответ Василий постоял на одной ноге, демонстрируя, что готов к выписке.
     Туалет один, он и женский, он и мужской. И всегда очередь. Если приспичило, лихорадочно ищешь ёмкость, бутылку из-под минералки, и отливаешь за условным углом. Это не считается тут серьёзным проступком, через такое проходят все.
     Василий идёт. Всегдашняя неразбериха у туалета. В другом, новом крыле туалет чист и свеж, но заколочен гвоздями.
     Возвращается в палату. Привычное гудение голосов.
     — Так когда это было-то?
     — В шестидесятые годы, да что там, даже и в пятидесятые. Вот послали меня в Ярославскую область инженером МТС, жена медик.
     — Как вам там жилось?
     — Ничего хорошего.
     — Почему?
     — Дураки какие-то приезжают и начинают допытываться: почему в сроки посевной не укладываетесь? У населения радости мало было. Уехать нельзя, потому что распределение.
     — Шамшаев, на процедуры!
     Василий поднимается с койки, выходит в коридор.
     — Полотенце не забудьте! — кричит ему, убегая, медсестра.
     Василий возвращается в палату, берёт полотенце, коридор, дверь в процедурную, посередине помещения — кушетка. Ложится.
     — Больной!
     — Что?
     — Обнажите место для укола!
     В процедурную входит Миша в наброшенном на плечи халате:
     — О, привет! — говорит. — Чем это вы тут занимаетесь? Почему лежишь?
     — Отдыхаю после процедуры.
     — Что за процедура?
     — Удаляли мне остатки головного мозга. Теперь необходимо пять минут под наблюдением процедурной сестры полежать, отдохнуть. И завершающий укол принять, а то всё напрасно было.
     — Что вы болтаете, больной! Ничего я ему ещё не делала, сейчас он укол получит и пойдёт к себе в палату.
     — А я, ты знаешь, в другом отделении сначала был на обследовании, — говорит Миша. — Вообще-то я здоров, вот узнал, что ты тут загораешь, решил навестить. А у нас там неразбериха, меня положили в коридоре. Я убежал оттуда, на своё место положил умершего больного, нашёл его в туалете. Это соседний корпус.
     — У вас там туалет заколочен гвоздями, — замечает Василий.
     — Да наплевать. При чём тут туалет. Я вообще в другом корпусе. Я бы не лёг сюда, эта больница самая плохая в городе. — говорит Миша.
     — Ну что такое плохая больница? Это нонсенс. Какая ни есть.
     — Зато — натяжные потолки.
     — Это штукатурка отстала, ремонта давно не было, — говорит медсестра, продолжая снаряжать шприц к уколу. Вонзает иглу Василию в бедро.
     — Хочу полежать тут недельку, — говорит Василий, потирая уколотое место. — После обеда обычно приходит ко мне один больной с мочеприёмником и шахматами. Всегда выигрывает.
     — Сколько тебе ещё тут?
     — Да полежу с недельку.
     — Я тебя забираю.
     — Тут хорошая больничная библиотека.
     — Ты слышишь? Я тебя забираю!
     — И, представляешь, вся литература подобрана на тему больницы.
     — Короче, так. Я тут в коридоре слышал, что главврачу плохо. Видишь, я в фуражке, вот папка у меня, смотри.
     Проходят мимо дежурной сестры. Миша властно обращается к ней:
     — Я из БВЗЖПиО. Плановая проверка процедурных области! Где процедурный журнал?
     — При чём тут я? Идите в процедурную.
     — Всё, можете возвращаться в палату! — бросает Миша Василию и идёт к процедурной. Василий догоняет его и семенит рядом.
     — Вот видите, Борис Васильевич, — говорит заискивающе. — Проводите меня до палаты, будьте добреньки, если вам не трудно.
     — Конечно, конечно, Аркадий Очакович, — говорит Миша. — Идите осторожно, я вам помогу. Какой широкий тут у вас коридор! Много света, хорошо. Где палата? Эта? Так, Аркадий Очакович, одевайтесь, мы с вами должны посетить одно место. Быстро.
     — Ты серьёзно?
     — Серьёзно. Я уезжаю навсегда в этот раз. Прощальный обед. С главврачом я договорился.
     — Ты — это человек, с которым никогда.
     — Ну, тем более. Уколы и процедуры — это смешно, это не для тебя. Встань и иди. Я уеду, и ты опять заляжешь в свою больницу. Будь я здесь с самого начала, я бы не допустил этот позор.
     — Как же я пойду? У нас тут, знаешь, какие порядки! Входят здоровые, выходят больные.
     — А песок? Откуда на первом этаже песок?
     — Ремонт.
     — Песок речной или морской? Это важно.
     — Не знаю.
     — Я бы на твоём месте вёл себя осмотрительнее. Надо быть в курсе всех деталей! Ну, как хочешь; я сейчас пойду, договорюсь с главврачом.
     — Ты же сказал, что договорился.
     — Ещё раз договорюсь, не помешает. Где её кабинет?
     По коридору навстречу ковыляет человек на костылях.
     — Так, на перевязку! — приказывает ему Миша.
     На подоконнике сидят двое с костылями.
     На посту медсестёр Миша требует список назначений и бегло просматривает.
     — Так, Черномазову — два кубика. А лучше три, чего мелочиться. Журнал назначений после обеда в регистратуру, — медсестра недоумённо глядит на него.
     — Давай обход сделаем! Хочется всё поставить на уши. — Говорит Миша, удаляясь от поста. — Да, и надо переселить женщин и мужчин: это благотворно скажется на процессе выздоровления.
     Мимо по коридору бегут с криком:
     — С главврачом плохо!
     — Я же тебе говорил!
     — Ладно, пойдём назад.
     В коридоре у окна сгорбившийся больной жадно ест из лотка. Замечает приближение Миши и Василия, прячет лоток за спину и заискивающе спрашивает:
     — А подскажите, будьте добреньки, мне какой анализ сдавать?
     — Ваши анализы в порядке, продолжайте питаться! — командует Миша, оглядывается и видит, что Василий танцует вокруг медсестры на посту: отходит, подходит, отскакивает, бросается под воображаемый танк.
     — Вот видите! Шамшаеву надо больше давать седативного! — подытоживает Миша, хватает Василия под локоть и тащит на лестницу.
     На лестничной клетке перепираются врач и бандит:
     — Ты её положишь!
     — Так она уже давно лежит! Всё, что я могу сделать — выписать её.
     — Только попробуй! Ты её положишь! У тебя будут проблемы.
     Ещё этажом ниже на лестничной клетке курят больные:
     — Вот ты говоришь, бог. А лично я его никогда не видел, хотя работал завскладом. А у меня всё по описи: есть-есть, нет-нет.
     — Вы понимаете, ведь Сына-то видели!
     — Ну ладно, тогда вот... — завскладом неумело перекрестился слева направо. — На всякий случай: мало ли что!
     На втором этаже Мишу чуть не сбивает с ног коренастый краснолицый мужик.
     — По стенке ходи, врачуга! — кидает он Мише и идёт дальше.
     — Ты с ними поосторожнее, я забыл тебя предупредить! — говорит Василий. — Это из специальной палаты. Те, которые отмазываются от армии. Врачи туда не заходят, медсёстры тоже. С утра до вечера дым коромыслом, пьянка-гулянка. Иногда в женские палаты залезают.
     — Не надо мне рассказывать! Я не хочу этого знать.
     — Видят, какие там женщины, трезвеют и уходят пить.
     — Погоди, сейчас главврач оклемается, подпишет тебе обходной, и пойдём подобру-поздорову.
     Вверху по лестнице громыхает крик:
     — Так вы бабушку будете класть?!
     — Ладно, давай-ка от греха в палату, пересидим, а там и пойдём потихоньку.
     Няня уютно устроилась в палате на табуретке у окна, что-то рассказывает, хотя её никто не слушает, идёт общая вялая беседа.
     — Я вот не люблю анекдотов.
     — Почему ты не стал начальником? Можно было попытаться подсидеть?
     — Короче!
     — Люблю грозу в начале мая, но особенно в конце!
     — Да, я уже тогда выпивал, зашибал прилично, и поэтому вынужден был выслушивать бесконечные истории своего начальника. Он имел меня в руке, попробуй тут не послушай!
     — Составителем я не мог, только сцепщиком. Купил детскую железную дорогу и тренировался.
     — В беседе я могу показаться смелым человеком; как только остаюсь один на один, начинаю бздеть, вот в чём дело.
     — Тарантино Тарантино Тарантино.
     — Самая большая новость — это не то, о чём, а способ высказывания.
     — Рыцарь без страха и без штанов и траха упрёка без совести и диода транзистора носового платка. Носовой оренбургский платок. Воронец Ольга вышита на носовом оренбургском платке!
     — С ростом Вселенной скорость света должна расти, а размер фотона — уменьшаться. В пределе, бесконечной Вселенной соответствует бесконечная скорость света, и вещество тоже делимо до бесконечности. Из этого косвенно видно, что Вселенная не может быть бесконечной. Значит, и время её существования конечно. И жизнь когда-нибудь кончится. Распадётся её структура, сотрётся из памяти материи её механизм, и воцарится хаос, и вновь Дух Божий будет витать над... Впрочем, не будет ни верха, ни низа, а значит и слово «над» в этом случае неприменимо. Дух материи, воплощённый в жизни, познает всю Вселенную, познает самоё себя, и в бесстрастном самоудовлетворении сойдёт на нет. Прекратится цикл, начатый Большим Взрывом — а что дальше, что потом? Не будет ответа на этот вопрос никогда. Правда, есть ещё одна возможность. Большой взрыв как итог жизни, конечный пункт развития. Суммирует и отрицает в себе всё бывшее до себя. В точке «омега» максимальное объединение сил жизни, её напряжение в формах, нам не ведомых по своему размаху, и приведёт к Большому Взрыву. Если это так — мы знаем, что будет потом, и что было раньше. Сверхцивилизация, слившаяся с материей, за Большим Взрывом, 20 миллиардов лет назад, знала, что будем мы, что случится с нами, и больше того, в своём апокалипсисе она запланировала свойства будущей Вселенной, а значит и наше появление, она знала всё — именно поэтому её и не стало, материя и дух окончательно слились в точке взрыва.
     — Карбид строители больница порезвиться ходит с куском карбида в кармане куда бы сунуть.
     — Ладно, схожу на разведку, не могу я вот так сидеть в неизвестности и без дела! — говорит Миша, осторожно открывает дверь и выходит из палаты. Возвращается понурый:
     — Нам с тобой сначала придётся сдать кровь на всевозможные анализы. Это условие главврача, иначе не хочет отпускать! Как, ты готов?
     — Что значит, нам?
     — А то и значит, если я не сдам, тебя не отпустят.
     — Ну, идём, сдадим.
     Сдали кровь, получили обходной, оделись, вышли из больницы и стали подыматься по заснеженному тротуару улицы.
     Идёт свежий снег, не так холодно, Миша без шапки, Василий — в шапке.
     — Как свежо пахнет извёсткой! — кричит Миша.
     — Это не извёсткой, просто весна, — говорит Василий, снимает шапку, останавливается, переводит дух.
     — Не гони! — говорит Мише.
     — Да я не гоню. Ну, всё равно, главное, запах приятный! Шапку надень!
     — Когда наш кот её видит, боится и убегает, — Василий вертит в руках, рассматривает свою лохматую шапку.
     — Надень, простудишься!
     —Мехом наружу, мехом внутрь, — задумчиво говорит Василий. — Куда мы идём?
     — Да уже пришли.
     Свернули на улицу Мира.
     — Заглянем-ка сюда, — говорит Миша.
     Старинная, советских времён столовая. Высокие потолки. Волнистые алюминиевые рельсы, подносы едут со скрипом.
     Секция первых блюд, борщ, суп перловый, солянка мясная сборная, суп «ночь Куинджи» с молодой свекольной ботвой и половинкой крутого яйца.
     Секция вторых блюд, плов, гуляш, пюре, макароны, голубцы, котлета «Юрюзань», сосиски отварные, горка беляшей. Влажные гулкие звуки из кухонного зала.
     — Это разве беляши! Я на днях был у шурина, вот там — беляши! А это... — говорит Миша.
     Третье: кисель, компот, какао, чай.
     Халат туго облегает кассиршу, подкассовый ящик бренчит и распахивается.
     Миша взял салат и кисель, Василий — металлический лоток исходящего паром борща.
     — Ты смотри, женщины на кухне голоногие! Кажется, без трусов!
     — Жарко, вот и...
     — Что они там делают, непонятно! Посетитель всего один, а они всё моют и моют.
     — Я тебе объясню, в чём тут дело. Идёт отбор на должность судомойки. Учитывается и фигурка, и короткий халатик. Такие требования выставил новый хозяин. Он купил эту столовую, она была убыточная, а теперь у него и бистро, и рестораны, и что ты думаешь, лучшие часы он любит проводить именно здесь, только здесь, особенно пока посетителей мало.
     Ведёт себя скромно: миска борща, стакан портвейна.
     Садится так, чтобы просматривалась линия посудомоечной, пар.
     Подходит подавальщица:
     — Может, вам чего поострее, Василий Иванович?
     — Нет, меня вполне устраивает.
     И так два часа.
     Потом садится в джип чероки и уезжает.
     Вот и сейчас: встал, оделся и ушёл.
     — Ладно, что мы тут, пойдём отсюда, — говорит Миша. — Ты бы хоть чаем запил свой борщ, что ли. Тут рядом закусочная, «Одиннадцать ступенек».
     У прилавка опохмеляются несколько мужиков.
     — Вот тут отдаёт теплом домашним! — говорит Василий. — Сразу бы сюда.
     — Это из-за барменши, или как её там.
     Женщина в раздвоенной отглаженной пилотке улыбается за прилавком.
     Из группы мужчин у стоячих столиков доносятся голоса:
     — Ну тихо, тихо, пошли домой.
     — Пилотка твоя подобна нимфе!
     Внезапно один из мужиков сорвал с барменши пилотку и убежал в туалет.
     — А без пилотки какая ты барменша. Ты самозванка, иди промышляй на улицу! — комментируют голоса опохмеляющихся.
     Барменшу выводят на улицу под предлогом выяснения отношений. Внутри идут беседы:
     — Ушла!
     — Да и хрен бы с ней. Давайте проведём выборы бармена!
     — Кто будет барменом?
     — Я!
     — На каких основаниях?
     И этот с рыжими усами, и тот с наколкой, явно сидевший человек, и ещё один, с листовками «только для русских», раздаёт в троллейбусе, берут не все.
     — У тебя программа есть, с чем ты придёшь к народу — пугалом, обиралой или приятным собеседником?
     — Тут всё написано, — протягивает листовку.
     Идеи кардинальные, лицо испуганное.
     — Да на кой мне твоя бумажка! Ты мне правду скажи!
     Подсел шелудивый колченогий человек:
     — Я был спецназовцем. Пожми мне руку.
     — Да ладно.
     — Пожми, не бойся!
     Литые железные клещи впились Василию в ладонь, не вырвать.
     — Да отпусти!
     Довольный, ослабил натиск; но руку не отпустил.
     — Ладно, ты спецназовец.
     — Был!
     — Хорошо, был. А как ты ездил на побывку домой? В форме ходил, понтовался?
     — Нет, в гражданке. Стыдно было в форме ходить. Да и избить могли за форму. Я ведь не такой уж здоровый был.
     — Ты же сказал, что спецназовец.
     — Ну и что. Назначили, вот и был.
     — А мне не нравится сочетание томата и рыбы. И я считаю это таким же важным, даже архиважным вопросом, как и все остальные.
     — Вот вопрос и вот утверждение. Это два предложения. Вот они лежат рядом.
     Блатняк за другим столиком. На столе пакет вина и больше ничего. Даже стакана нет. Молчаливый, ещё крепкий, хорошо одетый.
     — О! Кого я вижу! — кричит ему Василий.
     — Я тоже! — присоединяется Миша.
     Блатняк на дерзости не отвечает. Это ниже его достоинства.
     Василий выходит покурить. У стены курит рыжеусый.
     — Что у тебя?
     — Обычные сигареты с фильтром.
     — О! У меня тоже!
     — Хочу бросить, а не могу.
     — И я тоже! А вот слушай...
     Василий покурил, возвращается с рыжеусым.
     — Давай к нам! — машет рукой Василий.
     Рыжеусый пересаживается.
     — Вот слушайте дальше. Я зашёл в маленький магазин, они арендовали какую-то площадь у владельца дома, в том случае это была продавщица Тося, я, естественно, был пацан, а она была девушка лет двадцати пяти. Я зашёл, там всё: соль, спички, консервы, набор типа сельпо, пряники, портфель висел, карандаши в уголке — миниуниверсам. А зачем зашёл: послали за хлебом. Зашёл, а она ела консервы, бычки в томате, хлебом черпала. Я заворожён этой картиной! Купил хлеба, и по дороге домой эта картина была перед глазами, и мне страшно хотелось съесть бычки такие же в томате. Дома рассказал бабушке. Это считалось баловством, прихотью. Бабушка дала тридцать пять копеек. Я сбегал, съел и отравился. До сих пор, когда открываю такую банку, так и вижу: маленький магазинчик, заурядная девушка за прилавком в белом колпаке, теряющая свою заурядность.
     — «Заурядная» — это что значит?
     — Почти всякий вопрос зависит от конкретной ситуации. Вот этот твой вопрос меня напрягает. Я не хочу на него отвечать. И вообще вот эти вопросы, которые тянутся по быту. Вопрос и раньше всегда требовал ответа, а я был нескор на ответ, я замыливал ответ, вопрошающий не понимал ответа, потому что я невнятно отвечал. Казалось бы: возьми да скажи: я предпочитаю жареную! Куда там. Спросить мне было тоже крайне непросто, катастрофа, мучительно, и с каждым разом сложнее. Ну вот, к примеру: свадьба у меня будет, пригласили самых близких посидеть в кафе, но близкие настояли, чтобы как у людей. Дед: Петька, ты что придуряешься, ты можешь точно сказать, сколько людей будет? Ты мне должен точно сказать, сколько с твоей стороны будет. Тут я начинал, и дело доходило до того, что я понимал, что это нехорошо. Ты его пригласишь? Я спрошу. Что значит, спрошу? На свадьбу приглашают. Помню, сумерки, и мы втроём сидим и беседуем, кого же приглашать, определиться с числом, на когда, и сколько машин заказывать.
     Дойдя до этого места, рыжеусый Петя наклонил голову к столу и замолк.
     — Ты своей болтовнёй мне все мысли из башки выдул, — говорит Миша, оборачивается к Василию: — Иди возьми ещё «зверобоя».
     Взял. Выпили.
     — Ну вот, до «зверобоя» не было никаких мыслей. Зато после «зверобоя» сколько всего сразу, и главное, буфетчица вернулась с улицы буфетчица.
     — А в подсобке два горячих беляша в подмышках!
     — А теперь не только буфетчица, а ещё и уборщица.
     — Зафиксировать сигнал!
     — Не хочу я фиксировать, и вообще не хочу ничего чувствовать.
     Пилотку буфетчицы принесли с улицы, отряхнули от снега, с извинениями вернули.
     — Напряжённая половая жизнь изнашивает хуже возраста. Даже тараканы уходят. Их уже не найти, а скоро их станет не хватать.
     Шелудивый и колченогий спецназовец предлагает новую версию своей жизни:
     — Я был талантливый суфлёр! актёры могли вообще не играть!
     — А где учат профессии суфлёра?
     — Везде! Талантливый суфлёр может из импотента сделать мачо! Правда, мачо останется импотентом, но это уже не так важно.
     — Коктейль-холл. Коктейль «Международный». Соломинка.
     — Стакан самогона в соломе.
     — Я абонирую этот зал!
     — Ну, положим, ты абонируешь. А что дальше?
     — Нужно подумать.
     — Думай быстрее! Я иду в сортир, мочи нету, кала нету, и думаю: как же защищать эти пространства?
     — Давай закажем порфей «Орфей»!
     — Мочить бы всех этих древних пиндосов! Соль и Эдип! Соль и Эвридика! «И море накрыло крышкою льда»! К чему этот орнаментализм? Он должен кончить так: он идёт по краю замёрзшего моря. Я против выдрючивания. Когда я слышу по ТВ хорошую песню с выдрючиванием, я переключаю.
     — Водка нарочита, а зубровка — нет.
     — Если драйва нет, то будь ты оснащён хоть Шпенделем, хоть Дрегелем.
     — Не возжелай ни вола его, ни осла его!
     — Ни Валаеву, ни Аслаеву!
     — Искусство квасить ровно...
     — А потом он сказал: «Всё равно всё лёд!», обводя окружающее. Когда я вижу красивую женщину, говорю: лёд, лёд, всё лёд, она лёд, хотя и понимаю при этом, что это не она лёд, а я лёд.
     — Я понимаю, что жизнь непонятна. А иногда понятна настолько, что лучше бы наоборот.
     — Очень хорошо, что музыка тут негромкая.
     — Да, и есть туалет, смотри, какой он окован решёткой! Её склепал мастер!
     — Она не клёпанная, а кованная. Её сковал мастер кованного искусства.
     — Всё равно красиво.
     Миша вернул Василия в палату, когда все уже спали. Тимофеич на крайней койке проснулся, перевернулся на другой бок и сказал:
     — Слышь-ка, к тебе тут этот с бутылкой приходил и с шахматами. Сидел часа два, не могли его выкурить. Ладно, спи.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"