Ренко Джордж : другие произведения.

Империя лжи. Холуйское искусство. Соцреализм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Социалистический реализм есть искусство восхваления партии и правительства в доступной для них форме.

  "Социалистический реализм есть искусство восхваления партии и правительства в доступной для них форме"
   (Диссидентское определение времён "великого" совка)
  
  
  Социализм - это такое устройство общества, при котором все должны ходить строем и беспрекословно выполнять любые указания начальства. Свободно мыслящие и наделенные от природы творческими способностями личности представляют собой угрозу для власти и подлежат уничтожению, строгой изоляции или, в лучшем для них случае, выдавливанию за границу. Но эти редкие исключения наблюдаются только тогда, когда номенклатуре приходится считаться с иностранным общественным мнением.
  
  
  СУДЬБЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРИ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ВЛАСТИ
  
  "Децимация - казнь каждого десятого по жребию, высшая мера дисциплинарных наказаний в римской армии" (1). Во времена "военного коммунизма" и "красного террора" в отношении российской интеллигенции была проведена децимация наоборот - примерно девять из десяти были убиты, умерли от голода и болезней или эмигрировали.
  
  "За годы Гражданской войны огромный урон понесла русская наука. В 1918-1920 гг., в результате "классового" подхода к выдаче продовольственных пайков (ученым выдавали пайки 4-й категории по остаточному принципу), от голода умерли 22 действительных члена Академии наук и члена-корреспондента, в их числе математик А.А. Марков, филолог А.А. Шахматов, историк А.С. Лаппо-Данилевский, этнограф В.В. Радлов, археолог Я.И. Смирнов, всемирно известный специалист по истории и культуре Древнего Востока, замечательный египтолог академик Б.А. Тураев. В Одессе в 1918 г. застрелился один из основоположников теории автоматического управления А.М. Ляпунов. "Жить незачем, когда отнята душа, подавлен дух и оставлен человеку один желудок", - незадолго до смерти, наступившей 23 июля 1920 г. говорил своим близким академик Тураев. Деятели русской культуры, мыслящие сходным образом, все почти или погибли, или эмигрировали. <...>
  
  Писатели, художники, артисты театров в первые годы советской власти повели себя по-разному. Одни не верили, что эта власть продержится долго, и старались не ссориться с ней, чтобы её пережить. Другие сознательно поставили своё искусство на службу коммунистам. Так, художники К.С. Малевич, М.З. Шагал и К.С. Петров-Водкин оформляли красные агитпоезда. В.В. Маяковский создал множество стихов и плакатов, ставших орудием советской пропаганды. <...>
  
  Но были среди людей искусства и те, кто решительно отказался сотрудничать с большевиками. Композитор Сергей Рахманинов (1873-1943) уже в декабре 1917 г. объявил своим близким, что всякая артистическая деятельность в России прекращается, искусство в ней существовать не может, и покинул родину навсегда". (2)
  
  Большевистская власть стала лакмусовой бумажкой, выявившей твёрдость нравственной позиции каждого представителя как научно-технической, так и гуманитарной интеллигенции.
  
  По приговорам внесудебных и судебных органов расстреляны сотни писателей и поэтов, в том числе поэты Николай Гумилёв и Николай Клюев; сотни были репрессированы, кто-то выжил в лагерях, отсидев кошмарные сроки (Варлам Шаламов, Леонид Соловьёв, Аркадий Белинков, Лев Гумилёв, Юлий Даниэль, Андрей Синявский и другие), но многие там и сгинули (в их числе Осип Мандельштам, Василь Стус, Даниил Хармс), кто-то был доведен до самоубийства (Марина Цветаева и ещё несколько имён). С неполным списком репрессированных поэтов и писателей можно ознакомиться здесь: https://bessmertnybarak.ru/article/repressirovannye_poety/ .
  
  От непонятной болезни осложнённой недоеданием умер Александр Блок. Похоже, что не без помощи ГПУшников был отправлен на тот свет Сергей Есенин.
  
  За границей оказались философы Сергей Булгаков, Борис Вышеќславцев, Николай Бердяев, Иван Ильин, Николай Лосский, Федор Степун, Евгений Трубецкой, социолог Питирим Сорокин, авиаконструктор Игорь Сикорский, инженер и изобретатель Владимир Зворыкин, композиторы Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Александр Глазунов, Сергей Рахманинов, певец Фёдор Шаляпин, хореографы Сергей Дягилев и Джордж Баланчин, артисты балета Сергей Лифарь и Матильда Кшесинская, писатели Иван Бунин, Владимир Набоков, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Георгий Иванов и Ирина Одоевцева, Марк Алданов, Александр Куприн, Иван Шмелёв, шахматист Александр Алехин и многие-многие другие.
  
  Различным изощренным издевательствам в течение многих лет подвергались Анна Ахматова, Андрей Платонов, Михаил Зощенко, Борис Пастернак.
  
  На другом полюсе находятся деятели культуры, предавшие свой талант и продавшие большевикам свою совесть. В числе наиболее известных из них следует отметить писателей Максима Горького, Алексея Толстого, Михаила Шолохова, поэта Владимира Маяковского, скульпторов Веру Мухину и Евгения Вучетича, художников Казимира Малевича, Кузьму Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна.
  
  Бездарностям же, воспевавшим людоедскую большевистско-коммунистическую власть, нет числа.
  
  ПОЛИТИКА БОЛЬШЕВИКОВ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА
  
  "Социалистический реализм - художественный метод, основным принципом к-рого является правдивое, исторически конкретное изображение действительности в её революционном развитии, а важнейшей задачей - коммунистическое воспитание масс". (3)
  
  "Партийность литературы и искусства - идейная направленность художественного творчества, выражение в произведениях искусства классового подхода к действительности, защита и отстаивание интересов определенного общественного класса". (4)
  
  "... тему интеллигенции и послереволюционного государства было рекомендовано решать так: вся интеллигенция дружно и восторженно приветствует послереволюционное государство.
  
  Это был поспешный и далекий от реальной действительности вывод, родившийся и созревший в головах, опаленных социалистическим реализмом, которые (головы) всегда отличались одной замечательной особенностью: уверять, что уже есть то, что хочется, чтобы было". (5)
  
  "Захватившие власть над Россией большевики культуру, как и всё в стране, желали строить заново, порвав с наследием "проклятого царизма". Эту цель преследовал целый ряд декретов Совнаркома.
  
  Культурной революцией ведал Народный комиссариат просвещения. С 1917 по 1929 им руководил "богостроитель" А.В. Луначарский. Сперва он поощрял новаторские и экспериментальные течения: "дальтонплан" в педагогике, абстракционизм в искусстве. Москва несколько лет оставалась одной из мировых столиц художественного авангарда. Но затем Ленин решил, что пролетариату эксперименты не нужны. Уже в декабре 1920 г. ЦК партии принял решение "О пролеткульте" в том смысле, что вопросами пролетарской культуры не надо заниматься ни пролетариату, ни деятелям культуры - это дело компартии". (6)
  
  "В 1920 г. пропагандистскую работу всех большевицких ведомств объединил агитпроп - Отдел агитации и пропаганды ЦК РКП(б) во главе со Сталиным. Почти одновременно в системе Народного комиссариата просвещения был создан родственный орган - Главполитпросвет, руководителей которого назначало Политбюро ЦК РКП(б); долгие годы его возглавляла жена Ленина Н.К. Крупская. Агитпроп отвечал за контроль партии над культурой, а Главполитпросвет - над системой образования. Эти учреждения придали советской пропаганде всеобъемлющий характер.
  
  Те, кто оказался под властью коммунистов против воли, не могли противопоставить этой пропаганде работу негосударственных издательств или частных библиотек. Такой возможности их лишили декреты Совнаркома "О печати" (1917) и "О порядке реквизиции библиотек, книжных магазинов, складов книг и книг вообще" (1918). Любые издания, способные возбудить неповиновение большевикам, были запрещены. Миллионы дореволюционных книг были отняты у законных владельцев и уничтожены либо свалены в подвалы государственных хранилищ, где их никто не мог прочитать". (2)
  
  Чтобы заложить основы государственной монополии на печать, несколько ведомственных и кооперативных издательств были в мае 1919 г. объединены в Госиздат. Главным инструментом контроля над всей издательской деятельностью стал Главлит - Главное управление по делам литературы и искусства, созданное в июне 1922 г. для "объединения всех родов цензуры", а за ним и Главрепертком (февраль 1923 г.) для контроля над репертуаром театров и радиовещания. После этого в течение больше чем шести десятилетий ни одно печатное издание (включая карты, афиши, музыкальные ноты и даже надписи на тортах), ни одна театральная или кинематографическая постановка не могли увидеть свет без одобрения соответствующих инстанций, тесно связанных с ГПУ-НКВД-КГБ. Главлит составлял и списки запрещенных книг и периодических изданий (журналов, газет), отправленных в "спецхраны" разной степени доступности, а также правила работы библиотек, типографий, правила книготорговли". (6)
  
  Коммунисты любят обличать преступления фашизма и нацизма, стараясь по умолчанию сформировать у своей аудитории впечатление, что при социализме ничего подобного не было, нет и быть не может. В частности, коммунистическая пропаганда постоянно рассказывает о том, как нацистские варвары сжигали на площадях неугодные им книги, являющиеся общечеловеческим культурным наследием.
  Это правда. Но это совсем не значит, что большевики, захватив власть в России, вели себя иначе:
  
  "В это время (1923. Дж.Р.) Крупская активно занимается проблемами нравственности и коммунистического воспитания молодежи.
  Она составляет рекордный список запрещенной литературы, который оформлен в виде инструкции под названием "О пересмотре книжного состава библиотек к изъятию контрреволюционной и антихудожественной литературы". В соответствии с этим из библиотек изымались: философы Кант, Платон, Декарт, Ницше, Шопенгауэр; писатели Дюма, Лесков, Толстой, Боккаччо, Загоскин, Тэффи, кое-что из Гоголя. Всего 200 авторов.
  Детям категорически запрещались сказки "Котик-коток, серенький лобок", "Курочка Ряба", многие сборники русских народных сказок. "Конек-горбунок" проходил по разделу "порнография". Запрещен "Петя-петушок". Видимо, по той же причине". (7)
  
  Список источников:
  
  1. "Децимация", статья из Википедии.
  2. "История России. ХХ век. Как Россия шла к ХХ веку (1894-1922), Том I, под ред. А.Б. Зубова, М., Издательство "Э", 2017.
  3. Статья "Социалистический реализм", БСЭ, Второе издание, Т. 40, 1957, с. 180.
  4. Статья "Партийность литературы и искусства", БСЭ, Второе издание, Т. 32, 1955, с. 170.
  5. А.В. Белинков, "Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша", Мадрид, 1976.
  6. "История России. ХХ век. Эпоха сталинизма (1923-1953)", Том II, под ред. А.Б. Зубова, М., Издательство "Э", 2017.
  7. Н.К. Сванидзе, М.С. Сванидзе, "Погибель империи. Наша история. 1913-1940. Эйфория", М., АСТ, 2019.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"