ЦИНИЗМ (греч. Kynosarges - назв. холма и гимнассии в Афинах, где
происходили обучение и дискуссии философов кинической школы) - моральное
качество, характеризующее презрительное отношении к культуре об-ва, к его
духовным, и в особенности нравственным, ценностям. 4-й в. до н.э.
Я думаю, что читатель согласится со мной, если я сделаю такой вывод: ЗЛО насаждаемое обществу, порождает ещё большее зло со стороны общества. Вот от этого и будем "плясать" рассматривая цинизм (а это зло безусловно), как форму существования этого общества.
Чего бы проще, казалось бы, жить в мире и согласии всем обществом населявшим ту или иную страну. Но не получается. Разные факторы, со стороны и внутри общества, влияют на наше мировозрение, на оценку происходящих внутри нас процессов.
Если вглядеться по пристальней в наше поведение внутри самих себя, то мы, не лукавя перед самими собой, вынуждены признать, что все мы циники. Мы циники не потому, что не представляем себе жизнь иначе, а потому, что жизнь нас такими сделала. Жизнь сегодняшнего времени.
Правда началось всё не сегодня и не вчера. Если ЦИНИЗМ, как киническая школа, сформировался ещё до нашей эры и жив по сию пору, то здесь лидерство искать бесполезно. Наверное проще бы предположить - "откуда ветер дует". А "дует" он от понятия - " на то и щука в пруду, чтобы карась не дремал".
Ещё Энгельс (кажется) сказал: -Если бы мальчишки не били окон, то стекольщикам не было работы". Отсюда следует, что если воспитать поколение мальчишек, которые раз и навсегда перестанут бить окна, то цинизм сам собою вымрет как явление. Но...
А что тогда будут делать стекольщики? Если они ничего больше не умеют, кроме как...
Вот именно! Стекольщики будут бороться за "свой кусок хлеба" и всячески поддерживать цинизм, а именно мальчишек. Что мы все сегодня и наблюдаем, глядя на власть имущие сословия. Начхать им на бедность и вымирание Российской общности. А общности начхать на власть имущих. Можно, конечно же надеяться на перевыборы этих самых циников. Но общность Российская уже не верит в эту надежду. И потому само становится циником оставляя за собой право на выживание в мире сегодняшнем.
Отсюда следует, что цинизм есть ни что иное, как средство выживания в этом мире. А дальше уже вступает в дело разделение цинизма на составляющие:
-цинизм как средство самообороны;
-цинизм как средство душевного покоя;
-цинизм как средство самоутверждения;
-цинизм как средство обогащения;
-цинизм как средство завоевания авторитета;
-цинизм как средство приоритета;
-цинизм как средство независимости;
-цинизм как средство замещение своей духовной пустоты и т.д., и т.д.
А если сумировать всё это и то, что мы ещё не перечислили, получится, что цинизм есть одна из составляющих всей нашей жизни.
А, что - есть ещё какие то составляющие? Есть! - как ни странно:
-это исторические достижения культуры человечества;
-это нравственные принципы;
-это дорогие людям идеалы;
-это человеческое достоинство, в конце концов.
И вот, если мы сопоставим эти две составляющие, то увидим тут факт существования ещё двух противоположностей. Противоположностей, которым рядом ни как не ужиться. Они самоисключают друг друга. А следовательно наступает фактор борьбы. Борьбы противоположностей. Но это уже совсем другой раздел из философии.
Главное уяснить себе, что в любой борьбе побеждает сильнейший. И рассчитывать здесь на эволюционный путь не приходится. Потому как цинизм нам насаждается сверху. И наша задача заключается в том, чтобы не превратиться в "карасей" и не дать себя схавать "щукам" цинизма. Которые в поведении и убеждениях преследуют свои эгоистические интересы всеми возможными, в том числе и аморальными средствами.
А если представить себе, что цинизм является продуктом морального банкротства и идейного опустошения, то придёшь к выводу, что он является неадекватной реакцией на моральное лицемерие и идеологическое фарисейство власть придержащих.
Так нам ли, живущим в бурях эпохи отдавать свою жизнь -
"...любящим баб и блюда?
Я лучше в баре блЯдям буду
подавать ананасовую воду".
И да простит меня читатель за столь циничное окончание своего рассуждения.
Послесловие:
Хорошо, когда встречаешь на жизненном пути умного человека.
Хорошо, когда умный человек не скрывает своих мыслей, а выносит их на
обсуждение.
Мысли такого умного человека призывают думать и делать выводы.
Это я о Татьяне Сергеевне АЛЕКСЕЕВОЙ и её статье: "За что любят циников?"
Прочитайте. Не пожалеете. И тогда нас станет больше, чем моральных уродов