Аннотация: Первая публикация: www.portal-credo.ru, апрель 2012г.
По поводу статьи О.А. Седаковой "Светская культура и Церковь: поле взаимодействия" http://www.bogoslov.ru/text/2452194.html уже многие высказались...
Безусловно, это очень резонансная статья. Причем реакция на неё была из разных, зачастую противоположных церковно-публицистических лагерей. Есть те, кому статья очень понравилась (называть имена не буду). Есть и такие, кому совсем не понравилась - кто-то считает, что вопрос вдумчивого взаимопроникновения церковного и культурного миров не стоит. Это, как правило, фундаменталистский взгляд. Есть те, кто считает, что чересчур преувеличена роль С.С. Аверинцева как центральной фигуры "нового религиозного возрождения". Есть и те, кого коробит, что Ольга Александровна истинными наследниками С.С. Аверинцева считает не его коллег-гуманитариев, а православное мирянское движение "Преображенское содружество малых братств", основанное свящ. Георгием Кочетковым. Вот тут уж накалились эмоции!
Все эти мнения понятны, но я хотел бы сказать ещё об одном. А именно.
Ольга Александровна пишет: "как известно, Александр Пушкин и великий русский святой Серафим Саровский были современниками, но представить их встречу (их взаимное знание друг о друге) немыслимо. Светская культура послепетровского времени и церковная жизнь располагались в разных пространствах. Первым разрывом этой изоляции была эпоха Серебряного века".
Но это не совсем так. Действительно, Пушкин и Серафим Саровский не встретились. Но зато позже встретились и общались преп. Амвросий Оптинский и Ф.М. Достоевский. Оптина пустынь во второй половине 19-го века была тем местом встречи церкви и культуры: Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев, Соловьев... Я особенно выделяю именно встречу Достоевского и преп. Амвросия потому, что можно географически быть в одном месте, но духовно не войти во взаимодействие, а Достоевский и преп. Авмросий, на мой взгляд, действительно встретились в духовном смысле. И у этой встречи был плод, который повлиял с одной стороны на всю мировую культуру, а с другой - на русскую церковь, церковное возрождение и, в частности, на появление русской религиозной философии... Я говорю о романе "Братья Карамазовы", который во многом своими темами был обязан Оптиной пустыни... Не случайно говорят, что вся русская религиозная философия вышла из "Легенды о Великом инквизиторе".