Миниатюры. Сборник фантастических рассказов
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Перед вами сборник небольших миниатюрных рассказов в фантастическом жанре, не связанных между собой, целью их написания было выполнение нескольких уроков по совершенствованию письменного навыка, то есть каждый рассказ выполняет чётко заданный урок, например использовать метафоры, или сильные глаголы. Не знаю, удалось мне или нет, но в процессе работы я получил массу удовольствия. А чаще злился, что ничего не выходит. В общем, долго рожал, и наконец родил. Отдельное спасибо автору уроков, без него эта затея не случилась бы.
|
Миниатюра 1. Неловкая книга.
Тема: Сильные глаголы.
/* http://bagnenko.name/blog/writing-skills/skill-1-strong-verbs-the-key-to-a-strong-text
Первый урок заключается в использовании сильных, активных глаголов для придания повествованию динамичности, чтобы написанное зацепило читающего. */
Собрание ещё не началось, а я уже успел заскучать, ёрзая на неудобном деревянном стуле и оглядывая тускло освещённую комнату в форме буквы "Г", где мы с мамой находились сейчас. Мы пришли ранее намеченного срока, потому что Ма не любила опаздывать, такая уж у неё была привычка. Как говаривала Ма: "Лучше выйти на пять минут раньше, чем прийти на пять минут позже". Тему собрания мама мне не сказала.
Мы заняли места в том самом маленьком аппендиксе буквы "Г", и основное пространство комнаты было слева от нас и впереди, а справа был тупичок с окном. Я уже изучил обстановку вокруг: справа в торце нависало то самое окно, большое, увенчанное аркой, занавешенное тёмной портьерой, а слева от меня за изгибом стены на противоположной стороне комнаты, в торце длинного отростка буквы "Г" красовалась входная дверь белого цвета. Стены этой комнаты украшали красивые деревянные панели орехового цвета. Вот только зачем они положили красный ковёр на отличнейший деревянный пол, осталось загадкой. Классный пол, я хотел бы иметь такой светлый необработанный пол из дубовых, по-видимому, досок в своём коттедже, если бы у меня был свой коттедж. А они положили на пол ковёр, вот ведь люди высокого культурного быта. У окна в тупичке примостился уютный низкий полупустой стеллаж с книгами, закрывающий половину окна своим грузным боком. Я сидел аккурат около угла - впереди прямо передо мной возвышалась стена тупичка, около неё тоже сгрудились стулья, и только где-то слева из-за изгиба стены просачивался свет от единственной лампы, создавая уютную полутьму.
Стулья, кругом были одни стулья! Около каждой стены, кроме окна и двери, оставляя середину комнаты свободной, стояли они - стулья со спинками мягкой бархатной набивки алого цвета, прямиком из прошлого века. Может быть их возраст и насчитывал сто лет или больше, кто знает?
Пришедшие на собрание раньше нас уже заняли места ближе к двери, а мы не любили сидеть в первых рядах, ближе к окну - не очень хорошо видно, что творится в середине комнаты, зато подальше от официоза.
Пока моя мама спокойно сидела и думала о своём, я от любопытства поднялся со стула и стал ходить по комнате, осматривая достопримечательности. Начал со стеллажа с книгами, но там была всякая ерунда. А вот полочка на длинной стене около угла, вот она меня заинтересовала. На ней громоздилась просто таки Царь-Книга! Я даже не видел никогда таких громадных томов: Его Толстейшество занимал целую полку. Книга была толщиной с десяток обычных, сверкала глянцевой светло-голубой суперобложкой и производила впечатление нереального предмета, который просто не мог существовать в одной реальности с безвкусно оформленной комнатой. Я попытался стянуть книгу с полки, подцепил корешок снизу пальцем, монументальный томище предательски закачался и всем своим весом ухнул вниз. Я тут же попытался его поймать, но схватил лишь пустоту.
Меня ждало разочарование. Суперобложка и дорогой переплёт скрывали коллекционное издание из десяти отдельных книг, которые сейчас рассыпались по полу, суперобложка смялась, некоторые страницы тоже. Неприятно.
Боже, как я нервничал, словно воришка в магазине, когда осматривал комнату, вдруг кто заметит и наругает меня? Но нет, никому не было дела до меня. Тогда я со спокойной душой разгладил обложку. Наспех собрав всю эту кучу бумаги в один большой том, я кое-как поднял супер-книгу с пола, а она была тяжёлой, скажу я вам, очень тяжёлой для такого хлипкого паренька, как я, и затем потащил грандиозное творение к стеллажу у окна в своём уютном уголке, чтобы припрятать как следует до конца собрания, вдруг никто не хватится и не обнаружит испорченную книгу. Мысль сама по себе была разумной: время вечернее, следовательно, из окна света мало, а единственная лампа плохо освещает комнату. Пригладив помятые страницы и покряхтев, я водрузил Царь-Книгу на нижнюю полку стеллажа, и на этом успокоился.
Довольный собой, я подошёл к маме и сел рядом. Она осуждающе посмотрела на меня, но ничего не сказала. Мне стало так стыдно от этого, что я захотел провалиться под землю. Для кого-то эта книга может много значить, он придёт, не найдёт её на полке, и ему станет очень-очень грустно, а я даже не узнаю об этом.
Пока я думал, люди заполнили комнату, вошёл председатель, и начал собрание. Я решил, что в следующий раз точно признаюсь, если что-то испорчу. Пусть они лучше от меня самого узнают о случившемся, пусть наругают, чем потом будут грустить от незнания, кто же испортил такую чудесную, неловкую книгу.
/03.12.2015/
Миниатюра 2. Как герои готовились к празднованию Нового Года в Годвилле (глазами питомцев).
Тема: Порядок слов.
/* http://bagnenko.name/blog/writing-skills/skill-2-correct-word-order-in-sentences
Второй важный урок состоит в использовании правильного и логичного порядка слов - сначала кто и что делает, и только потом обстоятельства. Это нужно, чтобы картинка в голове читателя выстроилась ясно и чётко. */
Рыжий гипноманул лениво потянул лапки и перевернул полосатое тело на другой бок. Массивный белый ведмедь, расписанный магическими знаками, смотрел на гипноманула с интересом. Вдвоем они представляли забавное зрелище, но проходящие по делам герои лишь окидывали парочку мимолётными взглядами - эка невидаль, два питомца сидят около таверны в ожидании своих хозяев, если шкаф с вывеской "Свинарния" можно назвать таверной.
- Дивная Игра! Говорят, в этом году она будет особенно хороша... - промурлыкал гипноманул, подперев лапкой голову.
- Мой хозяин сказал, что с него хватит этих предновогодних празднований. Он говорит, подготовка не нужна.
- Ай, Басик, тот мизантроп и циник, которого по недоразумению называют твоим хозяином, никогда не умеет проигрывать. Критикует, критикует, а что толку? Как жили так и живём.
- Шерхан, вот сейчас было обидно с твоей стороны!
- Пардон, мон ами, на правду не обижаются, так и передай своему - от нас подсказок не будет, мы с критиканами делов не имеем.
- Принято, тогда и вы на нашу помощь не рассчитывайте.
- Это честно, приятно было повидаться! - лениво махнул лапкой гипноманул.
Громадный ведмедь неторопливо приподнял своё грузное тело над божественной годвилльской землёй, направил тело, изящно переваливая массивным задом, в сторону таверны, а затем лбом выбил массивную дверцу шкафа.
Когда ведмедь скрылся внутри шкафа, дракошка тихо спорхнула с верхушки ближайшего дерева, этакая дикая помесь дракона и кошки: кожистые крылья, мягка шерсть, хвост с бомбошкой. Милое создание.
- Значит, Басик выбывает? - спросила дракошка.
- Воу! - вся леность сразу слетела с гипноманула. - Не надо так подкрадываться, Кремняша. Ты всё слышала? А тебе не говорили в детстве, что подслушивать не хорошо?
- Шерхан, я в ваши дела не лезу, но если вы не пользуетесь наводчиком помех во время важных переговоров, это не моя проблема. Мой хозяин послал меня сообщить, что наш с вами союз в силе, и в этом году нам будет под силу победить. Только вы с вашим грустным клоуном не пропадайте надолго.
- Приятное известие с утра пораньше. Храни вас Демиурги, передай мое почтение твоему Сумрачному Гению от моего Грустного Клоуна. И скажи мне, как гидравлиск и ездовой академик, они в Игре?
- Они в Игре, ещё как в Игре!
- Тогда подождём ответного хода.
- Пока, Шерхан.
- Ну, до встречи, Кремняша.
Дракошка улетела, а гипноманул остался. Полежав ещё три минуты для вида, он резво вскочил на все четыре лапы, и потрусил по улице. Игра в этом году обещала быть дивной.
Около Храма толпа босяков наряжала ёлку, использовав для ствола бревно из ценного дерева гофер.
- Пше, кнедлики, пошли отсюда! - выругался задрипанный герой и разогнал стадо босяков, отвешивая ощутимые пинки своими стенобитными сапогами. Такой-то уровень у героя, а ходит в ремках, не солидно как-то.
- Хэй, вы уже готовитесь к Игре? - обратился Шерхан к розовому ломокотиву странного героя.
Ломокотив поднял грустные глаза на Шерхана, натянуто улыбнулся и кивнул.
Тем временем ёлка была спешно разобрана, ствол перекочевал в рюкзак героя, и они спешно удалились, при этом взлохмаченный герой, ничем не отличимый от босяка, продолжал на ходу сыпать непонятными словами с обилием шипящих глухих звуков.
Шерхан ещё раз подивился на столь странную картину, и вошёл в приоткрытую дверь Храма. Герой сидел перед алтарём на корточках, его рука была приложена ко лбу - то ли он о чём-то задумался, то ли всё было плохо.
Шерхан потёрся о колено хозяина, и тот, наконец, заметил своего питомца.
- Шерхан, ты зверь порядочный, даже ты не стал бы так вероломно поступать! Кто-то украл наш подарок! Как мы теперь будем праздновать Новый Год? Мы его, конечно, не празднуем, но в Годвилле всем надо показывать, что у нас с тобой всё в порядке, иначе засмеют. Что мне теперь делать?
И герой снова приложил руку к лицу, тихонько заплакав.
"Глупый ты раздолбай, а не герой", - сказал бы Шерхан, если бы умел, но он только промурлыкал в ответ.
А сам задумался, кто мог совершить такой зловредный поступок? Подозрения пали на того, кто попался ему на пути. Наверняка этот тип с розовым блохастиком ломокотивом постарался!
Пока Шерхан думал, в дверь Храма просунулась мордочка ездового академика.
- Псст, Шерхан, привет.
- Неодеквят, какими судьбами?
- Уточнить вашу позицию на Игре, вы с нами?
- Мы с вами, а вот Критикан отвалился, возьми на заметку.
- Так я и думал, его Басик совсем ни о чём не беспокоится, гнать такого питомца в шею.
- Ну ладно тебе, не так уж он и плох, всегда говорит то, что думает. У меня к тебе вопрос, ты встречал розового ломокотива с героем, похожим на босяка? Недавно тут ёлку на дерево-гофер разобрали.
- Кажется, он направился в "Свинарнию", там всегда убогим подают, бугага.
- Спасибо, на этом всё.
- Удачи, Шерхан, после меня ты тут самый адекватный питомец, если победим, с меня угощение.
- Оставь себе, я идейный.
Академик улизнул, а Шерхан помчался к таверне в виде шкафа. Забежав внутрь, он первым делом осмотрелся. Чад, угар - непременные составляющие успешной таверны в Годвилле. Сам домольвёнок Зоберий обслуживал гостей за стойкой сегодня, сверкая белозубой улыбкой.
Розовый ломокотив сидел в самом центре за стойкой, и лакал из блюдца квас "Патриотический". Героя, так похожего на отхожее место, нигде не было видно. Шерхан кинулся к обидчику:
- Эй, ты, розовый, это ты у нас подарок упёр из Храма?
- Простите, вы не обознались? Ах, кажется я вас видел.
- Стал бы я кидаться к незнакомцу без повода, не так я воспитан, чтобы досаждать по пустякам. А теперь отвечай!
- Нет, я совершенно не понимаю о чём вы, какой подарок, какой храм, о чём вы?
- Ладно, быть может я не так начал нашу беседу. Повторю ещё раз: у нас из Храма пропал новогодний подарок, а рядом были только ты и твой хозяин, и если я не узнаю, где подарок, я буду очень зол, и могу с тобой что-нибудь сделать.
- Вы - и сделать? Да вас же веточкой перешибить можно.
- У меня есть друзья, они могут вам навалять.
- А я не боюсь! Но ваш посыл меня забавляет, я вам отвечу: мы не брали ваш подарок, но мы видели подозрительного белого ведмедя.
- Не может быть! Как он мог? Спасибо, добрый друг, если информация подтвердится, с меня не заржавеет, где меня найти ты знаешь, заходи как-нибудь на огонёк.
- Всегда пожалуйста, но только мой герой вышел из туалета, и идёт сюда, тебе лучше уйти, а то он странный тип.
- Не надо повторять дважды.
Шерхан ретировался, пока его не заметили. Теперь весь вопрос состоял в том, как вывести негодяя на чистую воду. Спросишь в лоб, он не ответит. Кто бы ответил?
Белого ведмедя было легко отыскать: он сидел около гильдхолла, пока его хозяин забежал за порцией унижений и оскорблений.
- Привет, не передумал насчёт Игры? - обратился к нему Шерхан.
- Нет, хозяин упёртый.
- Долго его там песочат?
- Порядочно, уже пару десятков пергаментов в окно выкинули, я читал и ржал с этих их прений. Одним словом, герои.
- Читать умеешь? Умный, что ли? - подтрунил его Шерхан.
- Да не дурак, знаешь ли.
- Ладно, мы с тобой давно знакомы, отвечай честно и быстро: ты любишь рыбу?
- Да.
- А мясо?
- Тоже да. Что за игру ты ведёшь?
- Как насчёт мёда?
- Да!
- А зачем вы спёрли наш новогодний подарок из Храма?
- Эээ... Какой подарок?
- Не обманывай, тебя видели рядом.
- Ну да, мой хозяин приходил к твоему, советовал что-то по организации, но потом мы сразу ушли и никого не видели, ничего не брали. Слушай, Шерхан, если мой хозяин склочник, это не значит, что он вор.
- Ладно, я тебе верю. Прости. Ты же понимаешь, как это важно, особенно для Игры.
- Понимаю, и потому предельно честен с тобой: мы не брали.
- Смотри, я проверю.
- Твоё право. А теперь извини, пойду посмотрю, что там происходит.
Шерхан присел и стал размышлять: все нити оборваны, подозреваемых больше нет. Придётся возвращаться к хозяину с пустыми лапами. Без подарка их участие в Игре будет под вопросом.
Не в силах решить головоломку, гипноманул вернулся в Храм. Тут его ждал сюрприз, весёлый хозяин кинулся к своему питомцу со словами:
- Шерхан, мохнатый ты бандит! Нашёл я подарок! Он закатился под алтарь, пока я беседовал кое с кем!
"Ну ты и тупица, - хотел воскликнуть Шерхан, - как подарок мог сам закатиться под алтарь?" Но не воскликнул, всё-таки, впереди Новый Год, подарки от Демиургов, большая Игра и много чего ещё. Лишь бы Андед-Морозы и Сатан-Клаусы, как в прошлый раз, не напились бормотухи, и не пошли буянить раньше времени.
Дальше идёт неинтересная часть рассказа: как наряжали ёлку в Храме, соорудив её из гофера, как украшали жирными трофеями, как клали под неё подарок. А потом пришла комиссия в составе всех участников Игры. В этом году побеждала самая нарядная ёлочка. Но это уже совсем другая история.
/14.12.2015/
Миниатюра 3. Катехизис Культиста.
Тема: Территория слов.
/* http://bagnenko.name/blog/skill-3-rule-territory-words
Вас научили, что повторы недопустимы? Вас горько обманули. Простые слова, которым трудно подобрать синоним, такие как стол, стул, душа или окно, можно и нужно повторять для усиления вовлеченности читателя в описание действия.
Сразу нужно оговориться, что данный текст (миниатюра) не преследует целей, описанных в нём, а является просто упражнением по написанию текстов с заданной тематикой. Под рукой был Катехизис Революционера Нечаева, и глядя на него было написано это произведение. Ещё раз отмечу, что произведение является художественным, все совпадения случайны, а интерпретация остается на совести читателя. Это всего лишь фантазия на тему как бы выглядел такой документ для культистов, описанных в одном моем раннем произведении. */
Сие писание есть Катехизис, написанное принимать как Истину.
Отношение культиста к самому себе.
ї1. Культист есть обреченный человек без своих интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, имени. Единые интерес, страсть и мысль всех культистов заключены в Культе.
ї2. Не только на словах, но и на деле культист должен разорвать связь с гражданским порядком и образованным миром, со всеми законами, приличиями и общепринятыми условностями. Связь эта есть враг беспощадный, и если культист живёт ею, только для разрушения этого порядка и этого мира.
ї3. Культист знает только одну науку - науку разрушения. Только для этого он изучает остальные науки. Изучает их денно и нощно, с особой прилежностью с целью наискорейшего искоренения мирного существования и создания нового мира на обломках старого.
ї4. Презрение к обществу, его мнению, нравственности - есть нравственность культиста. Всё, способствующее изменениям - нравственно, а мешающее переменам - безнравственно.
ї5. Не ждать пощады от врагов и не давать другим пощады - вот наш девиз. Эта война идёт не на жизнь, а на смерть. Каждый день культист должен быть готов к смерти и пыткам.
ї6. Забыть все чувства, не быть чувствительным, посвятить себя всего Делу общему и праведному, и смести с дороги любые препятствия.
ї7. Холодная голова, холодный расчет, холодное сердце - и общие интересы Культа во главе всего.
Отношение к товарищам по Культу
ї8. Друзья - только культисты, мера полезности отношений для Дела есть мера дружбы и оценка любых отношений.
ї9. Солидарность - главное слово. В этом слове вся сила движения. Каждый делает всё полезное для общего Дела сам, но при нужде советуясь с товарищами.
ї10. Набирать помощников из числа непосвященных не возбраняется, но смотреть на них как на товарищей по Делу не следует. Нужно экономно тратить свой человеческий капитал, стараясь извлечь максимум пользы для Дела.
ї11. Товарищ в беде - решать о спасении исходя из соображений общего Дела. Взвесить пользу, все за и против, принесёт ли спасение больше пользы, чем вреда для Дела, и только тогда решать судьбу товарища.
Отношение культиста к обществу
ї12. Новые культисты принимаются только единогласным голосованием за, если хоть один против - пересмотр, и только заявившие делом, но не словом.
ї13. Если культисту чего-либо жаль в этом мире, если культист может остановиться перед уничтожением положения, человека или отношения в этом мире, то не культист он вовсе. Ждёт его жалкая судьба, как и весь этот мир. Вступать в гражданский мир допускается только для скорейшего его уничтожения.
ї14. Живя в мире - притворяйся овечкой, проникай везде, в любое учреждение, сообщество или компанию.
ї15. Мир делится на категории, первая категория - смерть. Список осужденных к первой категории будет составлен и предъявлен.
ї16. При составлении списка руководствоваться не чувством, но расчетом. Приоритет к наиболее выдающимся личностям, чтобы напугать и дезориентировать противника внезапными и насильственными смертями.
ї17. Категория вторая - их удел временная жизнь. Исполнят свою роль - и будут устранены.
ї18. Третья категория - множество высокопоставленных скотов и личностей, пользующихся своею силою и влиянием, их следует эксплуатировать, сбить с толку, овладеть их тайнами, сделать их рабами своими. Их капиталы будут использованы во благо Дела и Культа.
ї19. Честолюбцы и свободомыслящие люди есть категория четыре. Им можно подыгрывать, следуя их правилам, а между тем так же овладеть ими, скомпрометировать их, и их руками мутить воду.
ї20. Пятая категория - конспираторы, и прочие заговорщики не из числа культистов. Этих перебирать, полезных подтягивать, бесполезных устранять, приносить в жертву и использовать по своему разумению.
ї21. Шестая и важнейшая категория - женщины.
Одни - бесполезные и пустые, ими всяк может воспользоваться как категорией три или четыре.
Другие - преданные и горячие, но не культисты, их пускать по пятой категории.
Наши - посвященные и принявшие Дело. Это товарищи. Они наше драгоценнейшее сокровище. Их холить и лелеять.
Отношение Культа к простому народу
ї22. Счастье народа - главная цель, но достигнуть её можно только путём разрушения текущего порядка. Народу придется смириться с этим. Кто не будет участвовать за, тот будет уничтожаться.
ї23. В корне уничтожить старый порядок, собственность и традиции. Установить потом новые, приемлемые Делу.
ї24. Будущая организация будет выработана снизу, из жизни, но это дело будущее, а наше дело правое и сегодняшнее.
ї25. Нам близок мир народа бандитского, разбойничьего, это наш союзник.
ї26. Сплотить этот мир в одну непобедимую, всесокрушающую силу -- вот вся наша организация, конспирация, задача. Это наш Культ.
/06.01.2018/
Миниатюра 4. Лежу с ковчегом на дне. Хоть пьесу пиши по мотивам.
Тема: Ритм текста.
/* http://bagnenko.name/blog/writing-skills/skill-4-the-rhythm-of-the-text
Чередование коротких, средних и длинных предложений, и даже абзацев, создаёт ритм текста. Много коротких предложений создадут напряженную обстановку, а длинные описания сельской пасторали убаюкают внимание. */
Океан безграничен. Его красота сложна и непостижима для такого простого существа, которое лежало на дне. Ах, что это было за существо, мирно покоящееся на дне древнего океана, подвластного всем ветрам, чудище морское с восемью скользкими щупальцами, безглазой мордой и частоколом остро отточенных зубов в громадной, просто исполинской пасти. Разве было оно похоже на осьминога или иного представителя морской фауны?
Профессор Зан мог бы поклясться, что таких существ он не видел, и в его карьере не было места потрясениям уже очень давно. Какие могут быть потрясения, если твоей задачей является каждодневное посещение лекций и семинаров, а так же написание статей и научных трудов в соавторстве с учёными по всему миру. Нет никаких потрясений. Одна рутина.
Рутиной был и этот ежегодный осмотр Баттлмурских Островов в северной части архипелага Замбези. А теперь получалось, что рутина переставала быть томной. Жизнь не готовила профессора Зана к такому испытанию, но вот оно перед ним, новое не открытое и ещё не исследованное существо, очертания которого были ясно различимы на экране монитора в его комфортабельной лаборатории на борту исследовательского научно-морского судна "Батискафий".
Профессор крепко задумался. Делать было нечего, придётся сообщать капитану о непредвиденной остановке, что было крайне нежелательно в канун Рождества. Команду судна можно было понять. Все хотели скорее попасть домой к родным и близким, а этот дурацкий профилактический осмотр окрестностей в научных целях их не прельщал, и перспектива провести лишние часы посреди моря никому не представлялась завидной. Как и самому профессору.
- Капитан, - сказал профессор Зан в рацию, лежащую у него на коленях. - Теоретический вопрос, надеюсь я не отвлекаю вас от празднования, но что если бы нам пришлось задержаться в море во время праздников, например, топливо кончится, или винты встанут. Что в таком случае предписывают ваши правила?
- Проф, это вы? - заплетающимся языком ответил капитан судна. - Едрить его налево, я бы сказал, проф. Я бы так ругался, что команда попрыгала бы за борт, вот как был бы я раздосадован, проф. А что случилось? - на заднем фоне были слышны смех и музыка.
- Ничего особенного, Капитан. Я просто поинтересовался. Я же ученый, вы знаете, люблю обо всем подумать обстоятельно.
- Тогда отбой, проф.
"Да, отбой, Капитан", - подумал профессор и потянулся к пульту управления эхолокатором. В конце концов, по силуэту на экране не совсем понятно, что за зверь там внизу, это может быть и обыкновенный кальмар больших размеров. В литературе встречается множество упоминаний о подобных существах из глубин. Только доказательства никогда не были зафиксированы документально. Никогда и никем.
Вдруг что-то зашевелилось на экране. Будто бы существо повернулось своей смутно различимой пастью прямо к экрану. Могли сигналы эхолота потревожить его? Может быть, выключить эхолот совсем? Не станет ли от этого только хуже из-за невозможности следить за существом? Столько вопросов перед лицом опасности и ни одного ответа.
Рука потянулась к кнопке выключения, как вдруг профессор почувствовал толчок ещё до того как увидел на экране эхолота стремительно приближающуюся морду существа из глубин. Рука замерла в воздухе, а рот открылся в ужасе. Последовал новый толчок, вдруг включилась сирена. Профессор вскочил со стула. Последовал третий толчок. Потолок стал приближаться.
Последнее, что он успел заметить до того как его ноздри обожгло холодной водой, - это быстро приближающееся дно. На дне возвышалось поистине циклопическое существо, обвивая подрагивающими щупальцами большой расписной ковчег, который поигрывал слабыми отблесками рыжевато-жёлтого металла. "Вот и всё", - подумал профессор, захлебываясь водой и закрывая глаза.
Прошло несколько секунд внутренней борьбы между желанием вдохнуть и здравым смыслом, как вдруг его тело обрело вес, его спина почувствовала под собой некую опору, а нос освободился от воды, еще не успевшей проникнуть в лёгкие. Сквозь веки он почувствовал яркий свет. Всё ещё не веря в спасение, он боязливо приоткрыл глаза, и увиденное заставило его лицо побелеть от ужаса: утопление стало теперь не самым страшным, что могло с ним произойти в канун Рождества.
*****
Спустя две недели судно найдут. На борту не будет ни одного живого или мертвого человека, зато останутся записи эхолота и камер наблюдений, благодаря чему восстановят всю последовательность событий того рокового вечера: как люди бежали в панике, а щупальца доставали их в любых закоулках и утаскивали в непроглядную глубину, как люди в ужасе пытались спастись. Самое загадочное, что щупальцев было гораздо больше, чем по данным эхолота, и этот факт не укрылся от следователей. Весь окружающий океан был прочесан подводными лодками, другими научными судами и даже военными с использованием самых современных технологий, но ни одного следа таинственных существ не было обнаружено. Так и остается загадка до сих пор не разгаданной. Быть может, пытливый читатель имеет предположение, что же это было такое?
/09.01.2018/
Миниатюра 5. Лифт Вечности.
Тема: Количество элементов перечисления.
/* http://bagnenko.name/blog/writing-skills/skill-5-rule-number-of-elements-in-the-enumeration-of-the-text
Очень полезный навык. Если оставить одно определение к существительному, это будет утверждение, с которым автор согласен на сто процентов. Умный учёный. Стена белая. Книга увесистая. Если определения два - есть уже выбор и неуверенность. Ученый умный и прыткий. Стена белая и неровная. Книга увесистая и тяжелая. Если перечислить три характеристики, это будет полное описание предмета. Забавно, что ученые открыли не так давно, что мозг держит в оперативной памяти всего три свойства, три цифры, три слова. От чего так, не знаю, но это работает. Ученый был умный, прыткий и назойливый. Книга была увесистой, тяжелой и интригующей. Всё, что больше трёх - это описание, и количество элементов не лимитируется. Лично Я, когда читаю, всегда пропускаю такие описания в художественных текстах, потому что не так уж оно и важно для сюжета и сути дела, но если оно красивое, как у Гоголя, тогда читаю.*/
И почему в шикарные лифты всегда вставляют такой глупый звоночек, который слышно, когда двери либо открываются, либо закрываются? Противно ведь. И тренькает, и бренькает. Будь он неладен.
Сайлер был зол. Взял ипотеку и через месяц вылетел с новой высокооплачиваемой работы - это надо уметь. По-видимому, удача была на его стороне потому что сразу подвернулась новая и необычная работа.
Сейчас Сайлер стоял в красивом, нарядном лифте, двери которого только что закрылись, а веселенький звоночек возвестил об этом важном событии звонким рингтоном, прямо как стандартный звук в телефоне одной эстетически выверенной компании. Пол был застелен ковром бежевого цвета, стенные панели покрывала красная драпировка, переходящая ближе к полу в деревянные панели орехового цвета, а на потолке висели диодные лампы яркого белого цвета, собранные в квадратный светильник. Как в весенний погожий день светит солнце, только источник света в данном случае точечный и даёт много теней на полу. В принципе, это всё что нужно было знать Сайлеру о данном лифте. Лифт теперь был его новой работой.
Тот человек в капюшоне зелёно-салатового цвета сказал, что работа простая. Сайлер помнил только сапоги мягкой бежевой кожи, на которые беззастенчиво пялился во время разговора. Такие сапоги не часто увидишь на собеседовании, а собеседований Сайлер прошёл немало. С тех пор, как роботы стали заменять людей на производстве, с работой стало напряженно, особенно если по специальности ты учил бухгалтерское дело.
А что, когда он шёл в помпезный небоскреб в самом центре их небольшого городка, он и не надеялся, что его кандидатуру одобрят, но мужчина в зеленом одеянии с капюшоном, только глянув на Сайлера сказал, что тот принят. Оплата была сдельная, для такой работы даже очень сдельная, что позволяло платить ипотеку и даже оставалось бы на еду и развлечения. А самое главное - деньги давали вперёд.
Идею начать работать и не поступать после школы в институт он придумал не сам, его родители решили не возиться с ним, и просто сказали через месяц ты будешь выселен из квартиры, ищи работу, снимай квартиру. Как хочешь, где хочешь. Он и снял, на окраине, плохонькую. Зато свою. Позже переехал в ипотеку со всеми чудесами, но это уже другая история.
Сейчас Сайлер был приятным молодым человеком, стриженным в барбершопе, это такая парикмахерская "для настоящих мужчин", где тебя напомаживают как салонную девку, чуть ли не одеколоном брызгают, и духами, и глиной мажут бороду, и выглядишь потом как дятел Вуди Вудпеккер, но считается что ты крут. Чего не сделаешь наперекор унылым взрослякам.
Сейчас Сайлер неторопливо размышлял как он будет выполнять задание на сегодня. Вообще, работодатель сказал, что всего лишь нужно приходить с восьми до пяти на работу и ездить в этом чёртовом лифте и записывать посетителей, а по случаю угождать им. Некая вариация на мальчика-лифтёра из 20 века, только век был 21-й.
Ради ипотеки придется постараться, платить по ней оставалось совсем не много, можно и потерпеть временные неудобства, потому что для его навыков найти в городке работу будет не быстрое занятие.
Между тем лифт размеренно полз вверх. Диодные лампы светили. Ковёр неподвижно лежал на полу. А зеркало напротив двери показывало угрюмое лицо Сайлера. Сайлер не любил быть таким угрюмым и сделал рожицу своему отражению. Отражение ответило взаимностью.
Сегодня был первый день, и Сайлер был одет в свои привычные зауженные черные джинсы и майку поло жёлтого цвета. Завтра ему предстояло переодеться в портье и начать вкалывать по полной. Странно, что как к стажёру, к нему не прикрепили соглядатая. Было бы и ему проще, и им спокойнее. А то сразу в лифт и ехать.
Наконец, лифт плавно затормозил, звоночек опять издал свой противный звук, и двери поползли в стороны, открывая его взгляду странную картину.
За дверями был лес. Классическая чаща, почти бурелом. Потянуло свежестью и запахом грибов. Это было до того странно, что Сайлер ущипнул себя за ляшку. Странное видение никуда не делось, только стало больно в том месте, где он ущипнул себя. Вот так вот - трогать себя за всякие непотребные места, потом болеть будет.
Сайлер испытал небольшую тревогу и решил отойти от открытых дверей. Хорошо, что время ожидания как раз закончилось, и двери плавно поползли смыкаться, а звоночек прозвенел свою трель. Треньк, бреньк.
Капельки пота выступили на лбу у юноши, и он вытер их ладонью. Лифт размеренно пополз ещё выше. По расчётам Сайлера он должен был бы уже достичь вершины здания, если судить по времени. В конце концов, в их городе не было Эмпайр Стейт Билдинга или Бурдж Халифа, известных своею высотностью небоскребов.
Звонок тренькнул ещё раз, лифт замедлился, и двери опять открылись. Сайлер напрягся, если и сейчас будет что-то странное, тогда зря он согласился на это форменное издевательство. Должен же был быть негативный момент, обязан был быть.
Обошлось. За дверями был обычный офисный кабинет, полутёмный сейчас, и в дальнем его конце ярко горел камин. Обычный, кирпичный камин, каких полно в частных коттеджах за городом. Рядом с камином стояло скрытое полутьмой кресло, в котором сидел какой-то мужчина. Заслышав звоночек, мужчина вскочил из кресла, уронив его, а роста он был не маленького, и стал стремительно двигаться быстрыми широкими шагами в сторону лифта помогая себе размашистыми движениями рук. Одет он был во всё чёрное. В одной руке у мужчины был нож, в другой ржавый крюк, а на лице, в отсветах горящего рыжего пламени, Сайлер увидел окровавленную маску Деда Мороза с проколотыми глазами, а за ними - чернота.
И тогда Сайлер закричал.
/10.01.2018/
Миниатюра 6. Фантастике приготовиться.
Тема: Внутренний голос человека или Степень искренности.
/* http://bagnenko.name/blog/writing-skills/skill-6-the-inner-voice-or-the-degree-of-sincerity
Тут всё просто - пиши о том, что знаешь хорошо, и так, будто это твой последний текст в жизни. Пиши искренне, яростно и будет тебе слава мирская и вышняя. */
Я очень взволнован состоянием дел в современной научной фантастике. Поймите меня правильно, я не ретроград, и не консерватор - пусть растут сто цветов и жанров, но когда подросткам предлагают почитать, прости Господи, "Гарри Поттера", "50 Оттенков Серого" и "Голодные Игры", я несколько призадумываюсь над состоянием дел. Реально, Я сам видел в одном из книжных магазинов девчушек-подростков лет 13, которые зависли у стенда с фантастикой, а потом одна из них говорила другой, что книжка "Бегущий в Лабиринте" самая крутая, и бери её. При этом, Айзек Азимов и Роджер Желязны в магазине тоже есть, но стоят где-нибудь подальше, и сомневаюсь, что школьники будут читать этих авторов. Зато в принудительном порядке их заставят прочесть в школе и про дурака Базарова, уколовшего себя зараженной иголочкой, и про человека в футляре, эскаписта и социофоба, и уж точно про мота Онегина. Хорошие ролевые модели их ждут - вместо учёных-прогрессоров предлагается играть в магов-недоучек и психопатов. А дети такие восприимчивые к образам.
Где вся та научная фантастика из 20 века - Стругацкие, Беляев, Ефремов - на которых я вырос? Давайте бегло пробежимся по современным авторам в России, предлагаемым нам в качестве фантастики. Отбросим Перумова с его эпопеей, это фэнтази, я говорю о научной фантастике, где есть изобретения, наука и прогресс. Сходу вспоминается только один единственный Глуховский с его "Метро 2033". Если вы думаете, что у западных партнёров дела обстоят лучше, вы заблуждаетесь. За последние 25 лет список лучшей научной фантастики состоит ровно из 15 книг, где есть именно наука и фантастика. Не верите? Это легко проверяется любым поисковиком в два клика.
Меня это удивляет до глубины души. Скажите, разве закончились все темы в науке? Виртуальная реальность, роботы, нанотехнологии и многие другие отрасли только набирают обороты. Куда делись люди, способные вкусно и со смаком описать похождения группы учёных на космическом корабле? Почему я не вижу большого потока книг в жанре цифровой метамодернизм про виртуальные игры и большие города будущего? Сейчас нельзя найти молодого человека, не играющего в игры на компьютере, а книжек об этой области нет! Парадокс на парадоксе.
А знаете, что я вижу в большом засилье на полках всех без исключения книжных магазинов? Книги про попаданцев, литрпг и магические академии, написанные за три копейки малограмотными гражданами, в России это чаще люди из силовых структур, бывшие или нынешние, которым откровенно нечего делать на рабочем месте, или же студенты-мажоры столичных вузов, возомнившие себя Л.Н. Толстыми. Читать эту гору мусора невозможно, сюжеты там одни и те же - либо расследование в разных сеттингах, либо учёба в разных учебных заведениях. Место действия и время имеют широкий диапазон. О чём хорошо знают, о том и пишут.
А что же наши западные коллеги? Там правит коммерция. Давным-давно исследования пришли к выводам, что книги и фильмы в современном мире потребляют большей частью девочки-подростки, и с тех пор открылась бездна отчаяния для фантастики. Состояние дел в России всего лишь является отражением общемировой тенденции. Бороться с этим нет смысла, просто по моему мнению ниша научной фантастики не просто открыта, она зияет гигантским черным провалом пустоты.
Есть что-то жуткое в этой тенденции к движению к Новому Средневековью, когда от прогресса и знания люди отворачиваются в сторону религии и магии. Наверное, нам как человечеству нужно пройти этот путь самопознания и решить глобально стоящие перед нами вопросы тотального перенаселения, изменения климата и падения морали в новом тысячелетии, в эпохе Водолея. Когда-то христианство перевело нас от людоедства и собирательства к оседлому образу жизни и научному прогрессу, так и теперь требуется новое учение ограничивающее наше чрезмерное потребление материальных ресурсов. Одно дело, когда на Земле миллиард человек, и совсем другое - семь миллиардов голодных ртов, каждый из которых желает новый компьютер, телефон и машину.
Скорее всего, фантастике пора приготовиться на выход в ту далекую и прекрасную страну, где уже ожидают авантюрные романы про мушкетёров и пиратов ещё с тех пор как окончилась Эпоха Великих Географических Открытий, рано или поздно жанры умирают. И от этого становится грустно.
/19.01.2018/
Миниатюра 7. Планирование пути.
Тема: План написания книги.
/* http://bagnenko.name/blog/writing-skills/7-plan-a-skill-of-writing-the-book-and-how-to-properly-create-snowflake-method
Метод снежинки, конечно, хорош, но уж очень трудоёмкий. В будущем лучше составлять план по-своему. Например, Джоан Роулинг чертила километровые таблицы с тайм-лайнами, событиями по главам, и в этом один из секретов её успеха. Всё продумано и логично, и в тексте это чувствуется. */
Сейчас попробуем спланировать наш рассказ в прямом эфире. Воспользуемся так называемым методом снежинки. Строго говоря, принцип в его основе следует называть фрактальным ростом, потому что именно так - от простого к сложному - растёт снежинка в природе. Начиная с маленького треугольничка, усложняя свою структуру на каждой итерации, снежинка вырастает в прекраснейшее и сложнейшее чудо природы. Так и произведение можно начать с общих черт, и дополняя каждую черту получить в итоге уютное писание для души. В следующем уроке можно будет написать это произведение по уже готовому плану.
1. Сначала придумаем аннотацию. Для этого рекомендуют создать нечто называемое логлайн, или краткая аннотация в два предложения, где должно быть учтено всё: главный герой и злодей, место и время действия, сеттинг, конфликт и прочее. В два предложения - это очень сложно. Для этого нужно уже знать примерно чем всё закончится. Итак, начнём.
Мне очень нравится тема компьютерных игр, там может быть любой сеттинг и любые сюжетные ходы. Может быть, попробовать рассказать небольшую историю приключений в виртуальном мире? Сюжет возьмем самый распространённый, почти что бродячий сюжет - об избранном человеке.
*Основная тема: самый обычный парень, интересующийся программированием виртуальных комнат для чатов, попадает по совету друга в чат виртуальной реальности, где ему делают загадочное предложение посмотреть удивительную приватную виртуальную комнату, из которой нет выхода.
*Основной конфликт: главный герой против закрытой комнаты.
*Дополнительный конфликт: борьба со своими страхами.
2. Теперь подумаем как всё начнётся и закончится?
*Завязка: Друг предлагает посмотреть новый виртуальный чат, главный герой принимает предложение и заходит в чат-комнату.
*Конфликт: из виртуальной комнаты нет выхода, и приходится сражаться с её порождениями, чтобы выбраться, потому что герой не может разлогиниться из игры.
*Развязка: оказывается, что виртуальным миром был не только виртуальный чат, но также и реальный мир, потому что победив все чудища в комнате, герой выходит в реальный мир и узнаёт, что и реальный мир не реален.
3. Герои.
*Имя: Павел Неруда
*История: обычный парень, любитель игр и развлечений, но с твердым характером и творческой натурой архитектора-исследователя, создатель крутых виртуальных миров.
*Мотив: выбраться из комнаты.
*Цель: получить свободу и ответы.
*Конфликт: комната не выпускает, нужно её победить.
*Откровение: герой узнаёт, что реальный мир тоже не реален и всё это время он был в матрице
4. Расширенная аннотация.
Друг предлагает посмотреть новый виртуальный чат, и главный герой принимает предложение и заходит в чат.
Сначала герой радуется красоте комнаты, любуется архитектурой и фантазией авторов, но когда он пытается вернуться обратно, то обнаруживает полную невозможность не только вернуться в центральный узел чата, но и полную неспособность разлогиниться в реальном мире. Из виртуальной комнаты нет выхода, и приходится исследовать её. Вдруг комната оживает, и герою приходится сражаться с её порождениями, чтобы выбраться. Ему предстоит пройти три испытания.
Выйдя из комнаты и одержав победу, герой выходит из чата и собирается рассказать кому-либо о пережитом ужасе, но вдруг видит перед собой в своей комнате того самого персонажа из старой игры. Странный тип спрашивает героя - знает ли он теперь путь? Герой отвечает, что нет. И странный гость поясняет, что оказывается он и есть создатель той комнаты, а виртуальным миром был не только виртуальный чат, но также и реальный мир, который и есть симуляция, и из неё нельзя выйти. И странный гость предлагает сотрудничество в поиске ответов.
*****
В этом методе есть ещё много пунктов для романов, когда героев много, линии действия переплетены, но мы пропустим эти шаги, потому что герой у нас один, обьем не больше пары страничек, некогда тут выписывать мировые конфликты. Так что увидимся в следующей миниатюре, где и попробуем реализовать такой шикарный замысел, не упав при этом в грязь лицом.
/20.01.2018/
Миниатюра 8. Виртуальная западня.
Тема: Внутренний резервуар слов.
/* http://bagnenko.name/blog/writing-skills/skill-8-the-inner-tank-of-words
Каждый день писать по 1000 слов - золотой стандарт индустрии. Писать меньше не интересно, писать больше, при этом сохраняя качество, трудно даже для мэтров. Поэтому, регулярность и ещё раз регулярность. Гораздо проще двигаться по плану, заранее продуманному и выверенному. Так что попробуем написать по плану из предыдущей миниатюры.
Ещё можно использовать вот такую структуру сценария от Блейка Снайдера (подробнее см. в книге "Спасите котика", глава 4) для разбивки текста по главным частям. Обычный сценарий занимает в среднем 110 страниц.
1. Первая картина (1 стр.)
2. Постановка темы (5 стр.)
3. Положение дел (1-10)
4. Катализатор (12.)
5. Дебаты (12-25)
6. Переход ко второму акту (25)
7. Второй акт (30)
8. Играй и веселись (30-55)
9. Ключевой момент (55)
10. Плохие парни наступают (55-75)
11. Все потеряно (75)
12. Темная сторона души (75-85)
13. Переход к третьему акту (85)
14. Финал (Акт третий) (85-110)
15. Заключительная картина (110)
*/
Павел жил в трудное время, как он считал. Места людей занимали роботы, а переквалифицироваться успевали не все, поэтому государство выплачивало гражданам минимальный прожиточный минимум, а те уже сами решали, что будут делать - развиваться или гнить в трущобах. Павел выбрал развиваться, но экономить на проживании в трущобах. Смекалочка.
Павел Неруда - так его называли только официальные документы, когда дело доходило до взаимодействия с государством. Сам же он предпочитал называть себя ЛоуПол. Его фишкой было низкополигональное моделирование. Хотя сейчас уже не осталось никаких полигонов, графика в виртуальной реальности строилась совсем по другим принципам, но сам термин остался с тех далеких времён. Рисовать минимальным набором форм, чтобы это выглядело красиво. Та ещё задачка.
Павел Неруда откинулся в кресле в своей скромно обставленной комнатке. Стол, стул, постеры на белых крашеных стенах. Из окна на 10 этаже высотки в спальном районе промышленного города не было видно ничего, кроме дыма из массивных труб, а также прямых улиц, уходящих на километры в даль и уносящих с собой волны разнообразных быстровозводимых зданий. Дышать тут можно было только в наморднике или противогазе, кому что больше нравилось. Учёные и писатели из прошлого обещали уже к этому времени рай на земле и зелёные кущи, но кущи остались только на бумаге - в реальности деревьев становилось всё меньше, а противных мерзких людей - всё больше. К чёрту их.
Можно было, конечно, перебраться в места получше, где воздух чище, и трава зеленее, но все хорошие места были заняты, а это означало большую стоимость проживания. Есть деньги - живешь как человек, нет денег - живешь как Павел.
Павел отвлекся, глянув на проекцию содержимого экрана на стене. Там было открыто письмо от его друга. Знакомы они были давно, и всё это время друг доставал каждый день письмами с ссылками на интересные ресурсы. Павел не гнал его, иногда попадались действительно интересные приколы, но чаще разный хлам.
Познакомились они на одном из форумов, когда стали обсуждать содержимое работы Павла. В тот момент дела не клеились, не строилась геометрия. И тот парень помог ему. Закинул один из своих шаблонов, удачно вставший в моделируемую сцену. Так они и пошли по жизни вместе. Странное поведение его нового знакомого несколько настораживало Павла, слать ссылки каждый день под силу не каждому, но у всех бывают свои причуды, и пока они не приносят откровенный вред окружающим, пусть будут. С этим можно мириться.
Ах да, друг-приятель прислал какую-то ссылку. Надо посмотреть, что на этот раз? Котята, смешные видео или очередной бездумный мемасик?
Павел нехотя нажал на ссылку и увидел там адрес виртуальной чат-комнаты в одной из систем виртуальной реальности. Если на заре индустрии их было много, этих систем, то до финишной черты добежали не все. Сейчас было две основных системы: для тех, кто любит комфорт, у кого есть лишние деньги. Там всё продумано до мелочей, чего только может пожелать требовательный клиент - всё было на кончике пальцев, а ещё круглосуточная поддержка. Вторая система была для тех, кто любит копаться в исходном коде, писать модули ручками и править процедуры. Она стоила дешевле и с ней ты мог добиться большего контроля над системой. Павел выбрал вторую.