Mirrinminttu
Полцарства в придачу
На мой взгляд, очень необычный роман о попаданцах - король Англии Ричард III из 1485 г. попадает в 1528 г., во времена Генриха VIII. И попадает не один - с командой верных друзей, которые вместе с королём погибли в битве при Босуорте или были казнены после нее. Магия выбросила их в новую жизнь - не совсем живых и не совсем мертвых. А зачем - об этом поначалу им пришлось лишь догадываться. Живые помощники (и даже родственники короля) тоже присутствуют.
Меня давно интересует судьба Ричарда, а события войны Алой и Белой Розы, как и последующее правление Генрихов VII и VIII я сама активно использую в своих книгах. Ну и заодно ищу почитать что-нибудь в этом духе, включая книги, где Ричард послужил прототипом для одного из героев (например, нашла роман "Сколько стоит корона" Коноваловой, а про "Хроники Арции" Камши и говорить нечего). Так что я не могла пройти мимо этой книги, хотя наткнулась на нее скорее случайно - автор не слишком ее рекламирует, опубликована она только на СИ. Кроме того, автор Mirrinminttu публикует в своем дневнике много интересных статей по истории Средневековья и эпохи Реформации, так что я надеялась увидеть интересный рассказ не только о приключениях, но и об эпохе.
Забегая вперёд, скажу, что эпоха в романе описана куда менее подробно, чем мне бы хотелось, но тем не менее, мы видим и охваченную потницей страну, и разные городские закоулки, и дворец, и мир актеров. Иногда мир очерчен коротко, иногда подробнее, но историческим его на назовёшь. Это авантюрно-приключенческое фэнтези.
Главный герой здесь не Ричард, а девушка по имени Маргарет Эртон - бывшая любовница Генриха VIII, которую насильно выдали замуж за одного дворянина. Однако замужем она пробыла недолго - роман начинается с того, что Маргарет оказывается в окружении трупов мужа, его семьи и какого-то незнакомца. Девушка из-за одного выпитого зелья несколько не в себе, она мало что помнит, но долго раздумывать ей не дают - на пороге появляются люди, которые явно не желают видеть Маргарет живой. Да и живая ли она? Если да, то почему враги её в упор не видят? Почему она может не дышать и не есть? Дальше начинается то, что в литературе называется квест - путешествие, у которого есть цель и для которого надо пройти ряд препятствий. И в желании достичь этой цели Маргарет, Ричарду и их спутникам придется столкнуться с семьей Анны Болейн, королём Генрихом, кардиналом Вулси, Томасом Кромвелем и разными другими - как реальными, так и вымышленными персонажами. И, конечно, куда же без политических интриг, связанных с Екатериной Арагонской, которая еще надеется на победу над молодой соперницей. Что интересно, эпоха Генриха показана почти без самого Генриха - он появляется лишь эпизодически. Я, пока читала, всё думала - встретятся ли два короля, но нет, не встретились.
Приключенческая линия, на мой взгляд довольно насыщенная - встречи с бандитами, с убийцами, с ведьмой, появление сверхъестественных способностей у Маргарет и вернувшихся с того света короля и его свиты. Маргарет, например, умеет отводить от себя глаза, становясь невидимой для окружающих, усыплять людей и даже убивать силой мысли. Я бы сказала, что автор наделил героиню уж слишком многими возможностями - это иногда портит впечатление от чтения, т. к. слишком очевидно, что с главными героями все будет в порядке.
Любовная линия присутствует, но не на первом плане. С одной стороны, Маргарет постоянно вспоминает об отношениях с Генрихом, с другой - начиная новую жизнь, она обретает и новую любовь. О новой любви говорить не буду, чтобы не спойлерить, а вот линия Маргарет и Генриха мне понравилась тем, как с помощью коротких ремарок Маргарет, её замечаний относительно черт его характера перед читателем возникает образ короля - да неполный, но очень живой и жизненный, ибо Маргарет воспринимает его не столько как короля, сколько как человека и мужчину. Вообще, не могу сказать, что в романе характеры прописаны глубоко, к тому же их довольно много - не сразу запоминаешь, кто кому кем приходится. Порой автор так увлекается, что забывает: не все читатели могут знать эту эпоху и ее деятелей. По-моему, без знания хотя бы каких-то исторических событий читать будет непросто. Тем более, перед нами сразу две эпохи - настоящая и прошлая.
Кстати, в романе часто просматривается эта двойственность: прошлое и настоящее, которые переплелись с помощью фантазии автора (но я и сама такая, так что грех жаловаться). По сути, я бы сказала, даже не прошлое и настоящее, а смерть и жизнь, грань между которыми в романе иной раз оказывается размыта. Так, Маргарет очнулась от дурмана и вскоре поняла, что жила в дурмане всю жизнь - даже не жила, а существовала и плыла по течению. И лишь после "смерти" - момента перехода к новому состоянию - началась её настоящая жизнь.
Чтобы зажить новой жизнью, нужно сначала умереть - буквально или фигурально. Этот девиз подходит не только к Маргарет, но и Ричарду и его друзьям из прошлого. А еще мне понравилась старая дама, которая одних считала живыми, других - мертвыми, создавая своими желаниями новую реальность.
Написано в целом хорошо, хотя и не без помарок. Резало слух слова "артефакт" - не уверена, употребляли ли его в то время в таком контексте. Где-то промелькнули метры. Иногда речь персонажей вообще казалась слишком современной.
Резюме: Мне понравилось, но книга, конечно, очень на любителя - не только любителя истории, в которую вплетены судьбы Ричарда III или Генриха VIII и тех, кто их окружал, но на любителя альтернативной истории с уклоном в фэнтези и авторской игры с реальными персонажами и давними легендами (например, легендой о Граале).