Обречённые на вечное одиночество (Калашникова Екатерина) http://viboo.ru/blog/entry/obrechjonnye-na-vechnoe-odinochestvo.html
День открытых ворот (Владимир) http://viboo.ru/blog/entry/den-otkrytykh-vorot.html
Случай (Алексей) http://viboo.ru/blog/entry/sluchaj-1.html
"ВИЙ.Разгадка тайны?" - это статья написанная для психоаналитической конференции, автор Вячеслав Скосарь (г. Днепропетровск). Название и цель конференции здесь не имеет значения. Приведу пару абзацев, на которые я буду равняться при рассмотрении подсудных рассказов, и советую держать равнение на это и другим авторам - как при написании мистических произведений, так и при судействе.
"...Почему некоторые произведения оказывают на нас глубокое впечатление?
- потому что они талантливо написаны;
- они наполнены яркими, сочными, запоминающимися образами;
- действующие лица их, герои и героини производят впечатление;
- они несут мощный эмоциональный заряд;
- они будоражат фантазию;
- они затрагивают серьезные, жизненно важные вопросы;
- они развивают глубокие идеи;
- они задевают тайные струны нашей души;
- они соответствуют нашему эмоциональному состоянию;
- они отвечают на наши мучительные вопросы...
Список ответов на поставленный вопрос можно продолжать. И если самый первый вариант ответа выглядит довольно неопределенно, подразумевая, что угодно: и стиль, и слог, и оригинальную форму, и яркие образы, и эмоциональный заряд, то остальные варианты ответов, на первый взгляд, более конкретны, и могли бы нас удовлетворить. Применительно к теме настоящей работы можно предложить следующий набор ответов на вопрос - почему повесть Н.В.Гоголя "Вий" считается талантливой и оказывает (или, по крайней мере, оказывала) на нас глубокое впечатление:
- потому что она талантливо написана;
- она наполнена жуткими, запоминающимися образами;
- действующие лица ее производят впечатление;
- она несет эмоциональный заряд - заряд страха;
- она будоражит фантазию..."...
Именно на эти пункты, и на возможность бумажной публикации произведений, я и буду ориентироваться при написании обзора. Про "публикацию", наверное, следует уточнить: публикую не я, а некий абстрактный редактор некоего среднего абстрактного издательства. Так что прошу авторов отнестись к критике с пониманием, думаю - пойдёт только на пользу.
Итак - "потому что она (повесть "Вий") талантливо написана", - об этом может судить либо: a) сам автор; b) читатель; с) "конкурент": такой же автор, но только ставящий по прочтении произведения оценки авторам подсудной группы.
День и ночь - борьба добра со злом; и в конкурсном произведении должны присутствовать именно день, и именно ночь, без каких-либо, как я понял, иносказаний и аллегорий. Во всех рассказах первой группы День и Ночь присутствуют, борьба со злом - есть, впрочем, и все остальные пункты в той или иное мере имеют место быть. Фантазии у авторов не занимать, несколько хуже обстоит дело с грамотностью, но это дело, думаю, поправимое, будем считать, что в некоем абстрактном издательстве хорошие редакторы. Совсем плохо - твёрдое незнание темы, как например в рассказе -
"Случай":
"Я думал, что встречаюсь с девушками, а оказалось с персонажами чертовой Библии! ...
... Я не хотел никого обидеть, понимаете?"
При всей слаженности написания, обидели. Персонажи говорят устами автора. Обидели всех христиан, коих на территории СНГ подавляющее большинство, а с ними следует считаться: a) Библия - не чёртова, Библия - от Бога, а Бог есть любовь; далее - даже если автор не в ответе за персонажи, то - b) небесные ангелы вести себя так не могут: драться, сквернословить, убивать. Тем более заниматься сексом с человеком: они сущности духовные, смиренные, безгрешные. Это очень серьёзное замечание - даже для сказки. В Библии ничего сказочного нет - это общеизвестно. Где в этом произведении борьба добра со злом? Здесь присутствует больше не то, чтобы борьба зла со злом... какая-то суета с ломанием стен. Можно, наверное, и поспорить: парень - главный герой вроде бы добрый. Тогда пусть он для порядку хоть бабушку через дорогу переведёт.
Можно положение исправить следующими персонажами:
сатанистка рукопашница, и потерявшая от любви голову монашка - бывшая фехтовальщица, либо нейтральные персонажи: ведьмы, феи, вампиры.
Оценка "2".
Совиные сумерки (Александр Тихонов)http://viboo.ru/blog/entry/sovinye-sumerki.html. В комментариях к рассказу погрешности уже указаны. Не буду повторяться. Мои впечатления: лаконично, скупо, но образы предстают в цвете; жутковато; теме соответствует; грамотно; стиль написания явно с западным уклоном. Оценка "6".
"Один в темноте".
Есть красивые образы, к примеру: "Через секунду тьма, казавшаяся живой субстанцией, вспыхнула всеми цветами радуги, слившимися в одно пятно, которое напоминало вылитые на стол детские краски. Они смешались в одно месиво и, как живой организм, расползлись в разные стороны, приобретая очертания асфальта под ногами, железного забора по бокам, зелёных деревьев, цветущих в солнечный весенний день"...
Есть совсем плохо: "Да, мышца, перекачивающая кровь в груди..." (наверное, в мышцах груди: в лёгких, как правило - воздух); "Его руки по-прежнему лежали на ней, но уже на локтях"... - дорогой автор, пожалуйста, вдумайтесь в эти фразы! И сделайте выводы самостоятельно.
Депрессия - зло, со злом идёт борьба. Есть оригинальная идея, но нет определенного заряда ужаса, страха. Рассказ сырой, всё-же, требует серьёзной доработки. Оценка "4".
"Звёздные сны".
Сразу огрехи: "На её голове красовалась белая шляпа с пером, пестревшего бронзой" - это конкретно так? "Он рассматривал меня голубизной своих глаз..." - что-то здесь не то, не находите? "Ничего страшного, - подал голос Дима в дверях деревянного домика", - как можно подать голос в дверях любого домика? "...где мы компанией принимали ванну как из тёплого молока". Подобных ляпов очень много, сверх меры. Может быть все эти фразы и красиво звучат, но смысл... Пишу, и тут же читаю дальше: "на горизонте пылали два огненных шара, напоминавших Солнце", - тогда уж - "два Солнца".
Итак: есть желание писать, но нет желания проверять самого себя. Есть фантастическая идея, но нарисована очень плохо. Оценка "2".
"Обречённые на вечное одиночество".
В комментариях всё указано. Есть грамматические ошибки. Оценка "4".
"День открытых ворот"
"Старший следователь вытащил из картонного конверта виниловую пластинку, и бережно придерживая лишь за края, поставил на диск проигрывателя", - здесь слово "лишь", на мой взгляд совершенно лишнее, и портит всю картину. Следует отметить - это первое предложение в рассказе, лицо произведения, сразу создаются соответствующее впечатление и настрой.
Тем не менее, идея есть, написано стильно, грамотно. Образы и характеры яркие. Есть страх, есть ужас, но не как от классической "страшилки": это наши будущее и образование. Очень хорошее впечатление. Оценка "8".