Впечатления от просмотра фильма Алексея Германа (младшего) "Довлатов".
Посмотрели сегодня с Ольгой фильм Алексея Германа (младшего) "Довлатов". Фильм сделан в жанре попытки продления литературного стиля Довлатова в кино. Реальной основы в фильме мало. Конечно, помимо главного персонажа, присутствуют Бродский, вторая жена Довлатова Елена, мать, дочь, какие-то знакомые... Но весь сюжет и большинство ситуаций и диалогов вымышленные. По сути, фильм - это визуальная фантазия Германа о явлении Довлатова.
На протяжении всего фильма писатель страдает от того, что его не печатают: "трудно, не являясь никем, оставаться собой", также весь фильм он ищет 25 рублей на куклу дочери. Вокруг реальность карикатурна. Поэтому не всё так безнадежно, тоска конечна. При этом снято красиво (знаменитая отцовско-сыновья германовская "дымка", непрерывная съемка... - киношники скажут точнее, как это всё профессионально называется). Смотреть надо на большом экране. Памятная многим советская канва жизни проступает с почти фотографической точностью. Ситуации интересные, тонкие, разговоры ироничные, прикровенные, вполне себе довлатовские... Вдумчиво-унылый стиль Германа (мл.), похоже, перекочевал из другого его фильма: за "Довлатовым" проступает "Бумажный солдат" с его отрешенной советской покинутостью, пессимизмом... Отдельная тема - сны Довлатова. То ему снится Брежнев, то армия, в которой он служил... Возможно, сны нужны для того, чтобы ещё более обнажить эфемерность и без того эфемерной советско-довлатовско-германовской реальности. Попытка и здесь пошутить. Это уже не "литература о литературе", а сон внутри сна, который видит человек, заснувший в процессе чтения записанного сна другого...
Эти сны как будто подчеркивают исчерпанность темы. Реальность вывернулась наизнанку и обратно не свернётся, исчезнет, уйдет в сны... Здесь виден какой-то метафизический конец. Появление этого фильма сейчас в чём-то симптоматично. Сейчас такое же застойное время, "зеро"... Поэтому в моде диссидентство, аполитичность, уход во внутреннюю (в том числе Интернет-) эмиграцию, т.ч. "Довлатов" ко времени... Однако, Россия за почти тридцать постсоветских лет всё же изменилась, она перестала быть литературоцентричной страной, где фигура писателя была сродни фигуре мага или пророка. Сейчас жалоба "не печатают" звучит комично: любой может выложить свои тексты в Сеть. Поэтому и диссидентская позиция всё же не современна. Время повального интеллигентского пьянства и кухонных споров прошло. Всегда ли уместно винить кого-то в собственной несостоятельности? Ценности и смыслы обесцениваются с невероятной скоростью. Культура слова и текста уступают место культуре действия и образа... Сейчас какая-то новая реальность. Но вот какая? Ответят ли нам на этот вопрос Довлатов, Бродский, Герман? Скорее всего, напрямую нет. Но в размышлении о прожитой эпохе, они, может быть, помогут нам осознать и настоящее и самих себя в этом настоящем. Смотрите фильм, думайте, ищите...