Возможно, на первый взгляд название статьи покажется нелепым. Ведь, как известно всем любителям "фентези", автор, давший жизнь знаменитому герою, разместил Кимерию, родину Конана, где-то на севере современной Франции. Но как считают специалисты Роберт Говард либо вовсе не знал историю и отсюда его версия о происхождении названия "запорожцы" от реки Запорожки и прочие нелепости. Как гласит пословица: "Слышал звон. Но не знал, откуда он". Либо наоборот знал историю очень хорошо, но просто из озорства перемешал страны и народы, религии и обычаи по своему усмотрению, создав свою абсурдную Геборейскую эру. Также своевольно Р.Говард поступил и с киммерийцами. Но народ этот действительно существовал, а не являлся плодом воображения автора знаменитой "Саги о Конане". И жили киммерийцы в степях северного Причерноморья, т.е. на территории Херсонской, Одесской и Николаевской области, и являлись первой сформировавшейся народностью, облюбовавшей этот солнечный край еще во втором тысячелетии до н.э.
В поэме Гомера "Одиссея" говориться о том, что земля киммерийцев находиться на краю обитаемого мира у входа в подземное царство Аида. Предшественники скифов интересовали отца исторической науки Геродота. Он писал: " И теперь есть в Скифии киммерийские стены, киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть так называемый Киммерийский Боспор, а также поселение под названием Киммерик".
В низовьях Днестра Геродоту показывали курган, в котором, по преданию, были погребены последние киммерийские цари. Эти сведения о жизни киммерийцев в северных причерноморских степях подтверждает знаменитый картограф древности Страбон. С его слов можно узнать, что киммерийцы совершали походы в страны восточного Средиземноморья еще во времена Гомера или даже еще раньше.
Знали о Киммерийцах на Востоке. Еще в восьмом веке до н.э. о них упоминается в ассирийских клинописных текстах под немного искаженным именем "гамиррай".
И потому можно с уверенностью сказать, что киммерийцы жили на юге Украины еще в эпоху бронзы, занимались как скотоводством, так и земледелием. Но к концу второго тысячелетия до н.э. полностью перешли к кочевому скотоводству, которое в те времена являлось более прогрессивным видом хозяйствования. Это позволяло с меньшими затратами получать больший общественный продукт. И кроме того кочевники осваивали огромные пастбищные угодья и могли регулярно совершать набеги на менее воинственных и мобильных соседей. Поэтому единственными памятниками, оставленными киммерийцами, являются их захоронения.
В шестнадцатых - пятнадцатых веках до н.э. киммерийцы овладели секретом плавления железа и к концу десятого века до н.э. достигли значительных успехов в кузнечном деле. К тому времени киммерийцы научились изготовлять крупные предметы из высококачественной стали, опередив многие европейские народы. Киммерийские воины были вооружены цельнометаллическими мечами и кинжалами, круглыми или фигурными булавами, бронзовыми секирами или боевыми топориками. И конечно каждый воин имел мощный лук, не уступавший своими боевыми качествами прославленному скифскому. Киммерийцы, как и подобает кочевникам, сражались только лишь в конном строю и не признавали доспехов, сковывающих движения.
К какой группе народов принадлежали киммерийцы, сейчас сказать трудно, скорее всего, это был ираноязычный народ со смуглыми скуластыми лицами, черной гривой густых волос, невысокие, крепкого телосложения.
Культ воинской доблести имел у них большое значение. На месте захоронения славных воинов ставились каменные стелы с изображением различных предметов, необходимых кочевнику, как в сражении, так и в быту. Воинственные киммерийцы часто совершали опустошительные набеги через Кавказ на города Передней Азии. В воинских могилах появляются золотые украшения из тех мест. Кстати, в тих походах принимали участие и наши непосредственные предки, древние славяне. По этому факту можно судит, что между праславянами, проживающих в то время в лесной зоне Правобережного Днепра, и киммерийцами были если не дружеские отношения, то, во всяком случае и не открытая вражда.
Если мерить мерками таких древних цивилизаций как Египет, Греция и Рим, наши с вами "земляки" действительно были варварами и дикарями. Но все-таки некое подобие государства существовало и у них. Племена киммерийцев входили в союзы, которыми правили цари, и в своем развитии они шли впереди многих народов, в том числе и славян.
Киммерийцы были одними из лучших воинов той эпохи и вызывали ужас у народов Передней Азии, продолжая сохранять свое господство в Северном Причерноморье. Но, как гласит древняя поговорка: "Всему в этом мире приходит конец". Вот так в восьмом веке до н.э. пришел конец безраздельному властвованию киммерийцев на юге современной Украины. Из самого сердца Азии пришел народ еще более воинственный и жестокий, и звался он - скифы.
Киммерийцы отказались от бессмысленной борьбы с грозным врагом и проторенным путем через Кавказ двинулись в Переднюю Азию. Их же "Цари" (по всей видимости, главы семейных кланов и племенных союзов) отказались покидать родные степи и в ритуальной битве перебили друг друга, после чего были похоронены в устье Днестра в кургане.... Хотя это, скорее всего, просто красивая легенда.
Итак, киммерийцы вторглись в Переднюю Азию. На этот раз в полном составе. Мобильная армия, сплошь состоящая из конных лучников, владеющая незнакомой дотоле правителям Азии массовой коннострелковой тактикой, с легкостью одерживала победу за победой, неся смерть и разорение на захваченную территорию. Киммерийцы нанесли поражение Урартскому царю Русе-1 и появились в северных границах Ассирии. Предположительно, ассирийский царь Саргон-2 погиб в бою именно с киммерийцами в 705г. До н.э.
Нужно отметить, что Ассирия в то время в Передней Азии имела примерно такое же влияние, как США в современном мире, и составляла серьезную конкуренцию могучему Египту.
За киммерийцами в Переднюю Азию вторглись их преследователи - скифы. По какой причине трудно сказать. Толи киммерийцы перед отходом убили кого-то их скифской знати, толи у них имелось нечто ценное, что хотели добыть скифы. Толи из-за природной скифской вредности.
Когда произошло столкновение между скифами и киммерийцами, и чем оно закончилось - неизвестно. И было ли вообще это столкновение, трудно сказать. Но подлинно известно одно, в седьмом веке до н.э. оба народа наводили ужас на население Передней Азии. Запылали города, зашатались троны некогда могучих правителей. Это было первым таким крупномасштабным нашествием в истории. Первым переселением народов. Вот что пишут библейские авторы о нем:
"Вот идет народ из северной страны.....держит лук и короткое копье, жесток он!...Они не сжалятся! Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроились как один человек.... Народ издалека.... Народ древний, языка которого ты не знаешь.... Колчан его, как открытый гроб, все они люди храбрые.... Он пожнет твою жатву и хлеб твой, истребит сыновей и дочерей твоих, пожрет овец и коров твоих, пожрет виноград твой и смоковницы твои и разрушит мечом города твои, на которые ты надеешься".
В дальнейшем киммерийцы и скифы были основной воинской силой в странах Переднего Востока. Киммерийцы в основном поддерживали антиассирийскую коалицию. Но победы их продолжались не долго: ассирийцам удалось отбросить неприятеля. Ассирийский правитель Асаргаддон хвастливо сообщал о своих победах над киммерийцами в 679-678гг. до н.э. Против Ассирии сражались и скифы, но Асаргаддон сделал хитрый ход, выдав свою дочь за скифского царя. Бесхитростные народы были втянуты в политические интриги, став орудием в руках правителей Ассирии и Урарту. В 70гг. до н.э. киммерийцы вступают в союз с обеими державами, попросту становясь наемниками. В ассирийских источниках упоминается "начальник киммерийского полка". А в 676-674гг. до н.э. в союзе с Урарту степные варвары нападают на Фригию, полностью разорив это государство.
В середине седьмого века до н.э. киммерийцы совершают ряд набегов на греческие города на побережье Эгейского моря. Затем вторгаются в Лидию, захватив ее столицу Сарды.
Освободиться от киммерийского ига лидийцам удалось только в конце седьмого века до н.э. После этого воинственные киммерийцы исчезают с исторической сцены, растворяясь среди других народов. Цивилизация попросту впитала их, словно губка влагу. Подобная судьба будет ожидать в будущем еще многих завоевателей.
Но благодаря одному из основателей литературного стиля фэнтези Р.Говарду великий герой Конан - варвар продолжает жить на страницах множества книг. И как знать: может, по тем места, где сейчас расположены улицы южноукраинских городов, много лет назад скакал не своем верном коне неустрашимый Конан - варвар.