Аннотация: Попался интересный роман на литэре. Совершенной без задней мысли решила написать рецензию в благодарность автору и во благо читателю. Нет, я не занимаюсь этим на постоянной основе и по просьбам авторов.
Рецензия на роман "Черный барон" Deacon
Книга выложена на ресурсе литэра, вот по этой ссылке: https://litnet.com/ru/book/chernyi-baron-b33607
Ссылкой не оформляю, потому что тогда самиздат ведет не по адресу, а в некое непонятное место. Как с этим бороться, не поняла.
Как я уже отписалась в комментариях, роман мне понравился. Он из тех, которым простишь и неоконченность, и обновление по частям, и коммерческий формат. Кстати, на момент написания рецензии "Черный барон" бесплатный и вроде по ощущениям приближается к завершению.
Роман состоит из нескольких частей. Их условно можно разделить на детский дом, золотую юность героя и войну, про которую, собственно, книга. Но к ней нужно еще подойти. Вот я и сейчас и пойду. И вы вместе со мной.
Признаться, в начале я несколько путалась, кто главный герой. Повествование начинается с точки зрения мальчика Артема, хотя он не главный, и даже не персонаж второго плана. Потом появляется Олег, вполне подходящий на роль главного - харизматичный, лидер, сильная личность, не лишен порядочности. Но в итоге героем оказалось не он, а его друг Дима по прозвищу Сенатор. Характер Димы мне понравился - видно, что в целом мальчик хороший, но далеко не без грешка. Местами опаслив, не сказать - трусоват, а оттого и поступки его приводит к неоднозначным результатам. Это хорошо, потому как положительный герой - потолок, дальше которого некуда расти.
В детдомовской части меня поначалу смущала некая одинаковость мальчишек, приходилось прикладывать усилия, чтобы не путать, кто из них что сказал, не доставало описаний, не доставало подчеркнутых особенностей характера, порой я даже отлистывала назад, чтобы их найти. Понравились прозвания охранников - очень оригинально и с юмором: Бульдог, Цербер и Такса, причем последнее обыграно и в прямом значении как собака, и в переносном - как плата.
По мере развития сюжета у меня наметились любимые герои. Так, покорила Катя, преодолев свой страх и встав на защиту Артема. А Дима, напротив, расстроил. Но в этой части я еще читала "Черного барона" в рабочем порядке, не вполне определившись, хорош роман или плох. Динамики хватало, сюжет цеплял, но хотелось быстрее, ярче и чтобы была интрига.
Дальше, когда Дима из интерната шагнул во взрослую жизнь, действо пошло динамичнее. Хотя и тут меня поначалу смутил довольно стандартный подбор типажей: бандиты в погоне за легкой наживой, сосед Димы - классический обыватель, прямо хоть сейчас вставляй в телесериал, пустые красотки, непременно модно разодетые и посещающие салоны красоты, единственной противоположностью которых нарисована все та же Катя, только уже повзрослевшая.
Что до декораций, то автор выбрал беспроигрышную историю Золушки, или возвышения от нищеты к достатку явно выше среднего. Это меня тоже смутило, потому как герои молодые, не имели начального старта (ни денег, ни поддержки родителей), росли в детском доме, но с момента выхода оттуда за довольно непродолжительное время успели далеко шагнуть. А вот так не бывает, сказал бы Станиславский, и я непременно бы с ним согласилась. Я охотно поверю, что легко и быстро мог разбогатеть Дима, обладая сверхспособностями, поверю и в то, что разбогател Олег, криминал - доход легкий и быстрый. Но высоко взлетели и Катя - сотрудница Prado, и Иван - отец-одиночка, имеющий однако средства, чтобы нанимать профессионального дизайнера. В итоге вырисовывается какой-то иной мир, где успех приходит к любому, стоит лишь захотеть. А вот это уже упрощение, схема, стандарт.
Повторюсь, описание красивой жизни - гарантированный ход для привлечения читателей, но использование стандартных стереотипов обедняет книгу. Хорошие книги - поверх стандартов, они сами их устанавливают (вспомним хотя бы "Сумерки" Стефани Майер, породившие целую плеяду вампиров, влюбленных в человеческую девушку).
Однако написано все было довольно интересно, события развивались и закручивались, поэтому я ждала, что же будет дальше. И дождалась. Когда началась война, история полярно поменялась. И вот тут-то я влипла в книгу намертво, не замечая времени.
Возможно, по объему довоенные части несколько крупноваты и долго подводят к основному замыслу. Однако в соотношении с целым тексом они смотрятся органично. Надо просто набраться терпения, потому как основное действо разворачивается далее.
Здесь появляются новыегерои. И, надо отдать автору должное, они куда фактурнее прежних, они живые, разные, со своими заморочками. Я так понимаю, по мере написания растет мастерство автора и герои удаются все лучше, причем бывает, что второстепенные персонажи оттесняют главных и лучше запоминаются (у меня, например, так получалось).
Вот, к примеру, Лось, водитель. Он хорош. С его нежданчиками, несраступчиками, медвежьими услугами, Каришками. Хорош и Призрак, переиначивающий пословицы на собственный лад, красавчик и язва. Хотя последний и не относится к числу моих любимых героев. Вообще, многие персонажи сделаны добротно, имеют собственный характер и не насилуются авторским произволом, а действуют сообразно характеру. Импонирует порядочность героев - в ком-то больше, в ком-то меньше, в ком-то вообще с гулькин нос, но она присутствует. В отличие от поклонников черной фентези, я не люблю читать про подлецов.
В тех частях, где закончилось детство и золотая юность героя, безоговорочно понравилось все - и динамика сюжета, и действо без лирических отступлений и пустопорожней болтовни между героями (которыми грешит та же "Игра Престолов"), и все туже затягивающаяся интрига, и новые неожиданные сюжетные ходы. В книге чувствуется и патриотизм, но без бравура, что тоже импонирует.
Теперь о недостатках. Их немного. Собственно, единственным я бы отметила название. Не потому, что оно плохое. Образ "Черный барон" эффектен (спросите хотя бы у Лоры Провансаль и Лоры Московской), да только не вяжется этот образ с главным героем. Ну и что, что это одно из его прозвищ. А прежде у него было другое прозвище. И, верное дальше, будут следующие. Название не отражает сути книги. Книга-то о другом - о борьбе, о любви, о самопожертвовании. И в этом плане название, даже такое броское, не работает на пользу книги.
Еще один момент, который прослеживается через весь текст. Автор четко длит героев на красивых и некрасивых, причем у главных героев внешняя привлекательность подчеркивается. Складывается впечатление, что некрасивые либо обычные люди автору не импонируют. Женщины обязательно эффектные, броские, с точеными фигурами (Милана, и Катя, и Оксана, и Эрика, и Вероника). Мужчины тоже привлекательные (о привлекательности Димы неоднократно судят детдомовские девчонки, Призрак хорош и холён, Адэн из-за болезни некрасив, но в снах он превращается в писаного красавца, даже толстяка Рому автор заставляет похудеть). Кстати, очень понравилось объяснение Ивана, когда его дочь не хотела дружить с Адэном именно по причине его непривлекательности: мол, все красивые - это те, против кого мы воюем. Нет, позиция автора меня не напрягает, я сама эстет и люблю красивых людей. Но мир, где все или большинство героев хороши собой, он не настоящий - он гламурно-киношный.
И еще к недостаткам, хотя уже не книги. Я порой люблю почитать комментарии читателей и ответы автора на них. Это интересно, это позволяет глубже погрузиться в мир книги, да и когда читателей много, можно даже пополнить свой жизненный опыт. С одной оговоркой. Чтобы в процессе обсуждения книги участвовал автор. К сожалению, отлистав несколько страниц назад (насколько хватило терпения), я так и не нашла интересных дискуссий. Сложилось впечатление, что отвечают на комментарии лица, задействованные в продвижении книги, оттого их ответы нередко повторяются и не выходят за рамки сухой вежливости. Поэтому для себя я решила, что участвовать в обсуждении романа на страничке автора не интересно.
Вот, пожалуй, и все.
"Черный барон" мне очень понравился своей добротностью, динамичностью и общим настроем, с нетерпением жду окончания. Надеюсь, победит справедливость. Хотя в жизни так бывает далеко не всегда, но оттого-то и хочется читать литературу, чтобы хотя бы там все было, как должно, а не как будет обычно.