Рэйда Линн
Смерть и солнце
"Смерть и солнце" - вторая часть фэнтезийной эпик-трилогии о Криксе, бастарде из королевской семьи, который пробивает себе путь в жизни.
По сравнению с первым, это уже другой роман: более мрачная атмосфера, политические игры, разборки, любовные линии, голод, войны, смерти и выбор. Тяжелейший выбор, который определит весь дальнейший путь Крикса и, возможно, страны в целом. Если "Истинное имя" рассказывает о детях, учениках, которые играют во взрослых, то "Смерть и солнце" - роман о взрослых, которым всего двенадцать-пятнадцать лет.
Сам Крикс, ставший ветераном войны со шрамами на теле и в душе. Льюберт Дарнторн, совершивший разумную подлость, за которую он дорого заплатил и о которой жалел как никто. Лейда - вынужденная ради семьи ринуться в ад, где царит смертельная болезнь... Поколение детей, ставших в одночасье взрослыми.
На фоне драматичных событий и войн ярко показана противоречивость и неоднозначность мира, где сегодняшние враги становятся союзниками, и наоборот. Линии лорда Ирема и королевы пиратов Айи, которые в первой книге сражались друг с другом из-за контрабанды, в этой книге вновь пересеклись: сражение и плен Ирема перетекли в договор с Айей и пиратами. Бывший раб Линар трусливо мечтает о прежнем рабстве, лишь бы быть подальше от войны, - и лезет под копыта рыцарей, чтобы спасти Крикса, получившего тяжёлую рану в бою. Отверженные из отряда Астера, ставшие друзьями Крикса. Лорд Аденор, которого Ирем мечтал арестовать, помог спасти императора от заговорщиков. Льюберт, выдавший подвиг Крикса за свой, однажды вынужден спасать Криксу жизнь, так же как Крикс ради спасения своего недруга готов изменить императору, потому что этого требует его внутреннее чувство чести и справедливости... Этот роман о том, как привычные и понятные нормы меняются и ломаются, как понятие чести двойственно и тяжело, как могут расходиться пути государственной необходимости и личности.
"Смерть и солнце" не просто ряд сюжетов и героев - это последовательность выборов, которые увлекают героев в водоворот событий, охвативших страну. И тем сильнее по мере чтения охватывает ощущение безнадёжности, подчёркнутое апатией, беспомощностью и увяданием императора, на страну которого свалились голод, болезни, войны, заговоры знати и страх от осознания, что всё это - часть чьего-то дьявольского плана, вовлекающего древнюю магию, с которой уже давно никто не сталкивался.
Как и в первом романе, автор умело описывает старых и новых персонажей - как главных, так и второстепенных. Из второстепенных старых персонажей отмечу Айю и её пиратов, лорда Аденора, своенравную принцессу Элиссив, а из новых хорошо прописан бывший раб Линар, выкупленный Криксом, и братство Астера. Сам Астер мне очень понравился - он происходил из рода магических существ и многому научил Крикса, а сцена его смерти для меня оказалась одной из самых тяжёлых в романе. Но эта же смерть переложила ответственность за отряд на плечи Крикса и научила его справляться со многими трудностями и принимать самостоятельные решения. Яркой получилась Лейда Гефэйр, возлюбленная Крикса, но мне лично очень понравился её первый жених, которого она бросила ради Крикса, так что, пожалуй, не могу сказать, что она входит в число моих любимых персонажей.
Основными героями, помимо Крикса, остаются лорд Ирем и Льюберт Дарнторн, и отношения Крикса с ними становятся всё более непростыми. Трогательная и незаметная забота Ирема о Криксе (например, в сцене в лазарете, где Крикс лежит после ранения) не мешает Ирему требовать от оруженосца исполнения правил, которые Криксу не всегда по нраву. С другой стороны, и Крикс по-своему любит Ирема, рискует ради него жизнью, но также в романе показано, что эти два человека всё меньше учитель-ученик, господин и его оруженосец. Они по сути сравнялись - в умении сражаться, в стремлении к независимости и готовности принимать решения.
Столь же запутанны и отношения с Льюбертом, который совершил подлый поступок. Мы видим в деталях, что вынудило его это сделать и каковы были последствия. Видит это и Крикс, как видит многое другое, - и отказывается отдать недруга в руки палача. И вот эта готовность видеть мир сквозь собственную призму представлений о чести и справедливости постепенно делает Крикса яркой, уверенной в себе и сильной личностью, но она же делает его изгоем и одиночкой. Привязанности слабеют и перестают что-то значить: связь вассал-оруженосец распадается, ученические обязанности в академии сходят на нет. Даже любовь к Лейде продлилась недолго: слишком уж Крикс замкнут на своих делах и внутренних переживаниях.
По мере развития сюжета всё отчётливее проявляется одиночество Крикса - он расстаётся со всеми близкими людьми (Ирем, Лейда, ученики академии), чтобы идти своим путём, и только Льюберт сопровождает его на пути в никуда. Отныне Крикс - волк-одиночка, и куда его это заведёт, не знает никто.
Небольшой психологический штрих - мне понравилось, что Крикс совершенно не интересуется своей настоящей семьёй. Приёмную он любит, заботится о ней, а вот выяснять подробности происхождения не стремится. Нет у него связи с родителями, нет любви или ненависти к ним. Ему просто всё равно - и это отличает роман от множества книг, где герои, не знавшие настоящих родителей, вдруг начинают их любить или искать с упорством, достойным лучшего применения. Любовь - не то, что возникает вдруг по мановению волшебной палочки, её надо заслужить. Приёмная мать заслужила любовь Крикса, лорд Ирем её заслужил, а вот человек, которого Крикс считает отцом, - нет, даже если это самый могущественный человек в стране.
Говорить о языке нет смысла - он не хуже, чем в первой книге (хотя некоторое количество опечаток всё же попадалось).
Что не понравилось: как и в прошлом романе наиболее сильная сцена разгрома заговора и попытки переворота слишком далеко от финала, который подкрадывается незаметно. Конечно, события финала в корне меняют жизнь Крикса - после них начинается новый этап его жизни, но всё же если бы попытка переворота и решение Крикса соединялись, финал производил бы больше впечатления, а так в конце у меня возникло ощущение, что закончилась не книга, а глава. В некотором роде, только третий роман покажет истинное значение той роли, которое сыграло решение Крикса в конце второго романа.
Но куда больше мне не хватало другого: обоснования ряда глобальных исторических событий. Голод играет в романе важную роль, но вот с чего он возник? Даже если на него повлияла магия, всё равно должны быть причины. Урожай везде погиб? Неужели даже на год запасов не было? Или их уничтожили? Корабли с зерном не доходят? Причин может быть много, и их должно быть много, раз ещё недавно голода не было, а тут он вдруг есть. Объяснений, которые имелись в романе, мне не хватило. Также я не очень поняла причины войны в начале - возможно, какие-то моменты в книге и были, но не так много, чтобы я воссоздала картину в целом. Но я вообще в этом плане педант, мне подавай общую картину.
Резюме: отличный эпик-фэнтези с противоречивыми персонажами и интересным сюжетом.