"Духовные движения в РПЦ в ХХ веке: экклезиологический аспект".
С большим интересом и немалой пользой для себя как для историка Российской церкви ознакомился с бакалаврским сочинением А.Н. Дударева, рассмотревшего немногочисленные духовные движения среди российского церковного народа в истекшем веке с позиции экклезиологии. Исследователи российской истории в ХХ веке, в том числе и автор этих строк, обычно рассматривают её на макроуровне, идёт ли речь о Российской церкви как объекте той или иной политики или же о социальной проекции происходивших в ней процессов. В свою очередь тот микроуровень, который представлен в работе соискателя, весьма важен, поскольку духовные движения это и есть та евангельская "соль земли", которая способна, когда на то будет воля Божья, катализировать положительные процессы в церковном организме.
К теме своего исследования автор решил подойти систематически, предложив четыре экклезиологические модели: поместно-приходскую, евхаристическую, общинно-братскую и пневматологическую, причем не исключающие друг друга, а взаимно дополняющие одна другую. При этом оказалось, что рассмотренные им духовные движения: беседники, трудовое братство Н.Н. Неплюева, РСХД и Преображенское содружество малых братств так же не представляют ни одну из этих моделей в чистом виде, а являют их в тех или иных сочетаниях.
В целом, оценивая положительно работу А.Н. Дударева, полагая, что он справился с поставленной задачей и посему достоин учёной степени бакалавра богословия, хочу позволить некоторые замечания относительно его подхода к поместно-приходской модели, которая, как он справедливо отмечал, стала предметом критики со стороны богословов российского зарубежья.
Дело в том, что эта модель, понятно, что при всех своих исторических деформациях, не только оказывается нормативной на церковном макроуровне, но и имеет источник своего существования в Апостольском Предании. Автор приводит в качестве крылатой формулы выражение "где епископ там и церковь", правильно относя его принадлежность св. священномученику Киприану Карфагенскому (правда, к сожалению, без ссылки на источник). Однако здесь следует обратиться к более раннему автору - мужеапостольному Игнатию Антиохийскому (традиционно его мученическую кончину относят к 110 г., хотя современные исследователи полагают, что корпус его посланий сформировался уже в третьей декаде II в.), представляющему поколение непосредственных апостольских преемников, являющих собой в своих общинах-епархиях наместников Христа и литургов по преимуществу. В связи с этим представляет важность его формула, от которой формула св. Киприана должна рассматриваться как производная: "Где будет епископ, там должен быть и народ, также как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно" (Смирнянам, VIII).
В заключение хочу поблагодарить автора за доставленное удовольствие от чтения его работы и пожелать ему успехов в дальнейших научно-богословских трудах.
11 мая 2006г. Игумен Иннокентий (Павлов),кандидат богословия