Ефремов Андрей Николаевич : другие произведения.

Благодарность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чучуна широко шагает по миру...


 []

БЛАГОДАРНОСТЬ

Невыдуманная история

     
      Во 2-м февральском выпуске 2014-го года "Тайны XX века" в "Невыдуманных историях" была опубликована статья "Чучуна". Сразу же по появлении журнала в продаже, мне поступило сообщение от героя статьи Вальдемара Даувальтер о том, что благодаря этой публикации его нашел старинный друг, с которым он потерял связь 29 лет назад. Вот что он пишет:  []
  
      "Я служил в должности заместителя командира взвода Учебно-танкового полка в Читинской области Борзинского района на  станции Шерловая Гора. Моим командиром взвода был старший лейтенант Демидов Владимир Николаевич. Я крепко сдружился с ним, с его супругой Натальей. Он был классным командиром и другом. Я часто бывал у них в гостях, ты знаешь что такое домашние пироги в армии, они меня, срочника, подкармливали, мы общались. В 1985-м ко мне приехала навестить мама, она жила в квартире командира целых пять дней, а сами хозяева ушли ночевать к друзьям. Моя мама была поражена гостеприимством и нашей дружбе. Когда я уволился в запас, мы долгое время переписывались. Но потом переехал я, они поменяли часть, и мы потерялись в круговороте жизни. Все-же долгое время пытался их искать...  []
  
      И вот Наталья Демидова покупает журнал "Невыдуманные истории", вдруг узнаёт на фото в журнале мое лицо, и находит меня на сайте "Одноклассники". Выражаю огромные признательность и благодарность редакции журнала "Тайны XX века", который я регулярно выписываю из России, и автору статьи".
     

 []

Конечно-же редакции это было приятно. В апрельском выпуске журнала "Невероятные истории" благодарность Вальдемара появилась в колонке редактора.

      На статью "Чучуна" откликнулось много друзей Вальдемара:  []
      Ирина Заболоцкая (Федева) - жительница села Сангар о другом герое статьи:
      "Читала с большим интересом. Я даже не подозревала, насколько Георгий Иванович - часть моего детства. Читала, как будто о своей жизни. А я ведь всего лишь только с ним здоровалась. Георгий Иванович отвечал, и в ответ улыбались лучики глаз и уголки губ. И он всегда слегка кланялся, когда здоровался, и руки всегда держал за спиной. Так делают люди уверенные в себе".
     
      Удивление вызывает и следующий факт косвенно касающийся непосредственно главного героя статьи - снежного человека:  []
      Сообщение автору статьи от Марины Белянской - одноклассницы Вальдемара, сейчас она живет в С.Петербурге, главный специалист Эрмитажа:
     
      "Кстати, информация про северного снежного человека - чучуну - это эвенский эпос (эвены Сангар). Сама история, описанная в журнале, интересна и познавательна. Эту легенду записал и ввел в научный оборот мой отец, в 1976 или 1978 г. - Дуткин Христофор Иннокентьевич. И еще новость - она была напечатана в Германии в 1980-ых годах.
      Так и хочется сказать, что мир тесен"... 
     
     Как удалось в советское время переправить труд за "железный занавес" в Германию - пока остается загадкой. Справка автора: Дуткин Христофор Иннокентьевич (1939-2002), работал в Институте проблем малочисленных народов Севера в Якутске, занимался эвенской филологией, фольклором, другими научными направлениями, кандидат филологических наук, отличник народного просвещения, ветеран труда, академик Международной академии "Северный форум". Защитил кандидатскую диссертацию по описанию аллаиховского говора, самого северного из многочисленных говоров эвенского языка. Он изучал диалектологию, лексикологию эвенского языка, а также фольклор, одновременно занимался вопросами семейного воспитания, в частности, семейными традициями эвенов, этнопедагогикой. Им опубликовано более 40 научных и научно-практических работ: две книги по диалектологии и фольклору эвенов, более 30 научных статей и тезисов докладов. В соавторстве написал более 10 учебников, учебных пособий, других трудов. Им написано множество монографий.

 []

   Дочь ученого специально для меня нашла тот самый отрывок из сборника, за что я ей очень признателен.
  

Дуткин Х.И. ОБ ОЙМЯКОНСКИХ ЛЕГЕНДАХ (в сб. "Оймякон - полюс холода" Якутск, 1982. - С.90-92) (автор Дуткин Х.И)

   В настоящее время из числа оймяконcких эвенов здесь преобладают такие этнические самоназвания как годниканы, деллянкины, кукуюны, которые пре-имущественно проживают в поселках Томтор, Ючюгей, Сордоннох. Среди них бытуют многочисленные легенды, передаваемые устно из поколения в поко-ление. Здесь приведем лишь две легенды из эвен-ского варианта, записанных X. И. Дуткиньим, участ-ником экспедиции молодых ученых и специалистов "Полюс холода-77".
   В 60-х годах молва об оймяконском чудовище на озере Лабынкыр облетела весь мир после опубли-кования дневника геолога В. Твердохлебова о неиз-вестном животном.
   В давние времена оз. Лабынкыр эвенам представ-лялось как море. Поэтому неслучайно оно получил* общетунгусское название Лабынкыр, что значит "морское".
   Оймяконское чудовище не обнаружено, но сказки о нем живут.
  
   Первая легенда (записана в с. Сордоннох).
  
   "Давным-давно однажды глубокой зимой через озеро Лабынкыр ехали на оленьих упряжках нес-колько эвенских семей. Вдруг около середины озера они наткнулись на торчащий из-под льда бивень, похожий на рог крупного горного барана. Кочевники заинтересовались и решили отпилить. Долго они пилили, сменяя друг друга. Это интересное зрелище смотрели все: и женщины, и дети. Только одна семья - старик со старухой - решила отъехать к берегу, чтобы поставить чум-жилище. Не успели они поставить свой чум, как вдруг послышался сильный шум от треска ломающегося льда. Озеро разволновалось. А люди и оленьи упряжки пошли на дно озера. Все исчезли. Лишь одна люлька с ребенком, чудом оказавшаяся на льдине, поплыла к берегу... Старики подхватили люльку и вытащили на берег к себе. Ребенка они вырастили, а о чуде бивне-роге на озере Лабынкыр навсегда осталось легендой, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение".
  
   Вторая легенда записана в пос. Томтор. "Охотник-звен жил со своей семьей в тайге. По-близости соседей не было. Однажды ночью к жилищу подошел человек. Незнакомец ходил вокруг чума, но не решался подойти близко. Перед рассветом он исчез. Утром охотник увидел следы, они были похожи "на человеческие, но были в два раза больше его пятки. Днем он наказал жене, чтобы она с детьми собрала сухого хвороста. Вечером он разложил сухой хворост вокруг дома. Ночью снова послышался треск ломающегося хвороста. Хозяин схватил лук, посмотрел в щелку и увидел человекообразного великана. Пришелец шел прямо к дому. Охотник пустил стрелу прямо, в грудь великана. Вдруг раздался пронзительный крик и после этого великан, высоко подпрыгнув, рухнул на землю. Когда засветлело, охотник увидел человекообразного великана, тот еще дышал. Он был весь покрыт волосами, что-то пробормотал и умер. На тело у него была натянута баранья шкура. По-эвенски их здесь называют "hэйэк".
   Варианты легенды о чучунах, тюленях, диких "худых" чукчах широко распространены на севере Якутии. Новым для меня в легенде является эвенское название чучуны - hэйэк. В связи с этим, интересно отметить, что в верховьях Индигирки, в горах Оймяконья эвены словом hэйэк обозначают таинственных чучуна, а в низовьях Индигирки, в тундровой зоне, у эвенов рода Дутки Аллаиховского района под словом hэйэк называют уже настоящих современных чукчей. По-видимому, под этнонимом hэйэк называется одна и та же общность людей - чукчи, но с разными историческими судьбами. Предположение о родстве таинственных чучуна с чукчами подтверждается гипотезой И.С. Гурвича о том, что "все детали легенд о чучуне указывает на то, что эти люди - выходцы с Чукотки"1 (Гурвич И.С. Таинственный чучуна. Москва, 1976).

 []

 []
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"