8 Апреля - Международный день цыган. Учрежден на конгрессе цыган всего мира, который состоялся 8 апреля 1971 года и собрал представителей 30 стран. У большинства из нас существует два почти непересекающихся образа цыган: театральные (и кино) и "конокрады". Первых любим, с удовольствием слушаем, поём их песни (зачастую - старые русские песни и романсы, просто дошедшие до нынешних дней в такой вот обработке), непременно танцуем в разгар разнообразных гуляний Цыганочку - с "выходом" или без, прищёлкивая пальцами или хлопая в ладоши, но всегда с азартом и лихостью. Вторые... а что вторые - праздник всё-таки. Потому - о театральных. Точнее - кино. Ещё точнее - кто может сказать, положа руку на сердце: "Терпеть не могу ЭТОТ фильм!"? Табор уходит в небо. Не фильм, а завораживающая песня. Всё в нём сложилось удивительным образом, ничего не добавить, не убавить. Эмиль Лотяну и Евгений Дога создали эту песню, а Светлана Тома и Григорий Григориу пронеслись вихрем в странном танце, где огненная любовь кружила с гордостью.
Небольшой фрагмент интервью, данного в 2003 году (незадолго до гибели) Григорием Григориу корреспонденту "Независимой Молдовы" Валентине Ушаковой.
- Когда я работал над ролью Зобара, Лотяну сказал: "Ты должен держаться в седле как Бог. Добивайся этого как хочешь, но пока ты похож на перочинный нож..." Сколько коней (и каких!) пришлось обуздывать, сколько ссадин и кровоподтеков было у меня после подобных "тренировок". Один раз даже жизнью чуть не поплатился, да ангел-хранитель помог. Помню свирепого рысака по кличке Слон - огромного, выше меня ростом. Дублера он за считанные минуты с себя сбросил. Но Лотяну знал, что при огромном желании я смогу справиться с самой буйной лошадью. И потому меня не удивила его команда: "Григориу, оседлать коня!" Это была в прямом смысле слова схватка - кто кого сильней. Пришлось применить специальные шпоры, они до крови впивались в бока Слона. Он был весь взмыленный, а я - мокрый и счастливый от того, что победил...
- Зато ты действительно держался в седле как Бог. А как метал топоры и ножи на экране!
- Лотяну между прочим не нравилось, как я это делал. Он пригласил целую бригаду дублеров-лесорубов, но после них играл сцену почему-то я...
- А как ты вживался в образ цыгана? Это же совсем другая логика жизни!
- О, это была целая эпопея. Лотяну сказал: "Найди самую настоящую, без прикрас, цыганскую семью и поживи в ней две недели. Иначе съемок не будет".
- Нашел?
- Нашел, но это был кошмар. Пришлось участвовать в семейных разборках, пьянках, драках... Все было действительно без прикрас. Зато узнал, что может вывести цыгана из себя, чего он простить не может ни врагу, ни другу...
- А тебе приходилось встречаться хоть с одним цыганским "королем" - так называемым баро?
- Приходилось. "Табор уходит в небо" мы снимали в очень красивом, колоритном закарпатском городе Виноградово. И в один прекрасный день цыганская массовка разбежалась - кому охота жариться на солнце за 3 рубля в день? Лотяну посоветовали поехать в Ужгород к баро закарпатских цыган - за помощью. Никогда не забуду сцену нашего знакомства. Из прекрасного коттеджа вышел красивый, элегантный, белозубый мужчина с черными, слегка влажными глазами и заговорил с нами по-румынски (а всего он знал шесть языков!) Услышав просьбу, обещал помочь. Через два дня на съемочной площадке появилось 300 ухоженных, прекрасно одетых и дисциплинированных цыган - их вы и видели на экране. Вот что такое цыганский устав в действии!
- И теперь ты знаешь, чем отличаются цыгане от любого из нас?
- Абсолютным ощущением свободы. У них нет комплексов и ограничений. Цыган смотрит тебе в глаза и делает с тобой, что хочет. Для него нет слов: не положено, не принято, неудобно. Ему все удобно, чего душа жаждет.
- В тебе что-то осталось от экранного Зобара? Или опять комплексы одолели?
- Что-то осталось. Во всяком случае бесшабашности и авантюризма во мне заметно прибавилось. И вообще я стал чувствовать себя более уверенным и сильным. Маэстро постоянно культивировал во мне уверенность - во всем. "Гриша, я знаю, ты сможешь!" - эта фраза была для меня допингом - даже в самые тяжелые моменты откуда-то брались силы и умение.