Аннотация: Черновик. Полностью здесь http://zhurnal.lib.ru/e/efremow_a_n/ljulija.shtml
Юлия Белых, - одна из последних представителей ингерманландской народности. Финское имя - Люлия. Очень много рассказывала про жизнь, вспоминала начало блокадного времени в Ленинграде, мытарства.
Люлии было всего лет 7-8 когда их семью репрессировали. Семья - мать и сестра, отец был расстрелян ещё в 1937 году. В 1942 году семью с большой группой репрессированных из Ленинградской области финнов (в этом составе были и ингерманландцы) высадили с баржи на пустынном скалистом берегу реки у Чурапчинского района. Всё, что им дали на жизнь - это кирпичи, которые они сами и выгружали с баржи. Одеты были - кто во что: лёгкие пальтишки, платьица, туфли, ботинки. Скарб и пожитки, которые им разрешили взять с собой уместились в узелки и чемоданы.
Всего ингерманландских финнов, которых в течение суток вывезли по дороге жизни из блокадного Ленинграда в Сибирь, было 25 тысяч человек. На сегодняшний день ингерманладцев можно сосчитать по пальцам, все они рассеяны по миру. К примеру - родная сестра Люлии сейчас проживает в Финляндии.
Люлия рассказывала про жильё, которое они строили на берегу: из тонких жердин неумело ставили подобие якутских юрт, закладывали потолок и стены дёрном. Конечно - в жестокие морозы выжило очень мало людей. Кирпичные печки в таких жилищах бесполезны, тепло даёт открытый огонь. Самый лучший обогрев даёт якутский очаг - камелёк, но его надо уметь делать.
Люди умирали. Если бы не бескорыстная и тайная помощь местных жителей, которые делились последним куском хлеба и помогали строительством жилья, вымерли бы все до единого. Нужно отметить, что жители Чурапчинского района тоже в массовом порядке подверглись репрессиям: их высылали в Прибалтику, где, не выдержав климата, и помирали.
Что дало возможность выжить в таких нечеловеческих условиях Люлии и её сестре - конечно же, - сила матери и вера в Бога. Сила матери - об этом много сказано, и всем понятно. Вера в Иисуса Христа как в Спасителя - вот об этом, о вере, к великому сожалению, люди вспоминают, когда им очень плохо. Но семья была традиционно христианской, а это значит - готова к тяжёлым испытаниям.
Семью реабилитировали только в 1993 году. Люлия говорит: "мы до сих пор находимся в ссылке"...
Довелось разговаривать и с жителями Тикси, работавших во время войны на заготовках рыбы. Лютой зимой на пустынный берег океана привозили сотни стариков, женщин и детей, одетых в лёгкую одежду, - это были прибалты, много литовцев. Были и такие, что кроме платьев и чулок, вообще ничего не имели. Их попросту бросали на произвол судьбы. Работали в нечеловеческих условиях, ночи проводили в больших деревянных бочках из-под рыбы. Конечно же, умирали.
Даже местным жителям - работникам артелей запрещалось есть выловленную рыбу, что уж говорить о спецпереселенцах. Туберкулез, цинга, ревматизм, гипертония, трахома, язва желудка - неполный перечень болезней. Астма, порок сердца, и многое другое - это даже до сегодняшних дней передаётся по наследству, как среди спецпереселенцев, так и среди местных.
Приведу примерный и неполный список спецпереселённых в Якутию по состоянию на 1949 год ("от" и "до" - по разным источникам):
- Из Северного Кавказа - чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы - от 450034 до 608749;
- Из Крыма - татары, болгары, греки, турки - от 185707 до 228392;
- Из Грузии - от 154073 до 186874;
- Калмыки - 91919;
- Литовцы - предположительно 40000;
- Немцы - от 1024722 до 1069041;
- Поляки - 32438;
- "Власовцы" - 112862;
- "Оуновцы" - 85391;
- Финны - предположительно 25000;
- Малочисленные народы - 94955;
- "Фольксдойч" - 6705;
- Прибалтика - депортировано в Сибирь и Якутию 1083262 человек, это 29923 семьи;
- "ИПХ" (истинно православные христиане) - от 800 до 1502.
Страшный Список - спецпереселение на смерть без какого-либо суда и следствия...
Многие из этих людей так и остались в Якутии и Сибири на вечное жительство: формально "новое время" дало возможность, но большинству попросту - некуда, не к кому, и не на что уезжать. Многие связали свою судьбу с якутами. Термин "спецпереселение" было введено в обиход, чтобы не применять "старорежимное" слово "ссылка".